Яковлев Як-38

редактировать
Ударный истребитель вертикального взлета и посадки; Единственный действующий ударный самолет ВМФ СССР с вертикальным взлетом и посадкой
Як-38
Як-38 (14598742).jpg
Як-38 ВМФ СССР приземляется на борт Новороссийск
РольВТОЛ Истребитель
Национальный происхождениеСоветский Союз
ПроизводительЯковлев
Первый полет1971
Введение1976
СтатусНа пенсии, 1991
Основной пользовательВМФ СССР
Произведено1971–1981
Построено231, в том числе. Як-38У - 34. Як- 38М - 52
Стоимость единицы18,5 млн долларов США в 1996 г.

Яковлев Як-38 (русский : Яковлев Як-38; отчетное название НАТО : «Форджер ») был единственным боевым истребителем вертикального взлета и посадки советской морской авиации в дополнение к тому, что это был его первый боевой стационарный самолет палубного базирования. -крылый самолет. Он был разработан специально и обслуживался почти исключительно на авианосцах киевского класса авианосцев (тяжелый авиационный крейсер по российской классификации).

Содержание
  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 История эксплуатации
  • 3 Варианты
    • 3.1 Незавершенные проекты
  • 4 Операторы
  • 5 Технические характеристики (Яковлев Як-38М)
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Ссылки
    • 7.3 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Проектирование и разработка
Диаграмма, показывающая подъемные силы на Як-38 в режиме вертикального взлета и посадки

Разработано AS ОАО «Конструкторское бюро Яковлева, первые чертежи показали сверхзвуковой самолет, сильно напоминающий Hawker P.1154, исследованный в Соединенном Королевстве, но с двумя Двигатели Р27-300. Сверхзвуковые характеристики повлекли бы за собой множество трудностей при разработке, и было решено сначала разработать относительно простой самолет с ограничением скорости Маха 0,95. Хотя Як-38 и Як-38М были разработаны на базе наземного Яковлева Як-36, между самолетами почти не было ничего общего.

Прототип ВМ-01 был закончен 14 апреля 1970 года. Хотя внешне он был похож на британский Hawker Siddeley Harrier, он имел совершенно иную конфигурацию. Вместе с двигателем с регулируемой тягой в задней части, используемым во время полета, два меньших и менее мощных двигателя были размещены в передней части фюзеляжа и использовались исключительно для взлета и посадки.

Як-38 имел автоматическое катапультное кресло . Если один из взлетных двигателей отказал или самолет перекатился под углом более 60 градусов, пилот автоматически катапультировался из самолета.

История эксплуатации
Як-38М на авиасалоне МАКС в 1993 году Сложенное крыло Як-38

Большинство исходных серийных поставок Як-36М были в 279 ОКСАП (Отдельный Корабельный Штурмовой Авиационный Полк, Отдельный Корабельный штурмовой авиационный полк), первоначально базировавшийся в Саках, учебном центре АВ-МФ в Крыму.

В июле 1979 года Минск прибыл в море. Япония, откуда судно базировалось, компонент Як-38 его авиакрыла впоследствии был предоставлен 311 ОКСАП, подчиненным Тихоокеанскому флоту.

В сентябре 1982 г. Новороссийск - третий авианосец класса «Киев». К настоящему времени техника V / STOL была хорошо отработана, и, как следствие, повышение общих характеристик и возможностей Як-38 было использовано во время перехода Новороссийска из Североморска для присоединения к Тихоокеанскому флоту. Пара вооруженных Як-38, летевшая из Минска, перехватила самолет американского авианосца Энтерпрайз над Аравийским морем 16 декабря 1982 года. Это событие стало первым случаем перехвата советскими самолетами вертикального взлета и посадки американских самолетов. при вооружении ракетами.

В морском контексте Як-38 не ограничивался палубами Киева. В сентябре 1983 года пилоты АВ-МФ работали с гражданского судна Ро-Ро, а пилоты НИИ-ВВС проводили дальнейшие испытания с другого судна Ро-Ро - Николая Черкасова. В обоих случаях использовалась жаропрочная посадочная платформа; Дальнейшие наземные испытания проверяли практичность рассредоточенных десантных платформ по аналогии с операциями британских Королевских ВВС Harrier в Западной Германии.

Варианты
Советский Як- 38 Кузнечный станок с опущенным шасси Як-38У
Як-36М «Кузнец»

Первоначальный предсерийный вариант, незначительно отличающийся от Як-38. Он весил всего 6650 кг (14 660 фунтов) по сравнению с 7370 кг (16 250 фунтов) Як-38, а двигатели были немного менее мощными.

Як-38 «Форжер-А»

Як-38 был первой серийной моделью, первый полет он совершил 15 января 1971 года и поступил на вооружение ВМФ СССР 11 августа 1976 года. Всего 143 Яка. -38s были произведены.

Як-38М «Кузнец-А»

Як-38М был модернизированной версией Як-38, основным отличием которой были новые двигатели. Максимальный взлетный вес в вертикальном взлетном режиме был увеличен с 10 300 кг (22 700 фунтов) до 11300 кг (24 900 фунтов) (12 000 кг (26 000 фунтов) в режиме укороченного взлета). Воздухозаборники были немного расширены, а подкрыльевые пилоны усилены, чтобы выдерживать нагрузку в 2000 фунтов (910 кг). Як-38М поступил на вооружение Советской морской авиации после июня 1985 года. Всего было выпущено 50 Як-38М.

Як-38У "Форжер-Б"

Тренировочный двухместный вариант Советской морской авиации. Эта версия отличалась от базового самолета фюзеляжем увеличенного размера для размещения двухместной кабины. Як-38У принят на вооружение 15 ноября 1978 г., всего выпущено 38 Як-38У, 38-й самолет поставлен в 1981 г.

Незавершенные проекты

Як-39

Многоцелевой Проект истребителя / штурмовика вертикального взлета и посадки с 1983 года, с одним и двумя комплексами авионики ПРНК-39; Многорежимная РЛС S-41D, увеличенное крыло, увеличенный запас топлива и расширенные варианты вооружения, основанные на системах обозначения PGM Shkval или Kaira.

Операторы
Советский Союз
Технические характеристики (Яковлев Як-38М)
Ортографическая проекция Яковлева Як-38.

Данные боевых самолетов с 1945 года

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 16,37 м (53 фута 8 дюймов)
  • Размах крыла: 7,32 м (24 фута 0 дюймов)
  • Высота: 4,25 м (13 футов 11 дюймов)
  • Площадь крыла: 18,5 м (199 квадратных футов)
  • Масса пустого: 7 385 кг (16 281 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 11 300 кг (24 912 фунтов)
  • Силовая установка: 1 турбовентиляторный двигатель с векторной тягой, тяга 66,7 кН (15 000 фунт-сила) для подъема и крейсерская тяга
  • Силовая установка: 2 турбореактивных двигателя с тягой 31,9 кН (7200 фунт-сил) каждый реактивный двигатель в переднем фюзеляже за кабиной

Характеристики

  • Максимальная скорость: 1280 км / ч ( 800 миль / ч, 690 узлов)
  • Диапазон: 1300 км (810 миль, 700 миль)
  • Практический потолок: 11000 м (36000 футов)
  • Скороподъемность: 75 м / с (14 800 фут / мин)

Вооружение .

  • Пушки: ГШ-23Л 23-мм гондола (ГП-9). Переносится в одной или двух УПК-23-250 контейнерах, закрепленных под внешними пилонами крыльев.
  • Узлы подвески: 4 грузоподъемностью 2000 кг (4400 фунтов), с возможностью перевозки комбинаций из:
    • Ракеты: Ракеты различных типов (до 240 мм)
    • Ракеты: 2 противокорабельные или класса воздух-поверхность Х-23 (АС- 7 Керри). Для Х-23 требовалась капсула наведения на одном из пилонов. Ракеты класса "воздух-воздух" Р-60 или Р-60М (AA-8 Aphid) можно было нести под внешними пилонами.
    • Бомбы: два ФАБ-500 или четыре ФАБ-250 бомбы общего назначения под пилонами, две зажигательные бомбы ЗБ-500 или две ядерные бомбы РН-28.
    • Другое: внешние баки.
См. также

Родственная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Список литературы

Примечания

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Яковлев Як-38.
Последняя правка сделана 2021-06-22 09:38:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте