X-15 Flight 3-65-97

редактировать
Flight 191
Майкл Адамс X-15 crash site.jpg Место крушения
Тип миссииИспытательный полет
Продолжительность полета10 минут 35 секунд
Апогей81 километр (266000 футов)
Характеристики космического корабля
Космический корабльX-15 56-6672
Экипаж
Размер экипажа1
ЧленыМайкл Дж. Адамс
Начало миссии
Дата запуска15 ноября 1967, 18:30:07 ( 1967-11-15UTC18: 30: 07Z) UTC
Место запускаШаров 8, Эдвардс. Упало на Сухое озеро Деламар
Конец миссии
Уничтожено15 ноября 1967 г., 18:40:42 (1967-11-15UTC18: 40: 43Z) UTC. Распался в районе Рандсбург, Калифорния. 35 ° 25'10,68 ″ N 117 ° 36'2,00 ″ Вт / 35,4196333 ° N 117,6005556 ° Вт / 35,4196333; -117.6005556 Координаты : 35 ° 25'10,68 ″ с.ш. 117 ° 36'2,00 ″ з.д. / 35,4196333 ° с.ш. 117.6005556 ° Вт / 35,4196333; -117.6005556

X-15 Flight 3-65-97, также известный как X-15 Flight 191 (так как это был 191-й свободный полет X-15), был испытательный полет экспериментального самолета North American X-15 . Это произошло 15 ноября 1967 года, и пилотировал его Майкл Дж. Адамс. Это закончилось трагедией, когда самолет развалился через несколько минут после запуска из-за технических неполадок, в результате чего погиб пилот и разрушился самолет.

Содержание
  • 1 Обзор миссии
  • 2 Расследование
  • 3 Мемориалы
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Обзор миссии

Состоялся седьмой полет Адамса на X-15 15 ноября 1967 года в самолете номер три. В 10:30 утра 15 ноября X-15-3 упал из-под крыла базового корабля NB-52B на высоте 14000 м (45000 футов) над Сухим озером Деламар.

Во время полета с двигателем электрические помехи отвлекли Адамса и немного ухудшили контроль над самолетом; имея адекватный резервный контроль, продолжил Адамс. В 10:33 он достиг максимальной высоты 81 000 м (266 000 футов). В диспетчерской НАСА 1 диспетчер миссии Пит Найт наблюдал за миссией с командой из инженеров.

. Когда X-15 набирал высоту, Адамс начал запланированный маневр с раскачиванием (качением) крыльев, так что бортовая камера могла сканировать горизонт. По завершении этапа набора высоты с раскачиванием крыла X-15 начал медленное изменение курса; Спустя 40 секунд, когда самолет достиг максимальной высоты, он отклонился от курса на 15 градусов влево. Когда Адамс перелетел через вершину, дрейф ненадолго прекратился, когда нос самолета отклонился на 15 градусов в правильное положение. Затем снова начался дрейф влево; в течение 30 секунд траектория нисходящего полета Адамса находилась под прямым углом к ​​положению самолета. На высоте 70 000 м (230 000 футов), спускаясь в быстро увеличивающуюся плотность атмосферы, X-15 вошел в скорость Маха 5 (5300 км / ч).

В диспетчерской НАСА 1 не было возможности контролировать курс самолета, поэтому ситуация была неизвестна инженерам, наблюдающим за полетом. Между Найтом и Адамсом продолжился нормальный разговор, когда Найт сообщил Адамсу, что он «немного под кайфом», но в «очень хорошей форме». Адамс сообщил по рации, что самолет "[казался] похожим на белку", и несколько мгновений спустя неоднократно говорил Найту, что он вошел в штопор. Наземные диспетчеры пытались выровнять X-15, но для X-15 не было рекомендованной техники восстановления от вращения, а инженеры ничего не знали о склонности самолета к сверхзвуковому вращению. Пилоты погони, понимая, что X-15 никогда не доберется до Роджерса Сухого озера, направились к аварийным озерам, Балларат и Каддебэк, на случай, если Адамс попытается совершить аварийную посадку.

Адамс удерживал элементы управления X-15 против вращения, используя как элементы управления полетом, так и реактивные реактивные двигатели в носу и крыльях. Ему удалось оправиться от штопора на высоте 36 000 м (118 000 футов) и совершить перевернутое погружение со скоростью 4,7 Маха (5300 км / ч) под углом от 40 до 45 градусов. Теоретически Адамс был в хорошей позиции, чтобы перевернуться, выйти из пикирования и приземлиться. Однако из-за высокого коэффициента усиления адаптивной системы управления X-15 вошел в колебания предельного цикла с быстрым движением по тангажу все большей степени тяжести, продолжая погружаться со скоростью 49 000 м (160 000 футов) в минуту. Когда X-15 приближался к 20000 м (65000 футов), он погружался со скоростью 3,93 Маха (4200 км / ч; 2600 миль / ч) и испытывал более 15 g0 (150 м / с) по вертикали и 8 g0 ( 78 м / с) вбок.

Самолет разбился к северо-востоку от города Йоханнесбург через 10 минут и 35 секунд после пуска. Пилот ВВС, заменявший другого пилота погони, заметил основные обломки к северо-западу от озера Каддебэк. Самолет был уничтожен, а Адамс погиб.

Расследование

НАСА и ВВС созвали комиссию по авариям. Правлению под председательством Дональда Р. Беллмана из НАСА потребовалось два месяца на подготовку отчета. Наземные группы обыскивали сельскую местность в поисках обломков, в частности пленки с камеры кабины. В выходные после аварии неофициальная поисковая группа NASA Dryden Flight Research Center нашла камеру, но не смогла найти картридж с пленкой. Инженер FRC организовал поиск, и 29 ноября во время первого прохода по местности Уиллард Э. Дайвс обнаружил кассету.

Комиссия по происшествию обнаружила, что приборы в кабине работали должным образом, и пришла к выводу, что Адамс потерял контроль над X-15 в результате сочетания отвлечения внимания, неправильной интерпретации его приборного дисплея и, возможно, головокружение. Электрические помехи в начале полета снизили общую эффективность системы управления самолетом и еще больше увеличили рабочую нагрузку пилота.

Правление дало две основные рекомендации: установить телеметрический индикатор курса в диспетчерской, видимый для полетного контроллера; и медицинский осмотр кандидатов в пилоты X-15 на чувствительность к лабиринту (головокружение). В результате крушения X-15 FRC добавила наземный указатель ориентации «8 мячей» в диспетчерской, чтобы предоставить диспетчерам миссии в реальном времени данные по тангажу, крену, рысканию, курсу, углу информация об атаке и боковом скольжении.

Мемориалы

Мемориал Майка Адамса был создан Eagle Scout Джоном Боделски на месте крушения. Имя Адамса фигурирует в Мемориале Space Mirror.

Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с X-15 Flight 3-65-97.
Последняя правка сделана 2021-06-22 05:58:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте