Ксесибе

редактировать

Ксесибе - нгуни говорящие люди из провинции Восточный Кейп и южные части Квазулу-Натала, Южная Африка.

История

В контексте многих других огромных королевств в Южной Африке народ ксесибе относительно меньше и более рассредоточены по всей юго-восточной части Южной Африки, простираясь от южных частей Квазулу-Натала и восточной и центральной части Восточной Капской провинции. Несмотря на свой размер

люди ксесибе в разные эпохи истории Южной Африки отличились и даже стали решающим фактором в определенные исторические моменты или эпические битвы, которые коренным образом изменили ход истории. Несмотря на все это, до сих пор не было написано ни одной книги о людях ксесибе. В лучшем случае они упоминаются в книгах по истории других групп, таких как Мпондо, Бхака, Тембус и Ксхосас. Должны быть сложные и еще не понятые причины того, почему историки и ученые в целом могли сделать это монументальное упущение в отношении такой особой группы. В известном смысле это оставило неоправданно огромный пробел в знаниях в истории Южной и Южной Африки. Яростная независимость, отвага и отвага, а также предприимчивость людей ксесибе проявляются почти во всей литературе, упоминающей о них. Историки и летописцы колониальных правительственных записей, а также устной истории, кажется, удивляются тому, как такая маленькая группа могла противостоять великим королевствам и удерживать свои позиции, несмотря на непреодолимые препятствия. Неудивительно, что пословица «nguMbo nomXesibe» выделяет только одну из самых маленьких групп, несомненно, они должны были отличиться, чтобы не быть включенными в большую группу абамбо, которые мигрировали в районы коса в центральной и западные части того, что сегодня известно как провинция Восточный Кейп.

Народ ксесибе является потомком африканского народа банту, который мигрировал на юг из региона между Великими озерами и Великими рифтовыми долинами Восточной и Центральной Африки. Группа этих групп, мигрировавших на юг, была названа людьми нгуни, поскольку у них было много общего в своем языке и, возможно, в генеалогии. Из народа нгуни, который окончательно обосновался в юго-восточной части южной части Африки, возникло одно из самых могущественных королевств Абамбо у гор Лебомбо на западной стороне Свазиленда. Линия королевского лидерства Абамбо восходит к Губхеле, которая порождает Кубони, которая порождает Мгебелезане, которая порождает Длозелу, которая порождает Сибисид. В своем большом доме Сибисайд порождает Мавово, а в его доме справа находятся Нджанье, а затем Номафу в его Левом доме, который породил людей имитетва, амангване и ама-свати. В правом доме Нджанье были близнецы, а именно Мпондо и Мпондомисе, за которыми сразу же последовал Имфузи (ребенок, рожденный сразу после близнецов от того же отца и матери), которым была Зесибе. В это время Абамбо переехал и поселился в северных и центральных районах нынешнего Квазулу-Натала. Ксесибе отделился от основного течения Абамбо, чтобы сформировать свою собственную нацию в районе между Эскуртом, Грейтауном и Бульвером. Напряженность в отношениях с соседними вождествами и поиск лучших пастбищ и сельскохозяйственных угодий для скотоводческой общины привели к тому, что Зесибе переехал, чтобы претендовать на земли по обе стороны от Мтамвуны, поскольку земли на берегах Мтамвуны были плодородными, а трава - пышной для выпаса скота нгуни. В своем большом доме Шесибе порождает Нтозабанту, в его правом доме находится Мхвенкве, а в левом доме - Мгану. Ксесибе, основатель этой нации, умер после долгого прославленного правления. Он был похоронен на берегу реки Мтамвуна, отсюда ее мифическое значение среди Шесибе и соседних вождеств и королевств. После смерти основателя люди ксесибе рассеялись и обосновались под разными вождествами. Нтозабанту мигрировал на запад и поселился в районах между Либоде, Нгкелени и Мтхата с большей концентрацией в районе Мкандули. Из Нтозабанту вышла другая группа из его сына Мбатхане, которая дала начало людям Нуне и Хума (как Мпондо и Мпондомисе, они были близнецами). В той же линии Нтозабанту, у Нодзабы также была группа, которая отделилась и стала независимой под руководством Нони. Народ Тембу дал Зесибе под Нони имя АмаКвати из-за священного и мистического быка по имени Квати, который всегда был в компании ведущей партии и лидера переселенцев народа Зесибе. Квати также разделились на две основные группы: Даласиле в Нгкобо и его окрестностях и Стокве из Ндлелы в районах Кала / Леди Фрере, а некоторые рассредоточились до Стеркспруита. После великого переворота, который чуть не привел к гражданской войне среди детей Мгубудзели, внука Нондзабы, Содладла отделился и обосновался со своим народом в районе Мабхобхо среди жителей Бхака в районе горы Фрере. Левосторонний дом Ксесибе, который остался на территории, вокруг которой правил Ксесибе и умер на восточной стороне Мтамвуны, проходит через линию Мгану, в честь которой названа даже гора вокруг Кокстада. Эта группа росла и стала настолько сильной, устоявшейся и чрезвычайно независимой, что в конце концов обосновалась в районе Максесибени / Маунт-Айлифф. Многие историки часто ошибаются, полагая, что это была единственная группа людей ксесибе, возможно, их постоянные войны с соседними Мпондо, Бака, Зулу, Хлуби держали их в центре внимания. Эта группа достигла своего пика под творческим руководством Синамы, который расширил свои поселения и великие места до областей, которые сегодня являются частью Восточного Пондолэнда и Южного Квазулу-Натала. Народ ксесибе отличился во многих битвах и войнах. К ним относятся великие антиколониальные войны 1880–1881 годов под руководством Даласиле в регионе Нгкобо и Стокве-кандлела в районах Леди Фрере / Кала. Квати также убили во время битвы Рарабе, короля коса западного региона. Настойчивый Мадзикане, лидер бака, также пал от копий Амакувати в лесу Гкутйини возле Нгкобо. Войны, которые Синама вел с Мпондо и окружающими их группами, также сделали его легендой своего времени. Но именно его сын, Ногула, стал генералом армии воинов Зесибе, который участвовал во многих битвах, в том числе против Шака Зулу, где Зесибе объединил свои силы с Бака Мадзикане на горе Нунге неподалеку. Силы Шаки потерпели унизительное поражение, и многие из его воинов погибли в этой битве, и гора была переименована в честь этого исторического события.

Образец восхвалений коренных народов групп и кланов ксесибе (Изидуко незибонго)

Нондзаба Ксесибе Нондзаба Матшая Оханданьявана Ооматши'ебека ндженгомнтвана Осабель'уябизва эмазибуквени

Синасибэма Mayaba Синама Malandelwa yintombi isithi ndizeke nokuba awunankomo Tshaba Lendlovu Sabela uyabizwa Emazibukweni

OoSidindi (AmaQwathi) Sdindi, Fubu, Mjobi Phafu Mcaba нони Sithonga Nomakhungela Nkonjan'emnyama edlalemafini Qwathi elimnyama ebabhodloza ihlathi Lifuna uZanzolo Гага elibaleka nomtya Walo Inkomo kaSokhuthu noGangatha Кхала Mqadi Вафа yintsika

OoNoni (AmaQwathi) нони Lutshaba Sidindi, Ndunakazi Dikela Нодзима Ntswayibana Qwathi elimnyama ebabhodloza ihlathi Lifuna uZanzolo Elimehl'ambejembeje ngokwesilo Nqadalala yegqirha Maqaphula Ngamthana Вази, Nomatyala

OoBlwangwe (AmaQwathi) Blangwe Нкархи Нзало Нзила каНзотвана Вангевумба АмаБлангве амньяма неэнкомо заво Нцвайибана Нони

АмаКхума Ксесибе Хума Мбатане Нондз ABA Dabuko Khandanyawana Matshaya Sabel'uyabizwa emazibukweni

AmaNune Нуне Ngqwangi Doyi Matshaya Mbathane OoNtsaka Ntsaka Ntozabantu Nzuza Miyana Bhimbi Nondzaba Matshin'ebheka njengomntwana

Nxontsa Nxontsa kaXesibe Matshaya Mganu Sabel'uyabizwa emazibukweni Мбала weXhama Gubudu Bhuku Бхуку Синкаша Нкамангана Умфаз'обеле линье Элинчелиса инцана зонке нафешейа комфула

Ндлована Ндлована Умзи овавела кукала Ндзала Мзи Ди воХланга Ндлебэ зикхани 'илангэ ДжоМази Мази Мази Мази Мази Мази Мази Сурнэбэ Зикхани' илангамес ДжоМази>Сурнэбэ Зикхани 'иланга ОоМази>Сурнэбэ Зикхани' иланга ОоМази>Сурнэбэ Зикхани 'илангаме ОоМоджо>Савлэбэ Зикхани' илангамес ДжоМоджо Муси Mbulawa Dongeni, Nhlumayo Dalasile Stokwe Mnyande Тит Jakuja Sibutha Nxele Qotywa Ntsaka, Mbangi Dyantyi Molose Gongxoza, Mashwa Sodladla Xhate Ngunga Gcuma, Mayaba Nogula Mtengwane Mganu Зума Mpepanduku Sikisi, Mpakumpaku Нети Xayiya Xundu Валу Mtshubungu Ceza Mlatsheni Бойс Mjoli Gebeda Tokota Jezile Malotana Mathole Sokhanyile Ntontela Фанте Тайвани Зимасе Кипи Мзаза

Символы культуры и наследия Ксесибе

Иниоси (Пчела) Иниоси - тотем народа ксесибе. Он принимает мифическое и духовное измерение, поскольку считается, что он имеет некоторую связь с предками. Он имеет такое же значение тотемного наследия, что и змея (умаджола) для клана Джола в Мпондомисе, лев для народа Таунг и крокодил для группы Баквена в Басото.

Крупный рогатый скот (Иинкомо) Люди ксесибе всегда имели особые отношения и привязанность к своему скоту, и крупный рогатый скот приобрел мифический статус из-за своей духовной, социальной и экономической ценности. Ксесибе отправлялся на войны, чтобы защитить свое ценное владение или приобрести что-то у других вождеств и королевств. Мквати был особенным зверем для лидера группы, которая откололась от Мгубудзели, поэтому люди тембу дали ему имя «абаквати», когда они мигрировали и поселились среди них.

Река Форд (Изибуко) Между 400 и 500 лет назад люди ксесибе мигрировали в юго-западную часть Южной Африки из того, что сегодня известно как область Квазулу-Натал Мидлендс (между Грейтауном, Бульвером и Эскорт). Они мигрировали в поисках лучших пастбищ, плодородных земель и политической независимости. Во время этих миграций они предпочли бы двигаться ночью, не замеченные потенциальными врагами, которые могут устроить им засаду и забрать их скот. В темноте ночи ведущая разведывательная группа шла вдоль больших рек в поисках брода (izibuko), а затем они кричали в ответ своей путешествующей группе: sabel'uyabizwa emazibukweni (ответ на звонок в брод или на пересеченных участках. реки), тогда мигрирующая община должна идти к месту, куда их направили, и безопасно переходить туда. Речной брод (izibuko) имеет мелководье и ступеньки, что позволяет безопасно переходить его. Воины-разведчики также проверяли наличие опасных животных, таких как бегемоты и крокодилы, прежде чем посоветовать людям перейти реку. Люди ксесибе пересекли известные реки, такие как Мхомази, Мзимкулу, Мтамвуна, а затем Мсикаба, Мзимвубу, Тина, Цица, Мтхата и Мбаше. В то время как некоторые поселились на берегах реки Мтамвуна, где базировался Ксесибе и также был похоронен, другие мигрировали на запад до районов, занятых народами коса и тембу. Та же самая схема перехода через реки ночью и вызова «Sabel’uyabizwa Emazibukweni», похоже, повторялась до тех пор, пока это не стало частью изибонго. Мтамвуна имеет особое значение, так как именно на берегах этой реки Ксесибе обосновалось как независимое вождество. Он умер на берегу этой реки и был похоронен там. Сегодня эта река является границей между Восточной Капской провинцией и провинцией Квазулу-Натал.

Одержимость духом проявляется среди них, и большинство одержимых - замужние женщины. Состояние одержимости духом среди них называется интвасо. Считается, что те, у кого развивается состояние интвасо, имеют особое призвание - предсказывать будущее. Сначала к ним относятся с сочувствием, а затем с уважением, поскольку они развивают свои способности предсказывать будущее.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-22 07:33:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте