Ермак Тимофеевич

редактировать
Русский казачий путешественник и пират
Ермак Тимофеевич
Ермак Тимофеевич.jpg Портрет Ермака, первого русского лидера разведки и географии, XVII века. завоевание Сибири
Родилсямежду 1532 и 1542 гг.. Вдоль реки Чусовой, реки Двины, реки Камы или Река Дон, Россия
Умер5 или 6 августа 1585 г. (43-53 лет). Сибиряк, Кашлык, ханство Сибирь, Россия
НациональностьРусский
Занятиесолдат, исследователь, носильщик, моряк, речной пират
Известен поКазак, руководивший освоением и завоеванием русскими Сибири, при царе Иване Грозном

Ермак Тимофеевич (русский : Ерма́к Тимофе́евич, IPA: ; родился между 1532 и 1542 годами, 5 или 6 августа 1585 года) был казак атаман и сегодня герой на русском языке лклор и мифы. В царствование царя Ивана Грозного Ермак начал русское завоевание Сибири.

Интересы русских пушного промысла подогрели их желание расширяться на восток в Сибирь.. Татарское Казанское ханство было основано как лучший вход в Сибирь. В 1552 году модернизированная армия Ивана Грозного свергла ханство. После захвата Казани царь обратился к могущественной и богатой купеческой семье Строгановых, чтобы возглавить экспансию на восток. В конце 1570-х годов Строгановы вербовали казачьих бойцов для вторжения в Азию от имени царя. Эти казаки избрали Ермака вождем своих вооруженных сил, и в 1582 году Ермак выступил с армией в 840 человек, чтобы атаковать Сибирское ханство.

26 октября 1582 года Ермак и его воины свергли Кучума. Татарская империя хана в Кашлыке в битве, ознаменовавшей «завоевание Сибири ». Ермак оставался в Сибири и продолжал свою борьбу с татарами до 1584 года, когда рейд, организованный Кучум-ханом, устроил засаду и убил его и его партию.

Особенности жизни Ермака, такие как его внешность, происхождение и даты событий, остаются предметом споров для историков, потому что тексты, документирующие его жизнь, ненадежны. Его жизнь и завоевания оказали глубокое влияние на сибирские отношения, пробудив интерес России в регионе и сделав Русское царство Однако агрессивной имперской державой к востоку от Урала.

Содержание

  • 1 Подлинность
  • 2 Ранняя жизнь
    • 2.1 Родословная
    • 2.2 Род занятий
  • 3 История завоеваний
  • 4 Завоевание Сибири
  • 5 Смерть Ермака
  • 6 Наследие
  • 7 Память
  • 8 В массовой культуре
    • 8.1 Кино
    • 8.2 Литература
    • 8.3 Народные песни и поэзия
    • 8.4 Живопись
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Источники

Подлинность

Портретная фантазия конца 18

О Ермаке меньше известно, чем о других исследователей и известных деятелей. Многое из того, что мы знаем о Ермаке, получено из фольклора и легенды. Современных описаний Ермака нет, все оценочные портреты. Одна из сибирских летописей, Ремезовская летопись, написанная более чем через сто лет после смерти Ермака, написанная как «плоского, чернобородого с кудрявыми волосами, среднего роста, коренастого и широкополого». плечи », но даже этот подробный отчет не является надежным, потому что рассказчик никогда не видел Ермака.

Помимо того, что его физические данные были неизвестны, подробности жизни Ермака и обстоятельства, приведшие к его поездке в Сибирь непонятны. Русский писатель Валентин Распутин сетует на недостаток информации о Ермаке, который мы имеем, огромный объем его вклада в российское общество. Наши знания о воспитании и путешествиях Ермака исследовали по сравнению со своими знаниями других исследователей, таких как Христофор Колумб. Историки сталкиваются с серьезными трудностями, пытаясь собрать воедино особенности жизни и подвигов Ермака, потому что два ключевых источника о Ермаке могут быть предвзятыми или неточными. Этими источниками являются Строгановская летопись, еще одна сибирская летопись и др. Строгановская летопись была заказана самой семьей Строгановых, поэтому она преувеличивает участие в покорении Сибири. Синодик - это отчет о походе Ермака, написанный через сорок лет после его смерти архиепископом из Тобольского Киприаном (Киприаном). Текст был сформирован на основе устного предания и воспоминания о его экспедиции, но почти наверняка на него повлияло желание архиепископа канонизировать Ермака. Сочетание забытых деталей с течением времени и приукрашивания или упущения фактов для того, чтобы Ермак был принят как святой, предполагает, что Синодик мог быть ошибочным. Хотя Киприану не удалось канонизировать Ермака, он попытался увековечить воина, которого он считал «Великим инквизитором» Сибири.

Эти документы, наряду с другими описывающими экспедициями Ермака, множеством противоречия, из-за правду о жизни Ермака трудно распознать. Хотя источники, на Ермаке, ошибочны, эти рассказы, наряду с фольклором и легендами, - все, на чем историки должны основывать свои знания; поэтому они широко признаны и считаются отражающими истину.

Ермака обычно описывают как жестокого, хитрого и смелого человека. Ему также нравилось называть себя «мы», а не «я». Эти описания могут быть связаны со стереотипными характеристиками казака. По словам Распутина, «казак [по-русски казак] - татарское слово, которое переводится как смельчак, смелый дух, человек, разорвавший связи со социальным классом». В официальных документах казаков называли «бомжами, ворами, разбойниками, дезертирами и беглыми крестьянами». Группа казаков возникла еще до появления России и впервые появляется византийским императором в III веке. Хотя у казачьих поселений были вожди (атаманы ) и законы, поселенцы не подчинялись царю или какому-либо другому ханству. Лишь после XVI века казаки оказались в тесной связи с русским царем. Ермак, олицетворение казачьей доброй воли, храбрости и жестокости, прославился своими подвигами на Волге.

Ранняя жизнь

Родословная

Донской казачий воин Ермак Тимофеевич был рожден у реки Чусовой на восточной окраине московских земель. Единственная информация о воспитании Ермака - из источника. Эта летопись, составленная тобольским извозчиком в 1760 году - спустя много времени после смерти Ермака - так и не была опубликована полностью, но в 1894 году пришел к выводу, что она, вероятно, представляет собой копию или пересказ оригинального документа XVII века. Согласно разделу летописи «О Ермаке и где он родился», дед Ермака, Афонасий Григорьевич Аленин, происходил из Суздаля северо-востока Москвы. Спасаясь от бедности, он перебрался на юг во Владимир, где стал кучером в муромских лесах. В муромских лесах воевода арестовал его за то, что он возил недобросовестных пассажиров-грабителей, нанявших его. Сын Афонасия (отец Ермака) Тимофей перебрался в Строгановские земли на Чусовой, чтобы заработать. По слухам, здесь родился Василий Тимофеевич Аленин, позже известный как «Ермак».

Занятие

Ермак работал в речном флоте Строгановых носильщиком и матросом, перевозившим соль по реке Кама и реки Волга. Устав от работы, он собрал банду, оставил работу и перебрался на Дон, чтобы стать речным пиратом. Среди своих товарищей по казачьим бандитам он получил прозвище Ермак.

До завоевания Сибири Ермак имел боевой опыт руководства казачьим отрядом царя в Ливонской войне 1558-83 И грабят торговые суда. Согласно легендам и народным песням, Ермак в течение многих лет участвовал в грабежах и грабежах Волги вместе с гетманом и четырьмя другими казачьими предводителями. Историк называет группу Ермака «его бандой головорезов». Как и многие другие казаки, банда Ермака занималась «воровской» торговлей [«воровским» ремеслом]. Казакам было свойственно заниматься пиратством на Азовском море или Каспийском море и грабить различные послов и русских или персидских купцов. Несмотря на то, что Ермак был бандитом, он заработал репутацию выдающегося и преданного русского бойца. Благодаря своему опыту участия в Ливонской войне, он изучил тактику войны и превзошел других гетманов в умениях.

История завоевания

Посланники Ермака на Красном крыльце перед Иваном Грозным; автор Станислав Якуб Ростворовский

В конце 1500-х годов, до экспедиций Ермака, русские попытались продвинуться на восток, в Сибирь, в поисках меха. При Иване Великом русские вошли в северо-запад Сибири, но «подойти к Сибири с этого направления оказалось слишком трудным и трудным даже в лучшие времена». Русские решили, что южный путь через татарское Казанское ханство позволит им легче проникнуть в Сибирь, но сначала нужно будет низвергнуть Казань. Первой иностранной целью Ивана Грозного после прихода к власти был захват Казани. Модернизированная армия Ивана Грозного оказалась успешной в начале октября 1552 года, и Иван начал открывать восток для предприимчивых русских людей, таких как Строгановы. Аника Строганов использовало бывшее Казанское ханство в качестве входа в Сибирь и основала частную империю на юго-западе Сибири.

После русского завоевания при Иване Грозном татарское ханство Казань вошла в составе Российской губернии Пермь. Иван Грозный очень доверял предпринимательской доблести Строгановых и подарил им Пермскую губернию в качестве финансового вложения, которое, несомненно, принесет пользу России в будущем. Царь также разрешил Строгановым расшириться на территории по рекам Тобол и Иртыш, принадлежавшие мусульманскому лидеру Кучум-хану. Строгановы отправились в экспедиции на восток, на нерусские территории. Они вторглись в Сибирское ханство, сестринское государство бывшего Казанского ханства, потому что оно сохраняло контроль над мехом Сибири на западе.

Во время русского завоевания Казани. в 1540-1550-х годах Сибирь переживала собственные конфликты с соперничающими кланами. Ханство находилось на непрочном до основания прихода Кучум-хана, потомка знаменитого Чингис-хана, в 1560-х годах. Кучум-хан нарастил союзников среди своих соседей и крымских татар, чтобы помешать экспансии Строгановых на Урал. В июле 1572 года Кучум совершил свой первый набег на Строгановские селения, в результате которого погибло почти сто человек. В 1573 году татарская армия расширилась и сменила руководство. Племянник Кучума взял на себя управление татарской армией. Строгановы поняли, что они не могли ожидать, что их поселенцы останутся на землях вокруг Перми, если они будут вести оборонительный бой. Царь разрешил семье Строгановых вторгнуться в Азию. Однако царь вскоре передумал и приказ Строгановым отступить из Сибири, опасаясь, что у России не будет ресурсов или людских ресурсов, чтобы свергнуть империю Кучум-хана.

