Вовока | |
---|---|
Вовока - Пайют духовный лидер и создатель Призрачного Танца | |
Северный пайют лидер | |
Личные данные | |
Родился | c. 1856. Смит-Вэлли, Невада |
Умер | 20 сентября 1932 (1932-09-20) (в возрасте 75–76 лет). Йерингтон, Невада |
Место отдыха | Шурц, Невада |
Известен | Духовным лидером и создателем Призрачного танца |
Псевдоним (ы) | Джек Уилсон |
Вовока ( 1856 г. - 20 сентября 1932 г.), также известный как Джек Уилсон, был религиозным лидером пайют, основавшим второй эпизод движения Ghost Dance. Wovoka означает «резак» или «резчик по дереву» на языке северных пайютов.
Вовока родился в районе Смит-Вэлли к юго-востоку от Карсон-Сити, Невада, около 1856 года. Его имя при рождении было Куойц Оу. Отцом Вовоки был Нуму-тибо'о (иногда называемый Тавибо), которого в течение нескольких десятилетий ошибочно считали Водзивобом, религиозным лидером, основавшим танец призраков 1870 года. тридцать Вовока часто работал на Дэвида Уилсона, владельца ранчо в районе Йерингтона, Невада, и его жену Абигейл, которая дала ему имя Джек Уилсон, когда имел дело с европейскими американцами. Дэвид Уилсон был набожным христианином, и Вовока изучил христианское богословие и библейские истории, живя с ним.
Один из его главных источников авторитетом среди пайутов была его предполагаемая способность управлять погодой. Говорят, что в летний день он заставил кусок льда упасть с неба, чтобы положить конец засухе дождем или снегом, зажечь трубку солнцем и образовать сосульки в руках.
Вовока утверждал, что получил пророческое видение после того, как впал в кому (возможно, из-за скарлатины ) во время солнечного затмения 1 января 1889 г.. Видение Вовоки повлекло за собой воскресение мертвых пайютов и удаление белых и их творений из Северной Америки. Вовока учил, что для того, чтобы воплотить это видение в жизнь, коренные американцы должны жить праведно и исполнять традиционный хоровод, известный как Призрачный танец.
. Антропологи, историки и теологи предоставляют противоречивые сведения о том, когда и как Вовока было его видение. Один религиовед, Том Тэтчер, цитирует антропологический отчет Джеймса Муни, спонсируемый Смитсоновским институтом, и утверждает, что Вовока получил свое первое видение, рубя дрова для Дэвида Уилсона в 1887 году. И наоборот, историк Пол Бейли использовал работу Муни вместе с интервью с современниками и переводчиками Вовоки, чтобы утверждают, что он получил видение после входа в двухдневный транс, проснувшись в слезах. Тем не менее, вскоре после получения видения и его послания, оно быстро распространилось за пределы местной общины пайютов из уст в уста к индейским племенам дальше на восток, особенно к лакота.
Движение призрачного танца известно тем, что его практикуют жертвы резни раненого колена. Еще до того, как танец призраков достиг коренных американцев в равнинных резервациях Южной Дакоты, интерес к движению проявился в США Индейский офис, США. Военное министерство и многочисленные делегации коренных американцев. Многие племена приезжали в Мейсон, чтобы внимательно послушать Вовоку, но языковые барьеры существовали. Посещающие племена происходили из разных культур, географических регионов и языковых традиций. Немногие члены делегации могли говорить на родном языке Вовоки - пайуте. Это привело к тому, что племена приняли воинствующую форму учения Вовоки, которая подчеркнула надвигающуюся битву, ведущую к созданию Рубашек-призраков, которые носили сиу и Лакота во время последующей резни. Другие лидеры коренных американцев, такие как Miniconjou, Short Bull и Kicking Bear, предположительно использовали жестокие интерпретации, которые подчеркивали возможное устранение белых. Однако Вовока никогда не покидал своего дома в Неваде, чтобы стать активным участником распространения танца во внутренних районах США.
Индийские агенты, солдаты и другие федеральные чиновники были предрасположены к милитаристской позиции и откровенному насилию при встрече с
Вовока был разочарован тем, как разворачивались события во время резни. Он по-прежнему оставался выдающимся лидером коренных американцев до своей смерти. Когда-то между 1894-1896 годами он, как сообщалось, был аттракционом на ярмарке в Сан-Франциско Midwinter Fair Carnival. В 1917 году агент Агентства Невады по имени Л.А. Доррингтон выследил Вовоку, чтобы сообщить о его местонахождении в Вашингтон. Интересно узнать, имел ли бывший индейский мессия какие-либо связи с индейской церковью, Доррингтон обнаружил, что Вовока вместо этого жил скромной жизнью в Мейсоне. Он воздерживался от этой практики, иногда работал лекарем и ездил на мероприятия в резервациях по всей территории Соединенных Штатов.
Вовока умер в Йерингтоне 20 сентября 1932 года и похоронен на кладбище Пайуте в городе. из Шурц, Невада.
Индейская группа Redbone назвала свой альбом 1973 года Wovoka и заглавную песню в честь пророка.
В фильме 1971 года Билли Джек, Билли, которого играет Том Лафлин, преподает танец призраков индейцам и ученикам школы свободы Монтессори. В моменты, предшествующие этому сеансу, девушка Билли Джин (которую играет жена Лафлина, Делорес Тейлор) объясняет Вовоку и танец призраков оскорбленной девочке-подростку, скрывающейся от своего жестокого отца в школе. Жан говорит, что однажды даже Христос явился Вовоке.
В фильме 2007 года Похороните мое сердце в Раненом Колене Вовока изображается Уэсом Студи.
Американская инди-рок-группа The Dead Inklings написала песню о Вовока и танец с привидениями под названием «Их кости».
Группа Old Crow Medicine Show упоминает Вовоку в своей песне «I Hear Them All» из своего альбома Big Iron World. Написанная Дэвидом Роулингсом, "I Hear Them All" также появляется в его альбоме A Friend of a Friend.