2012 издание | |
Автор | |
---|---|
Оригинальное название | မဟာ ရာဇဝင် သစ် |
Страна | Королевство Бирма |
Язык | Бирманский |
Серия | Бирманские хроники |
Жанр | Хроники, История |
Дата публикации | 1798 |
Предыдущий | Маха Язавин |
За ним | Хманнан Язавин |
Маха Язавин Тхит (бирманский : မဟာ ရာဇဝင် သစ်, произносится ; букв. 'New Great Chronicle ; также известный как Мьянма Язавин Тхит или Язавин Тхит ) является национальной хроникой Бирмы (Мьянма). Завершенная в 1798 году, летопись была первой попыткой двора Конбаунгов обновить и проверить точность Маха Язавина, стандартной хроники предыдущей династии Таунгу. Его автор изучил несколько существующих письменных источников и более 600 каменных надписей, собранных по всему королевству в период с 1783 по 1793 год. Это первый исторический документ в Юго-Восточной Азии, составленный с учетом эпиграфических свидетельств.
Хроника обновляет события до 1785 года и содержит несколько исправлений и критических замечаний к более ранним хроникам. Однако хроника не была принята хорошо и в конечном итоге отвергнута королем и двором, которые сочли критику более ранних хроник чрезмерно резкой. Он стал известен как А-пэ-ган Язавин (အပယ်ခံ ရာဇဝင်, «Выброшенные хроники»).
Тем не менее, когда Хманнан Язавин, первая официально принятая хроника династии Конбаунг, появилась в В 1832 году он включил многие исправления Язавина Тхита, в частности даты царствования царей языческого периода. Современные ученые отмечают новаторское использование в хронике эпиграфики, но не находят резкой критики хроники. Скорее, ученые утверждают, что для критики и исправлений хроника в значительной степени сохраняет традиционные повествования и «была - как и везде в мире - написана с дидактическими намерениями».
Сегодня она остается одной из малоизвестных хроник.
Хроника иногда упоминается как Мьянма Язавин Тхит, букв. "Новая хроника Мьянмы" . Однако Тхоу Каунг, бывший главный библиотекарь Центральной библиотеки университетов в Янгоне, пишет, что оригинальное имя, найденное в двух сохранившихся оригинальных рукописях, хранящихся в Центральной библиотеке, - Маха Язавин Тхит. и что название «Мьянма» было вставлено в заголовок в 1968 году издателем этого издания. Тоу Каунг добавляет, что копия 1968 года была найдена международными учеными, которые впоследствии сообщили о хронике под именем Мьянма Язавин Тхит . Имя Мьянма Язавин Тхит продолжает использоваться в англоязычных произведениях.
Хроника берет свое начало в, казалось бы, не связанном с этим королевском проекте. 24 июля 1783 года король Бодавпая издал королевский указ: (1) собирать каменные надписи из всех важных монастырей и пагод по всему королевству, (2) изучать их для разграничения религиозных glebe земли из налогооблагаемых земель и (3) при необходимости переделать надписи. Он поручил эту работу своему бывшему наставнику и главному министру внутренних дел, а также другому высокопоставленному министру. Два министра переместили сотни надписей в тогдашнюю столицу Амарапура и начали их изучать.
Хотя цель проекта заключалась в проверке претензий на не облагаемую налогом религиозную собственность, Twinthin, a «Ученый эрудит» быстро заметил несколько расхождений между датами, указанными в Маха Язавин, стандартной хронике монархии, и датами, указанными в современных надписях, которые он исследовал. (Твинтин уже написал биографическую хронику короля Алаунгпая в 1770 году.) Он сообщил королю о своих первых открытиях. Король, который интересовался чтением истории и хотел обновить Маха Язавин, заказал «новую хронику королевства, которая больше соответствовала бы каменным надписям». Он назначил Твинтина для написания новой хроники.
Твинтин, который, возможно, писал хронику еще в 1782 году, до проекта по сбору надписей, всерьез начал писать хронику. после того, как сборник был завершен в 1793 году. Он сослался на несколько существующих хроник, надписей, а также на стихи эйгьин и маугун. Он завершил новую летопись в 1798 году в 15 томах (главы парабайк бумаги). Он обновил события до 1785 года.
Язавин Тхит известен своей новой организацией и критикой более ранних хроник. Он организован по династиям и периодам, тогда как все другие бирманские хроники (кроме Zatadawbon Yazawin) организованы строго в соответствии с линейным порядком королей. (Однако Зата - это в основном список дат и гороскопов царствования, а не полноценная национальная хроника, как Язавин Тхит). Выбор Twinthin организации по династическим линиям был заметным отходом от преобладающей тогда практики. Все историки буддийской традиции (бирманцы, сингалы и тайцы) относились к своим королям как к чаккаватти универсальным монархам, а не к королям, которые были лидерами национальных групп.
Хотя хроника была организована по-разному, ее содержание близко соответствовало рассказам более ранних хроник. Хроника, однако, содержит несколько исправлений (в первую очередь, дат царствования самых ранних царей) и критики более ранних хроник, особенно Маха Язавина. Твинтин подчеркнул несколько несоответствий и ошибок более ранних летописцев и не принес извинений за исправление работ более ранних авторов.
Критика Твинтина была воспринята судом как критика своих старших / предков., поведение, которое крайне осуждается в бирманской культуре. Хотя сам царь заказал летопись, он не принял ее, когда его бывший наставник представил ему ее. Хроника стала рассматриваться как «антитеза» «тезису» Маха Язавина и стала известна как А-пэ-ган Язавин (အပယ်ခံ ရာဇဝင်, «Выброшенные хроники»).
Взгляды Твинтина не рассматриваются. как сурово современными учеными. Пе Маунг Тин отмечает, что Язавин Тхит «со всей его критикой в целом следует Великой хронике» (Маха Язавин). Автор, при всем своем академическом рвении, по-прежнему «разделял цель ранних писателей узаконить династию» и «имел схожие приоритеты с точки зрения содержания» с ранними летописцами.
Хроника - первый известный исторический документ в Юго-Восточной Азии, в котором использованы эпиграфические источники. Согласно (Woolf 2011), это показывает, что историки Юго-Восточной Азии использовали эпиграфию для поиска источников и проверки примерно в то же время, когда эта практика была впервые использована в Европе, даже если методы Twinthin, возможно, не «превратились в формальный метод». Вульф продолжает: «Мы не должны переоценивать« научный »характер этих работ, поскольку большая часть бирманской историографии, как и повсюду в мире, написана с дидактическими намерениями».
Используя эпиграфию, Твинтин обновил даты царствования самых ранних Бирманские королевства. Хманнан, официальная хроника двора Конбаунгов, сохранит почти все исправления Твинтина. В таблице ниже показано сравнение дат царствования языческой династии. Даты Хманнана во многом совпадают с датами Язавина Тхита.
Имя | Царствование по Затадаубон Язавин | Царствование по Маха Язавин | Царствование по Язавину Тхиту | Царство по Хманнан Язавин | Царство за стипендию |
---|---|---|---|---|---|
Пьинбья | 846–876 | 846–858 | 846–878 | 846–878 | |
Таннет | 876–904 | 858–876 | 878–906 | 878–906 | |
Сейл Нгахкве | 904–934 | 876–901 | 906–915 | 906–915 | |
Тейнко | 934–956 | 901–917 | 915–931 | 915–931 | |
Ньяунг-у Саврахан | 956–1001 | 917–950 | 931–964 | 931–964 | |
Кунсав Кьяунгпью | 1001–1021 | 950–971 | 964–986 | 964–986 | |
Кюисо | 1021–1038 | 971–977 | 986–992 | 986–992 | |
Соккате | 1038–1044 | 977–1002 | 992 –1017 | 992–1017 | |
Анаврахта | 1044–1077 | 1002–1035 | 1017–1059 | 1017–1059 | 1044–1077 |
Пила Лу | 1077–1084 | 1035–1061 | 1059–1066 | 1059–1066 | 1077–1 084 |
Кианситта | 1084–1111 | 1063–1088 | 1064–1093 | 1064–1092 | 1084–1112 / 1113 |
Ситу I | 1111–1167 | 1088–1158 | 1093–1168 | 1092–1167 | 1112 / 1113–1167 |
Нарату | 1167–1170 | 1158–1161 | 1168–1171 | 1167–1171 | 1167–1170 |
Наратейнха | 1170–1173 | 1161–1164 | 1171–1174 | 1171–1174 | 1170–1174 |
Ситу II | 1173– 1210 | 1164–1197 | 1174–1211 | 1174–1211 | 1174–1211 |
Хтиломинло | 1210–1234 | 1197–1219 | 1211–1234 | 1211–1234 | 1211–1235 |
Кьясва | 1234–1249 | 1219 –1234 | 1234–1250 | 1234–1250 | 1235–1249 |
Узана | 1249–1254 | 1234–1240 | 1250–1255 | 1250–1255 | 1249–1256 |
Наратихапат | 1254–1287 | 1240–1284 | 1255–1286 | 1255–1286 | 1256–1287 |
Кьясва. Вассал монголов (1297) | 1287–1300 | 1286–1300 | 1286–1298 | 1286–1298 | 1289–1297 |
Пила Хнит. Вассал Мингсайн / Пинья | 1300–1331 | 1300–1322 | 1298–1330 | 1298–1325 | ? |
Узана II. Вассал Пиньи и Авы | 1331–1368 | 1322–1365 | 1330– 1368 | 1325–1368 | ? |
Несмотря на все новаторские представления, хроника остается одной из «малоизвестных» хроник сегодня. Более того, из 15 томов были найдены и опубликованы только первые 13. (В Центральной университетской библиотеке Мьянмы есть части двух оригинальных рукописей хроники. Из первоначальных 15 томов сохранились только первые 13 томов, которые охватывают период до 1754 года. 14-й том считается таким же, как и книга Твинтина 1770 года. труд, Алаунгпая Айедавбон, биографическая хроника короля Алаунгпая, охватывающая до 1760 г. Это означает, что последний том, охватывающий период с 1760 по 1785 год, не восстановлен. действительно существовал, поскольку на него ссылались более поздние авторы Конбаунга.)