Строгановы решили проигнорировать приказы царя и в конце 1570-х годов внуки Аники Строгановой Никита и Максим вербовали казачьих бойцов, чтобы они вели войну от их имени. Они избрали казачьего атамана Ермака Тимофеевича командиром казачьих дружин. Согласно Строгановской летописи, 6 апреля 1579 года, узнав о «смелости и храбрости» Ермака и его товарищей, Строгановы направили мужчинам письмо с просьбой приехать в их родовые имения в Чусовой и с призывом сражаться против татары во имя царя. Ермак был самым прославленным из новобранцев, он стал капитаном (атаманом) «покорения Сибири». Однако остается вопрос, действительно ли Ермак решил вести войну по собственному желанию, не будучи преследуемым Строгановыми. Этот вопрос возник из-за несовпадения повествований Строгановской летописи и другой сибирской летописи - Еспевской летописи. Строгановская летопись изображает семью как движущую силу кампании Ермака, в то время как Есиповская летопись даже не упоминает о семье. Возможно, Строгановы рассказали эту историю так, чтобы русский народ почувствовал себя так же в долгу перед ними, как и перед Ермаком, за покорение Сибири. Сибирские историки расходуются во мнениях по этому поводу: одни считают, что Строгановы стояли за кампанию Ермака, другие полагают, что они не участвовали в нем.

Покорение Сибири

Ермак использовал речные волынки перейти от реки Чусовой к реке Тагил

Ермак был официально завербован Строганов весной 1582 года. Его целью было «фактическое владение страной по Тоболу». и Иртыш, который уже де-юре находился во владении Строгановых по царской грамоте 1574 года ». Конечной целью Строгановых было открыть южный проход к Мангасее, чтобы получить доступ к его мехам. Сибирское ханство перекрыло дорогу с Урала на Мангасею. После свержения ханства конечной точки пути Ермака в пять тысяч миль стал Берингов пролив. Ермак возглавил небольшую армию из 840 человек, состоящую из 540 его собственных сторонников и трехсот, поставленных Строгановыми. Его армия состояла из «русских, татар, литовцев и немцев». Литовцы и немцы в составе экипажа пришли с литовского фронта. Никита и Максим Строгановы потратили двадцать тысяч рублей из своих богатств на то, чтобы вооружить армию лучшим оружием. Это было особенно выгодно русскому отряду, потому что у их татарских противников не было промышленного оружия. По словам российского историка Брюса Линкольна, «луки, стрелы и копья», татар выступили против «фитильных мушкетов, сабель, пики и нескольких небольших пушек» команды Ермака. Однако по российскому писателю Юрия Семёнова, «Ермак не имел пушки, и лишь небольшая часть его людей носила огнестрельное оружие. У казаков не было ни одной лошади, а Кучум и его люди были верховыми. Его кавалерия могла быстро двигаться в любом направлении, а казаки были привязаны к своим плотам, которые были гружены всем их ихасами ».

Ермак впервые отправился в путь через Сибирь из пограничного форта в Перми на реке Чусовая. Река 1 сентября 1582 года, хотя другие источники утверждают, что он, возможно, начал свою кампанию в 1579 или 1581 году. При плавании по рекам команда использовала лодки с высокими бортами, пришедшие из России. Во время своего путешествия они высокие борта местных союзников действовали как щиты. При переходе через Урал казакам приходилось носить свое имущество на спине, потому что у них не было лошадей. Через два месяца армия Ермака наконец перешла Урал. Они пошли по реке Тура и оказались на окраине империи Кучум-хана. Вскоре они достигли столицы королевства Кашлыка. 23 октября 1582 г. армия Ермака вела битву у Чувашского мыса, положившую начало трехдневным боям против племянника Кучума Мехмет-кула и татарской армии. Пехота Ермака заблокирован атаку татар массированным мушкетным огнем, в результате чего Махмет-Куль был ранен, а татары не смогли убить ни одного русского. Ермаку удалось захватить Кашлык, и битва ознаменовала «завоевание Сибири». Строгановская летопись этой реакции Кашлык и успех Ермака:

Хан Кучюм, видя его разорение, потерю своего царства и богатства, сказал всем своим людям с горьким плачем: «О мурзы и князья, бежим без промедления.. Строгановыли мне против меня простых людей из своих крепостей, чтобы отомстить мне за зло, которое я причинил; они послали атаманов и казаков, Ермака и его товарищей, с немногочисленными их людьми. Он напал на нас, победил нас и причинил нам такой большой вред ».

Пока Ермак сумел взять Кашлык, битва сократила его казачье войско до 500 человек. Ермак тоже столкнулся с проблемой снабжения. Хотя армия нашла в татарском городе такие сокровища, как мех, шелк и золото, ни еды, ни провизии не осталось. Жители также бежали из города, не обращаясь к ним за помощью. Однако через четыре дня после того, как Ермак потребовал Кашлыка, люди вернулись, и Ермак вскоре подружился с остяками людьми. Остяки официально заявят о своей верности Ермаку 30 октября, дополнив свое обещание доставкой еды в город.

Василий Суриков, «Покорение Сибири Ермаком»

Ермак использовал остяк собирает дань, чтобы накормить свой отряд казаков всю зиму. Однако этих припасов недостаточно, и вскоре казаки отправились в пустыню ловить рыбу и охотиться. Задача казаков не была легкой, поскольку, хотя Ермак победил татар, они продолжали преследовать казаков, не позволяя Ермаку установить полный контроль над регионом. Решительный удар татары нанесли 20 декабря, когда отряд казаков из двадцати человек был обнаружен и убит. После того, как они не вернулись, Ермак покинул город, чтобы провести расследование в конце концов наступив, что Махмет-Кульился от своего предыдущего боя и несет ответственность за убийство казаков. Затем Ермак вступил в бой с Махмет-кулом и его войсками, снова нанеся ему поражение.

Поражение Махмет-кула дало казакам короткую передышку. Однако в апреле 1583 года он вернулся в регион. По злополучной иронии судьбы Махмет-Куль попал в засаду и был захвачен небольшой группой казаков, численность которой была представлена ​​от 10 до 50. Через несколько дней после поимки Махмет-Куль послал гонца в Кучум о том, что он жив и здоров. Он также просил хана прекратить нападение на казаков и приносящих дань Ермаку. Ермак, воспользовавшись перерывом в боевых действиях, двинулся вниз по Иртышу и Оби, чтобы завершить покорение местных племенных князей. Вскоре он встретил остяков, укрепившихся в крепости на берегу Иртыша с 2000 верными бойцами. Сообщается, что Ермаку и его людям потребовалось много времени, чтобы прорвать их оборону из-за того, что Демиан обладал позолоченным идолом. В конце силы Ермака взяли верх; однако при входе в форт идола не нашли. Разогнав группу священников и воинов, размахивая огнестрельным оружием, Ермак решил покорить самого остякского князя региона Самара, который объединил силы с восемью другими князьями. Ермак, заметив, что Самар не смог связать охрану вокруг своего лагеря, совершил внезапную атаку, убив Самара и распустив его войска. Тогда Ермак смог получить дань от восьми других князей. После этого завоевания он продолжил спуск по реке, сумев захватить ключевой остякский городок. Друг Ермака, атаман Никита Пан, и несколько казаков погибли в бою. Затем Ермак направил свои войска вниз по реке Обь, захватив несколько небольших фортов. Достигнув точку, в которой река расширилась до точки на три-четыре версты, Ермак остановил поход и вернул свои силы в Кашлык.

Вернувшись в Кашлык, Ермак решил сообщить Строгановым и царю о том, что его завоевания. Хотя его причины для этого неясны, помимо желания очистить свое имя от предыдущих проступков, Ермак также отчаянно нуждался в припасах. С этой целью он послал своего доверенного поручика Ивана Кольцо с полусотней человека, два письма (по одному Строгановым и Ивану Грозному) и большой ассортимент мехов для царя. Точная сумма, отправленная царю, оспаривается, так как описываются от 2500 до 5000 и до шестидесяти мешков мехов. Приезд Козо к Строгановым был своевременным, поскольку Максим Строганов только что получил письмо от Ивана, в котором он осуждал Ермака и грозил ему и его последователям смертью. Кользо, принесший известие о поражении Кучума, захвате Махмет-кула и покорении татарских земель, был таким образом принят вздохнувшимся Максимом. Максим обеспечил Кольцо жильем, едой и деньгами, прежде чем отправить его в путь.

Кольцо по прибытии в Москву получил аудиенцию с Иваном, несмотря на москвич награду за его голову. В ущерб интересам Москвы только что закончилась Ливонская война, и Иван начал получать сообщения о набегах на Пермь местных соплеменников, что приводило его в плохое настроение. Прочитав известие Кольцо о расширении его владений, Иван обрадовался, сразу же простил казаков и объявил Ермака героем первой степени. Торжественная атмосфера распространилась по всему городу: по всей Москве звонили в церковные колокола, прославляя Ермака. Тогда Иван приготовил для Ермака набор подарков, в том числе его личную меховую мантию, кубок, два доспеха, украшенных бронзовыми двуглавыми орлами, и деньги. Также Иван приказал послать отряд стрельцов для подкрепления Ермака. Отчеты расходятся относительно того, было отправлено 300 или 500 человек. Строгановым также было приказано поддержать эту группу еще пятьдесят человек по прибытии в Пермь. Иван присвоил Ермаку титул «князя Сибири», который также приказал отправить Махмет-куля в Москву.

Вернувшись в Кашлык, Кользо сообщил Ермаку о царском повелении Махмет-куля в Москву. ему. Ермак, понимая, что это устранит единственный Кучума к тем не менее подчинился царю миру и организовал его транспорт. Неудивительно, что силы Кучума начали увеличивать частоту своих набегов. Ермак оказался в затруднительном положении, так как долгая зима не позволила собрать припасы и дань, а царское подкрепление еще не прибыло. По приказу царя Строгановы выделили в отряд подкрепления пятьдесят конников. Однако лошади замедлили отряд к ползанию по сибирскому ландшафту, и они даже не пересекли Урал до весны 1584 года.

В сентябре 1583 года прозвучал призыв о помощи от татарского лидера по имени Карача. был доставлен к Ермаку с просьбой о помощи против ногайских татар. Ермак, опасаясь Карачи, но тем не менее готовый помочь, выставил Кольцо с отрядом из 40 казаков. Карача, однако, нельзя было доверять, так как Кольцо и его люди попали в засаду и были убиты. Теперь без Кольцо у Ермака осталось чуть больше 300 человек. Почувствовав ослабление власти Ермака, племена, ранее находившиеся под его контролем, взбунтовались, и вскоре Кашлик попал под осаду коллективного войска татар вогулов и остяков. Они ловко окружили город вереницей фургонов, не допуская проезда в город и из него, защищая огнестрельного оружия русских. Ермак, несмотря на ограниченные запасы, выдержал блокаду три месяца. Однако казачество не могло длиться вечно, и пасмурной ночью 12 июня 1584 года Ермак решил действовать. Скрытно проникнув в ряды повозок, люди Ермака смогли во сне удивить собравшиеся силы, убив большое количество. Войска Карачи были застигнуты врасплох, Ермак смог поднять с баррикады значительное количество провизии. Карача, не выполнивший свою миссию, был наказан Кучумом, приговорив двух сыновей Карачи к смертной казни. Карача, подпитываемый потерей своих сыновей, перегруппировал местный племена и на следующий день вернулся для штурма Ермака. Силы Карачи, однако, смогли убить сокрушительное поражение, так как казаки смогли убить сотню человек, это при убив всего две дюжины собственными.

Побежденный и опозоренный, Карача бежал на юг, к тому месту, где ждал Кучум. Освободившись от заточения, Ермак перешел в наступление, захватив многие города и крепости к востоку от Кашлыка и расширившее царство владычество. Уже восстановив лояльность восставших племен, Ермак продолжал плавать по Иртышу все лето 1584 года, чтобы покорить племена и потребовать дани. Хотя он попытался найти Карачу, Ермак в конечном итоге не увенчался успехом. Кроме того, хотя Ермаку удалось восстановить лояльность племен, его люди теперь почти полностью остались без пороха. Что еще хуже, когда прибыло его подкрепление, они были совершенно измотаны и истощены цингой. Действительно, многие люди, включая их командира, не выжили во время путешествия. Таким образом, помимо проблемы эскалации боевых действий, их нехватка усугублялась прибытием большего количества мужчин. В конце концов, как сообщается, ситуация стала настолько ужасной, что люди Ермака обратились к каннибализму, поедая тела умерших.

Смерть Ермака

Точные подробности смерти Ермака утеряны для истории, но легенда сохранила несколько вариаций счета. С наступлением и обострением нехватки Продовольствие народ Ермака вступил в пору голода. Кучум, зная об этом, устроил ловушку. Наиболее распространена версия о том, что Кучум намеренно слил информацию Ермаку, которая утверждена, что бухарские купцы из Средней Азии, путешествовавшие с большим количеством еды, не могли передвигаться из-за людей Кучума. В августе 1584 года Ермак выступил с отрядом людей на свободу торговцев. Посчитав сообщения ложными, Ермак приказал вернуться в Кашлык. То ли из-за продолжающегося шторма, то ли из-за того, что люди устали вверх по течению, отряд Ермака остановился на небольшом острове, образованном двумя рукавами Иртыша, и разбил лагерь в ночь с 4 на 5 августа 1584 года., люди защиты Ермака заснули без охраны. Кучум же шёл за партией Ермака и поджидал. Около полуночи силы Кучума переправились через реку; их приближение было скрыто громкостью бури и темнотой ночи. Татары Кучума напали на людей Ермака так быстро, что они не могли использовать ни ружья, ни оружие, и последовала резня. Сообщается, что в результате возникшего хаоса все, кроме трех человек с российской стороны, были убиты, включая Ермака. Легенда гласит, что, сражаясь с захватчиками и получив ножевое ранение в руку, Ермак, обнаружив, что их лодки были смыты штормом, попытаться перейти реку. Из-за веса доспехов, подаренных ему царем, Ермак опустился на дно и утонул. По крайней мере, один выживший, не обремененный такой тяжелой броней, смог бежать через реку и вернуться в Кашлык с новостями о смерти Ермака.

Тело Ермака перенесли вниз по реке, где, как говорят, семь дней спустя были найдены татарским рыбаком по имени Яниш. Труп Ермака, легко узнаваемый по орлу на доспехах, раздели и повесили на раму из шести шестов, где в течение шести недель использовалось его тело для тренировок по стрельбе. Однако говорят, что животные не питались им, и его не издавало запаха, и что труп вызывал у людей страх и кошмары. Приняв во внимание эти приметы, татары похоронили его как героя, убив во имя его тридцать волов. Его ценные доспехи в конце концов были розданы татарским вождям.

Наследие

Получив известие о смерти Ермака, казаки сразу же деморализовались. Первоначальный отряд людей уменьшился до 150 бойцов, и теперь командование перешло к Глухоффу, которое царь доставил Ермаку. Вскоре казаки решили оставить Кашлык и отступить в Россию. Прежде чем отправиться на большое расстояние, они наткнулись на группу из подкреплений, присланных царем в качестве дополнительных сил. На этом подъеме удачи банда Ермака решила вернуться в Кашлык и укрепить свои позиции в соответствии с волей царя. Однако быстрые и проницательные татары были проинформированы о бег группы и почти сразу же вернули город, предотвратив любой мирный повторный захват своей бывшей цитадели. Хотя позиции татар казались сильными, их больше не флагл Кучум, утративший свою власть, и поэтому они не были такими стабильными, как раньше. Кроме того, вскоре прибыло еще триста подкреплений от царя, чтобы присоединиться к русским. Возглавляемые Чулковым эти новые силы увеличили боевую мощь партии. Однако, несмотря на беспокойство одного предложения новобранцев, русские не предприняли еще покушения на Кашлык. Вместо этого, в кульминации событий, последовавших за фатальным падением Ермака, в 1587 году они основали новое поселение на месте того, что стало сразу Тобольском, в удобных двенадцати милях от Кашлика. Хотя татары быстро начали набеги на своего знакомого врага, через короткое время они прекратились, оставив русских в их новом городе.

Героические усилия Ермака на Востоке России заложили основу для будущей российской экспансии и заселения. Вскоре после того, как Ермак и его первоначальный отряд отправились в Сибирь, ими последовали купцы и крестьяне, надеясь использовать часть богатства пушнины, изобилующей в этой стране. Эта тенденция росла в геометрической прогрессии после смерти Ермака, поскольку его легенда быстро распространилась по владениям, а вместе с ней и новости о стране, богатой мехами и уязвимой для российского влияния. Вскоре последовали попытки колонизации: Тюмень, первый известный город после смерти Ермака, основан в 1586 году. Заселение этой территории способствовало становлению и развитию сельского хозяйства Сибири. Фактически, некоторые из этих фермеров были солдатами, которые выращивали себе пропитание по необходимости.

Ермак создал прецедент участия казаков в сибирской экспансии, и исследования и завоевания этих людей были ответственны за многие дополнения к Российской империи на востоке. После первоначального возвращения казаков вскоре после смерти Ермака, под руководством Бориса Годунова начался амбициозный проект укрепления. Его достижения, в том числе расширение защиты россиян в регионе, заставят еще больше предпринимателей перебраться в Сибирь. В 1590 году Тобольск стал известен как главный город и административный центр региона. Продолжал расти и пушной промысел, чему способствовали казаки, которые в 1593 г. основали торговый центр Березов на реке Обь на шестьдесят четвертой широте. Продолжала распространяться практика сбора меховых дани с аборигенов, и в XVII веке такие меха составляли 25-33% доходов царской казны. Таким образом, уже через пятнадцать лет после смерти Ермака бассейн реки Оби действительно стал регионом российского влияния. Несмотря на это, русские не почивали на лаврах, и отношение и темп экспансии, начатые Ермаком, продолжались и в 17 веке. Действительно, в течение первой половины столетия в 1619 году был основан форт Енисейск, город Якутск основан в 1632 году, и был сделан важный подвиг по достижению Охотского моря на р. Тихоокеанское побережье в 1639 году. На протяжении всех этих кампаний влияние Ермака было неоспоримым, так как темп, достигнутый им за относительно короткое время в Сибири, возвестил новую эру русского первопроходца.

Жизнь и завоевания Ермака были значительными влияние на политику России в отношении Сибири и попытки колонизации, последовавшие за этим сдвигом. До соглашения Ермака со Строгоновыми отношение россиян к сибирским просторам было сосредоточено прежде всего на обороне, а не на агрессии. Главным приоритетом было отражение татарских орд, и, как показывает письмо Ивана Строгоновым, центральное правительство редко вмешивалось, если племенам не удавалось проникнуть на территорию России. Ситуация, конечно, изменилась с появлением Ермака, чьи триумфы показали, что татар можно поставить в оборону и что Россия теперь может утвердиться в качестве агрессивной силы на Востоке. Ермак также изменил участие царя в сибирских делах. Обращаясь за помощью к царю, Ермак заручился поддержкой правительства; действительно, именно подкрепление от царя укрепило российское присутствие в регионе сразу после смерти Ермака. Это новообретенное обязательство и участие в этой области лучше всего выражается принятием Иваном титула, присвоенного ему Ермаком: «Царь Сибирский». Новаторство Ермака в дальнейшем позволило этой системе существовать, потому что она зависела от успеха, которого он достиг в сборе дани от покоренных народов. Как и Ермак, будущие войска были посланы с пониманием того, что необходимо будет дополнить их базовую плату сокровищами и данью, полученными в результате завоеваний. Без этой системы маловероятно, что такая договоренность могла бы быть реализована.

Будущие исследователи также заметили бы стратегию Ермака в приближении к сибирским землям, которые, в отличие от многих других попыток колонизации, уже имел установленную имперскую власть. Однако Ермак мудро признал, что территории Кучума не были объединены. Ермак отмечал, что многие из этих народов были не более чем вассалами и что они были весьма разнообразны с точки зрения расы, языка и религии. В отличие от Кучума и его мусульманских татар, многие из этих групп были язычниками. Из-за суммы этих различий многие просто платили дань, чтобы избежать неприятностей, и не имело большого значения, кому была выплачена дань. Таким образом, уникальная сила Ермака заключалась в том, чтобы распознать общую картину и использовать ее в своих интересах, сначала выявляя, а затем применяя быстрые и эффективные способы установления влияния в регионе.

Действия Ермака также изменили значение слова Казак. Пока неясно, имела ли группа Ермака какое-либо отношение к яикским или уральским казакам, но известно, что их компания ранее была запрещен правительством России. Однако, отправив письмо и своего доверенного поручика Ивана Кольцо Ивану Грозному, Ермак в одночасье превратил казака из бандита воина, признанного московским царем. Теперь казаки Ермака были эффективно включены в военную систему и поддерживали поддержку от царя. Это новое устройство также служило своего рода клапаном для сброса давления для казаков, которые давно доставляли неприятности на российскую границу. Отправив как можно больше из них дальше на восток, в непокоренные земли, растущим и прибыльным землям на границах русской территории была дана передышка. Таким образом, призыв Ермака о помощи породил новый тип казаков, которые, в силу своего правительства, будут пользоваться благосклонностью будущих российских правителей. Несмотря на этот новый сдвиг в ориентации, стоит отметить, что название «казак» осталось в Сибири и что солдаты, посланные в качестве подкрепления, часто принимали это название. Более того, эта перестановка не обошлась без критики, и некоторые считали Ермака изменником казачьей фамилии. Такие недоброжелатели видели в смерти Ермака наказание за то, что он отказался от казачьего кодекса и стал пешкой царя. Соответственно, именно его доспехи, сам символ царя, повлекли его к судьбе.

Реликвии Ермака также продолжали обладать властью и престижем спустя годы после его смерти. В частности, поиск его доспеховуетул как минимум один элемент сибирских отношений. Спустя десятилетия после смерти Ермака вождь монголов, который помогал российскому правительству, подошел к воеводе из Тобольска и попросил его помочь в приобретении предмета во владении татарина, предположительно доспехов Ермака. Причина, по которой он обратился к воеводе, заключалась в том, что татары ранее отказали ему в торговле после того, как предложили им десять рабских семей и тысячу овец. Татары, несмотря на то, что были уверены в божественных свойствах доспехов, согласились на продажу при участии воеводы. Вскоре после этого монгол, убедившись в силе доспехов Ермака, отказался обслуживать российское правительство, потому что он больше не боялся их мощи.

Поминовение

Статуя Ермака в Новочеркасске

Русские люди по-разному отдают дань уважения легенде о Ермаке.

Ермак на Тысячелетие России памятник в Новгороде Ермак на российской почтовой марке (2009)

В его честь установлено множество статуй и памятников по всей России. В. А. Беклемишев начал свой проект строительства памятника Ермаку в 1903 году на Соборной площади Новочеркасска, столицы страны донских казаков. На памятнике Ермак изображен с полковым знаменем в левой руке и парадной фуражкой своего соперника Кучум-хана в правой руке. На оборотной стороне памятника написано: «Донскому казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу, покорителю Сибири от благодарного потомства. К 300-летию Донского казачьего войска. Он скончался на волнах Иртыша 5 августа 1584 года ». Некоторые считают, что Ермак родился в станице Качалинская на Дону. Хотя этот регион долгое время считал Ермака одним из своих, нет никаких свидетельств того, что он родился здесь или когда-либо посещал его.

Есть также статуя Ермака в Тобольске и одна в штате Русский музей в Санкт-Петербурге по проекту М.М. Антолькольского.

Два ледокола носят имя Ермака. первое, построенное в Ньюкасле, Англия, в 1898 году, было одним из первых крупных судов этого типа, когда-либо построенных, а второе, вступившее в строй в 1974 году, было первым впечатляющего нового типа корабля.

В память Ермака на верхнем Иртыше есть город, названный его именем. Точно так же гора в Пермском крае, состоящая из трех скал, называется Камнем Ермака в честь Ермака. Легенда гласит, что Ермак и его отряд прошли одну из суровых сибирских зим на склоне утеса.

В массовой культуре

Ермак - важная героическая фигура в русской истории, изображенная в кино, литературе, стихи, песни и картины.

Фильм

Ермак появляется в фильме 1947 года «Сказание о земле сибирской» режиссера Ивана Пырьева. В фильме рассказывается история пианиста по имени Андрей, который переезжает в Сибирь, чтобы работать на бумажной фабрике, после того, как был ранен во время Второй мировой войны и потерял веру в музыку. Оказавшись в Сибири, Андрей воссоединяется с певицей, в которую был влюблен в Москве. Когда из их второй встречи ничего не выходит, он направляется далеко на север, в Сибирь, и настолько очаровывается мощью советских стройплощадок, что сочиняет хоровую симфонию под названием «Сказка о сибирской земле». Затем снова воссоединяется Андрей. с любимой, которая находит его в глубине Сибири. Вдвоем они едут в Москву, где в Консерватории исполняется симфония Андрея. Симфония рассказывает историю его жизни, представляя зрителям «таинственный, дикий, серебристо-серый» пейзаж Сибири. Показывая «крайнюю мощь земли», он передает «крайний героизм русского и советского завоевания Сибири». Симфония представляет Ермака как могущественного деятеля, который «пробился сквозь туман и туман на битву с Сибирью». Затем в фильме начинается визуальный монтаж, прослеживающий историю России и представление русского пейзажа с течением времени. Ермак показан как «герой пантомимы», ведущий свои войска в бой. Саймон Франклин и Эмма Виддис описывают, что «здесь режиссер задействует народное воображение, и пейзаж, который он вызывает, явно является пейзажем эпоса. Когда битва заканчивается, мир природы сам выражает величие подвига Ермака. Огонь превращается в молнию, а затем начинается дождь: покорение стихии завершено, природа склоняется перед лицом русской силы, и Сибирь покоряется ». Затем монтаж смещается, чтобы показать пейзаж более мягким, плоским и нежным. Андрей продолжает описывать процесс, посредством которого потомки Ермака продолжали доминировать в Сибири. В конечном счете, Ермак изображается как герой, положивший начало завоеванию, сформировавшему всю Россию.

В 1996 году режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков сняли фильм «Ермак», историческую драму о покорении Сибири, в которой снялись Виктор Степанов, Ирина Алфёрова и Никита Джигурда.

Литература

  • Покоритель Сибири Ермак (1899) - Лев Толстой
  • Ермак, Завоеватель (1930) - роман Петра Николаевича Краснова
  • Гуляй-Волга (1930) - роман Артема Веселого
  • Казаки (1969) - Филиппа Лонгворта, исторический очерк казачьего опыта в России, где представлены портреты известных казачьих вождей Ермака, Богдана Хмельницкого и Степана Разина
  • Поход Ермака в Сибирь (1974) - перевод с русского Татьяны Минорской и Дэвида Вилемана и отредактированный, с введением и примечаниями, Теренсом Армстронгом
  • В дополнение к его документальным изображениям в книгах l Как уже упоминалось выше, Ермак и его завоевательные экспедиции упомянуты в Руководстве по выживанию зомби от Макса Брукса, а также в сопутствующем комиксе Записанные атаки, в котором экспедиционный отряд Ермака захватывает сибирское поселение неизвестного азиатского племени, участвуя в резне и каннабализме, перед тем как уступить возрожденной, очевидно зомбированной женщине, которую они выкопали, оставив только одного выжившего.

Народ песни и стихи

О Ермаке много народных песен и стихов, которые отражают наше видение героя. Прослеживая трансформацию народных песен и стихов о Ермаке после его смерти, можно увидеть, как его статус как легендарной личности со временем развивался.

Было собрано и распространено по всему миру более 150 песен о подвигах Ермака. вся Россия с 18 века. 35 из этих песен собраны в тексте В.Т. Миллера «Исторические песни русского народа XVI-XVII веков». В одной песне рассказывается, как «люди Ермака убивают московского посла в Персии по имени Семен Константинович Карамышев», в то время как другие говорят о пиратстве и грабежах Ермака с его казачьей бригадой. Хотя большинство народных песен не совсем соответствуют историческим повествованиям о жизни Ермака, между разными песнями есть много общего и много общего. Часто существует несколько версий одной и той же песни, которые разделяют одни детали, но отличаются от других.

I. И. Дмитриев (1760–1837) написал драматическую поэму «Ермак», а К.П. (1795–1826) в 1821 году написал стихотворение «Смерть Ермака».

Живопись

  • «Покорение Сибири Ермаком» (1895) Василия Сурикова, находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
  • различные картины Семена Ремезова в Ремезовская летопись

См. также

Викискладе есть материалы, связанные с Ермаком.

Примечания

Ссылки

Эта статья включает текст из Большой советской энциклопедии

  • Армстронг, Теренс Э. Поход Ермака в Сибирь: Подборка документов. Лондон: Hakluyt Society, 1975.
  • Байкалов, Анатоль Викторович. Покорение и колонизация Сибири. Славянское и восточноевропейское обозрение 10, вып. 30 (1932): 557-571.
  • Бишер, Джейми. Белый террор: казачьи полководцы Транссиба. Лондон: Фрэнк Касс, 2005.
  • Крессон, В. П. Казаки: их история и страна. Нью-Йорк: Брентано, 1919.
  • Чаплика, мисс, и Лесли Уркхарт. Будущее Сибири: дискуссия. Географический журнал 51, вып. 3 (1918): 159-164.
  • Федоров Николай В. Советские коммунисты и история России: кадр во времени. Коммак, Нью-Йорк: Nova Science, 1997.
  • Франклин, Саймон и Эмма Виддис. Национальная идентичность в русской культуре: введение. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2004.
  • Хейвуд, А. Дж. Сибирь: история культуры. Oxford: Oxford University Press, 2010.
  • Хоу, Соня Э.. Некоторые русские герои, святые и грешники, легендарные и исторические. Лондон: Уильямс и Норгейт, 1916.
  • Кернер, Роберт Джозеф. Движение на Восток в России: некоторые наблюдения относительно его исторического значения. Беркли: Pacific Historical Review, 1948.
  • Кивельсон, Валери А. Картографии Царства: Земля и ее значения в России семнадцатого века. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 2006.
  • Ландерс, Брайан. Империи врозь: история американского и российского империализма. Нью-Йорк: Pegasus Books:, 2010.
  • Линкольн, В. Брюс. Покорение континента: Сибирь и русские. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1994.
  • Лонгворт, Филип. Казаки. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1969.
  • Мэннинг, Кларенс Август. «Ермак Тимофеевич в русской народной поэзии». Журнал Американского восточного общества 43 (1923): 206-215. https://www.jstor.org/stable/593339 (по состоянию на 13 января 2012 г.)
  • March, G. Patrick. Восточная судьба: Россия в Азии и северной части Тихого океана. Westport, Conn.: Praeger, 1996.
  • «Памятник легендарному казаку Ермаку - Достопримечательности». Официальный сайт города Новочеркасска. http://www.novochgrad.ru/en/sights/id/1873.html (по состоянию на 14 января 2012 г.)
  • Наумов И.В. и Дэвид Норман Коллинз. История Сибири. Лондон: Рутледж, 2006.
  • Перхавко, Валерий. Мягкое золото. Наука в России 4 (2008): 50-56.
  • Распутин, Валентин. Сибирь, Сибирь. Evanston, Ill.: Northwestern University Press, 1996.
  • Семенов, Юрий. Покорение Сибири. Эд. Э. У. Дикс. Лондон: G. Routledge Sons, Ltd., 1944.
  • Stites, Richard. Российская популярная культура: развлечения и общество с 1900 г. Кембридж, Англия: Cambridge University Press, 1992. Print.
  • Райт, Г. Фредерик. Азиатская Россия. Нью-Йорк: McClure, Phillips co., 1902.
  • «Ермак (1996) - IMDb.» База данных фильмов в Интернете (IMDb). https://www.imdb.com/title/tt0126894/ (по состоянию на 17 января 2012 г.).

.

Последняя правка сделана 2021-06-22 12:50:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте