Яаков бен Яаков Моше Лорбербаум из Лиссы (1760-1832) (известный на английском как Jacob ben Jacob Moses of Lissa, Jacob Lorberbaum или Jacob Лиссер, иврит : יעקב בן יעקב משה מליסא ) был раввином и посеком. Чаще всего он известен как «Баал ха-Хавас даас» или «Баал ха-Несивос» за свои наиболее известные работы или как «Лисса Рав» за город, в котором он был Главный раввин.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Работы
- 3 Ссылки
- 4 Внешние ссылки
Биография
Лорбербаум был правнуком Хахама Цви, раввин Цви Ашкенази ; Следовательно, он был родственником раввина Иакова Эмдена. Согласно одной традиции, его отец, раввин, умер прежде, чем он родился, и его родственник, раввин Йосеф Теомим, раввин Бурштына, воспитал его. Отсюда общее имя, которое разделяют и отец, и сын. Другая традиция гласит, что перед тем, как он родился, его отец заболел и мечтал, что выздоровеет благодаря заслугам сына, который у него родится. В заслугу своего будущего сына отец взял его имя. Еще одна легенда гласит, что во время церемонии присвоения имен его отец был озабочен своим образованием и думал, что они спрашивают его собственное имя. Учился у раввина.
Он был главой Бейс Дин в Калуше, Украина. В 1809 году он согласился стать равом в Лисса (ныне известный как Лешно, Польша), где он увеличил число своих ешивы. Сотни ученых приехали сюда учиться за годы его руководства. Среди его учеников были раввин, раввин Цви Хирш Калишер и раввин Шрага Фейвел Данцигер.
, а также раввин Акива Эйгер и зять раввина Эйгера, Хасам Софер, раввин Лорбербаум яростно боролся против маскилим, реформаторов еврейского Просвещения. В 1822 году он оставил Лиссу и вернулся в Калиш, где написал многие свои произведения. Он прожил там десять лет.
Его широко уважали как посек, и он является одним из трех авторитетов, на которых раввин Шломо Ганцфрид основывал свои постановления. в Кицур Шулхан Арух, хорошо известном изложении еврейского закона. Точно так же Хохмат Адам раввин Авраам Данциг был написан при консультации с раввином Лорбербаумом (а также раввином Хаимом Воложиным ).
Его статус был таков, что сообщается, что рабби Эйгер однажды упал в обморок, когда был удостоен чести алии вместо рава Яакова. (См. Шимуша Шел Тора, раввин Меир Цви Бергман).
Рабби Лорбербаум умер в Стрые (затем в Галиции ) 25 мая 1832 года.
Работы
Реб Яаков написал много труды Торы по Талмуду и по Галахе (еврейский закон).
- Работы по Талмуду включают:
- Торас Гиттин, комментарии к Шулхан Арух, Эвен ХаЭзер, 119-155 и чиддушим к талмудическому трактату Гиттин (Франкфорт-на-Одере, 1813; Варшава, 1815)
- Бейс Яаков, комментарий к Шулхан Аруху, Эвен Ха-Эзер, 66-118, и к Талмуду трактат Кетубот (Grubeschow, 1823)
- Эмес Л'Яаков (на аггаде )
- Он также опубликовал труды своего покойного отца по Талмуду, в том числе свои знаменитые новеллы к Трактату Керитот
- Работы Галахи включают:
- Хавас Даас, комментарий к Шулхан Арух, Йоре Деа, 69-201; ранние разделы Йоре Деа (1-68) очень кратко рассматриваются в форме введения к работе (Lemberg, 1799; Dyhernfurth, 1810, и часто с тех пор, как в изданиях Yoreh Deah, как Вильно 1894 г. ред.). В нем обсуждаются и несколько пильпулистически развиты работы более ранних комментаторов.
- Мекор чайим, комментарий на Шулхан Арух, Орах Хаим, 429 и далее, с примечаниями к комментариям Турей Захав и Маген Авраам ; вторая часть содержит чиддушим на Керитот (Золкиев, 1807; Франкфурт-на-Одере, 1813; Варшава, 1825; Дыернфурт, 1827)
- Несивос аМишпат на Шулхан Арух, Хошен Мишпат, в двух частях (Дыернфурт, Лемберг; Золкиев, 1809, 1816; Судилков, 1830; и часто с тех пор в изданиях Лемберга Шулхан Арух, Чошен Мишпа). Говорят, что Несивос а-Мишпат прославился своими резкими нападками на Кецос ха-Чошен рабби Арье Лейб Хеллер.
- Кехиллас Яаков, собрание дискуссий и заметок по нескольким юридическим вопросам в «Эвен ха-эзер и Орах Хаим
- Дерех Хаим на Орах Хаим (Золкиев, 1828; Альтона, 1831). Этот сборник очень популярен и часто переиздается в более крупных еврейских молитвенниках. Эти диним взяты либо из более поздних представителей Закона, содержащихся в трудах Турей Захав, Маген Авраам, При Мегадим и т. Д.., или от его собственных решений. Обычно указываются источники, из которых он заимствовал.
- Другие работы раввина Лорбербаума включают:
- Имрей Йошер, комментарий к Пяти мегиллоту (ib. 1815 и 1819). Комментарий к каждой Мегилле написан под другим названием.
- Црор ХаМор, комментарий к Песне Песней
- Палгей Майим, комментарий к Плачу
- Талумос Хохма, комментарий к Экклезиасту (Лемберг, 1804; Дайернфурт, 1819)
- Мегиллас С'тарим, комментарий к Книге Эсфирь
- Имрей Йошер, комментарий к Руфь
- Масей Ниссим, комментарий к Песаховой Агаде, с текстом и кратким изложением пасхального ритуала (Кицур Диним; Золкиев, 1807, 1835; Минск, 1816; Дигернфурт, 1817 и позже)
- Началас Яаков (Бреслау, 1849), опубликованное его двоюродным братом Нафтали З. Хачамовичем после его смерти, содержащее проповеди по части Торы, галахическим решениям, респонсу и его последняя воля. В этом знаменитом этическом завещании он попросил своих сыновей ежедневно уделять время изучению хотя бы одной страницы Гемары.
Ссылки
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественное достояние : Певец Исидор ; и др., ред. (1901–1906). "ДЖЕЙКОБ БЕН ДЖЕЙКОБ МОИСЕЙ ИЗ ЛИССЫ". Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls. Библиография:
- Isaac Benjacob, Otzar ha-Sefarim
- Abraham Dob Berusch Flahm, Ebel Yachid, Варшава, 1833 г.;
- Фуэнн, Кенесет Исраэль, я. 554;
- Юлий Фюрст, Библ. Джуд. II. 21 et seq.;
- Moritz Steinschneider, Cat. Bodl. col. 1229;
- Аарон Уолден, Шем ха-Гедолим хе-Шадаш;
- Йозеф Зеднер, кат. Hebr. Книги Брит. Mus. п. 304.
Внешние ссылки