Парк коренных народов Шингу

редактировать
Парк коренных народов Шингу
Parque Indígena do Xingu
МСОП категория II (национальный парк )
Карта с указанием местонахождения Парка коренных народов Шингу Карта с указанием местонахождения Парка коренных народов Шингу
Ближайший городПейшоту-де-Азеведо, Мато Гросс
Координаты11 ° 13′55 ″ ю.ш. 53 ° 11′06 ″ з.д. / 11,232 ° ю.ш. 53,185 ° з.д. / -11,232; -53,185 Координаты : 11 ° 13′55 ″ ю.ш. 53 ° 11′06 ″ з.д. / 11,232 ° ю.ш. 53,185 ° з.д. / -11,232; -53,185
Площадь2,642,003 га (6,528,530 акров)
Наименованиенациональный парк. Территория коренных народов
Создана14 апреля 1961 г.
АдминистраторICMBio

Парк коренных народов Ксингу (португальский : Parque Indígena do Xingu, произносится ) - территория коренных народов Бразилии, впервые созданная в 1961 году как национальный парк в штате Мату-Гросу, Бразилия. Его официальные цели - защита окружающей среды и нескольких племен шингу коренных народы в этом районе.

Содержание
  • 1 Местоположение
  • 2 История
  • 3 Народы
  • 4 Языки
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Местоположение

Парк коренных народов Шингу находится в верховьях реки Шингу на северо-востоке штата Мату-Гросу, на юге биома Амазонки. Он покрывает 2 642 003 гектара (6 528 530 акров), с саваннами и более сухими полулиственными лесами на юге, переходящими в тропические леса Амазонки на севере. С ноября по апрель сезон дождей. Истоки реки Шингу находятся на юге парка. Территория, покрытая парком, была определена в 1961 году и охватывает части муниципалитетов Канарана, Паранатинга, Сан-Феликс-ду-Арагуайя, Сан-Жозе-ду Шингу, Гауча-ду-Норти, Фелис Натал, Керенсия, Униан-ду-Сул, Нова Убирата и Марселандия в штате Мату-Гросу.

На востоке находится бассейн реки Арагуая, главного рукава Токантинса. К западу и югу находится Телес Пирес рукава реки Тапажос. Большая часть окрестностей, за исключением севера, в настоящее время сильно обезлесена. На восточной стороне обезлесенная территория простирается на северо-восток, обозначая приблизительную юго-восточную окраину леса Амазонки.

В центре парка сливается веер рек. Это, вращаясь против часовой стрелки, река Ферро, Стейнем, Ронуро, Ятоба, Батави (или Тамитатоала), Ауити, Кулисеу, река Кулуене и Тонгуро.

Земли коренных народов в районе Шингу в Бразилии
История

В регионе Верхний Шингу был высоко самоорганизованный доколумбовский антропогенный ландшафт, в том числе залежи плодородных сельскохозяйственных культур. terra preta, чернозем на португальском, с сетью дорог и государственных образований, каждая из которых покрывала около 250 квадратных километров.

Регион Верхний Шингу был густонаселенным ранее на европейские и африканские контакты. Густонаселенные поселения возникли с 1200 по 1600 год нашей эры. Древние дороги и мосты связывали общины, которые часто были окружены рвами или рвами. Деревни были заранее спланированы и имели круглые площади. На данный момент археологи раскопали 19 деревень.

Верхний Шингу был одной из последних частей Бразилии, куда европейцы достигли. С севера его защищали многочисленные пороги Шингу. С юга он был защищен тонкими поселениями и воинственными Бороро и Ксаванте среди других. В 1884 Карл фон ден Штайнен направился на северо-запад от Куябы к некому христианизированному Бакаири на верхнем Телес-Пиресе. Они привели его через две недели на восток к реке Батави, где построили каноэ. Они спустились вниз по течению и встретили нескольких Бакаири, с которыми не связались, а также Трумаи и Сую. В следующие 20 лет в этот район вошли и другие исследователи, некоторые из которых погибли. Перси Фосетт исчез здесь в 1925 году.

Национальный парк был создан после кампании братьев Виллаш-Боас для защиты региона. Отчет об исследовании этого района братьями Виллас-Боас и их усилиях по защите региона задокументирован в фильме Шингу (2011) и в книге Джона Хемминга «Люди тропического леса: Братья Виллы Боас, исследователи и гуманитарии Амазонки (Лондон, 2019).

Виллас Боас и трое антропологов и активистов пришли к радикальной идее создания обширной лесной зоны, защищенной исключительно для коренных жителей, и пригласили ученых. Это было передано вице-президенту Бразилии в 1952 году, на котором был предложен парк гораздо большего размера. Однако против этого предложения выступил штат Мату-Гросу, который начал предоставлять землю в пределах предложенной территории компаниям-колонизаторам. Последовало девять лет ожесточенной политической борьбы и борьбы в СМИ, пока новый президент Бразилии, Янио Куадрос (друг семьи Виллас Боаш) не протаранил ее своим президентским указом, но на значительно сокращенной территории, чтобы удовлетворить правительство штата. Парк возник на основании указа № 50.455 от 14 апреля 1961 года. (Корректировки производились 31 июля 1961 года, 6 августа 1968 года и 13 июля 1971 года. Окончательная демаркация периметра была проведена в 1978 году.)

Территория вскоре получил название «Парк коренных народов», чтобы покрыть двойную цель защиты окружающей среды и коренных народов, за исключением всех остальных. Это была первая такая обширная охраняемая территория в мире и прототип крупных территорий коренных народов по всей Амазонии, которые в настоящее время защищают значительную часть сохранившихся тропических дождевых лесов. Парк коренных народов Шингу изначально был президентским департаментом, но теперь подчиняется как агентству коренных народов Фунаи, так и агентству по охране окружающей среды Ибама.

К концу 1990-х животноводческие и соевые фермы к северо-востоку от парка начали расти. добраться до парка, как и вырубка леса к западу от парка. Последствия человеческой деятельности за пределами парка начали загрязнять воды парка. Парк остается островом с лесами и реками, которым все больше угрожает загрязняющая деятельность и вырубка лесов за пределами его периметра.

Народы
Деревня Камайура в Шингу, двор. Коренные жители, играющие на флейте.

.

Люди, живущие в границах парка: Камайура (355), Авети (138), Мехинако ( 199), Вауя (321), Явалапити (208), Калапало (417), Куикуро (415), Матипу (119), Нахуква (105) и Трумаи (120), которые все разделяют общую культурную систему (данные о населении на 2002 год). В парке также живут Икпенг (ранее Txikao) (319), Kaiabi (745), Kisêdjê (ранее Suia) (334), Юджа (ранее - Джуруна) (248), народы тапаюна и Нарувоту (численность населения на 2002 год).

Район Шингу представляет большой интерес, потому что его богатые культуры коренных народов избежали опустошения европейцами и их болезней благодаря нехватке каучука или минеральных ресурсов в регионе, а также благодаря барьеру между водопадами и порогами на реке Шингу..

Первым исследователем, который связался с жителями региона и написал о них, был немецкий антрополог Карл фон ден Штайнен в 1880-х годах, за которым последовали короткие визиты других антропологов и государственных геодезистов. Но первое постоянное место жительства вне дома было у братьев Сан-Паулу Орландо и Клаудио Виллас Боаш с 1947 по 1976 год. Они разработали новую систему помощи коренным народам в качестве друзей, помощников и равных, а не в качестве колонизаторов. Теперь это принято по всей Бразилии. Медленно вводя изменения со скоростью, которую коренные народы хотели и могли принять, они всего за два поколения привели их к осознанию всех аспектов современного бразильского общества, не теряя при этом уважения к своим традиционным общинным обществам и образу жизни.

Лидеры коренных народов шингу, такие как Аритана Явалапити и Раони Метуктир, оба обученные Виллас Боас, теперь выступают от имени всех коренных народов Бразилии на мировой арене. С конца 1970-х годов директором Парка коренных народов Шингу был коренной народ, которого выбирали руководители района.

За шестьдесят лет после контакта с фон ден Штайненом народы шингу были поражены чужеродными болезнями, такими как корь и грипп, которые уменьшили их небольшое население на две трети. Виллы Боас полностью изменили этот спад благодаря соглашению с профессором Роберто Баруцци из учебной больницы Сан-Паулу, в соответствии с которым более пятидесяти лет команды врачей-добровольцев делали прививки и ухаживали за народом шингу в соответствии с высочайшими медицинскими стандартами.

В июне 1925 года британский артиллерийский подполковник Перси Харрисон Фосетт посетил верховья Шингу со своим сыном и другом сына по той же тропе и речной дороге, что и все предыдущие посетители. Они провели несколько дней с народами авети и калапало, прежде чем были убиты одним из этих племен или продолжили свое путешествие в лес. Обученный геодезист, Фосетт между 1907 и 1911 годами нанес на карту четыре границы для правительства Боливии. Будучи приверженцем спиритизма, он убедился, что в лесах Амазонки может находиться затерянный город чрезвычайно древней «высшей» цивилизации. После выдающейся службы в Первой мировой войне Фосетт провел несколько лет, преследуя свои фантазии на северо-востоке и в других частях Бразилии, до вторжения в Шингу в 1925 году. Исчезновение британского подполковника, ищущего мистический город в лесах Амазонки, вызвало фурор в СМИ. Дэвид Гранн написал статью об этом исследовании, за которой последовала расширенная книга Затерянный город Z (2009

Языки

14 языков коренных народов принадлежащих к 5 разным языковым семьям (включая трумаи, языковой обособленный ), говорят в парке.

Языки коренных народов, на которых говорят на юге часть парка (верхний шингу):

языки коренных народов, на которых говорят в северной части парка (нижний шингу):

В северном парке парка только Трумай говорили на в течение значительного периода времени. Все другие языки в этом районе появились сравнительно недавно.

Примечания
S ources
Викискладе есть материалы, связанные с Parque Indígena do Xingu.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-22 08:02:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте