Усин | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
китайский язык | 五行 | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Часть серии по |
Даосизм |
---|
Концепции |
Практики
|
Тексты |
Божества
|
Люди |
Школы
|
Священные места |
Учреждения и организации |
|
Классические элементы | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стоичейон (στοιχεῖον) | |||||||||||
Греческий
| |||||||||||
Таттва / Панчикарана / Махабхута | |||||||||||
Индуизм / джайнизм / буддизм
| |||||||||||
Усин (五行) | |||||||||||
китайский язык
| |||||||||||
Годай (五大) | |||||||||||
Японский
| |||||||||||
Bön | |||||||||||
тибетский
| |||||||||||
Алхимия | |||||||||||
Средневековый
| |||||||||||
|
Усин ( китайский : 五行 ; пиньинь : wǔxíng ), обычно переводимый как Пять фаз, представляет собой пятиступенчатую концептуальную схему, которую многие традиционные китайские поля использовали для объяснения широкого спектра явлений, от космических циклов до взаимодействия между внутренними органами и последовательности политических режимов к свойствам лекарственных препаратов. «Пять фаз» - это огонь ( 火 huǒ), вода ( 水 shuǐ), дерево ( 木 mù), металл или золото ( 金 jīn) и земля или почва ( 土 tǔ). Такой порядок представления известен как последовательность « Дней недели ». В порядке «взаимного зарождения» (相 生 xiāngshēng) это Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. В порядке «взаимного преодоления» (相 克 xiāngkè) это Дерево, Земля, Вода, Огонь и Металл.
Система из пяти фаз использовалась для описания взаимодействий и отношений между явлениями. После того, как он пришел к зрелости во втором или первом веке до н.э. во время династии Хань, это устройство используется во многих областях ранней китайской мысли, в том числе, казалось бы, несопоставимых областях, таких как Yi цзин гаданий, алхимии, фэн - шуй, астрологии, традиционной китайской медицины, музыка, военная стратегия и боевые искусства. Хотя усин часто переводят как пять элементов по сравнению с классическими элементами древнего средиземноморского мира, усин задумывались в первую очередь как космические агенты перемен, а не как средство описания природных веществ.
Син ( 行 ) слова wǔxíng ( 五行 ) означает движение; планету по-китайски называют «движущейся звездой» ( 行星 xíngxīng). Первоначально Wǔxíng относится к пяти большим планетам (Юпитер, Сатурн, Меркурий, Марс, Венера), которые создают пять измерений земной жизни. Wǔxíng также широко переводится как «Пять Элементов», и это широко используется многими, в том числе практикующими Иглоукалывание Пяти Элементов. Этот перевод возник по ложной аналогии с западной системой четырех элементов. В то время как классические греческие элементы были связаны с субстанциями или природными качествами, китайские син «в первую очередь связаны с процессом и изменением», отсюда общий перевод как «фазы» или «агенты». Точно так же Mù считается «деревом», а не «деревом». Таким образом, слово « элемент» используется в контексте китайской медицины в другом значении, нежели его обычное значение.
Следует признать, что слово « фаза», хотя его обычно предпочитают, не является идеальным. Фаза - лучший перевод для пяти сезонов ( 五 運 wǔyùn), упомянутых ниже, поэтому агенты или процессы могут быть предпочтительнее для основного термина xíng. Попытки Манфред Поркерта чтобы решить эту проблему с помощью развивающих фаз для五行 wǔxíng и цепь фазы для五運 wǔyùn, но эти термины громоздкие.
Некоторые из шелковых текстов Мавандуй (не позднее 168 г. до н.э.) также представляют усин как «пять добродетелей» или виды деятельности. В китайских текстах медицины wǔxíng также называют wǔyǔn (五運) или комбинацию из двух символов ( 五 行 運 wǔxíngyǔn) они подчеркивают соответствие пяти элементов до пяти «сезонов» (четыре сезона плюс один). Еще одна традиция относится к wǔxíng как wǔdé (五德), то пять Добродетели [ ж ].
Пять фаз длится около 73 дней каждая и обычно используются для описания состояния в природе:
Доктрина пяти фаз описывает два цикла: цикл зарождения или созидания ( 生 shēng), также известный как «мать-сын», и цикл преодоления или разрушения ( 克 kè), также известный как «дед-внук», взаимодействий. между фазами. В китайской медицине эффекты этих двух основных отношений получили дальнейшее развитие:
Общие глаголы для цикла shēng включают «генерировать», «создавать» или «усиливать», а также «расти» или «продвигать». Фазовые взаимодействия в цикле шэн следующие:
Недостаточный цикл шэн называется циклом сэ и является обратным циклу шэн. Общие глаголы для xiè включают «ослаблять», «истощать», «уменьшать» или «истощать». Фазовые взаимодействия в цикле xiè следующие:
Общие глаголы для цикла kè включают «контролирует», «сдерживает» и «отцы», а также «преодолевают» или «регулируют». Фазовые взаимодействия в kè- цикле:
Чрезмерный цикл kè называется циклом chéng. Общие глаголы для цикла ченг включают «ограничивать», «подавлять», «доминировать» или «разрушать». Фазовые взаимодействия в цикле ченг:
Недостаточный цикл kè называется циклом wǔ и является обратным циклу kè. Общие глаголы цикла wǔ могут включать «оскорбление» или «вред». Фазовые взаимодействия в цикле wǔ следующие:
Согласно теории усинга, структура космоса отражает пять фаз. Каждая фаза имеет сложную серию ассоциаций с различными аспектами природы, как видно из следующей таблицы. В древней китайской форме геомантии, известной как фэн-шуй, все практикующие основывали свое искусство и систему на пяти фазах (усин). Все эти фазы представлены в триграммах. С этими фазами связаны цвета, времена года и формы; все они взаимодействуют друг с другом.
Основываясь на конкретном направленном потоке энергии от одной фазы к другой, взаимодействие может быть обширным, разрушительным или исчерпывающим. Правильное знание каждого аспекта потока энергии позволит практикующему фен-шуй применять определенные методы лечения или перераспределение энергии таким образом, который, по их мнению, будет полезным для получателя лечения по фен-шуй.
Движение | Металл | Металл | Огонь | Древесина | Древесина | Воды | Земля | Земля |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Триграмма Ханзи | 乾 | 兌 | 離 | 震 | 巽 | 坎 | 艮 | 坤 |
Триграмма пиньинь | Цянь | duì | я | Жен | xùn | kn | Жен | Кун |
Триграммы | ☰ | ☱ | ☲ | ☳ | ☴ | ☵ | ☶ | ☷ |
И Цзин | Небеса | озеро | Огонь | гром | Ветер | Воды | гора | Поле |
Планета (небесное тело) | Нептун | Венера | Марс | Юпитер | Плутон | Меркурий | Уран | Сатурн |
Цвет | Индиго | белый | малиновый цвет | Зеленый | Алый | Чернить | Фиолетовый | Желтый |
День | Пятница | Пятница | вторник | четверг | четверг | среда | Суббота | Суббота |
Сезон | Осень | Осень | Лето | Весна | Весна | Зима | Средний | Средний |
Кардинальное направление | Запад | Запад | юг | Восток | Восток | север | Центр | Центр |
В соответствии с периодом политического философа Воюющих Цзоу Ян鄒衍(. С 305-240 до н.э.), каждый из пяти элементов обладает персонифицированный «добродетель» ( де 德), что указывает на предопределено судьбу ( юн 運) из династии; соответственно, циклическая последовательность элементов также указывает на династические переходы. Цзоу Янь утверждает, что Мандат Небес санкционирует законность династии, посылая самопроявившиеся благоприятные знаки ритуального цвета (желтый, синий, белый, красный и черный), который соответствует элементу новой династии (Земля, Дерево, Металл, огонь и вода). Начиная с династии Цинь, большинство китайских династий использовали теорию пяти элементов, чтобы узаконить свое правление.
Взаимозависимость сетей цзан-фу в организме, как утверждается, представляет собой круг из пяти вещей, и поэтому китайские врачи нанесли на карту пять фаз.
Чтобы объяснить целостность и сложность человеческого тела, китайские ученые-медики и врачи используют теорию пяти элементов для классификации эндогенных влияний человеческого тела на органы, физиологической активности, патологических реакций, а также внешних или внешних воздействий. используется в традиционной пятифазной акупунктуре сегодня, в отличие от современной традиционной китайской медицины, основанной на восьми основных принципах.
Движение | Древесина | Огонь | Земля | Металл | Воды |
---|---|---|---|---|---|
Небесный стебель | Цзя甲 Йи乙 | Бин丙 Дин丁 | У戊 Джи己 | Гэн庚 Синь辛 | Ren壬 Gui癸 |
Год заканчивается | 4, 5 | 6, 7 | 8, 9 | 0, 1 | 2, 3 |
В Ziwei, neiyin (纳音) или метод прорицания дальнейшая классификация пяти элементов в 60 мина (命), или жизненных порядков, на основе Ganzhi. Подобно астрологическому зодиаку, мин используется гадалками для анализа личности человека и его будущей судьбы.
порядок | Ганжи | Мин | порядок | Ганжи | Мин | Элемент |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Цзя Цзы甲子 | Морской металл海 中 金 | 31 год | Цзя Ву甲午 | Песок металлический沙 中 金 | Металл |
2 | И Чжоу乙丑 | 32 | И Вэй乙未 | |||
3 | Бин Инь丙寅 | Пожар в печи炉 中 火 | 33 | Bing Шен丙申 | Лесной пожар山下 火 | Огонь |
4 | Дин Мао丁卯 | 34 | Ding You丁酉 | |||
5 | У Чен戊辰 | Лесной лес大 林木 | 35 год | У Сюй戊戌 | Луговой лес平地 木 | Древесина |
6 | Джи Си己巳 | 36 | Джи Хай己亥 | |||
7 | Гэн У庚午 | Дорожная земля路旁 土 | 37 | Гэн Цзы庚子 | Адская земля壁上 土 | Земля |
8 | Синь Вэй辛未 | 38 | Синь Чжоу辛丑 | |||
9 | Рен Шен壬申 | Меч металлический剑锋 金 | 39 | Рен Инь壬寅 | Драгоценный металл金 白金 | Металл |
10 | Gui You癸酉 | 40 | Гуй Мао癸卯 | |||
11 | Цзя Сюй甲戌 | Вулканический огонь山头 火 | 41 год | Цзя Чен甲辰 | Лампа огонь佛 灯火 | Огонь |
12 | Йи Хай乙亥 | 42 | Йи Си乙巳 | |||
13 | Bing Zi丙子 | Пещерная вода洞 下水 | 43 год | Бин Ву丙午 | Небесная вода天河 水 | Воды |
14 | Дин Чоу丁丑 | 44 год | Дин Вэй丁未 | |||
15 | У Инь戊寅 | Земля крепости城 头 土 | 45 | У Шэнь戊申 | Земля на шоссе大 驿 土 | Земля |
16 | Цзи Мао己卯 | 46 | Джи Ю 己酉 | |||
17 | Гэн Чен庚辰 | Воск металлический白腊 金 | 47 | Гэн Сюй庚戌 | Ювелирный металл钗 钏 金 | Металл |
18 | Синь Си辛巳 | 48 | Синь Хай辛亥 | |||
19 | Рен Ву壬午 | Древесина ивы杨柳 木 | 49 | Ren Zi壬子 | Древесина тутового дерева桑 柘 木 | Древесина |
20 | Гуй Вэй癸未 | 50 | Гуй Чоу癸丑 | |||
21 год | Цзя Шэнь甲申 | Ручей воды泉 中 水 | 51 | Цзя Инь甲寅 | Водные пороги大 溪水 | Воды |
22 | Йи Ю 乙酉 | 52 | И Мао乙卯 | |||
23 | Бин Сюй丙戌 | Черепица земляная屋 上 土 | 53 | Бин Чен丙辰 | Земля пустыни沙 中土 | Земля |
24 | Дин Хай丁亥 | 54 | Дин Си丁巳 | |||
25 | У Цзы戊子 | Молния огонь霹雳 火 | 55 | У Ву戊午 | Солнечный огонь天上 火 | Огонь |
26 | Цзи Чоу己丑 | 56 | Джи Вэй己未 | |||
27 | Гэн Инь庚寅 | Хвойная древесина松柏 木 | 57 год | Гэн Шэнь庚申 | Гранатовое дерево石榴 木 | Древесина |
28 год | Синь Мао辛卯 | 58 | Синь Ю | |||
29 | Рен Чен壬辰 | Речная вода长 流水 | 59 | Жэнь Сюй壬戌 | Океанская вода大 海水 | Воды |
30 | Гуй Си癸巳 | 60 | Гуй Хай癸亥 |
Глава Yuèlìng (月 令 篇) из Lǐjì (禮記) и Huáinánzǐ (淮南子) дает следующие корреляции:
Движение | Древесина | Огонь | Земля | Металл | Воды |
---|---|---|---|---|---|
Цвет | Зеленый | красный | Желтый | белый | Чернить |
Арктическое направление | Восток | юг | центр | Запад | север |
Шаг основной пентатонической шкалы | 角 | 徵 | 宮 | 商 | 羽 |
Базовая пентатоническая шкала питч-пиньинь | Жуе | чжу | гонг | шанг | йǔ |
сольфеджио | mi или E | соль или G | делать или C | re или D | ля или А |
Тайцзи-цюань использует пять элементов для обозначения различных направлений, положений или моделей работы ног. Либо вперед, назад, влево, вправо и по центру, либо на три шага вперед (атака) и два шага назад (отступление).
Пять шагов (五步wǔ bù):
Синъицюань метафорически использует пять элементов для обозначения пяти различных состояний боя.
Движение | Кулак | китайский язык | Пиньинь | Описание |
---|---|---|---|---|
Металл | Расщепление | 劈 | Пи | Чтобы расколоть, как топор, рубящий и снова |
Воды | Бурение | 鑽/钻 | Зуан | Бурение вперед по горизонтали, как гейзер |
Древесина | Дробление | 崩 | Bēng | Чтобы рухнуть, как здание рушится само на себя |
Огонь | Стучать | 炮 | Пао | Взрывается наружу, как пушка, при блокировании |
Земля | Переход | 橫 / 横 | Héng | Пересечение линии атаки при повороте |
Усин хэцидао, Гогё Айкидо (五行 合气道) - это форма искусства, уходящая корнями в конфуцианскую, даосскую и буддистскую теории. Это искусство сосредоточено на прикладных исследованиях мира и здоровья, а не на защите или применении материалов. Объединение разума, тела и окружающей среды подчеркивается с помощью анатомической и физиологической теории инь, ян и пятиэлементной традиционной китайской медицины. Его движения, упражнения и учения развивают, направляют и гармонизируют ци.
В течение V и VI веков Япония приняла различные философские дисциплины, такие как даосизм, китайский буддизм и конфуцианство, через монахов и врачей из Китая. В частности, усин был адаптирован в гогё ( 五行 ). Теории гогё широко применялись в японской акупунктуре и традиционной медицине Кампо.