Разграбление Польши во время Второй мировой войны

редактировать
Разграбление Польши во время Второй мировой войны Немцы грабят Музей Захенты в Варшава летом 1944 года Ящики из Национального музея в Кракове упакованы для отправки в Германию 1942 Аполлон Помпео Батони и Две музы, украденные в 1944 году, возвращены в Польшу в 1997 году Александра Герымского Еврейка с апельсинами обнаружены 26 ноября 2010 года на художественном аукционе в Букстехуде, Германия. Источник: Утраченный музей Министерства культуры и национального наследия

Разграбление польских культурных артефактов и промышленной инфраструктуры во время Второй мировой войны было осуществлено нацистской Германией и Советский Союз одновременно после вторжения в Польшу в 1939 году. Значительная часть культурного наследия Польши, насчитывающая около полумиллиона предметов искусства, была разграблена оккупационными властями.. Каталогизированные произведения все еще время от времени находят в других странах мира и возвращают в Польшу.

Среди бесценных произведений искусства, которые до сих пор считаются пропавшими или найденными в российских музеях, есть работы Бернардо Беллотто, Анны Билинской-Богданович, Юзефа Брандта, Лукас Кранах Старший, Лукас Кранах Младший, Альбрехт Дюрер, Антонис ван Дайк, Ганс Гольбейн Младший, Якоб Йорданс, Франс Люкс, Яцек Мальчевски, Рафаэль, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Генрих Семирадский, Вейт Штосс, Альфред Веруш-Ковальский, Леон Вычолковский, Ян Матейко, Анри Жервекс, Людвиг Буххорн, Юзеф Зиммлер, Анри-Пьер Данлу, Ян Минсе Моленар и многие другие.

В рамках своих усилий по поиску и поиску пропавших предметов искусства Министерство культуры и национального наследия создало базу данных о потерях во время войны. По состоянию на 2013 год он содержал более 63 000 записей. Список, опубликованный министерством, направляется в Национальный институт музееведения и охраны коллекций, в посольства Польши и в Центральный реестр информации о разграбленных культурных ценностях 1933-1945 годов (lootedart.com). Его периодически рассылают более чем в 100 аукционных домов по всему миру. Кроме того, министерство также создало веб-сайт The Lost Museum, виртуальный музей, содержащий исторические фотографии многих недостающих предметов искусства.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Нацистская Германия
  • 3 Советский Союз
    • 3.1 Промышленный грабеж
  • 4 Попытки найти и вернуть украденное искусство
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История вопроса

На В начале вторжения в Польшу в 1939 г. польское правительство в период между двумя мировыми войнами пыталось скрыть наиболее ценное культурное наследие страны, например, королевские сокровища Вавельского замка в Кракове. Королевские аксессуары, в том числе ягеллонские гобелены, были тайно отправлены в Западную Европу, а затем в Канаду и другие места. В конце войны два параллельных польских правительства, поддерживаемое Западом польское правительство в изгнании и поддерживаемое Советским Союзом правительство коммунистической Польши заявили свои права на эти национальные сокровища. Культурные артефакты были переданы Канадой Польской Народной Республике в феврале 1961 года.

Нацистская Германия

После вторжения Германии в Польшу в В сентябре 1939 года и оккупации Польши немецкими войсками нацистский режим попытался подавить польскую культуру. В рамках этого процесса нацисты конфисковали польское национальное наследие и значительную часть частной собственности. Действуя в соответствии с постановлениями от 19 октября и 16 декабря (Verordnung über die Beschlagnahme Kunstgegeständen im Generalgouvernement), несколько немецких агентств начали процесс грабежа польских музеев и других коллекций, которые якобы считались необходимыми для «защиты» национальных интересов Германии.

Тысячи предметов искусства были разграблены, поскольку нацисты выполняли план, принятый до начала военных действий. Разграбление осуществляли специалисты подразделений SS -Ahnenerbe, Einsatzgruppen, ответственных за искусство; а также экспертами Haupttreuhandstelle Ost, которые были ответственны за конфискацию предприятий и более приземленных предметов. Нацистские должностные лица, ответственные за выполнение плана, включали Ханса Поссе и его сводного брата Каетана (также известного как Кай, оба из СС ), под контролем Дагоберт Фрей, историк СС, родом из Австрии, выбранный Берлином для признания Польши «тевтонской землей» без евреев. Помимо официального грабежа со стороны нацистских властей, некоторые грабежи также осуществлялись отдельными лицами, действующими по собственной инициативе; на самом деле Мюльманн жаловался еще 6 октября 1939 года, что многие предметы, которые ему было поручено охранять, уже были перемещены или просто украдены. Хотя нацисты хранили обширную документацию о недавно приобретенных награбленных произведениях искусства, система не была надежной, и они потеряли из виду большую часть награбленного во время все более бессистемной эвакуации польских территорий в 1944 году.

Большинство важных вещей искусство в польских государственных и частных коллекциях было «сохранено» нацистами в течение шести месяцев после вторжения 1939 года. К концу 1942 года немецкие официальные лица подсчитали, что «более 90%» искусства, ранее находившегося в Польше, находилось в их владении. Часть произведений искусства была отправлена ​​в немецкие музеи, например, в запланированный Führermuseum в Линце, а другая часть искусства стала частной собственностью нацистских чиновников. В 1940 году Гитлер получил «подарок» от Ганса Франка, губернатора оккупированной Польши - собрание, подготовленное Мюльманном, состоящее из 521 предмета наиболее ценного искусства. Франк с помощью оберфюрера Мюльмана, знатока искусства, собрал большую коллекцию произведений искусства из польских коллекций. Общая стоимость кражи и уничтожения нацистами польского искусства оценивается в 11,14 миллиарда долларов (стоимость в долларах 2001 года).

Было похищено более 516 000 отдельных предметов. Точное число неизвестно, поскольку не все произведения искусства были каталогизированы или зарегистрированы, особенно в частных руках, и большая часть документации также была потеряна. Оценка потерь началась уже во время Второй мировой войны под эгидой польского правительства в изгнании и Польского подпольного государства. В 1944 г. Кароль Эштрейхер опубликовал в Лондоне первую работу по этой теме «Культурные потери Польши». По оценке 2010 года, процент культурного наследия, утраченного Польшей во время войны, составил 75%. Смета охватывает как разрушенное, так и утраченное культурное наследие. Среди похищенных произведений искусства:

  • 11000 картин польских художников
  • 2800 картин других европейских художников
  • 1400 скульптур
  • 75000 рукописей
  • 25000 карт
  • 22 000 книг, напечатанных до 1800 года (стародруки)
  • 300 000 гравюр и произведений на бумаге
  • сотни тысяч других предметов, представляющих художественную и историческую ценность.

Количество разграбленных или уничтоженных книг оценивается от 1,5 миллиона до 15 или 22 миллионов. Даже экзотические животные были взяты из польских зоопарков.

Во время кампании геноцида против польских евреев, завершившейся операцией, известной как Aktion Reinhard 1942 года, всеобщим вымогательством и массовым грабежом. стал частью экономического плана нацистской Германии. Это не ограничивалось нацистской политикой в ​​отношении художественного наследия Польши.

Грабеж польских евреев и разграбление их собственности стали нормой. В каждом городе и деревне евреев заставляли сдавать не только золото, валюту и другие ценности, но и практически все предметы потребления, включая мебель и одежду. Были разграблены даже такие предметы, как клетки для птиц, дверные ручки и грелки. Любое оправдание или его отсутствие стали поводом для вымогательства.

Советский Союз

Фонды Львовского исторического музея были перевезены в подвал Черного дома и уничтожены за закрытыми дверями.

После Советский Союз вторгся в Польшу 17 сентября 1939 г., он также занимался разграблением и уничтожением культурного наследия Польши. Подсчитано, что вскоре после вторжения около половины польских музеев и аналогичных государственных учреждений были демонтированы на территориях, оккупированных Советским Союзом. Многие экспонаты были отправлены в советские музеи, такие как Московский исторический музей и Центральный антирелигиозный музей (тоже в Москве). Остальные коллекции просто уничтожили. Например, во время ликвидации польского Исторического музея Львова в начале 1940 года его фонды были вывезены в подвал Черного (Чарна) Каменица (на фото), подальше от общественного внимания, и там систематически уничтожены.

После наступления Советского Союза через оккупированную Германией польскую территорию грабежи и разграбление ценностей продолжались до 1947 года, хотя эти территории теоретически уже принадлежали ее союзной коммунистической Польше. Советские войска вели особенно масштабные разграбления на бывших восточных территориях Германии, которые позже должны были быть переданы Польше, лишив их любого оборудования, оставленного бегущим / депортированным населением. Даже польские коммунисты беспокоились о размахе своих преступлений. В 1945 году будущий председатель Государственного совета Польши генерал Александр Завадский опасался, что «изнасилование и грабежи со стороны Советской армии спровоцируют гражданскую войну»

Промышленный грабеж

В начале 1946 года действия «трофейных бригад» регулировались подробными приказами советского заместителя министра обороны Николая Булганина. До 1948 года эти бригады отправили в СССР не менее 239000 железнодорожных вагонов, перевозящих природные ресурсы, целые фабрики и отдельные машины. Только город Быдгощ потерял 30 заводов и 250 кораблей. В Грудзёндз армия конфисковала все машины со своих заводов, независимо от их размера. В Торуне все мельницы были захвачены, что привело к временной нехватке хлеба. Blachownia ląska потеряла большую, построенную в Германии установку по производству синтетического топлива, доставленного в СССР в 10 000 железнодорожных вагонах. Аналогичная производственная линия в Полиция была перевезена в 14 000 вагонов. Гливице потеряли трубный завод, Бобрек и Лабенды потеряли свои чугунные печи. Полные электростанции были демонтированы и вывезены из Меховице, Забже, Здзешовице, Микульчице, Блаховня-Слёнска и Хелмск-Слёнски. Более мелкие предприятия также были конфискованы в Сосновце, Домброва-Гурница, Ченстохова, Згода, Хожув, Семяновице, Познань, Быдгощ, Грудзёндз, Торунь, Иновроцлав, Влоцлавек, Хойнице, Лодзь, Дзедзице и Освенцим.

также подвергались мародерству: до 1 сентября 1945 года Красная Армия конфисковала 506 000 коров, 114 000 овец. и 206 000 лошадей. Только в феврале 1945 года было вывезено более 72 тысяч тонн сахара. В Торуньском районе за этот период было собрано 14 000 тонн зерна, 20 000 тонн картофеля и 21 000 тонн красной свеклы. Эти цифры представляют собой просто грабежи, поскольку польское правительство также официально поставляло продукты Красной Армии в то время, в том числе 150 000 тонн зерна, 250 000 тонн картофеля, 25 000 тонн мяса и 100 000 тонн соломы.

Кроме того, отдельным солдатам Красной Армии разрешалось отправлять домой «военные трофеи», сумма которых зависела от их звания. Результатом стали массовые грабежи частных домов, в которых забирали ценные вещи, включая продукты питания, одежду, обувь, радио, ювелирные изделия, посуду, велосипеды и даже керамические унитазы. Беспрецедентные масштабы индивидуализированного грабежа можно оценить на примере российского города Курск, который получил всего 300 личных посылок от солдат в январе 1945 года, а в мае их число достигло 87 тысяч.

После того, как такие перевозки закончились, Красная Армия начала грабить железнодорожную инфраструктуру, станции ремонта подвижного состава, сигнальные устройства и рельсы: было разграблено около 5 500 км рельсов.

В 1946 году польские власти оценили масштабы хищения в 2,375 миллиарда долларов 1938 года (что эквивалентно 54 миллиардам долларов в долларах 2015 года).

Попытки найти и вернуть похищенное искусство

Рафаэль Портрет молодого человека, о котором сообщается, спрятанный в секретном банковском хранилище

После войны польское Министерство культуры и искусства взяло на себя работу по составлению список утраченных предметов искусства, чтобы найти и восстановить их. Бюро реставрации и возмещения ущерба (Biuro Rewindykacji i Odszkodowań) работало с 1945 по 1951 год. Реалии холодной войны затруднили возвращение разграбленного культурного наследия, и только в 1980-х и 1990-х годах ситуация изменилось. В 1991 году с этой целью было сформировано новое учреждение - Бюро представителя правительства по вопросам польского культурного наследия за рубежом (Biuro Pełnomocnika Rządu ds. Polskiego Dziedzictwa Kulturalnego Za Granicą), действующее при Министерстве культуры и искусства. В 1999 году инициатива была поддержана польским Министерством иностранных дел. После того, как украденное произведение искусства обнаружено, правительство Польши направляет запрос о его реституции, и, как указано на веб-сайте министерства, все запросы на сегодняшний день были удовлетворены. По состоянию на октябрь 2012 года Министерство внесло в список 30 призовых предметов, которые были возвращены в период с 2001 по 2012 год. Среди найденных произведений искусства - картина Александра Герымского с изображением еврейской женщины, неожиданно найденная в аукционном доме Евы Алдаг. в Букстехуде в ноябре 2010 года. Он был возвращен в Национальный музей, Варшава в конце июля 2011 года и отреставрирован.

1 августа 2012 года Министерство иностранных дел Польши объявило, что было найдено одно из самых известных пропавших произведений искусства из польской коллекции, картина Рафаэля Портрет молодого человека. «в банковском хранилище в неизвестном месте». Представитель министерства выразил уверенность, что картина в конечном итоге будет возвращена Польше. В апреле 2014 года Дворцовая лестница Франческо Гварди была восстановлена.

В настоящее время Польша планирует построить виртуальный музей, ([pl ]), чтобы обнажить предметы утраченного искусства.

И Германия, и страны бывшего Советского Союза до сих пор хранят много польских материалов, разграбленных во время Второй мировой войны. Особенно сложно вернуть награбленное искусство из бывших республик Советского Союза, таких как Россия.

Сноски

Ссылки

Дополнительная литература

  • Из Смитсоновский институт отобрал библиографию по происхождению похищенного произведения :
    • [pl ]. Культурные потери Польши: Индекс польских культурных потерь во время немецкой оккупации. Лондон, 1944.
    • Голос, Ежи и Агнешка Каспшак-Милер, ред. Straty wojenne: Zabytkowe dzwony utracone w latach 1939-1945 w granicach Polski po 1945 (Потери военного времени: исторические колокола, утерянные между 1939-45 в границах Польши после 1945 года). Познань, Ministrystwo Kultury i Sztuki, 2000.
    • Кудельски, Дж. Роберт. Tajemnice Nazistowskiej Grabieży Polskich Zbiorow Sztuki. Варшава: Tower Graphics, 2004.
    • Ласкаржевская, Ханна, изд. Pro memoria: warszawskie biblioteki naukowe w latach okupacji 1939-1945. Варшава, Wydawnictwo Biblioteki Narodowej, 2004.
    • Pro Memoria - Warszawskie biblioteki naukowe w latach okupacji - 1939-1945. Варшава: Biblioteka Narodowa, 2004.
    • Романовска-Задрожна, Мария и [пл ]. Straty wojenne: Malarstwo obce: obrazy olejne, pastele, akwarele utracone w latach 1939-1945 w granicach Polski po 1945 bez ziem zachodnich i poółnocnych (Военные потери: иностранная живопись: картины маслом, пастель, акварель, утраченные в период между 1939-1945 гг. 1945 Границы Польши, исключая западные и северные территории). Poznań, Ministerstwo Kultury i Sztuki, 2000.
  • [pl ], Losy polskich dóbr kultury w Rosji i ZSRR, Poznań 2003.
  • Dariusz Matelski, Polityka Niemiec wobec polskich dóbr kultury wieku, 2005 (wieku, Toruń, 2005) II, Торунь 2007).

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Искусство, потерянное в Польше во время Второй мировой войны.
Последняя правка сделана 2021-06-21 04:58:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте