Ксавер Шарвенка

редактировать
Франц Ксавер Шарвенка
Scharwenka1882.jpg
Справочная информация
Родился(1850-01-06) 6 января 1850 года. Самтер, Пруссия
Умер8 декабря 1924 (1924-12-08) (74 года). Берлин, Германия
ЖанрыКлассика
Род занятийПианист, композитор
Ins trumentsФортепиано

Франц Ксавер Шарвенка (6 января 1850 - 8 декабря 1924) польско-немецкий пианист, композитор и учитель чешско-польского происхождения.. Он был братом Людвига Филиппа Шарвенка (1847–1917), который также был композитором и учителем музыки.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
  • 2 Музыка
  • 3 Избранные произведения
    • 3.1 Концерты
    • 3.2 Оркестровый
    • 3.3 Опера
    • 3.4 Камерная музыка
    • 3.5 Фортепиано
  • 4 Избранная дискография
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Шарвенка родился в 1850 году в Самтере, Пруссии (польский: Szamotuły ; до 1793 года, а с 1919 года входил в состав Польши ). Его предки по отцовской линии первоначально происходили из Праги, затем переехали в Франкфурт-на-Одере в 1696 году - вероятно, из соображений веры - и после этого поселились в Самтере. Его отец, Август Вильгельм, был одаренным мастером-строителем, но определенно не имел музыкального слуха. Его мать, урожденная Голиш, была этнической полякой из небогатой семьи, которая была склонна к музыке и рано привила своим детям любовь к музыке. Хотя он начал учиться играть на пианино на слух, когда ему было 3 года, Шарвенка не стал заниматься музыкой до 15 лет, когда его семья переехала в Берлин, и он поступил в Akademie der Tonkunst. При Теодоре Куллаке его пианистические навыки быстро развились, и он дебютировал в Singakademie в 1869 году. Он преподавал в академии, пока не поступил на военную службу в 1873 году. После увольнения в 1874 году Шарвенка начал гастролировать как музыкант. концертный пианист. Прославленный за красоту своего тона, он стал известным интерпретатором музыки Фредерика Шопена.

. В 1881 году Шарвенка вместе с Густавом Холландером и Генрихом Грюнфельдом организовала успешную ежегодную серию камерных и сольных концертов в Singakademie. В октябре того же года он основал собственную музыкальную школу в Берлине. В 1886 году он дирижировал первым из серии оркестровых концертов, посвященных музыке Гектора Берлиоза, Ференца Листа и Людвига ван Бетховена, продолжая активно гастролировать. и играть его произведения в сотрудничестве с другими художниками, такими как дирижер Ганс Рихтер и скрипач Йозеф Иоахим. Эта тройная роль пианиста, композитора и педагога займет Шарвенку до конца его карьеры.

В 1891 году Шарвенка совершил свое первое турне по Америке. Решив эмигрировать, он открыл Нью-Йорк филиал своей музыкальной школы Шарвенка. В 1893 году Берлинская консерватория Шарвенка была объединена с консерваторией Клиндворта, а в 1898 году он вернулся туда в качестве директора из Нью-Йорка. В 1914 году вместе с В. Петцетом он открыл Музыкальную школу при семинарии для преподавателей фортепиано. Среди пианистов, получивших от него некоторые наставления, были Хосе Вианна да Мотта, Фритьоф Баккер-Грендаль и Сельмар Янсон. См.: Список учеников музыки по учителю: R to S # Xaver Scharwenka. Его Methodik des Klavierspiels был опубликован в Лейпциге в 1907 году.

Где-то в самом начале 1900-х годов он дирижировал Феликсом Мендельсоном Концерт соль минор, на котором дебютировала композитор и пианистка Марта Сервин. Шарвенка сделал несколько записей для Columbia Records в 1910 и 1913 годах, в том числе собственные произведения, а также пьесы Шопена, Мендельсона, Вебера и Листа: его рассказ о Шопене Фантазия-экспромт (Op. Posth. 66) вызывает восхищение. Его игра также сохранилась на Вельте-Миньоне и Хупфельде фортепианных роликах, включая вальс ля-бемоль Шопена, соч 42 и фантазию фа минор (соч. 49), исполнение которой было знаменито. Некоторые из его рулонов Хупфельда были также переделаны для американского Ampico пианино.

Он умер в Берлине, Германия в 1924 году.

Музыка

Портрет Антона фон Вернера

Сочинения Шарвенка включают оперу (Матасвинта), симфонию, четыре фортепианных концерта, камерная музыка (все с фортепианной партией) и многочисленные пьесы для фортепиано; его фортепианная идиома чем-то напоминает Шумана и Рахманинова.

Четыре фортепианных концерта - существенные произведения. Первая, си-бемоль минор, соч. 32, был завершен в 1874 году и премьера состоялась в следующем году. Первоначально он был написан как сольная фортепианная фантазия, но Шарвенка не удовлетворилась и переработала ее с оркестром в эту форму. Ференц Лист принял посвящение и исполнил его в Берлине. Его первая запись была сделана в 1968 году с участием Earl Wild и Бостонского симфонического оркестра под управлением Erich Leinsdorf. Уайлд выучил концерт еще мальчиком под руководством Сельмара Янсона, который изучал его непосредственно с композитором. Когда Лейнсдорф попросил Вильда записать концерт, он смог сказать: «Я ждал по телефону сорок лет, чтобы кто-нибудь попросил меня сыграть это».

Четвертый концерт, фа минор, Соч. 82 (1908), премьера состоялась 18 октября 1908 года в Бетховензаале в Берлине с участием ученицы Шарвенки Марты Зибольд в качестве солистки и самого композитора.

Работы Шарвенко оставались без внимания в течение нескольких лет после его смерти; однако его «Польский танец № 1» ми-бемоль минор, соч. 3, № 1, оставался чрезвычайно популярным. Однако с середины 1990-х годов интерес к его музыке возродился, и записи большинства его произведений теперь доступны для приобретения. Запись его Четвертого фортепианного концерта, исполненного Стивеном Хоу с Симфоническим оркестром Бирмингема под управлением Лоуренса Фостера, была признана Британской музыкой Рекордом года. журнал Граммофон в 1996 году. Симфония до минор, соч. 60, премьера компакт-диска состоялась в 2004 году.

Избранные произведения

Концерты

  • Концерт для фортепиано № 1 си-бемоль минор, соч. 32 (1876)
  • Концерт для фортепиано № 2 до минор, соч. 56 (1881)
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до-диез минор, соч. 80 (1889)
  • Концерт для фортепиано № 4 фа минор, соч. 82 (1908)

Оркестровая

  • Увертюра до минор, ScharWV 123 (1869)
  • Andante Religioso, Op. 46a / ScharWV 120, переложение композитора Сонаты для виолончели (1881)
  • Симфония до минор, соч. 60 / ScharWV 121 (1885)

Opera

  • Mataswintha, ScharWV 150 (1896), опера в 3-х действиях с либретто Эрнста Коппеля по Феликсу Дану

Камерная музыка

  • Фортепианное трио No. 1 фа-диез минор, соч. 1 (1868)
  • Соната для скрипки ре минор, соч. 2 (1868)
  • Фортепианный квартет фа мажор, соч. 37 (1876-1877?)
  • Соната для виолончели ми минор, соч. 46 (1877)
  • Фортепианное трио № 2 ля минор, соч. 45 (1878)
  • Серенада для скрипки и фортепиано, соч. 70 (1895)

Фортепиано

  • 5 польских танцев, соч. 3
  • Скерцо соль мажор, соч. 4
  • Рассказы на фортепиано, соч. 5
  • Соната для фортепиано № 1 до-диез минор, соч. 6 (1872)
  • Полонез до-диез минор, соч. 12
  • Баркарола ми минор, соч. 14
  • Экспромт ре мажор, соч. 17
  • 2 пьесы для фортепиано, соч. 22: Новелетта, Мелодия
  • Вальс-каприс ля мажор, соч. 31
  • Соната для фортепиано № 2 ми-бемоль мажор, соч. 36 (1878)
  • Танцевальные сюиты, соч. 41
  • Полонез, соч. 42
  • Польские танцы, соч. 47
  • Тема с вариациями, соч. 48
  • 4 польских танца, соч. 58: Moderato, Lento, Allegro non tanto, Moderato
  • Eglantine Waltz, Op. 84
  • 3 пьесы для фортепиано, соч. 86: Ноктюрн, Серенада, Мерхен

Избранная дискография

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 32 играет Эрл Уайлд с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Эриха Лейнсдорфа. Записано в 1969 году. (Как LP, RCA Red Seal SB 6815.) CD также содержит Концерт для фортепиано с оркестром Падеревского и Фантазию Балакирева на темы Глинки (Elan Recordings № 22660).
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 32 играет Марк-Андре Амлен с Шотландским симфоническим оркестром BBC под управлением Майкла Стерна. Записано в 2005 году. CD также содержит Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна (Hyperion Records № 67508).
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром B- бемоль минор, соч. 32 играет с оркестром филармонии под управлением Юрия Симонова. CD также содержит Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Шопена с тем же оркестром под управлением Карло Рицци. Запись сделана для ныне несуществующего лейбла Collins Classics (№ 12632).
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 56 играет Майкл Понти с Гамбургским симфоническим оркестром под управлением Ричарда Каппа. Выпущен в 1971 году как LP, VOX Candide STGBY 651. Также содержит Scherzo Op. 4, Erzählung am Klavier № 2, соч. 5, Novelette Op. 22, № 1, и «Полонез», соч. 42.
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до-диез минор, соч. 80 играет с Radio Philharmonie Hannover под управлением. Записан в 1996 году. CD также содержит Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Hyperion № 67365). Эта запись является переизданием компакт-диска Collins Classics.
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 4 фа минор, соч. 82 в исполнении Стивена Хоу с Симфоническим оркестром Бирмингема под управлением Лоуренса Фостера. Записано в 1995 году. На компакт-диске также находится Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Эмиля фон Зауэра (Hyperion № 66790).
  • Полные фортепианные концерты в исполнении Эстонского национального симфонического оркестра дирижирует Неэме Ярви (Chandos CHAN 10814 (2)) 2014.
  • Симфония до минор, соч. 60 (1885 г.). Симфонический оркестр Евле, дирижирует Кристофер Филд (Стерлинг 1060-2).

Примечания

Ссылки

  • X. Шарвенка, Klänge aus meinem Leben (Келер, Лейпциг, 1922). (автобиография).
  • Ксавер Шарвенка, «Звуки из моей жизни: Воспоминания о музыканте» (в твердом переплете) Ксавера Шарвенка (автор), Уильяма Э. Петига (переводчик), Роберта С. Фейгельсона (вступление) (Пугало) Press, Inc.; издание Har / Com (28 апреля 2007 г.)). ISBN 978-0-8108-5669-1. (Это первый английский перевод автобиографии выше. Помимо обширных аннотаций, книга включает введение, дающее обзор жизни и творчества Шарвенки, обширную дискографию и компакт-диск репрезентативных избранных музыкальных произведений Шарвенки.)
  • Rykowski, Mikolaj, Polifonia Zycia - Biografia Franza Xavera Scharwenki (Познань: AM Verlag 2018), ISBN 978-83-65727-39-8
  • Маттиас Шнайдер -Доминко, Ксавер Шарвенка (1850-1924). Werkverzeichnis (ScharWV), (Göttingen 2003), ISBN 3-932622-68-5
  • Саттони, Чарльз, изд. Стэнли Сэди, Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание »(Лондон: Macmilian, 2001), 29 томов. ISBN 0-333-60800-3.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-22 07:10:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте