Люди яка

редактировать
Маска народа яка в Бруклинском музее.

The Яка - африканская этническая группа, проживающая на юго-западе Демократической Республики Конго, с Анголой границей на западе. Их насчитывается около 300 000 человек, они относятся к людям суку. Они живут в лесах и саваннах между рекой Кванго и рекой Вамба.

В их устной традиции говорится, что они мигрировали на северо-запад в свое нынешнее местоположение из региона плато Лунда в 16 веке. Глагол куяка (существительное «баяка» происходит от конго, чтобы ловить летающие объекты). Яка был почетным титулом, присвоенным воинам Королевства Конго, и это слово можно найти в следующем предложении Конго от потомков М'панзу: «Бето, майака мбата; майака мпунза, майака мбеле». (Перевод : «Мы, мы ловим удары, стрелы и мечи». (Которые враги бросают в них).

Колониальные португальцы называли их Jagas, и их имя может быть образовано от глагола киконго yaka, что означает «схватить, схватить, удержать» относится к воинам королевства Конго и позже относится к захватчикам. В 17 веке и позже португальцы использовали слово Jagas (англ. Yakas) для обозначения любых безродных и бродячих народов, даже если они мирные, в своих колониях.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Исход в Регион Кванго и основание царства Яка
    • 1.2 Контакт с европейскими державами
    • 1.3 Сопротивление Киамву европейской власти
    • 1.4 Основная причина очернения Баяки
  • 2 Ссылки
    • 2.1 Библиография

История

Исход в регион Кванго и основание королевства Яка

Король Касонго возглавил исход из Лунды на запад примерно в 17 веке, наиболее организованную экспедицию по завоеванию Кванго регион в королевстве Конго. Некоторая Лунда уже предшествовала этому. Эти завоеватели Лунды были наделены тремя основными качествами: дипломатичностью, общительностью и организованностью, которые позволили им основать королевство яка в семнадцатом веке, гармонично интегрировав предустановленные нации Конго. Лунда использовали эту «мягкую силу» не только в борьбе, но и в пользу объединения двух народов, Лунды и Конго, под властью королевства Яка. Этнологи и социологи единодушно согласны с тем, что на протяжении всей колониальной истории Бельгии это королевство было одним из наиболее организованных и особенно устойчивым к проникновению Запада.

Имя Яка - это титул, который Конго дали своим воинам. По прибытии в Лунду королевство Конго было уже ослаблено португальскими вторжениями. Таким образом, сопротивление, которое Лунда находит в регионе Кванго, - это сопротивление изолированных местных племен Конго, включая Мбала, Цамба, Хунгана, Пинди, Нгонго, а не сопротивления Соединенного Королевства Конго. Лунда, эти «билува», или иностранцы, которым ничто не препятствовало при их переходе, способные ловить пули и стрелы, также назывались «илува» (иностранцы) или баяка (ловцы шаров и стрел). И прибывшие лунды, и воины конго обладали схожими чертами, поэтому им были даны точные титулы.

Лунда, которые были заинтересованы в интеграции в свою политическую организацию местных племен, которые не бежали от вторжения или не хотели воевать, в свою очередь приняли идентичность «Яка», которая, помимо присвоив им дворянский титул «непобедимых», они лучше интегрировались в их новую страну.

Они также постепенно переняли язык конго (отсюда и язык кияка, являющийся ответвлением киконго). Более того, вожди Лунды женились на женщинах Конго. Потомство идентифицировало себя как Яка, а не Лунда. Таким образом, наименование Яка утвердилось как родовое обозначение территорий обитания Лунда и Конго, находящихся под властью Киамву Касонго-Лунда, а именно территорий Касонго-Лунда, Кенге и Попокабака.

Лунда Нзофу позже пришла на территорию Кахембы, сохранив самобытность и язык Лунды. Что касается территории Феши, то они эмигрировали туда в середине 18 века из басуку, группы конго, которые отмежевались от власти Киамву Касонго-Лунда и чей лидер «Мени Конго» отказался подчиниться власти. последнего. Некоторые другие группы Конго: Мбала, Цамба, Хунгана, Пинди и Нгонго и др. Уже эмигрировали в Квилу, оставив после себя братьев и сестер, которые вместе с Лундой составили королевство Яка. Таким образом, пять территорий, составляющих Кванго, - это двунациональное пространство, Конго и Лунда.

Таким образом, примирение является концом завоевательных войн между этническими группами Конго и Лунда в Кванго было скреплено церемонией и особой церемонией, в которой главный Мени Конго представлял Из первоначальных кланов Цамба Феши и Вожди Лунды должны были разделить сырое мясо попугаев, собак и кошек. В конце церемонии представители двух народов закопали свое боевое оружие и пообещали вечное мирное сосуществование. Конго и Лунда Кванго жили в полной гармонии с начала 19 века.

Контакт с европейскими державами

Когда администрация Леопольда II прибыла в Кванго после их создания в Нижнем Конго, Кванго было организованным королевством; Власть Киамву Касонго-Лунда была узаконена и уважаема всеми народами, Конго и Лунда. Он также был хорошо представлен во всем королевстве, которое простиралось от Касонго-Лунды до Попокабаки через нынешнюю территорию Кенге. Мир между Баякой (Конго и Лунда под властью Киамву Касонго-Лунда), их братьями, Басуку Мени Конго в Феши и Лундой Нзофу в Кахембе.

Таким образом, агенты бельгийской администрации выступили против отказа в Кванго не из-за гостеприимства. Они представляли собой силу, которая не могла легко сосуществовать с существующей политической властью.

По словам Кроуфорда Янга, империи Лунда в Кванго и Катанге понимали, что колониальная оккупация - это агрессия, которую нужно отражать и сражаться. Другие группы, за исключением нескольких разрозненных восстаний, в том числе восстания Бапенде, вели себя так, как будто исследование и занятие их мест чужими людьми было нормальным явлением. (К. Янг, 1965: 295-6).

Сопротивление Киамву европейской державе

К 1890 году опытный администратор по имени Дханис прибыл, чтобы договориться о его принятии с королем «Киамву» Циимба Нкумби. Это не было даже с его заменой имени Дюссара, который пытался навязать администрацию Леопольда Кванго даже силой. Именно тогда в 1892 и 1893 годах произошли две войны между двумя армиями, война Киамву Циимба Нкумби и администрация Леопольда, в которых обе стороны понесли значительные потери. Если главный бельгийский агент погиб в первой войне 1892 года, то в той войне, которая последовала за ней в 1893 году с большим подкреплением солдат из общественных сил, было убито Киамву Циимба Нкумби . Это также было началом дестабилизации королей, но не королевства или сопротивления. Фактически, короли, взошедшие на престол после этого отвратительного события, показали себя более непримиримыми в отношении подчинения власти белых. Таким образом, столкнувшись с репрессиями, у них был выбор: либо отправиться в изгнание со своими братьями, Лунда в Анголе, либо подвергнуться принудительному переселению в Баннингвиль или в другое место. Короли муломбо Дезире Нкулу и вождь Мунене Нкензи были депортированы соответственно, в то время как Киамву Муана Коко Кодия Пуанга нашли убежище в Анголе в 1915 году. После двух кровопролитных войн 1892 и 1893 годов, когда кванго было вооружено военным оружием, сопротивление приняло пассивную форму. Это принимало разные формы, от изощренного насилия со стороны людей-леопардов «Масиона» до гражданского неповиновения и отказа служить какой-либо силе угнетения, участвовать в любом предприятии или подчиняться любым колониальным предписаниям. Именно это пассивное сопротивление продолжалось на протяжении всей колониальной эпохи до обретения независимости. Когда в 1908 году Леопольд II уступил Конго Бельгии, колониальная администрация, которой уже рассказывалось о сопротивлении Яка, попыталась силой оккупировать Кванго, но она наткнулась на гражданское сопротивление, главным проявлением которого был отказ сотрудничества с колониальными агентами. Даже после убийства в 1893 году Киамву Циимба Нкумби, при котором началось открытое сопротивление, Баяка продолжала гражданское сопротивление. Из-за досадных инцидентов конфликта и после 2 лет колониальной военной осады колониальная миссия в Кванго была заброшена. Путем наказания и страха

Что кванго препятствовали колониальной работе и хотели свергнуть суверенитет Конго в руках колониальной администрации, которая, в свою очередь, вынудила администрацию приостановить деятельность кванго; Это означало, что проект развития не может быть осуществлен. Это не помешало баякам присоединиться к националистическим идеям Лумумбы, из-за их сильного присутствия в Киншасе, всего столетие спустя они сильно ускорились в движении за независимость, особенно как партия, которая их объединила, "ЛУКА" (Кванголезцы). Союз за свободу и независимость), основной целью которого была независимость. Баяка своей сильной мобилизацией в Киншасе внесла большой вклад в события, которые ускорили обретение независимости Конго в 1959-1960 гг.

Основная причина очернения Баяки

Если у Баяки есть такая великолепная история, где они подвергаются унижению? Очернение Баяки изначально было делом рук колониальных агентов. Последние, после того как покинули кванго, должны были создать дивизию, чтобы лучше утвердить свою власть в соседних Нижнем Конго и Квилу. Впоследствии они начали распространять пропаганду о баяках, называя их «воинами и дикарями», поскольку они не принимали западную цивилизацию. Это стало средством разделения и правления. Вот как из-за махинаций колонизаторов стереотипы закрепляются за идентичностью яка, особенно в Киншасе, столице, где в конечном итоге встречаются все племена Конго. Тем не менее, как видно из работ социологов и бельгийских этнологов, колониальная администрация признала организацию и динамизм Баяки. Поскольку все клеветнические заявления делаются вдали от кванго или шепота, баяка невозмутимо продолжали свою традиционную деятельность во всех областях: искусство, ремесло, строительство, охота, рыбалка и сельское хозяйство.

Баяка пала жертвой своего исключительного сопротивления колониальному угнетению и эксплуатации. Кванго, среди прочего, яростно сопротивлялись попыткам "умиротворения" Сил Публика и администрации Леопольда II.

Народ яка - это матрилинейное общество, которое включает отцовскую линию в качестве фамилии. В их деревнях есть вожди, которые признаны правительством Конго как политический офис.

В их традиционной религии есть концепция Ндзамбьяпхуунгу, Бога-Создателя, пребывающего в небе, но этот Создатель не является частью свои праздники или ритуалы. Вместо этого религиозные обряды и церемонии направлены против бамбута или духов предков, и они также являются частью исцеляющих танцев во время болезней.

Резной яка тамбур (барабан).

Яка выращивает маниоку, сладкий картофель и кукурузу как основные продукты питания и дополняет их рыбой и мясом дичи. Традиционно они охотились с помощью охотничьих собак. В наше время они также являются рабочими-мигрантами в городских районах.

Яка известны своим искусством и ремеслами. Они делают статуи, портреты, корзины, резные предметы, маски, инструменты для приготовления пищи, строительства, охоты, рыбалки или развлечений с добавлением таких инструментов, как барабаны. Их маски громоздкие, отличаются вздернутыми носами и глазами в форме глобул. Эти маски часто использовались в различных церемониях традиционной религии. Их скульптуры под названием Mbwoolo и их резной щелевой барабан под названием Mukoku известны в регионе и используются в ритуальных танцах.

Ссылки

Библиография

  • Bourgeois, Arthur P. (1985) The Yaka and Suku. Лейден: Брилл.
Последняя правка сделана 2021-06-22 09:32:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте