Xwedodah

редактировать

Xwedodah (Персидский : خویدوده; khwēdōdah; xᵛaētuuadaθa) - стиль, вдохновленный духовностью о кровном браке, который, как предполагается, исторически практиковался в зороастризме до завоевания Персии мусульманами. Зарегистрировано, что такие браки были вдохновлены зороастрийской космогонией и считались благочестивыми, хотя в академических и религиозных кругах не было достигнуто единого мнения относительно степени практики Шведоды за пределами аристократии и духовенства Сасанидов. Империя. В современном зороастризме его почти не существует, поскольку было отмечено, что он исчез как существующая практика к 11 веку нашей эры.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Зороастрийские религиозные источники
    • 2.1 Авестийский
    • 2.2 Пехлеви
  • 3 Незороастрийские источники
    • 3.1 Классический
    • 3.2 Еврейский
    • 3.3 Исламский
    • 3.4 Христианский
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
Этимология

Хотя авестийский термин xᵛaētuuadaθa все еще имеет неоднозначное значение и функцию в молодых авестийских текстах, только позже в среднеперсидском языке этот термин стал использоваться в его нынешней форме. Самое раннее использование слова Xwedodah в среднеперсидском языке в Ka'ba-ye Zartosht надписи в Накш-е Ростам. Стиль qaêtvadatha девятнадцатого века (с q вместо Avesta x) и подобные сочинения снова появляются в современной литературе.

Первая часть сложного слова, похоже, является «семейством» (или подобным) Хито (xᵛaētu), которое, как обычно считается, происходит от «я» (xᵛaē-) с суффиксом -you ( -tu-), хотя это не совсем просто. Вторая часть, vadaθa, в настоящее время обычно рассматривается как производное от глагола (From * Wad-) «приводящий к браку», относящегося к другим иранским и индуистским европейским языкам, которые относятся к браку или партнеру по браку (сравните с древним индиком). "Жена" Av. Vaδū; Пехлеви вайюг (перс. Байю) «невеста»; Авестийский вадут «тот, кто достиг брачного возраста»; Пехлеви ваюдаг «Комната невесты».

Эта этимология была предложена Карлом Голднером, принята Эмилем Бенвенистом и Кристианом Бартоломе, и стала популярной среди западных ученых. Однако в Авесте корня вадх нет корня вадха или ведического корня; в Авесте vāδaya и upa.vāδaiia - «вести (жениться)» и uzuuāδaiia - «покидать дом отца». вадх-ведический, вад-авестийский не следует путать с вах-авестийским "брать", ваз-авестийский - с ухья-неизвестной формой.

зороастрийские религиозные источники

авестийские

В древнеавестийских текстах, известных как гаты, которые, как полагают, были написаны основатель веры Зороастр, Армаити из Амеша Спента упоминается как «дочь» Ахура Мазды, высшего божества в зороастризме. В младших авестийских текстах Яштов, в частности в «Фравардин Яшт», упоминается, что отношения носят не столько буквально семейный характер, сколько единство сущности и природы с Ахура Маздой как " отец и командир »группы. В самом молодом авестийском тексте, Вендидад, моча овец, волов и тех, кто вступает в брак с ближайшими родственниками, рассматривается Ариманом и поэтому трупы могут использовать их для омовения и очищения.

Пехлеви

Шведода стала более прочной доктриной в пехлеви / среднеперсидской литературе постсасанидского зороастризма. В зороастрийской космогонии, как объясняется в пехлевийском тексте Бундахишн, сказано, что Ахура Мазда не породил другие божественные создания, а скорее создал или установил их в их надлежащие места и упоминаются как «мать», благодаря духовному питанию, так и «отец», благодаря материальному развитию всего сущего. Денкард, который включает отрывки, призывающие к действию, и Дадестан-и Дениг оба утверждают, что не только мир был создан посредством xwedodah, но, скорее, человечество из Consanguine брак Машьи и Машьяны, которые родились из духовно-кровосмесительных отношений Кейумарса (возникшего из xwedodah с Armaiti) и Spenta Armaiti, также развился из этого к удовольствию Ахура Мазды. В третьей книге Денкарда, состоящей из сборника литературы мудрости, которая иногда может противоречить сама себе, относительно вопроса о том, было ли уместно жениться на иврите, упоминается xwedodah не как кровнородственный брак, а скорее как брак в рамках веры, который рассматривается как придающий честь и силу тем, кто в нем участвует, и может включать инцестуозные отношения различного рода. Реваяты, датируемые 1400-ми годами, как серия сообщений духовенства, еще больше укрепляет этот более широкий взгляд на xwedodah, поощряя инцестуозный характер этого, также отмечая, что практика не существовала в течение столетий, и Shahnameh упоминает это мимоходом.

Незороастрийские источники

Классические

греческие источники, такие как Ксанф Лидийский и Ктесий Книдский, упоминают, что жрецы волхвов имеют сексуальные и супружеские отношения. отношения со своими родственниками, в то время как Геродот утверждает, что до Ca mbyses I это не было персидской практикой. Римские поэты Катулл и Овидий включали ссылки на единокровные отношения в Персидской империи, а Квинт Курций Руф заявляет в своих историях, что Согдия Русский губернатор Сисимитр произвел на свет двух сыновей от своей матери.

евреи

вавилонские евреи раввины сформулировали теоретико-правовое толкование в Вавилонском Талмуде. сексуальные отношения между братьями и сестрами, запрещенные для евреев и разрешенные для язычников (неевреев), в свете зороастрийской доктрины xwedodah. Филон Александрийский сообщил, что продукт высокородных кровосмесительные отношения сами по себе считались возвышенными и благородными, в то время как Вавилонский Талмуд отмечает случаи, когда ситуации, сравнимые с хведодой, разрешены и наказуемы, но без прямого упоминания зороастризма в текстах.

Исламский

Аль-Тха ' алиби пишет, что Зороастр должен был узаконить брак и заключить его Халяль между братьями и сестрой отцов и дочерей, потому что Адам женил своих сыновей на своих дочерях. Аль-Масуди сообщил, что Ардашир I сказал своим людям жениться на близких родственниках для укрепления семейных связей. Абу Хайян ат-Таухиди объявил историческую практику развратной, слабоумной и обманчивой по сравнению с арабской практикой и отметил, что она приводит к врожденным дефектам и была неправильно объявлена ​​практикой, которой не придерживаются даже

Христиан

Евсевий цитирует гностика теолога Бардайсана, который утверждал, что персы принесли с собой эту практику, куда бы они ни пошли, и что волхвы священство все еще практиковало это в его время, в то время как Псевдо-Климент и Василий Кесарийский оба комментировали незаконность такой практики по сравнению с христианской доктриной. Эзник из Кольба обвинил Зороастра в том, что он разработал доктрину из-за его собственного желания, чтобы оно распространялось среди своего народа, и Иероним присоединил персов к эфиопам, Медиане и индейцы как те, кто имел половые сношения с женщинами-членами их семей. Синод Бет-Лапат имел прокламации против христиан, которые подражали практике xwedodah с Патриархом Аба I, обращенным из зороастризма, отстаивая дело против этой практики.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-22 08:32:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте