В буддизме, гневные божества или свирепые божества являются жестоким, гневным или волевой (тиб: trowo, санскрит: кродха) формы (или «аспекты», «проявления») просвещенных будд, бодхисаттв или Дэв (божественные существа). Из-за их способности разрушать препятствия на пути к просветлению их также называют кродха-вигхнантака, « гневные наблюдатели, разрушающие препятствия». Разгневанные божества являются примечательной особенностью иконографии в Махаяны и Ваджраяны. Эти типы божеств впервые появились в Индии в конце 6 века, их главным источником были образы якши, и они стали центральной чертой индийского тантрического буддизма к концу 10 или началу 11 века.
В нетантрических традициях буддизма Махаяны эти существа являются божествами-защитниками, которые разрушают препятствия на пути к Буддам и Дхарме, действуют как хранители против демонов и собирают вместе живые существа, чтобы послушать учения Будд. В тантрическом буддизме они считаются свирепыми и устрашающими формами самих будд и бодхисаттв. Просветленные существа могут принимать эти формы для защиты и помощи сбитым с толку живым существам. Они также представляют энергию и силу, необходимые для преобразования негативных умственных факторов в мудрость и сострадание. Они олицетворяют силу и сострадание просветленной деятельности, которая использует множество искусных средств ( упая ) для руководства живыми существами, а также преобразующий элемент тантры, которая использует отрицательные эмоции как часть пути. Согласно Чогьяму Трунгпе, «гневные йидамы действуют более прямо и решительно со страстью, агрессией и заблуждением, побеждая и топчая их на месте».
В тантрическом буддийском искусстве свирепые божества представлены как ужасающие, демонически выглядящие существа, украшенные костяными украшениями (санскр.: анхимудра, такие как человеческие черепа и другие украшения, связанные с землей в могиле, а также часто изображаемые с сексуально вызывающими атрибутами. Линрот, чувственные и жестокие образы представляют «яд как собственное противоядие, обузданные препятствия как освобождающую силу» и отмечает, что они являются «метафорами внутренних йогических процессов, направленных на достижение просветления».
В индо-тибетской ваджраяне йидамы - это божественные формы будд и бодхисаттв. Практикующий тантру получает посвящение в мандалу определенного медитативного божества (санскрит: иша-девата) и практикует сложные садханы (медитации) на божестве с целью личной трансформации. Эта практика Божественной йоги занимает центральное место в тантрических формах буддизма, таких как тибетский буддизм, и стадия зарождения практики зависит от визуализации, основанной на яркой иконографии, связанной с их йидамом. Йидамы могут быть мирными, жестокими и «полужесткими» (имеющими как жестокие, так и мирные аспекты), причем каждая категория имеет свой собственный набор связанных образов. Свирепых божеств можно разделить на мужские и женские категории. В Херук ( Tb. Khrag «Тхунг, лит„кровь пьяница“) являются просветленными существами мужского рода, которые принимают жестокие формы, чтобы выразить свою отрешенность от мира невежества, таких как Ямантак, Cakrasamvara, Махакал или Ваджракилае. Дакини ( тб. Khandroma, «небесный путешественник ») - их женские двойники, иногда изображаемые с херукой, а иногда как независимые божества. Самые распространенные гневные дакини - Ваджрайогини и Ваджраварахи. Распространенной формой образов является яб-юм будды и супруги в сексуальном союзе.
Ямантака, также известный как Ваджрабхайрава.
Экаджати, также известная как Голубая Тара или Угра Тара.
Чакрасамвара, полугневное божество, изображенное в яб-юм с супругой.
Танцы Ваджраварахи ( Дордже Пагмо)
Херуки Гухьягарбха Тантры
Статуя Калачакры
В азиатском буддизме Восточного, мудрости короли ( санскрит vidyarāja), рассматриваются как божественные проявления Будда, которые выступают в качестве защитников, посыльных и защитников буддийской Дхармы. В восточноазиатской ваджраяне и китайском эзотерическом буддизме Пять царей мудрости рассматриваются как проявления Пяти Татхагат. В китайском буддизме восемь королей мудрости и десять королей мудрости рассматриваются как проявления различных бодхисаттв и будд.
Ачала, «Неподвижный» - проявление Будды Махавайрочаны.
Ваджраякша, «Пожиратель демонов» - проявление Будды Амогхасиддхи
Ваджрабхайрава, «Победитель смерти» - проявление Будды Амитабхи
Царь мудрости Кундали, «Распространитель небесного нектара» - проявление Будды Ратнасамбхавы.
Трайлокьявиджая, «Победитель трех планов» - проявление Будды Акшобхьи
Защитники ( санскрит пала) или Дхармапала (защитники Дхармы) - могущественные существа, часто Дэвы или Бодхисаттвы, которые защищают буддийскую религию и общину от внутренних и внешних угроз и препятствий на пути их практики. Дхармапала также может быть Гаруда, Нага, Якша, Гандхарва или Асура. К другим категориям Защитников относятся Локапалы, или «Четыре Небесных царя », и Кшетрапалы, или «Защитники региона».
Распространенной тибетской группой Дхармапала являются «Восемь Дхармапалов » ( тибетский : དྲག་ གཤེད, Wylie : драг гшед), которые считаются защитниками буддизма. Это сверхъестественные существа в ранге бодхисаттвы, которые «должны вести беспощадную войну против демонов и врагов буддизма». Восемь Дхармапалов:
Вайшравана (Бишамонтен), один из четырех Небесных царей, в Тодайдзи
Тайское изображение Вайшраваны (Вессаваны).
Яма, повелитель смерти
Хаягрива, «конский»
Рахула, обязанный клятвой защитник Дзогчен
Вирупакса - Король Запада, один из Четырех Небесных Королей Воли Чжонса, Корея.
Статуя Дхармапалы (Hộ pháp на вьетнамском языке) в храме Bút Tháp, Вьетнам