Ярсанизм

редактировать
Религия, основанная султаном Сааком в конце 14 века

Ярсан, Ахле Хакк или Какаи (курдский : یارسان, Yarsan, персидский : اهل حق; «Люди истины»), синкретическая религия, основанная султаном Сааком в конце 14 века в западном Иране. Общее количество Ярсани оценивается примерно в 2 000 000 или 3 000 000 человек. Они в основном встречаются в западном Иране и восточном Ираке и в основном являются этническими горанскими курдами, хотя есть также более мелкие группы тюрков, персов, лури., азербайджанцы и арабские адепты. Некоторых ярсани в Ираке называют какаи. Ярсанис говорит, что некоторые люди пренебрежительно называют их «Али-о-аллахи» или «поклонниками Али », что ярлыки Ярсаниса отрицают. Многие ярсанисты скрывают свою религию из-за давления исламской системы Ирана, и нет точной статистики их населения.

Ярсанисты имеют особую религиозную литературу, написанную в основном на горанском языке. Однако немногие современные Ярсани могут читать или писать на горани (северо-западный иранский язык, принадлежащий к ветви Заза-Горани), поскольку их родные языки - южнокурдский и сорани, которые относятся к другому языку. две ветви курдских языков. Носители сарли, живущие около Эски Калак, являются его приверженцами. Их центральная религиозная книга называется Калам-э Саранджам, написанная в 15 веке на основе учения султана Саака.

Ярсани верят, что Солнце и огонь являются святынями, и следуют принципам равенства, чистоты, праведности и единства, что приводит некоторых исследователей к поиску митраистских корней в этой религии.

Ярсанизм почти не упоминается в исторических религиозных книгах, поскольку его доктрина и ритуалы в значительной степени секретны. Последователи ярсанизма тайно проводят свои ритуалы и церемонии, но это не уменьшило преследования многих ярсани со стороны исламских или других правительств на протяжении веков. Последователи этой религии говорят, что после Исламской революции в Иране давление на общину Ярсани усилилось, и они были лишены и дискриминированы более 30 лет.

Один из признаков мужчин Ярсаников - усы, поскольку священная книга Ярсаника Калам-э Саранджам говорит, что каждый мужчина должен иметь усы, чтобы принимать участие в религиозных обрядах Ярсаника.

Содержание

  • 1 Убеждения
    • 1.1 Эпохи эволюции
    • 1.2 Божественные проявления
    • 1.3 Хафт Тан или семь человек
    • 1.4 Священные тексты
  • 2 Поклонение
    • 2.1 Святые места
    • 2.2 Обычаи
  • 3 Организация
    • 3.1 Ханданы или духовные дома
  • 4 Демография
    • 4.1 В Иране
    • 4.2 В Ираке
    • 4.3 В Турции
  • 5 Отношения с другими религиозными группами
    • 5.1 Отношения с исламом
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Верования

Тамбур является священным символом ярсанизма и используется во время религиозных церемоний

Ярсани следуют мистическим учениям Султа Саак. С точки зрения Яршани, вселенная состоит из двух различных, но взаимосвязанных миров: внутреннего (Батини ) и внешнего (захири ), каждый из которых имеет свой порядок и правила. Хотя люди знают только о внешнем мире, их жизни управляются в соответствии с правилами внутреннего мира. Этот аспект веры Ярсани можно определить как курдский эзотеризм, возникший под сильным влиянием батини - суфизма в течение последних двух веков.

Среди других важных столпов их системы убеждений - то, что Божественная Сущность имеет последовательные проявления в человеческой форме (мажарийят) и вера в переселение души (дунадуни на курдском ). Ярасани считает, что каждый мужчина должен делать то, что написано в его священной книге, Калам-и Саранджам, иначе они не являются частью Ярсана. В Ярсане нет принуждения или исключения - приветствуется любой, кто решает следовать его предписаниям.

Особенности веры Ярсани включают милленаризм, иннатизм, эгалитаризм, метемпсихоз, ангелологию, божественное проявление и дуализм. Многие из этих черт можно найти в езидизме, и они также имеют много общего с зороастрийцами и христианами. В отличие от других коренных персидских верований, ярсанизм открыто отвергает класс, каста и ранг, что отличает их от езидов и зороастрийцев.

Эпох эволюции

Согласно философии Ярсани, Вселенная развивается через разные Эпохи, и эти Эпохи следующие:

  1. Первая Эпоха, или Шариат, который включает период от Адама и Евы до Мухаммеда, также известный как период «Пророка».
  2. Вторая Эпоха, или Тарикат, который включает период от Али ибн Аби Талиба до, также известного как период «Доктрины».
  3. Третья эпоха, или Марефат, которая включает период от шаха Хошина до султана Саака, также известный как «мистический» период.
  4. Четвертая эпоха, или хакикат, которая включает период с Султан Саак до сегодняшнего дня, также известный как период «Истины».

Божественные проявления

Ярсани эманационисты и инкарнационисты, верящие, что Божественная Сущность имеет последовательные воплощений, известных как мажарийяты (похожие на индуистские аватары ). Они верят, что Бог проявляет одно первичное и семь вторичных проявлений в каждую эпоху мира в ангельской или человеческой форме. Эти семь личностей известны как «Хафт Тан», что означает «Семь Лиц»

Первичным мажарийят Первой Эпохи была Божественная Сущность, известная как Хавандагар, создавшая мир.

Основным мажарийятом Второй Эпохи был Али ибн Аби Талиб, четвертый халиф и первый имам шиитского ислама. Это объясняет альтернативное название Ярсанис Али-Аллахи, «Верующие в божественность Али».

Основным мажарийятом Третьей Эпохи был Шах Хошин.

В Четвертую Эпоху основным мажарийятом считается Султан Саак. Говорят, что его родила Дайерак Ребар или Хатун-э Резбар, курдская девственница, и, как и в случае с Марией, это было девственное зачатие. Когда она спала под гранатовым деревом, ядро ​​плода упало ей в рот, когда птица клюнула плод прямо над ней.

Курдские мужчины Ярсани в Сулеймании, Курдистан. Картина на стене содержит религиозную символику священного курдского танбура.

Согласно легенде Ярсани после того, как султан Саак завершил откровение своего эзотерического учения (хакикат) своим первым ученикам среди гуранов. он попрощался с ними. Бесследно исчезнув из страны Гуран, он вновь появился в Анатолии в виде Хаджи Бекташа Вели. Он преподавал мистические доктрины и техники (тарикат) в тех странах почти сто лет, а затем вернулся в страну гуран. По мнению его учеников, он отсутствовал всего час.

Хафт Тан или семь человек

Каждая эпоха в вере Ярсани видела появление семи вторичных божественных проявлений или Хафт Тан. В Первую Эпоху они явились в своей истинной ангельской форме, а в последующие Эпохи - в человеческих воплощениях. На "Хафт Тан" возложена ответственность за внутренние дела.

Вторичные мажарийяты Первой Эпохи включают архангелов Гавриил, Михаил, Исрафил и Азраил, а также женское ангельское существо.

Мажарийяты Второй Эпохи включают Салмана, Канбара, Мухаммеда, Нусайра (который является либо Иисусом Христом, либо Феофобом ) и Бахул. Он также включает Фатиму, дочь Мухаммеда как воплощение ангела женского пола.

Мажарийяты Третьей Эпохи включают Бабу Сарханг Дудани и Бабу Наус.

В Четвертую Эпоху Хафт Тан или «семь человек», на которых султан Саак возложил ответственность за дела внутреннего царства, состоят из следующего:

«Хафт Тан» ( Семь архангелов ) являются ключевыми фигурами в системе верований Ярсани и их истории. Единственная женщина среди них - Хатун-э Резбар, мать султана Саака.

  1. Пир Вениамин, считающийся воплощением архангела Гавриила ; и он имеет титул наставника для всех Ярсани (понедельник)
  2. Пир Муси, воплощение архангела Михаила и известный как Ангел-хранитель (Вторник)
  3. Мустафа'Даван, воплощение архангела Азраила (среда)
  4. Султан Саак, воплощение Божественной сущности (четверг)
  5. Баба Ядегар, также известный как «Ахмад» и «Реза» (пятница)
  6. Хатун-э Разбар. (Суббота)
  7. Давуд Косвар (Давид) Обратите внимание на жаргон, называемый Дау. Он известен как «Далил» (на курдском языке) всем Ярсани (воскресенье)

Эти семь человек известны как «Хафт тан» что буквально означает «Семь Лиц»

Священные тексты

Традиции Яршани сохранены в поэзии, известной как Калам-э Саранджам (Заключительная беседа), Божественно открытые рассказы передавались устно из поколения в поколение. Считается, что эти традиции были записаны Пиром Муси, одним из семи сподвижников султана Саака (также ангела, отвечающего за записи человеческих деяний). Коллекция состоит из эпох Хавандагара [Бога], Али, Шаха Хошина и Султана Саака, различных проявлений божественности. Эпоха Шаха Хошина происходит в Луристане, а эпоха Султана Саака находится в Хаврамане у реки Сирван, земли Горани.. Для Горани также важна Дафтар-э кезана-йе Пердивари (Книга сокровищ Пердивара), сборник из двадцати шести мифологических стихов или калам.

Высказывания, приписываемые султану Сааки написаны на горани курдском, священном языке Ахл-э Хакк, который также известен как диалекты хаврами. Однако немногие современные Ярсани могут читать или писать на горани (северо-западный иранский язык, принадлежащий к ветви Заза-Горани), поскольку их родные языки - южнокурдский и курдский сорани, которые принадлежат к две другие ветви курдской языковой семьи. Некоторая литература Ярсани написана на персидском языке.

Поклонение

Святые места

Священная гробница Давуда - одна из священных святынь ярсинизма

Два важных святилища Ярсани гробница Баба Ядгара примерно в 40 км от Сарпол-э Захаб в провинции Керманшах и гробница Давуда в Зарде примерно в трех километрах к востоку от Сарпола- е Захаб. Другая важная святыня - это святыня султана Сухака в Шейхане возле моста Пердивар в провинции Керманшах. Могилы Пира Бенджамина и Пира Муси в городе Керенд в провинции Керманшах, Иран также являются важными святынями.

Обычаи

Одно из Очевидным признаком мужчин Ярсани является наличие густых усов, потому что в священной книге Kalâm-e Saranjâm говорится, что каждый мужчина должен иметь усы, чтобы участвовать в их религиозных обрядах.

Собрание Ярсаниса называется джам-хана. Они собираются там на Ахл-э Хакк Джам подобно Джему в алевизме, и они используют тамбур для медитации.

Организация

Ханданы или духовные дома

Ярсанизм организован в духовные дома или ханданы, семь из которых были основаны во времена султана Саака, а четыре - после него, что в сумме составляет одиннадцать ханданов. Кханданы были основаны, когда вместе с Хафт Тан султан Саак также сформировал Хафт Таване, группу из семи святых, отвечающих за дела внешнего мира. Это были Сай-йед Мохаммад, Сай-йед Абу'л Вафа, Хаджи Бабуси, Мир Сур, Сай-йед Мостафа, Шейх Шахаб ад-Дин и Шейх Хабиб Шах. На каждого из Хафт Таване была возложена ответственность за руководство ряда последователей, и эти последователи сформировали первоначальные семь ханданов, а именно Шах Эбрахим, Баба Ядегар, Али Каландар, Кхамуш, Мир Сур, Сей-йед Мосаффа и Хаджи Бабу Иса.. После правления султана Саака были учреждены еще четыре хандана, а именно Атеш Баг, Баба Гейдар, Золнур и Шах Хайас.

Таким образом, каждый Ярсани принадлежит одному конкретному хандану, которым руководит духовный лидер, называемый сай-йед, которому каждый член должен поклясться в послушании. Сай-йед является духовным лидером общины и обычно присутствует во время церемоний, на которых присутствуют последователи. Сай-йеды - единственные, кому разрешен полный доступ к религиозным текстам ярсанизма, и они традиционно соревнуются друг с другом за наибольшее количество последователей. Положение Сай-йеда является наследственным, передаваясь из поколения в поколение от первых основателей. Так как они считаются духовными «родителями», для них существует традиция не жениться на своих последователях.

Демография

Большинство ярсанистов обитает в курдских районах Ирана и Ирака, особенно в Хаврамане и провинции Керманшах Ирана.

В Иране

Ярсани в Иране в основном встречаются в Лорестан и провинциях Керманшах. Также есть большие общины Ярсани в некоторых регионах Иранский Азербайджан. Город Ильхичи (İlxıçı), расположенный в 87 км к юго-западу от Тебриза, почти полностью населен ярсанисами. По политическим причинам, одна из которых заключалась в создании особой идентичности для этих сообществ, они не назывались горанскими курдами с начала 20 века. Их называют разными именами, такими как Али-Илахис и Ахл-э Хакк. Люди дерсим (Зазаки / Заза ) и горани, говорящие на языке, который считается принадлежащим Хаврамани ветвь Северо-Запада иранские языки, принадлежат к одной из форм курдского алавитской веры, которая напоминает религии езидов, Али-илахийцы или друзы.

В Ираке

Ярсани известны в Ираке как какаи. Есть Ярсани в Иракском Курдистане, около Киркука и Сулеймании. Спикеры Сарли, живущие недалеко от Эски Калак в Ираке, являются его приверженцами, как предполагал Эдмондс (1957: 195) и наблюдал Муса (1988: 168).

В Турции

Ярсани также встречаются в некоторых сельских общинах на юго-востоке Турции.

Связь с другими религиозными группами

Наскальная резьба в Дуккан-э-Давуд

A группа коренных, предположительно иранских, но археологически месопотамских, монотеистических религий, исповедуемых курдами, состоящая из Ярсани и Азиди наряду с хинаризмом / ишикизмом (ишик алевизм) заявлены как «йезданизм » Мехрдад Изади.

Отрывок из «Французского обозрения мусульманского мира» описывает сложность номенклатуры ярсанизма и связанных с ним шиитов. мистицизм. Английский перевод гласит:

Прежде всего, мы должны прояснить путаницу, возникшую из-за разнообразия названий, данных секте «Ахле-Хакк», которые могут быть неправильно поняты. Как и любая религия, та, с которой мы имеем дело, считает себя единственно истинной и ортодоксальной, и естественно, что ее приверженцы называют себя «людьми истины» (Ахле-Хакк или Ахле-Хакикат). Этому термину не хватает точности, поскольку другие секты, например Хоруфис, иногда применяют его к себе. Тем не менее, имя Ахле-Хакк для обозначения секты, представляющей наш особый интерес, имеет все преимущества перед такими наименованиями, как «Голат », «Али-Аллахи » и «Noséïri ", который используют мусульмане и большинство европейских путешественников, говоря о них. Первый термин, охватывающий всех экстремистских шиитов, слишком широк и слишком расплывчат. Второй термин, «деификаторы Али», имеет тот же недостаток и подчеркивает то, что является лишь деталью обсуждаемой религиозной системы. Наконец, имя «Носейри » принадлежит этой четко определенной сирийской религии, которая, несмотря на некоторое сходство с доктринами Ахле-Хакка (поклонение Али, причастие и т. Д.), Кажется представляют собой комплекс совершенно разных старых верований.

Отношения с исламом

Ахл-э Хакк рассматривает ислам как продукт цикла божественной сущности, который проявился в Али, и установил стадию шайата (исламского права). За этим последовал цикл тарикат (суфийские учения), затем ма'рифат (суфийский гнозис) и, наконец, текущий цикл хакикат (высшая истина), что проявилось в Султан Саак. Заключительный этап заменяет предыдущие, что освобождает Ахле-Хакка от соблюдения правил шариата, установленных для мусульман. Ахли Хакк классифицирует других мусульман как Ахли Ташайю (последователи шиизма) или Ахли Тасаннун (последователи суннизма). Ахли-хакк не соблюдает мусульманские обряды, такие как ежедневные молитвы и пост в течение месяца Рамадан, и не разделяют исламское богословие и священное пространство, такое как вера в день воскресения и святость мечети.

Экстремистские суннитские исламские группировки, такие как Исламское государство Ирака и Леванта и Аль-Каида, считают последователей ярсанизма неверующими, которые должны принять ислам или умереть. Эти боевики преследовали Ярсаниса во время иракского конфликта, что, возможно, побудило некоторых лидеров иракской общины Ярсан заявить в 2013 году, что их люди на самом деле являются мусульманами, чтобы избежать сектантских нападений.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с ярсанизмом.
Последняя правка сделана 2021-06-22 10:57:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте