Слово Мудрости

редактировать
Диетический код движения Святых последних дней

«Слово мудрости» это общее название раздела 1833 года в Учении и Заветах, книге, которую многие церкви в рамках движения Святых последних дней считают, что она состоит из откровений от Бог. Это также название кодекса здоровья, основанного на этом отрывке из Священных Писаний, наиболее строго соблюдаемого Церковью Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь LDS) и мормонскими фундаменталистами. и, в меньшей степени, некоторые другие деноминации Святых последних дней. В Церкви СПД соблюдение Слова Мудрости в настоящее время является предварительным условием для крещения, служения в миссионерской работе полного дня, посещения церковных школ и вход в церковные храмы ; однако нарушение кодекса не считается основанием для отлучения или другого дисциплинарного взыскания.

В тексте не рекомендуется употребление крепких напитков и вина (в некоторых случаях это включает сакраментальное вино, которое в некоторых сектах заменено священной водой), употребление табака в немедицинских целях, «горячие напитки» и мясо используется более чем «экономно». Священное Писание также рекомендует употреблять в пищу травы, фрукты и злаки, а также "легкие напитки" на основе злаков. В соответствии с практикой Церкви СПД не существует строгих ограничений на употребление мяса, но запрещены все алкогольные напитки, включая пиво. Церковь СПД интерпретирует «горячие напитки» как кофе и чай.

Содержание

  • 1 Источник и публикация
  • 2 Откровение «Слово Мудрости»
    • 2.1 Введение
    • 2.2 Запреты
    • 2.3 Предписания
    • 2.4 Божественное обещание
  • 3 Применение Джозефа Смита
  • 4 Толкование руководителей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
    • 4.1 Подчеркнуто Бригамом Янгом
    • 4.2 Мясо
    • 4.3 Пиво
    • 4.4 Продукты из рафинированного зерна
    • 4.5 Стандарты соблюдения
    • 4.6 Официальная современная интерпретация
  • 5 Популярное применение
    • 5.1 Алкоголь
    • 5.2 Горячие напитки
    • 5.3 Кола и другие напитки с кофеином
    • 5.4 Другие области
  • 6 Медицинские исследования Святых последних дней
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Источник и публикация

Согласно Джозеф Смит, основатель движения Святых последних дней, Слово Мудрости было получено в 1833 году как откровение от Бога. После смерти Смита Бригам Янг заявил, что откровение было дано в ответ на проблемы, возникшие при проведении собраний в семейном доме Смитов:

Когда они собрались вместе в этой комнате после завтрака, первое, что они сделали, было закуривать свои трубки, и во время курения говорить о великих делах королевства и плевать по всей комнате, и как только трубка вынималась из их рта, они принимали большой жевательный табак. Часто, когда Пророк [Джозеф Смит] входил в комнату, чтобы дать школьные инструкции, он оказывался в облаке табачного дыма. Это, а также жалобы его жены на то, что ему приходится мыть такой грязный пол, заставили Пророка задуматься над этим, и он спросил Господа о поведении старейшин при употреблении табака и об откровении, известном как Слово Мудрость была результатом его исследования.

Слово Мудрости было впервые опубликовано как отдельный лист в декабре 1833 года. В 1835 году оно было включено как Раздел LXXX в первое издание Учения и Заветов.

Слово Мудрости откровение

Откровение состоит из четырех частей:

  1. введение;
  2. список веществ, которые нельзя употреблять в пищу, включая вино, крепкое напитки, табак и «горячие напитки»;
  3. список продуктов, которые следует употреблять, некоторые с определенными ограничениями; и
  4. божественное обещание тем, кто следует руководящим принципам.

Введение

Введение и объяснение, представленное Смитом:

Слово Мудрости для блага совет первосвященников, собравшийся в Киртланде, и церковь, а также святые в Сионе - Чтобы получить приветствие; не заповедью или принуждением, но откровением и словом мудрости, показывая порядок и волю Бога в временном спасении всех святых в последние дни - Дано за принцип с обетованием, адаптированным к способностям слабых и самый слабый из всех святых, которых можно назвать святыми.

Запреты

Среди веществ, которые, согласно откровению, нельзя употреблять в пищу, первое - это «вино или крепкие напитки», которые, как сказано в откровении, нельзя пить. (Допускается исключение для использования «чистого вина собственного производства» в рамках таинства таинства, хотя сегодня Церковь СПД использует воду вместо вина.) откровение также советует воздержаться от употребления табака и «горячих напитков».

Откровение «Слово мудрости» также предлагает правильное использование некоторых запрещенных веществ. Хотя «крепкие напитки» нельзя употреблять в пищу, их можно употреблять «для мытья тела»; аналогично, хотя употребление табака в пищу людьми запрещено, табак считается «травой от синяков и всего больного скота, которую нужно использовать с умом и умением».

Рецепты

Список пища и вещества, которые поощряет откровение, включают «полезные травы [и] все плоды в свое время» и «то, что приносит плоды в земле или над землей». Он также предписывает использование «всего зерна», которое описывается как «посох жизни не только для человека, но и для полевых зверей». Ячмень и другие злаки рекомендуются для приготовления «мягких напитков».

«Звери полевые и птицы небесные, и все дикие животные, которые бегают или ползают по земле», могут быть использованы в пищу «с осторожностью» и «с благодарением».

В откровении говорится, что Богу угодно, если эти рекомендации не используются «только во время зимы, холода или голода» и во времена «чрезмерного голода».

Божественное обещание

Слово Мудрости заявляет, что оно включает в себя «принцип с обещанием». Обещание, данное тем, кто последовал совету слова мудрости, звучит следующим образом:

И все святые, которые помнят о соблюдении и исполнении этих слов, ходя в повиновении заповедям, получат здоровье в пупке и мозг в своем кости; и найдет мудрость и великие сокровища знания, даже сокровища скрытые; и побежит, и не устанет, и пойдет, и не утомится. И Я, Господь, даю им обещание, что ангел-разрушитель пройдет мимо них, как дети Израиля, и не убьет их.

Заявление Джозефа Смита

Первоначально, соблюдая Рекомендации и запреты Слова Мудрости не считались обязательными: оно явно заявляет, что оно «не по заповедям или принуждению». Однако в феврале 1834 года Джозеф Смит предложил высшему совету церкви резолюцию, в которой говорилось: «Ни один официальный член в этой Церкви не достоин занимать должность после того, как его правильно научили слову мудрости; а он, официальный член, пренебрегает и подчиняется ему ». Эта резолюция была единогласно принята советом.

В 1842 году брат Смита Хайрам, который был помощником президента Церкви и ее председательствующим патриархом, представил толкование запрета Слова Мудрости на «горячие напитки»:

И снова «горячие напитки не для тела или живота»; многие задаются вопросом, что это может означать; относится ли это к чаю или кофе, или нет. Я говорю, что это действительно относится к чаю и кофе.

Согласно книге, написанной миссионером LDS и гимнографом Джоэлом Х. Джонсоном в 1881 году, Джозеф Смит разделял интерпретацию Хайрама:

Я понимаю, что некоторые людей оправдывают себя употреблением чая и кофе, потому что Господь сказал только «горячие напитки» в откровении Слова Мудрости... Чай и кофе... это то, что Господь имел в виду, когда сказал «горячие напитки»

Обвинение в «несоблюдении Слова Мудрости» было одним из пяти, выдвинутых против Дэвида Уитмера 13 апреля 1838 года, что привело к его отлучению. Тем не менее, современные записи показывают, что Джозеф Смит сам не был строгим наблюдателем. Сообщается, что Смит в разное время пил чай, пиво и вино. Сообщается, что он также курил табак: согласно Амасе Лайману, члену Первого Президентства под руководством Смита, Смит однажды закончил проповедь о Слове Мудрости и сразу после этого поехал. по улицам курит сигару. По словам Лаймана, это был лишь один из многих случаев, когда Смит «испытывал веру Святых... своими особенностями». (Один современный комментатор предположил, что это могло быть сделано Смитом, чтобы убедиться, что вера его последователей основана на религии Святых последних дней, а не на личности или лидерстве Смита.)

19 августа 1835 г. Алмон У. Бэббит предстал перед церковным высшим советом по трем обвинениям. В связи с обвинением в «несоблюдении Слова Мудрости» Бэббит заявил, что «он взял на себя смелость нарушить Слово Мудрости по примеру Президента Джозефа Смита-младшего и других, но признал, что это было неправильно. "

В 1838 году Смит управлял гостиницей / таверной в Фар-Уэст, штат Миссури. В июне 1838 года высший совет Фар-Уэста почувствовал себя обязанным напомнить семье Смита о запрете на продажу и употребление «горячих духов в этом месте».

Толкование лидеров Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Подчеркнуто Бригамом Янгом

После смерти Смита из движения Святых последних дней появилось несколько фракций. Самую крупную из этих групп, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД), возглавлял Бригам Янг. На генеральной конференции церкви, состоявшейся 9 сентября 1851 года, Янг призвал участников «прекратить использование» предметов, упомянутых в Слове Мудрости:

Патриарх [Джон Смит ] снова встал, чтобы говорить о Слове Мудрости и призывал братьев перестать употреблять табак и т. Д.

Президент Янг поднялся, чтобы подать движение, и призвал всех сестер, которые перестанут употреблять чай, кофе и т. Д., Проявить его, подняв правую руку; прикомандирован и проведен

А затем введите следующее движение; призывая всех мальчиков [sic ], которым было меньше девяноста лет, которые согласились бы отказаться от употребления табака, виски и всего, что упоминается в Слове Мудрости, проявить это в том же

Затем Патриарх сказал: «Да благословит вас Господь и поможет вам соблюдать все ваши заветы. Аминь».

Президент Янг среди прочего сказал, что знает доброта людей, и Господь терпит нашу слабость; мы должны служить Господу, и те, кто идут со мной, будут соблюдать Слово Мудрости, и если Первосвященники, Семидесятые, Старейшины и другие не будут служить Господи, мы отделим их от Церкви. Я проведу черту и узнаю, кто для Господа, а кто нет, а тех, кто не будет соблюдать Слово Мудрости, Я отсечу от Церкви, Я выброшу вызов всем мужчинам и женщинам.

Хотя Янг поощрял мормонов следовать кодексу Слова Мудрости, церковь терпимо относилась к тем, кто не следовал ему. В 1860 году он советовал тем, кто жует табак на церковных собраниях, по крайней мере, быть осторожным и не чрезмерным, но не обвинял потребителей в грехе. К 1870 году, однако, он положил конец практике жевания и плевания табака в Скинии Солт-Лейк-Сити.

Янг также признал разделение между употреблением табака (которое не приветствовалось) и продажей его немормонам в качестве бизнеса ( что было одобрено). Он также владел и содержал бар в Солт-Лейк-Сити для продажи алкогольных напитков немормонским путешественникам, исходя из теории, что церковным властям СПД было бы лучше управлять такими заведениями, чем для посторонних.

Мясо

Слово Мудрости гласит, что «мясо зверей и птиц небесных... должно употребляться умеренно», и что «[Богу] угодно, чтобы их нельзя использовать только зимой, в холод или голод ». Однако, в отличие от судебных запретов против табака, алкоголя и горячих напитков, соблюдение этого запрета никогда не было обязательным.

Многие руководители церкви СПД выразили свое мнение по поводу мяса. В 1868 году президент церкви Бригам Янг советовал: «Плоть нужно употреблять экономно, в голод и в холод». В 1868 году апостол Джордж К. Кэннон сказал: «Нам говорят, что мясо любого вида не годится для человека летом, а зимой его нужно есть умеренно». С 1897 по 1901 год апостол, а затем президент церкви Лоренцо Сноу неоднократно подчеркивал важность умеренного употребления мяса, говоря, что члены церкви должны воздерживаться от употребления мяса, кроме случаев крайней необходимости, и что это следует рассматривать в свете учения Смита о том, что у животных есть духи. В 1895 году Сноу заявил: «Если нас не настигнет голод или сильные холода, мы должны воздерживаться от употребления мяса». Апостол Джордж Тисдейл учил тому же и считал, что употребление свинины было более серьезным нарушением Слова Мудрости, чем употребление чая или кофе. Когда Джозеф Ф. Смит сменил Сноу на посту президента церкви в 1901 году, он регулярно проповедовал против «ненужного разрушения жизни» и подчеркивал доброту к животным и важное управление людьми по отношению к ним.

Несмотря на эти заявления, ограничение потребления мяса не было явным требованием для достоинства в Церкви СПД, поскольку стандарты послушания Слову Мудрости становились все более центральными в доктрине и практике Церкви СПД в начале 20 века. Повышенное внимание к Слову Мудрости имело место во время президентства Хибера Дж. Гранта, давнего восторженного пропагандиста Слова Мудрости. Хотя Грант не сделал ограничение употребления мяса явной частью стандарта, он продолжал интерпретировать его как часть совета в Слове Мудрости. На Генеральной конференции 1937 года, в возрасте 80 лет, Грант сказал, что он работал долгие часы «без усталости и без малейших травм». Отчасти он объяснял свое прекрасное здоровье тем, что ел очень мало мяса.

С момента президентства Гранта акцент на ограничении потребления мяса уменьшился, но некоторые церковные лидеры преподавали на эту тему. В обращении на Генеральной конференции СПД 1948 года апостол Джозеф Ф. Меррилл подчеркнул важность воздержания от употребления мяса так же «свободно, как многие американцы». В 1950 году апостол и ученый-растениевод Джон А. Видтсоу писал о потреблении мяса: «Те, кто хочет быть здоровым и получить обещанную награду, изложенную в Слове Мудрости, должны подчиняться всем законам, а не просто его часть, которая соответствует их прихоти или аппетиту, или их представлению о его значении ". Не далее как в 2012 году официальный представитель церкви Майкл Оттерсон заявил, что «церковь также поощряла ограничение потребления мяса в пользу злаков, фруктов и овощей. До сих пор в псалтырь церкви СПД входит гимн со следующей лирикой:

Чтобы дети жили долго / И были красивыми и сильными, / Чай, кофе и табак они презирают, / Не пьют спиртное, и они едят / Но очень мало мяса; / Они

В учебном пособии, опубликованном церковью, высказывается предположение, что предложение ограничить потребление мяса зимой может в некоторой степени быть историческим пережитком того времени, когда «Слово Мудрость »была высказана Смитом:

Этот стих заставил некоторых задуматься, следует ли есть мясо летом. В мясе больше калорий, чем во фруктах и ​​овощах, в которых некоторым людям может потребоваться меньше летом, чем зимой. фрукты и овощи можно было сохранить, люди часто не Имейте достаточно другой еды, чтобы перекусить зимой. Испорченное мясо может быть смертельно опасным, если его съесть, а раньше мясо портилось быстрее летом, чем зимой. Современные методы охлаждения позволяют сохранять мясо в любое время года. Ключевое слово в отношении употребления мяса - умеренность.

Пиво

Слово Мудрости частично утверждает:

16. Всякое зерно полезно в пищу человеку; как и плод виноградной лозы; то, что приносит плоды, в земле или над землей -

17. Тем не менее пшеница для людей, зерно для волов, овес для лошадей, рожь для птиц и свиней, и для всех полевых животных, и ячмень для всех полезных животных и для мягких напитков, а также для других

В откровении говорится, что легкие напитки на основе ячменя (например, пиво ) могут быть разрешены. Еще в 1901 году апостолы Бригам Янг младший и Джон Генри Смит утверждали, что откровение не запрещает пиво. Однако руководители Церкви СПД теперь учат, что употребление любых форм алкоголя, включая пиво, нарушает Слово Мудрости.

Продукты из очищенного зерна

В брошюре, написанной в 1930 году под названием «Слово мудрости», апостол Джон А. Видтсоу учил, что очищенная мука противоречит Слову Мудрости. Однако церковь никогда не запрещала использование очищенной муки.

Стандарты приверженности

Соблюдение запретов Слова Мудрости не было обязательным требованием для входа в церковь СПД храмы до 1902 года. Однако даже тогда церковь президент Джозеф Ф. Смит призвал президентов кольев быть либеральными по отношению к старикам, употребляющим табак, и старушкам, которые пили чай. Из тех, кто нарушил откровение, в храм исключили в основном обычных пьяниц. На рубеже веков такие известные церковные лидеры не строго соблюдали запреты Слова Мудрости. Антон Х. Лунд, Первый советник в Первом Президентстве, пил пиво и вино; апостол Маттиас Ф. Коули пил пиво и вино; Чарльз У. Пенроуз, который также служил Первым советником в Первом Президентстве, пил вино; Общество милосердия генеральный президент Эммелин Б. Уэллс пила кофе; и президент церкви Джордж Альберт Смит пил бренди в лечебных целях. В 1921 году президент церкви Хибер Дж. Грант сделал соблюдение запретов Слова Мудрости абсолютным требованием для входа в храм.

Сегодня соблюдение запретов Слова Мудрости требуется для крещения и для входа в храмы Церкви LDS. Историк BYU Томас Г. Александер указывает, что, хотя исходное Слово Мудрости как «принцип с обещанием» было дано через откровение, нет никаких доказательств того, что какой-либо церковный лидер заявлял о новом отдельном откровении или даже духовное подтверждение изменения Слова Мудрости с «принципа с обетованием» на заповедь.

Официальная современная интерпретация

Официальное заявление церкви по толкованию Слова Мудрости краткое : он подтверждает давнее значение слова «горячие напитки» и расширяет перечень веществ, на которые распространяется запрет:

Единственное официальное толкование «горячих напитков» (У. и З. 89: 9) в Слове Мудрости - это заявление, сделанное ранним Руководители церкви говорят, что термин «горячие напитки» означает чай и кофе.

Участники не должны употреблять вещества, содержащие запрещенные наркотики. Члены Церкви также не должны употреблять вредные или вызывающие привыкание вещества, кроме как под наблюдением компетентного врача.

Несмотря на то, что избегание запретов Слова Мудрости является обязательным требованием для приема в храмы Церкви СПД, нарушение правил Слово Мудрости больше не приводит к церковной дисциплине, как это было раньше; церковь инструктирует своих лидеров, что церковная дисциплина «не должна [использоваться] для наказания или угроз членам Церкви, которые не соблюдают Слово Мудрости».

Руководители Церкви СПД советовали членам церкви не иметь личных толкования Слова Мудрости или становятся чрезмерными в своем соблюдении. Один церковный лидер особо предупредил, что добавление дополнительных несанкционированных требований, подчеркивание этого с чрезмерным рвением или превращение этого в «евангельское хобби» является признаком духовной незрелости, а иногда и отступничества.

Популярное заявление

A Исследование настроений Святых последних дней в США, проведенное в 2019 году, показало, что от четверти до половины таких людей интерпретируют Слово Мудрости в некотором роде не так, как официальное толкование Церковью, причем многие из этих интерпретаций более своеобразны, кроме того, различаются. из следующих грубых обобщений.

Алкоголь

Запрет на «вино или крепкие напитки» широко интерпретируется как общий запрет на алкогольные напитки, независимо от уровня содержания алкоголя в напитке..

Горячие напитки

Обычно члены церкви рассматривают запрет на «горячие напитки» как охват кофе и чая, независимо от того, напитки горячие. Обычно считается, что не существует запрета на употребление кипяченой или горячей воды, травяного чая, горячего шоколада, заменителей кофе, таких как Postum или солод напитки, такие как Ovaltine или Milo. Другие члены решают запретить себе пить любые напитки, содержащие кофеин.

Колу и другие напитки с кофеином

Давняя проблема среди членов церкви заключается в том, можно ли употреблять напитки, содержащие кофеин, кроме кофе или чая. В 1918 году Фредерик Дж. Пэк, профессор Святых последних дней в Университете штата Юта, опубликовал в официальном церковном журнале статью, в которой он обосновал, что, поскольку Кока -Кола содержала кофеин, который также присутствует в чае и кофе. Святым последних дней следует воздерживаться от кока-колы так же, как они воздерживаются от «горячих напитков» Слова Мудрости. После статьи Пака многие Святые последних дней пришли к выводу, что причина запрета на чай и кофе - это присутствие в напитках кофеина. Однако церковь никогда не заявляла, что это причина запрета.

У церкви нет официальной позиции по потреблению напитков с кофеином, за исключением общего заявления о том, что Слово Мудрости конкретно не упоминает об этом. В 2012 году в ответ на сообщение о мормонизме на рок-центре канала NBC с Брайаном Уильямсом, в котором утверждалось, что верующим СПД запрещено пить кофеин, церковь написала:

Несмотря на то, что сообщалось, церковное откровение при разъяснении практики здоровья (Учение и Заветы 89) не упоминается употребление кофеина. Руководящие принципы Церкви по охране здоровья запрещают употребление алкогольных напитков, курения или жевания табака, а также «горячих напитков» - церковные руководители научили относиться именно к чаю и кофе.

В прошлом ряд церковных руководителей не поощряли употребление таких напитков. товары. Например, в 1922 году президент церкви Хибер Дж. Грант наставлял Святых последних дней:

Я не собираюсь отдавать никаких приказов, но я попрошу их как личное, личное одолжение мне., чтобы оставить только кока-колу [sic ]. Есть много других вещей, которые вы можете получить в фонтанчиках с содовой, не выпивая того, что вредно. Господь не хочет, чтобы вы употребляли наркотики, которые вызывают у него аппетит.

Через два года после этого заявления Грант встретился с представителем The Coca-Cola Company, чтобы обсудить позицию церкви по этому поводу. Кока-Кола; по завершении их второй встречи Грант заявил, что он «уверен, что у меня нет ни малейшего желания рекомендовать людям оставить Coca-Cola в покое, если [е] количество [кофеина в Coca-Cola] абсолютно безвредно, что они утверждают, что это так ». Грант больше никогда не высказывался против употребления напитков из колы.

Примерно пятьдесят лет спустя церковь опубликовала официальное заявление, в котором говорилось:

В отношении напитков с колой Церковь никогда официально не занимала какой-либо позиции по этому поводу, но лидеры церкви посоветовали: и сейчас мы особо не советуем употреблять напитки, содержащие вредные наркотики, вызывающие привыкание, при обстоятельствах, которые могут привести к приобретению этой привычки. Следует избегать любых напитков, содержащих ингредиенты, вредные для организма.

Из-за таких заявлений некоторые приверженцы считают, что кофеин официально запрещен Словом Мудрости. В середине 1950-х директор службы общественного питания Университета Бригама Янга, колледжа, принадлежащего Церкви СПД, решил не продавать кофеин в кампусе. Ситуация изменилась в сентябре 2017 года, когда нынешний директор BYU Dining Services объявил, что напитки с кофеином будут продаваться на территории кампуса. Райт сказал, что это было результатом изменения предпочтений клиентов. В официальных церковных публикациях время от времени публикуются статьи практикующих врачей, предупреждающие о вреде для здоровья употребления кофеина. Однако в ноябре 2010 года Salt Lake Tribune отметила, что в церковном справочнике 2010 года, в котором излагается официальная позиция церкви по вопросам здравоохранения и социальным вопросам, нет позиции в отношении употребления кока - Кола или напитки с кофеином включены. The Salt Lake Tribune пришла к выводу, что церковь «не занимает официальной позиции по поводу кофеина».

Другие области

В 2019 году Церковь LDS разъяснила в New Era, что медицинская марихуана должна использоваться только «под наблюдением компетентного врача».

Также существуют предположения относительно использования алкоголя в качестве ингредиента для приготовления пищи или использования кофе или чай без кофеина. Церковь СПД также не заняла официальной позиции.

Исследования здоровья Святых последних дней

В ходе 14-летнего выборочного исследования, проведенного UCLA эпидемиологом Джеймсом Э. Энстромом, было отслежено состояние здоровья 10 000 человек. умеренно активные члены Церкви СПД в Калифорнии и прекратили свое существование в 1987 году. Из этих не курящих, моногамных непьющих , как заключил Энстром из исследование, «что у членов церкви СПД, которые следуют религиозным предписаниям, запрещающим курение и употребление алкоголя, один из самых низких показателей смертности от рака и сердечно-сосудистых заболеваний - примерно вдвое меньше, чем среди населения в целом... на восемь-одиннадцать лет дольше, чем у белого населения США в целом ». Стандартизированные коэффициенты смертности (SMR) для белых в общей популяции определены как 100. Для мужчин, участвовавших в исследовании, SMR «составляют 47 для всех видов рака, 52 для сердечно-сосудистых заболеваний и 47 для всех причин; SMR для женщин - 72. для всех видов рака, 64 для сердечно-сосудистых заболеваний и 66 для всех причин ". Для священников первосвященников, которые занимались спортом, хорошо спали и никогда не курили сигарет, уровень смертности был ниже. Результаты были в значительной степени дублированы в отдельном исследовании LDS-подобной подгруппы белых некурящих прихожан в церковь в округе Аламеда, Калифорния.

См. Также

  • Портал движения Святых последних дней

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-21 03:31:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте