![]() | |
Всего населения | |
---|---|
6000 (2000) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Ягуа, испанский | |
Религия | |
традиционная племенная религия, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Ямео люди |
Yagua являются коренными народами в Колумбии и северо - востоке Перу, насчитывающих около 6000. В настоящее время они живут недалеко от рек Амазонка, Напо, Путумайо и Явари и их притоков. По состоянию на 2005 год некоторые ягуа мигрировали на север, в Колумбию, недалеко от города Летисия.
В настоящее время ягуа живут примерно в 30 общинах, разбросанных по части перуанского и колумбийского бассейна Амазонки, который можно примерно описать как прямоугольник шириной 200 миль и длиной 350 миль (70 000 кв. Миль), простирающийся на юг от второй до пятой параллели и к западу от 70-го по 75-й меридиан запад.
Язык Yagua классифицируется как язык PEBA-Yaguan. Единственный близкородственные языки, которые были задокументированы являются PEBA и Yameo оба из которых уже исчезли.
2000 Ягуа в Перу в 2000 году говорили на одном языке, из них 75% составляли женщины и 25% - мужчины. Большинство остальных в разной степени владеют испанским языком.
Люди ягуа также известны как Llagua, Nijyamïï Nikyejaada, Yahua, Yava и Yegua.
Существует две возможные этимологии термина «ягуа», обе из которых происходят за пределами языка ягуа. Во-первых, термин явар на языке кечуа, означающий «кровь» или «цвет крови», является вероятной возможностью из-за обычая ягуа рисовать лица ачиот, кроваво-красными семенами растения аннато ( Bixa orellana).
В период до завоевания ягуа могли вступать в спорадические контакты с инками, поскольку до сих пор в ягуа гораздо больше слов кечуа (язык, на котором говорят инки), чем испанских слов; другая гипотеза указывает на то, что испанский язык миссионеры сделали кечуа общим языком, что было обычной практикой на протяжении большей части колонии. Термин на языке кечуа был бы чем-то вроде yawar runa, «кроваво-красные люди», которые легко могли быть ассимилированы на испанском языке как yagua.
Во-вторых, термин ягуа по-испански означает «королевская пальма». Этот термин мог быть применен к ягу испанскими исследователями, потому что большая часть местной одежды сделана из пальмового волокна. К сожалению, нет данных о том, было ли имя, напоминающее ягуа, впервые было использовано кечуа этого района или испанцами, поэтому нет принципиального способа провести различие между этими двумя возможными этимологиями.
Единственный аборигенный термин, который можно рассматривать как относящийся к самому себе, - это nijyąąmíy «люди». Это слово часто используется в контрасте с mááy «белые люди» и munuñúmiy «дикари», «враги» или «не-ягуа». Однако nijyąąmíy также является общим термином для всех людей.
Третий самый ранний документально подтвержденный контакт европейцев с ягуа, вероятно, был осуществлен испанским исследователем Франсиско де Орельяна в январе 1542 года. Во время исследования области современного Пебаса Орельяна натолкнулась на деревню под названием Апария и захватила двух вождей по имени Апария и Диримара. а также некоторые другие. Эти имена, возможно, произошли от слов ягуа (j) ápiiryá «клан красных ара» и rimyurá «шаман» соответственно. Первое вполне могло быть названием деревни, а также именем, применяемым к отдельному человеку; сегодня клановые имена все еще используются многими ягу в качестве фамилий. Слово шаман может также использоваться для обозначения человека, особенно того, кого называют «вождем». Регулярные контакты с европейцами начались в 1686 году с основания иезуитской миссии в Сан-Хоакин-де-лос-Омагуа, на острове в реке Амазонка, вероятно, недалеко от того места, где сейчас находится устье реки Ампияку. Хотя эта миссия была создана для служения народу Камбеба, несомненно, был контакт и с Ягуа. С 17-го века до второй половины 19-го века контакты с ягуа осуществлялись в основном через иезуитов и францисканских миссионеров. В начале 18 века португальские рейдовые отряды атаковали испанские миссии по всему региону Амазонки, что привело к значительному географическому рассредоточению племен, контактировавших с испанцами, и к серьезным потерям.
Однако нынешняя крайняя географическая разбросанность Ягуа во многом объясняется эффектами «резинового бума» в конце 19-го и начале 20-го веков. В то время европейцы в большом количестве прибыли из Бразилии и начали эксплуатировать коренное население для добычи натурального латекса из джунглей. Многие ягу погибли в конфликтах с этими европейцами, а также от европейских болезней. Другие использовались как рабский труд. Третьи бежали в отдаленные районы джунглей. После резинового бума чувство единства и общей культуры у ягуа пошло на убыль.
Этнографические описания ягуа можно найти у Фейоса (1943) и П. Поулисона (1985). История и миграции ягуа описаны в Chaumeil (1983).
Мифология ягуа часто рассказывалась по ночам, когда они не способствовали сну и не были заняты другими делами. Большая часть их истории началась со слов «Мой покойный отец (мать, дедушка, бабушка и т. Д.) Рассказывал мне», чтобы история была более реальной.
Огромные расстояния между деревнями очень затрудняют постоянное взаимодействие с Ягуа за пределами своей родной деревни. Вся экономическая деятельность за пределами деревни осуществляется с народами, не относящимися к ягуа, обычно говорящими по-испански. Таким образом, существует экономическое и социальное давление, чтобы выучить испанский язык и ассимилироваться с общей перуанской культурой. Деревни также довольно маленькие (от 2 до 30 семей). Этот факт еще больше ограничивает широту взаимодействия с другими Ягу и увеличивает склонность стремиться выйти за пределы своей деревни для получения социальных и экономических преимуществ.
Однако культура и язык ягуа продолжают оставаться жизнеспособными, особенно в некоторых более крупных и изолированных сообществах. Некоторые дети растут, говоря только на языке ягуа, а родное искусство и ремесла являются важным видом экономической деятельности.
Координаты : 04 ° 13'N 69 ° 56'W. / 4,217 ° с. Ш. 69,933 ° з. / 4,217; -69,933