Проект хронологии Ся – Шан – Чжоу (Китайский : 夏夏周 断 工程; пиньинь : Сиа Шанг Чжу Дуандай Гунчэн) был междисциплинарным проектом, заказанным Китайской Народной Республикой в 1996 году для точного определения места и времени структура династий Ся, Шан и Чжоу.
Проектом руководил Университет Цинхуа профессор Ли Сюэцинь, в нем участвовало около 200 экспертов. Он использовал радиоуглеродное датирование, археологическое датирование, исторический текстуальный анализ, астрономию и другие методы для достижения большей временной и географической точности. Предварительные результаты были опубликованы в ноябре 2000 года. Однако некоторые методы и выводы проекта были оспорены другими учеными.
Традиционное описание древнего Китая, представленное Записями Великого историка, написанными Сыма Цяном в Династия Хань, начинается с Трех Правителей и Пяти Императоров и проходит через череду династий: Ся, Шан и Чжоу. Сыма Цянь почувствовал себя способным вернуть годовую хронологию к началу Регентства Гонхэ в 841 г. до н.э., в начале династии Чжоу. За период до этой даты его источники (теперь в основном утерянные) были ненадежными и противоречивыми, и он давал только списки царей и отчеты об отдельных событиях. Более поздние ученые не смогли выдвинуть точную хронологию назад за дату Сыма Цяня 841 г. до н. Э.
Многие элементы традиционного описания, особенно ранние части, были явно мифическими. В 1920-х годах Гу Цзиган и другие ученые из школы сомневающейся античности отметили, что самые ранние фигуры появились в литературе позже, и предположили, что традиционная история срослась с слоями мифа. Отметив параллели между рассказами Ся и Шан, они предположили, что история Ся была изобретена Чжоу, чтобы поддержать их доктрину Мандата Неба, которым они оправдывали свое завоевание Шан. Некоторые даже сомневались в историчности династии Шан.
Лопатка Быка с гадальной надписью времен правления короля Шан У ДинаВ 1899 году ученый Ван Ижун исследовал некоторые любопытные символы, вырезанные на «кости дракона» куплены у китайского фармацевта и определили их как раннюю форму китайского письма. Наконец, в 1928 году кости были обнаружены в месте (ныне Иньсю ) около Аньяна, к северу от Хуанхэ в современном Хэнань провинция. Было обнаружено, что надписи на костях являются записями гаданий времен правления последних девяти королей Шан, периода правления У Дина. Более того, из расписания жертвоприношений, записанного на костях, можно было восстановить последовательность царей Шан, которая близко соответствовала списку, данному Сыма Цянь.
Археологи сосредоточили внимание на долине Желтой реки в провинции Хэнань как на наиболее вероятном месте. состояний, описанных в традиционных историях. После 1950 г. рядом с Чжэнчжоу были обнаружены остатки более раннего обнесенного стеной города культуры эрлиганцев, а в 1959 г. участок культуры эрлитоу был обнаружен в Янши, к югу от реки Хуанхэ около Лояна. Радиоуглеродное датирование предполагает, что культура Эрлитоу процветала c. 2100 г. до н.э. - 1800 г. до н.э. Они построили большие дворцы, что свидетельствует о существовании организованного государства. Совсем недавно картина осложнилась открытием высокоразвитых цивилизаций в Сычуани и долине Янцзы, таких как Sanxingdui, Panlongcheng и Wucheng, из которых традиционные истории не упоминают.
До середины 20-го века во многих популярных трудах, как китайских, так и западных, использовалась традиционная хронология, рассчитанная Лю Синем в начале первого века нашей эры. Однако современные ученые, изучающие надписи на костях оракула Шан и бронзе Чжоу, предлагали более короткую хронологию, например, обычно помещая завоевание Шан Чжоу на середину 11 века до нашей эры, а не на 12 век.
В 1994 году Сун Цзянь, государственный советник по науке, во время визита в Египет был впечатлен хронологией, уходящей корнями в 3-е тысячелетие до нашей эры. Он предложил междисциплинарный проект по установлению подобной хронологии для Китая. Проект был одобрен как часть девятого пятилетнего плана (1996–2000 гг.).
В проекте использовалась комбинация методов, чтобы попытаться сопоставить традиционная литература с археологическими открытиями и астрономическими записями.
Современные доказательства Западной Чжоу состоят из тысяч бронзовых изделий, многие из которых имеют надписи. Около 60 из этих дат записывают важные события, такие как день в шестидесятилетнем цикле, фаза луны, месяц и год правления. Однако короля обычно не называют.
Иногда регистрировались необычные астрономические события. Ключевой точкой отсчета было правление царя Чжоу Йи, когда, согласно «старому тексту» Бамбуковые анналы, день наступал дважды. Проект принял (без подтверждения) предложение корейского ученого Пан Сунджу (方 善 柱) о кольцевом солнечном затмении на рассвете, которое произошло в 899 году до нашей эры. Другие ученые подвергли сомнению как эту интерпретацию текста, так и связанные с ней астрономические расчеты.
Возможно, наиболее значительным событием, требующим датировки, является завоевание Шан Чжоу., описанный в традиционных историях как Битва при Муйе, хотя место битвы не было идентифицировано. Предыдущие хронологии предлагали по крайней мере 44 различных даты для этого события, начиная с 1130 по 1018 год до нашей эры. Самыми популярными из них были 1122 г. до н.э., по подсчетам династии Хань астроном Лю Синь, и 1027 г. до н.э., согласно утверждению в "старом тексте" Бамбуковых анналов, что Западный Чжоу ( чья конечная точка, как известно, приходится на 770 г. до н.э.) длилась 257 лет.
Несколько документов связывают астрономические наблюдения с этим событием:
Стратегия, принятая Проектом, заключалась в использовании археологических исследований для сужения диапазон дат, который нужно будет сравнить с астрономическими данными. Хотя никаких археологических следов кампании короля У не было обнаружено, столица Чжоу до завоевания в Фэнси в Шэньси была раскопана, и слои на этом месте были идентифицированы с додинастической эпохой. Чжоу. Радиоуглеродное датирование образцов с этого места, а также поздних столиц Иньсю и ранних столиц Чжоу с использованием метода сопоставления движений, дало дату завоевания между 1050 годом. и 1020 г. до н. э. Единственная дата в этом диапазоне, соответствующая всем астрономическим данным, - 20 января 1046 года до нашей эры. Эта дата была ранее предложена Давидом Панкеньером, который сопоставил приведенные выше отрывки из классиков с теми же астрономическими событиями, но здесь это стало результатом тщательного рассмотрения более широкого диапазона свидетельств.
Другие ученые подняли вопрос. несколько критических замечаний по поводу этого процесса. Связь между слоями археологических памятников и завоеванием неясна. Узкий диапазон радиоуглеродных дат цитируется с менее строгим доверительным интервалом (68%), чем стандартное требование 95%, что привело бы к гораздо более широкому диапазону. Тексты, описывающие соответствующие астрономические явления, крайне неясны. Например, надпись на Ли гуй, ключевом тексте, использованном для датировки завоевания, может быть истолкована по-разному, с одним альтернативным прочтением, указывающим дату 9 января 1044 г. до н.э.
Для позднего Шаня кости оракула содержат меньше деталей, чем бронзы Чжоу, обычно записывая только день шестидесятилетнего цикла. Однако вычисления с использованием более длинного ритуального цикла использовались для определения даты правления двух последних королей Шан. Упоминания о пяти лунных затмениях в предсказаниях оракула из костей поздних времен правления У Дина и Цзу Гэна были отождествлены с событиями, охватывающими период с 1201 по 1181 год до нашей эры, из которых была получена дата начала правления Цзу Гэна. Затем была рассчитана дата начала правления У Дина с использованием утверждения в главе «Против роскошной легкости» в Книге документов, что его правление длилось 59 лет.
Согласно традиционным историям, Пан Гэн, три царствовал раньше, чем У Дин, перенес столицу Шан на ее последнее место, обычно идентифицируемое с местом Иньсю в Аньяне. Различные интерпретации текста Бамбуковых летописей дают интервалы в 275, 273 или 253 года между этим событием и завоеванием Чжоу. Проект остановился на дате, близкой к самому короткому из этих интервалов.
Четыре фазы культуры Эрлитоу были разделены между династиями Ся и Шан по-разному разными выдающимися археологами. В проекте все четыре фазы были отнесены к Ся, отождествляя установление династии Шан со строительством Янши города-крепости в 6 км (3,7 миль) к северо-востоку от участка Эрлитоу. Временной промежуток династии Ся был взят из периодов правления, приведенных в Бамбуковых Анналах, и из соединения пяти планет во время правления Ю Великого, записанного в более поздних текстах. Поскольку этот период был длиннее, чем время, охваченное культурой Эрлитоу, проект также включал более поздние фазы варианта Ванвань III культуры Луншань в период Ся.
Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу установил точные даты прихода на престол правителей У Дина, царя династии Шан, правление которого породило старейшее из известных оракулов кость записей. Здесь эти даты сравниваются с традиционными датами и датами, использованными в Кембриджской истории древнего Китая :
Династия | Король | Дата вступления (BC) | ||
---|---|---|---|---|
XSZ Project | Кембриджская история | Традиционный | ||
Шан | Ву Дин | 1250 | до 1198 | 1324 |
Цзу Гэн | 1191 | после 1188 | 1265 | |
Цзу Цзя | – | ок. 1177 | 1258 | |
Линь Синь | – | ок. 1157 | 1225 | |
Кан Дин | – | ок. 1148 | 1219 | |
У И | 1147 | ок. 1131 | 1198 | |
Вэнь Дин | 1112 | ок. 1116 | 1194 | |
Ди И | 1101 | 1105 | 1191 | |
Ди Синь | 1075 | 1086 | 1154 | |
Чжоу | Кинг У | 1046 | 1045 | 1122 |
Кинг Ченг | 1042 | 1042 | 1115 | |
Король Кан | 1020 | 1005 | 1078 | |
Король Чжао | 995 | 977 | 1052 | |
Король Му | 976 | 956 | 1001 | |
Кинг Гонг | 922 | 917 | 946 | |
Король И | 899 | 899 | 934 | |
Король Сяо | 891 | 872? | 909 | |
Король И | 885 | 865 | 894 | |
Кинг Ли | 877 | 857 | 878 |
Более ранние даты даются более приблизительно:
Освещение проекта в некитайской прессе было сосредоточено на конфликте между национализмом и наукой. Проект критиковали за то, что он является крупным политическим проектом, а не крупным археологическим проектом, целью которого является прославление китайской нации, и хвастается этноцентрическим национализмом в Китае, который может вызвать трения с его соседями. Однако не все участники проекта хронологии согласны со всеми датами. Действительно, проект не побоялся конкурсных дат, предложенных даже режиссером. Это говорит о том, что даты рассматриваются сами по себе, а не в зависимости от властей, и что политика не влияет на детальную работу проекта.
Помимо методологических проблем, ученые жаловались, что проект является частью традиции низводить археологию до роли проверки традиционных историй. Они утверждают, что это вынуждает археологические свидетельства выстраиваться в рамки единой последовательности схожих доминирующих государств, как это показано в историях и отражено в названии «Три династии». Однако, если оценивать его по существу, свидетельства показывают гораздо более сложное происхождение китайской цивилизации со многими другими развитыми государствами, которые не упоминаются в историях.
Предварительный отчет о проекте был выпущен в 2000 году. Отчету была посвящена сессия Ежегодной конференции Ассоциации азиатских исследований в 2002 году, где его методы подверглись критике со стороны Дэвида Нивисона, в том числе. Никаких дополнительных отчетов не поступало. Международная конференция по хронологии, назначенная на октябрь 2003 г., была отложена из-за вспышки SARS, но никогда не переносилась. Однако даты Проекта стали ортодоксальной хронологией в китайских учебниках и справочниках.
Сноски
Цитированные работы