Учжун Шифань | |
---|---|
Портрет дзенского мастера Учжун Шифаня, написанный в 1238 году, династия Сун. | |
заглавие | Чань-ши |
Личное | |
Родился | 1178 Провинция Сычуань, Китай |
Умер | 1249 |
Религия | буддизм |
Национальность | китайский язык |
Школа | Чань |
Учжун Шифан ( кит. 無 準 師範 ; Уэйд-Джайлс : Ву Чун Ши Фань ; 1178–1249) был китайским художником, каллиграфом и выдающимся дзен- буддийским монахом, жившим во времена поздней династии Сун (960–1279).
Учжунь Шифань родился в Цзитуне, провинция Сычуань, Китай. В конце концов он стал буддийским настоятелем храма горы Цзиншань. Однажды его вызвал к себе император Лицзун из Сун (理宗; годы правления 1224–1264) в 1233 году, чтобы поделиться с ним доктриной буддизма Чань (Дзэн) и обсудить Дхарму с императором. За это Учжуну был присвоен титул Фоцзянь Юаньчжао Чанши (Зеркало Будды, Учителя Дзэн), а также вышитая золотом кашая, которую он носит на своей портретной картине 1238 года.
У Учжуня было много учеников, которые учились у него. Сюда входил Энни Бэнэн (圓 爾 辯 圓; 1201–1280; Сёичи Кокуши), который учился у Учжуня в Китае с 1235 по 1241 год, а затем принес учение Учжуня в Японию. Впоследствии Энни помог укрепить признание дзэн-учения в Японии и помог в создании храма Тофуку-дзи в Киото в 1236 году.
Некоторая письменная каллиграфия Учжун, переданная Энни, до сих пор сохранилась на табличках, найденных в Тёфуку-дзи, а свиток каллиграфии Учжун был даже подарен семье Токугава в качестве подарка сёгуну. Существует также письменное письмо Учжун Шифаня, датированное 1242 годом, которое сейчас хранится как национальное сокровище каллиграфии в Токийском национальном музее.
Письменная надпись Учжун Шифаня появляется на китайской картине XIII века «Монах верхом на муле», хранящейся в коллекции Джона М. Кроуфорда-младшего. Возможно, он написал картину, хотя неизвестно, является ли он истинным автором произведения искусства..
Портрет Учжуня был написан в 1238 году анонимным художником, привезен в Японию Энни Беньеном в 1241 году и до сих пор находится в Тофуку-дзи в Киото, Япония. Он был отмечен Национальным достоянием в категории картин. На картине также есть надпись, сделанная Учжун Шифань. Бернар Фор пишет, что он написан в портретном стиле чаньского жреца, известном как динсян или чжэньсян (яп. Чинцзо). Подобно другим представителям этого стиля, чаньский монах сидит в позе лотоса, облачаясь в полную монашескую мантию, с ботинками монаха, помещенными на скамеечку для ног внизу, а его правая рука сжимает венчик или посох.