Ксунантунич

редактировать
Ксунантунич
Xunantunich Belize 1 19.jpg "Эль-Кастильо" в Ксунантунич
Местоположение в Белизе Местоположение в Белизе Местоположение в Белизе
МестоположениеРайон Кайо, Белиз
РегионОкруг Кайо
История
ПериодыОт доклассического до постклассического периода
КультурыМайя
Заметки о местах
АрхеологиТомас Ганн, сэр Дж. Эрик С. Томпсон, А. Х. Андерсон, Линтон Саттервейт, Питер ШмидтA
СостояниеСтарый
Восстановлено археологическим проектом Ксунантунич (1991–1997))

Ксунантунич (произношение майя: ) - древний Майя археологический памятник на западе Белиз, примерно в 70 милях (110 км) к западу от города Белиз, в округе Кайо. Ксунантунич расположен на вершине хребта над рекой Мопан, недалеко от границы Гватемалы, которая находится всего в 0,6 мили (1 км) к западу. Он служил в качестве гражданского церемониального центра майя в поздний и последний классический периоды в регионе долины Белиз. В то время, когда регион был на пике своего развития, в Белизе проживало почти 200 000 человек.

Имя Ксунантунич означает «Скульптура леди» на языке майя (Мопан и Юкатек комбинированное имя Сюнаан (Благородная дама) Туунич (камень для скульптуры)) и, как и многие имена, данные археологическим памятникам майя, является современным именем; древнее название в настоящее время неизвестно. «Каменная женщина» относится к призраку женщины, по утверждениям нескольких человек, населявшей это место, начиная с 1892 года. Она полностью одета в белое и имеет огненно-красные светящиеся глаза. Обычно она появляется перед Эль-Кастильо, поднимается по каменной лестнице и исчезает в каменной стене.

Первые современные исследования этого места были проведены Томасом Ганном в середине -1890-е гг. Ганн переехал из Великобритании и с 1892 года работал окружным хирургом и окружным комиссаром Кайо, Британский Гондурас. Он выбрал этот район для поселения, потому что интересовался археологией майя, и он хотел иметь возможность исследовать (в время) неизвестные чудеса коренных народов. Преемник Ганна, сэр Дж. Эрик С. Томпсон, применил более методичный подход и смог установить первую керамическую хронологию региона. Основными недавними археологическими группами, работающими в Ксунантунич и прилегающих районах, являются Археологический проект Ксунантунич (XAP) и Исследование поселений Ксунантунич (XSS).

В 1959–60 гг. В колонию прибыла Кембриджская экспедиция в Британский Гондурас, и ее член-археолог Юан Макки провел несколько месяцев раскопок в Ксунантунич. Он раскопал верхнее здание структуры A-11 в группе B и недавно обнаруженное жилое строение A-15 рядом с главным комплексом. Используя европейский метод детальной регистрации стратиграфии поверхностных отложений (сами каменные конструкции не были серьезно разрезаны), он смог сделать вывод, что оба здания были разрушены внезапной катастрофой, которая знаменовала конец оккупации классического периода. Предположительно причиной было землетрясение; это делается исключительно на основании раскопок, а также на очень поврежденном состоянии верхнего здания Структуры A-6 («Эль-Кастильо»). Он также смог подтвердить более позднюю часть последовательности керамики, построенной Томпсоном. Подробный отчет Макки - «Раскопки в Ксунантунич и Помоне, Белиз, в 1959–1960 годах». Британские археологические отчеты (международная серия), 251, 1985: Оксфорд.

Фермеры, которые кормили людей, живущих в Шунантунич, обычно жили в небольших деревнях, разделенных на группы по родам. Фермы были разбросаны по ландшафту, хотя сам центр Шунантуниха по сравнению с ним довольно мал. Эти деревни были экономически самодостаточными, что может быть причиной того, что Ксунантунич просуществовал так долго, как они; они не зависели от города, чтобы их обеспечивать. Плотность поселений зависела от качества почвы, близости к рекам и местной политической истории. Поскольку фермеры давно обосновались на своих участках земли, они не хотели бы участвовать в государстве, которое постоянно подвергалось потрясениям из-за сил вторжения и т. Д. Другие близлежащие археологические памятники майя включают Чаа-Крик и Кахал-Печ, Буэнависта-дель-Кайо и Наранхо.

Содержание

  • 1 Хронология
  • 2 Памятники
    • 2.1 Эль Кастильо
    • 2.2 Структура A-1
    • 2.3 Погребальная камера
  • 3 Отношения с другими объектами
    • 3.1 Наранхо
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Хронология

Есть свидетельства того, что Ксунантунич был заселен еще в керамическую фазу доклассического периода. Полученные данные оказались несущественными, чтобы доказать, что Ксунантунич был важным местом. Лишь во время фазы Самала в 600–670 гг. Нашей эры Ксунантунич начал значительно увеличиваться в размерах. Расцвет архитектурных построек пришелся на фазу Хатс-Чаак (670–750 гг. Н. Э.), Когда укрепилась связь Ксунантунича с государством Наранхо. Оставленный в состоянии покинутости примерно в 750 году нашей эры из-за неизвестного насильственного события (см. Выше работу Юана Макки в 1959–1960 годах, которая может быть актуальной здесь), Ксунантунич не восстановил свое присутствие в регионе до тех пор, пока Фаза Цака в 780–890 годах нашей эры.

Памятники

Ядро города Ксунантунич занимает около одной квадратной мили (2,6 км²) и состоит из шести площадей, окруженных более чем 26 площадями. храмы и дворцы. В целом, Ксунантунич содержит 140 курганов на квадратный километр, как было обнаружено в исследованиях, проведенных XSS. Одна из наиболее известных структур Ксунантуниха - пирамида, известная как «Эль-Кастильо» (не путать с Эль-Кастильо в Чичен-Ица ​​ ). Сайт разбит на четыре раздела - Группа A, Группа B, Группа C и Группа D, при этом Группа A является центральной и наиболее значимой для людей. До седьмого века на этом месте в основном стояли небольшие дома, изредка образующие деревню. С архитектурным бумом в фазе Самала мы видим чрезвычайную важность космологического и политического размещения памятников по отношению к оси mundi (пересечение кардинальной оси памятника; его сердце).

Эль-Кастильо

Резные фигурки на пике пирамиды Эль-Кастильо (структура A6) в Ксунантунич, Белиз

Это второе по высоте строение в Белизе (после храма в Караколе ), примерно 130 лет. футов (40 м) высотой. Эль-Кастильо - это «ось мира», или пересечение двух основных линий. Свидетельства строительства предполагают, что храм строился в два этапа (ранее названный Строением A-6–2-й, который датируется примерно 800 г. н.э., и более поздний Строение A-6–1-й). В структуре A-6–2nd было три дверных проема, тогда как в структуре A-6–1st были двери только на север и юг. Пирамида находится под рядом террас. На завершающем этапе располагается тонкая лепнина или «фризы». Северный и южный фризы подверглись эрозии, а остальные были закрыты во время реконструкции и со временем. На фризе восточной стены - гипсовая форма. На фризе много чего изображено. Каждая часть фриза разбита на обрамляющие ленты из плетеной ткани или витых шнуров (которые представляют небесные явления). На фризе изображено рождение бога, связанного с королевской семьей, богами творения, а также древо жизни (которое простирается от подземного мира, земли и небес).

Структура A-1

Структура A-1 была построена в эпоху поздней классики, примерно в 800 году нашей эры. Он делил пополам площадь А-I, которая до того была самой важной площадью в этом месте. Сейчас он находится на вершине первоначальной площадки для игры в мяч в Ксунантунихе между строением A-6 (Эль-Кастильо) и A-11. Это стало ритуальным пространством исключительно для правителей и элиты, что стало препятствием для других общественных мест.

Погребальная камера

19 июля 2016 года команда под руководством Хайме Трепет обнаружил нетронутую погребальную камеру, примыкающую к большему зданию. Он считается одним из крупнейших захоронений майя, обнаруженных за последние 100 лет. В камере находился труп мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. В камере также были керамические сосуды, обсидиановые ножи, нефритовый жемчуг, кости животных и некоторые другие каменные артефакты. Остеологи считают, что на момент смерти этот человек был спортивным и мускулистым.

Отношения с другими местами

В то время, когда большинство цивилизаций майя рушилось, Ксунантунич сумел расширить свой город и его окрестности. власть над другими областями в долине. Он просуществовал на столетие дольше, чем большинство других мест в регионе. Известно, что Ксунантунич заменил Буэнависту как центр социально-политического управления верхней долины, помимо основного места проведения элитных родовых и погребальных обрядов и церемоний. Одна из теорий заключается в том, что этот шаг был сделан из-за политической борьбы в низинах из-за соседей, соперничающих за контроль над Буэнавистой, и что Ксунантунич был гораздо более легко защищаемым местом (расположен на вершине холма).

свидетельства торговли и связи между другими сайтами в изобилии. Во-первых, это расход сосны. Сосна естественным образом растет на хребте Маунтин-Пайн, до которого можно добраться через реку Макал. Он был импортирован в Шунантунич, где распределение этого ценного товара могло контролироваться элитами и правителями. Этот ресурс использовался в ритуальных и строительных целях для высшего класса, который иногда передавался членам низшего класса для усиления социально-политических стратегий. Сходство керамики на разных участках - черта, которую обычно ищут археологи. Различие между качествами керамики может усилить разрыв между социальными классами в пределах одного места, так же как оно может показать разницу между классами других государств. В период Терминальной классики равенство в распределении керамики в Ксунантуниче можно рассматривать как политическую валюту в долине Белиза. Типы керамики стали единообразными среди памятников, найденных в районах долины Белиза вокруг Ксунантунич, что является еще одним свидетельством их тесных связей с памятником «Каменная женщина».

Наранхо

Из-за региональных конфликтов, Наранхо, региональное государство, начало распадаться примерно в 9 веке. Он превратился из регионального органа в более мелкую площадку, которая со временем ушла на второй план. По неизвестным пока причинам документальные иероглифы быстро исчезли в 820 году нашей эры в Наранхо; который совпадает с самой ранней стелой в Ксунантунич, Стела 8. Стела, иероглифы и архитектура стилистически похожи на стиль Наранхо. Отсюда произошел переход власти в Ксунантунич, хотя влияние Наранхо до этого очевидно. Сама конструкция основного объекта очень похожа на компоновку компоновки группы B Наранхо. Ярко выраженная ось север-юг (которая считается связующим звеном с королевской властью и преемственностью) разделяется между ними двумя, здания расположены в одинаковых местах, а формы зданий напоминают друг друга.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Ксунантунич.
У Wikivoyage есть путеводитель по Ксунантунич.

Координаты : 17 ° 05′21 ″ N 89 ° 08′29 ″ W / 17,089059 ° N 89,141427 ° W / 17.089059; -89.141427

Последняя правка сделана 2021-06-22 08:30:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте