У Цзысюй | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Статуя У Цзысюй в Сучжоу | |||||||
китайский язык | 伍子胥 | ||||||
| |||||||
У Юнь | |||||||
Традиционный китайский | 伍 員 | ||||||
Упрощенный китайский | 伍 员 | ||||||
| |||||||
Шэньсю (титул королевства У) | |||||||
китайский язык | 申 胥 | ||||||
| |||||||
Героический и честолюбивый король (титул династии Тан) | |||||||
китайский язык | 英烈 王 | ||||||
| |||||||
Бог волн (как речное божество) | |||||||
Традиционный китайский | 濤 神 | ||||||
Упрощенный китайский | 涛 神 | ||||||
| |||||||
У Юнь (умер в 484 г. до н.э.), более известный под своим любезным именем Цзысюй, был генералом и политическим деятелем королевства У в период Весны и Осени (722–481 гг. До н.э.). После своей смерти он превратился в образец верности в китайской культуре. Он самый известный исторический персонаж с китайской фамилией « У » ( 伍 ). Все ветви клана Ву утверждают, что он был их «первым предком».
Исторические записи У находятся в известных китайских классических произведениях: « Записки великого историка» (史記; Сёцзи) Сыма Цяня, «Искусство войны » Сунь Цзы и «Анналы Люй Бувэя». Он также упоминается в Guliang Zhuan и Gongyang Zhuan. Рассказы расходятся, показывая значительное влияние фольклора на его исторический облик.
У Цзысюй был вторым сыном У Шэ, великого наставника наследного принца Цзяня штата Чу. В 522 г. до н.э. коррумпированный чиновник Фэй Уцзи был отправлен в Цинь, чтобы выбрать невесту для принца. Король Чу Пин принял принцессу из штата Цинь в качестве невесты для своего сына, но решил оставить ее себе, увидев ее красоту. Фэй Уцзи, получив благосклонность короля, убедил короля Пина, что У Ше и сам наследный принц начнут восстание из-за невесты из Цинь, и убедил короля казнить У Шэ. Перед смертью У Ше был вынужден отправить письмо своим сыновьям У Шану ( 伍 尚 ) и У Цзысю, в котором они просили их присоединиться к нему в столице. В то время как оба понимали, что это ловушка, У Шан решил отправиться в столицу, чтобы умереть вместе со своим отцом. У Zixu, обещая мести, бежал в штате Ву.
У Zixu, вместе с сыном принца Цзянь, принц Шэн, надеялся бежать в состояние Ву. Однако У Цзысюй был в розыске. Его и молодого принца постоянно преследовали солдаты. Король Пин также приказал установить очень жесткий контроль над границами штата, чтобы поймать У Цзысю. Когда У Цзысюй приблизился к Чжаогуаню ( 昭关 ), последнему проходу в состояние У, он обратился за помощью к врачу Дунгао Гун ( 东皋 公 ), который узнал в нем сына У Шэ. Дунгао Гун почувствовал глубокое сочувствие к тяжелому положению У Цзысю и предложил ему помощь в побеге через границу.
Согласно легенде, Дунгао Гун дал убежище У Цзысю в своем доме на неделю. Под сильным стрессом волосы У Цзысюй стали полностью белыми, а черты лица сильно постарели. Это изменение было благом, как изменился внешний вид Wu Zixu помог ему бежать, и голову в состояние В.
В штате Ву У Цзысюй стал доверенным советником принца Гуана и помог ему убить его дядю (или двоюродного брата, согласно записям Великого историка ) короля Ляо из Ву. Принц Гуан взошел на трон и был известен как король У Хелюй.
В 506 г. до н.э., во время правления царя Чжао из Чу, король Хелюй решил вторгнуться в Чу. Король лично возглавлял армию вместе со своим младшим братом Фугаем У Цзысюй, а также Сунь Цзы, автором книги «Искусство войны». Хотя у Чу была сильная армия во главе с Нанг Ва и Шэнь Иньшу, она потерпела тяжелое поражение в битве при Боджу. Король Чжао Чу бежал в Суй, и армия У захватила Инь, столицу Чу. Войдя в Инь, У Цзысюй эксгумировал труп короля Пина и нанес ему 300 ударов плетью в отместку.
Военная победа привела к возвышению У Цзысю до герцога Шенского и его псевдонима Шэньсю.
Бо Пи, чей дедушка также был несправедливо убит в Чу, прибыл в штат Ву. Несмотря на предупреждения о характере Бо Пи, У Цзысюй рекомендовал его королю Ву, который сделал Бо Пи министром.
После смерти короля Элу, Ву Zixu не заслужить доверие короля Fuchai, новый монарх Ву. У Zixu видел долгосрочную опасность короля Goujian из Юэ и советовал царю покорять, что состояние. Король, однако, вместо этого послушал Бо Пи, которого подкупило государство Юэ. Обеспокоенный безопасностью королевства, У Цзысюй умолял короля принять меры против Юэ, но его проигнорировали. Король дал У Цзысюй меч и приказал ему покончить жизнь самоубийством на том основании, что его поведение равносильно саботажу. Перед тем, как совершить самоубийство, У Цзысюй попросил короля Фучая удалить глаза после его смерти и повесить их на городских воротах, чтобы он мог наблюдать за захватом столицы У армией Юэ.
Через десять лет после смерти Wu Zixu, поскольку предсказал Ву Zixu, король Goujian из Юэ победил состояние Ву. Столкнувшись с кончиной своего государства, король Фухай покончил жизнь самоубийством. Он сетовал на то, что не прислушался к совету У Цзысю и закрыл лицо перед смертью, потому что не осмелился встретиться с Ву в загробной жизни.
У Цзысюй поклоняются в восточном Китае как Таошэнь, «бог волн». Он был также долгое время считался богом приливной волны на реке Цяньтан близ Ханчжоу и продолжает поклоняться, особенно тайваньских даосов, в качестве одного из пяти царей Водных бессмертных. Помогая королю Хелю в планировании современного Сучжоу (тогда известного как «Город Хелю»), Ву также иногда называют культурным героем, ответственным за изобретение водяного колеса.
Некоторые китайцы считают, что Праздник лодок-драконов (двойной пятый фестиваль, отмечаемый в пятый день пятого лунного месяца ), обычно связанный с самоубийством поэта Цюй Юаня (ум. 278 г. до н.э.), первоначально ознаменовал смерть У Цзысюй (484 г.) До н.э.), тело которого было брошено в реку после его насильственного самоубийства. Однако есть предостережения. Прежде всего, практика почитания У Цзысюй как водного божества может быть прослежена только во времена династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Более того, культ бога воды У Цзысюй в эпоху Хань не был напрямую связан с гонками на лодках-драконах (то есть в цитируемых свидетельствах культа У Цзысюй не упоминаются гонки лодок-драконов или даже речные гонки), хотя «близкие параллели» с соревнованием лодок "были отмечены в комментарии к фестивальному календарю VI века, по словам одного ученого. Документально подтверждено, что на парусных лодках действительно были ритуальные танцоры, чтобы успокоить дух Цзысю.
Были отмечены параллельные жизни У Цзысюй и Цюй Юань, которые не только были брошены в воду, но и были «конфуцианскими мучениками», причем обе смерти были результатом действия нерешительных министров, давших своему королю предостерегающий совет. В то время как оба были поддержаны «конфуцианскими литераторами», Цзысюй кажется конфуцианским умом более любимым из двух, хотя позже Цюй Юань стал более популярным и вытеснил Цзысюй как водное божество.
История В Zixu является видной в Сыме Цянь «s Ши цзи, где он используется в качестве фольги собственного выбора автора принять кастрацию ради большей цели вместо того, избрав почетное самоубийство.
Пекинская и другие китайские оперы включают несколько рассказов, основанных на рассказе У Цзысюй, в том числе Вэнь Чжаогуань ( 文 昭关 ).
Мемориал в честь У Цзысюй был недавно построен в Сучжоу.
СМИ, связанные с У Цзысю на Викискладе?