Франц Ксавер Шарвенка | |
---|---|
Справочная информация | |
Родился | (1850-01-06) 6 января 1850 года. Самтер, Пруссия |
Умер | 8 декабря 1924 (1924-12-08) (74 года). Берлин, Германия |
Жанры | Классика |
Род занятий | Пианист, композитор |
Ins truments | Фортепиано |
Франц Ксавер Шарвенка (6 января 1850 - 8 декабря 1924) польско-немецкий пианист, композитор и учитель чешско-польского происхождения.. Он был братом Людвига Филиппа Шарвенка (1847–1917), который также был композитором и учителем музыки.
Шарвенка родился в 1850 году в Самтере, Пруссии (польский: Szamotuły ; до 1793 года, а с 1919 года входил в состав Польши ). Его предки по отцовской линии первоначально происходили из Праги, затем переехали в Франкфурт-на-Одере в 1696 году - вероятно, из соображений веры - и после этого поселились в Самтере. Его отец, Август Вильгельм, был одаренным мастером-строителем, но определенно не имел музыкального слуха. Его мать, урожденная Голиш, была этнической полякой из небогатой семьи, которая была склонна к музыке и рано привила своим детям любовь к музыке. Хотя он начал учиться играть на пианино на слух, когда ему было 3 года, Шарвенка не стал заниматься музыкой до 15 лет, когда его семья переехала в Берлин, и он поступил в Akademie der Tonkunst. При Теодоре Куллаке его пианистические навыки быстро развились, и он дебютировал в Singakademie в 1869 году. Он преподавал в академии, пока не поступил на военную службу в 1873 году. После увольнения в 1874 году Шарвенка начал гастролировать как музыкант. концертный пианист. Прославленный за красоту своего тона, он стал известным интерпретатором музыки Фредерика Шопена.
. В 1881 году Шарвенка вместе с Густавом Холландером и Генрихом Грюнфельдом организовала успешную ежегодную серию камерных и сольных концертов в Singakademie. В октябре того же года он основал собственную музыкальную школу в Берлине. В 1886 году он дирижировал первым из серии оркестровых концертов, посвященных музыке Гектора Берлиоза, Ференца Листа и Людвига ван Бетховена, продолжая активно гастролировать. и играть его произведения в сотрудничестве с другими художниками, такими как дирижер Ганс Рихтер и скрипач Йозеф Иоахим. Эта тройная роль пианиста, композитора и педагога займет Шарвенку до конца его карьеры.
В 1891 году Шарвенка совершил свое первое турне по Америке. Решив эмигрировать, он открыл Нью-Йорк филиал своей музыкальной школы Шарвенка. В 1893 году Берлинская консерватория Шарвенка была объединена с консерваторией Клиндворта, а в 1898 году он вернулся туда в качестве директора из Нью-Йорка. В 1914 году вместе с В. Петцетом он открыл Музыкальную школу при семинарии для преподавателей фортепиано. Среди пианистов, получивших от него некоторые наставления, были Хосе Вианна да Мотта, Фритьоф Баккер-Грендаль и Сельмар Янсон. См.: Список учеников музыки по учителю: R to S # Xaver Scharwenka. Его Methodik des Klavierspiels был опубликован в Лейпциге в 1907 году.
Где-то в самом начале 1900-х годов он дирижировал Феликсом Мендельсоном Концерт соль минор, на котором дебютировала композитор и пианистка Марта Сервин. Шарвенка сделал несколько записей для Columbia Records в 1910 и 1913 годах, в том числе собственные произведения, а также пьесы Шопена, Мендельсона, Вебера и Листа: его рассказ о Шопене Фантазия-экспромт (Op. Posth. 66) вызывает восхищение. Его игра также сохранилась на Вельте-Миньоне и Хупфельде фортепианных роликах, включая вальс ля-бемоль Шопена, соч 42 и фантазию фа минор (соч. 49), исполнение которой было знаменито. Некоторые из его рулонов Хупфельда были также переделаны для американского Ampico пианино.
Он умер в Берлине, Германия в 1924 году.
Сочинения Шарвенка включают оперу (Матасвинта), симфонию, четыре фортепианных концерта, камерная музыка (все с фортепианной партией) и многочисленные пьесы для фортепиано; его фортепианная идиома чем-то напоминает Шумана и Рахманинова.
Четыре фортепианных концерта - существенные произведения. Первая, си-бемоль минор, соч. 32, был завершен в 1874 году и премьера состоялась в следующем году. Первоначально он был написан как сольная фортепианная фантазия, но Шарвенка не удовлетворилась и переработала ее с оркестром в эту форму. Ференц Лист принял посвящение и исполнил его в Берлине. Его первая запись была сделана в 1968 году с участием Earl Wild и Бостонского симфонического оркестра под управлением Erich Leinsdorf. Уайлд выучил концерт еще мальчиком под руководством Сельмара Янсона, который изучал его непосредственно с композитором. Когда Лейнсдорф попросил Вильда записать концерт, он смог сказать: «Я ждал по телефону сорок лет, чтобы кто-нибудь попросил меня сыграть это».
Четвертый концерт, фа минор, Соч. 82 (1908), премьера состоялась 18 октября 1908 года в Бетховензаале в Берлине с участием ученицы Шарвенки Марты Зибольд в качестве солистки и самого композитора.
Работы Шарвенко оставались без внимания в течение нескольких лет после его смерти; однако его «Польский танец № 1» ми-бемоль минор, соч. 3, № 1, оставался чрезвычайно популярным. Однако с середины 1990-х годов интерес к его музыке возродился, и записи большинства его произведений теперь доступны для приобретения. Запись его Четвертого фортепианного концерта, исполненного Стивеном Хоу с Симфоническим оркестром Бирмингема под управлением Лоуренса Фостера, была признана Британской музыкой Рекордом года. журнал Граммофон в 1996 году. Симфония до минор, соч. 60, премьера компакт-диска состоялась в 2004 году.