Як-38 | |
---|---|
Як-38 ВМФ СССР приземляется на борт Новороссийск | |
Роль | ВТОЛ Истребитель |
Национальный происхождение | Советский Союз |
Производитель | Яковлев |
Первый полет | 1971 |
Введение | 1976 |
Статус | На пенсии, 1991 |
Основной пользователь | ВМФ СССР |
Произведено | 1971–1981 |
Построено | 231, в том числе. Як-38У - 34. Як- 38М - 52 |
Стоимость единицы | 18,5 млн долларов США в 1996 г. |
Яковлев Як-38 (русский : Яковлев Як-38; отчетное название НАТО : «Форджер ») был единственным боевым истребителем вертикального взлета и посадки советской морской авиации в дополнение к тому, что это был его первый боевой стационарный самолет палубного базирования. -крылый самолет. Он был разработан специально и обслуживался почти исключительно на авианосцах киевского класса авианосцев (тяжелый авиационный крейсер по российской классификации).
Разработано AS ОАО «Конструкторское бюро Яковлева, первые чертежи показали сверхзвуковой самолет, сильно напоминающий Hawker P.1154, исследованный в Соединенном Королевстве, но с двумя Двигатели Р27-300. Сверхзвуковые характеристики повлекли бы за собой множество трудностей при разработке, и было решено сначала разработать относительно простой самолет с ограничением скорости Маха 0,95. Хотя Як-38 и Як-38М были разработаны на базе наземного Яковлева Як-36, между самолетами почти не было ничего общего.
Прототип ВМ-01 был закончен 14 апреля 1970 года. Хотя внешне он был похож на британский Hawker Siddeley Harrier, он имел совершенно иную конфигурацию. Вместе с двигателем с регулируемой тягой в задней части, используемым во время полета, два меньших и менее мощных двигателя были размещены в передней части фюзеляжа и использовались исключительно для взлета и посадки.
Як-38 имел автоматическое катапультное кресло . Если один из взлетных двигателей отказал или самолет перекатился под углом более 60 градусов, пилот автоматически катапультировался из самолета.
Большинство исходных серийных поставок Як-36М были в 279 ОКСАП (Отдельный Корабельный Штурмовой Авиационный Полк, Отдельный Корабельный штурмовой авиационный полк), первоначально базировавшийся в Саках, учебном центре АВ-МФ в Крыму.
В июле 1979 года Минск прибыл в море. Япония, откуда судно базировалось, компонент Як-38 его авиакрыла впоследствии был предоставлен 311 ОКСАП, подчиненным Тихоокеанскому флоту.
В сентябре 1982 г. Новороссийск - третий авианосец класса «Киев». К настоящему времени техника V / STOL была хорошо отработана, и, как следствие, повышение общих характеристик и возможностей Як-38 было использовано во время перехода Новороссийска из Североморска для присоединения к Тихоокеанскому флоту. Пара вооруженных Як-38, летевшая из Минска, перехватила самолет американского авианосца Энтерпрайз над Аравийским морем 16 декабря 1982 года. Это событие стало первым случаем перехвата советскими самолетами вертикального взлета и посадки американских самолетов. при вооружении ракетами.
В морском контексте Як-38 не ограничивался палубами Киева. В сентябре 1983 года пилоты АВ-МФ работали с гражданского судна Ро-Ро, а пилоты НИИ-ВВС проводили дальнейшие испытания с другого судна Ро-Ро - Николая Черкасова. В обоих случаях использовалась жаропрочная посадочная платформа; Дальнейшие наземные испытания проверяли практичность рассредоточенных десантных платформ по аналогии с операциями британских Королевских ВВС Harrier в Западной Германии.
Первоначальный предсерийный вариант, незначительно отличающийся от Як-38. Он весил всего 6650 кг (14 660 фунтов) по сравнению с 7370 кг (16 250 фунтов) Як-38, а двигатели были немного менее мощными.
Як-38 был первой серийной моделью, первый полет он совершил 15 января 1971 года и поступил на вооружение ВМФ СССР 11 августа 1976 года. Всего 143 Яка. -38s были произведены.
Як-38М был модернизированной версией Як-38, основным отличием которой были новые двигатели. Максимальный взлетный вес в вертикальном взлетном режиме был увеличен с 10 300 кг (22 700 фунтов) до 11300 кг (24 900 фунтов) (12 000 кг (26 000 фунтов) в режиме укороченного взлета). Воздухозаборники были немного расширены, а подкрыльевые пилоны усилены, чтобы выдерживать нагрузку в 2000 фунтов (910 кг). Як-38М поступил на вооружение Советской морской авиации после июня 1985 года. Всего было выпущено 50 Як-38М.
Тренировочный двухместный вариант Советской морской авиации. Эта версия отличалась от базового самолета фюзеляжем увеличенного размера для размещения двухместной кабины. Як-38У принят на вооружение 15 ноября 1978 г., всего выпущено 38 Як-38У, 38-й самолет поставлен в 1981 г.
Многоцелевой Проект истребителя / штурмовика вертикального взлета и посадки с 1983 года, с одним и двумя комплексами авионики ПРНК-39; Многорежимная РЛС S-41D, увеличенное крыло, увеличенный запас топлива и расширенные варианты вооружения, основанные на системах обозначения PGM Shkval или Kaira.
Данные боевых самолетов с 1945 года
Общие характеристики
Характеристики
Вооружение .
Родственная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Яковлев Як-38. |