Вонг Чин Фу

редактировать
Вонг Чин Фу, изображенный в выпуске Harpers Weekly от 26 мая 1877 года

Вонг Чин Фу (Китаец : 王 淸 福; пиньинь : Ван Циньфу; 1847–1898) был китайско-американским активистом, журналистом, лектором и одним из самых плодовитых китайских писателей в Сан-Франциско пресса 19 века. Вонг, родившийся в Цзимо, провинция Шаньдун, Китай, был одним из первых китайских иммигрантов, натурализовавшихся в 1873 году. Вонг был посвящен борьбе за равноправие. американцев китайского происхождения во время принятия Закона об исключении китайцев. В настоящее время американцы китайского происхождения считают Вонга китайским "доктором Мартином Лютером Кингом" из-за огромных усилий и огромных жертв, которые Вонг приложил для защиты чести американцев китайского происхождения в то трудное время.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Активизм
    • 2.1 Гражданские права
    • 2.2 Культурная защита
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

Вонг родился в 1847 году в обеспеченной семье, которая вскоре потеряла деньги во время Восстание тайпинов. В 1861 году он был принят миссионерской парой, принял крещение в баптистской вере и приехал в Соединенные Штаты в 1867 году. В последующие годы он учился в Колумбийском колледже в Вашингтоне, округ Колумбия, и в университете в Льюисбурге (позже переименованном в Бакнеллский университет ) в Льюисбурге, штат Пенсильвания, в 1869–1870 годах и уехал, не получив ученой степени.

Вонг вернулся в Китай в 1870 году, после того как он учился и путешествовал по ряду американских городов. «Он лично думал, что никогда больше не увидит Америку. Если он это сделал, то сильно ошибался». В 1871 году Вонг женился на Лю Ю Сан, студентке миссионерской школы Элизы Джветт Хартвелл в Дэнчжоу. Вонг взял новое имя Вонг Йен Пин (китайский : 王彥平; пиньинь : Ван Янпин). Вонг недолго проработал в Императорской морской таможенной службе в Шанхае. Его уволили и отправили в Чжэньцзян, где он устроился переводчиком на таможне. Пока он работал в Китае, Вонг был отлучен от Шанхайской баптистской церкви.

В свободное время он выступал за создание организации по улучшению гражданского общества для духовного и нравственного подъема, а также для социальных и экономических изменений. что касается политической реформы. Он выступал за то, чтобы испытать и впитать западную культуру. Между тем Вонг приложил немало усилий для запрещения опиума. Вонг также участвовал в подрывной антиправительственной деятельности. Одно из мероприятий было известно как инцидент в Чжэньцзяне. Используя свое положение в таможне, Вонг организовал ввоз иностранцев и оружия. Вонг утверждал, что он спланировал «Свержение этого коррумпированного китайского правительства». Его антиправительственная деятельность, наконец, привлекла внимание правительства Цин, которое положило ему награду за голову. Вонг бежал из Китая, оставив жену и ребенка.

Затем он переехал в Японию и (в 1873 году) вернулся в США, где стал гражданином в 1874 году. В США он жил. в основном на Востоке и Среднем Западе, путешествовал и читал лекции. В это время резко усилились антикитайские настроения. Вонг представлял китайскую культуру и продвигал китайскую кухню. Он защищал китайское сообщество от обвинений в безбожии, разврате и разврате.

Вонг организовал китайское сообщество за политические и гражданские права, он организовал первую ассоциацию китайско-американских избирателей, а также учредил Китайская лига равных прав, объединившая американцев китайского происхождения в борьбе против Закона об исключении китайцев и Закона Гири 1892 года. В 1896 году он попытался создать новую политическую партию, которая могла бы представлять американцев китайского происхождения, а затем переписался с Сунь Ят-сеном, чтобы предложить китайскую революционную хунту.

Вонг основал первую китайскоязычную газета Восток Скалистых гор, американская китайская. Он выступил против порока в Чайнатауне, выжил после нескольких покушений на гангстеров и был осужден за клевету на лидера гангстеров. Вонг привез китайский театр в Нью-Йорк, основал языковую школу и ненадолго открыл конфуцианский храм.

В 1898 году он покинул Соединенные Штаты, чтобы воссоединиться с семьей в Китае. В Гонконге он подал прошение о паспорте США, который был выдан, но быстро отозван по приказу Государственного департамента в Вашингтоне. Когда он отправился в Шаньдун., он умер от сердечной недостаточности в Вэйхай.

Активизм

Гражданские права

В 1884 году Вонг основал первую в стране ассоциацию китайско-американских избирателей. Позже он сформировал Китайскую лигу равноправия для кампании против Закона Гири 1892 г., который усилил политику США исключения китайцев. Вонг «явно начал понимать важность политики давления и создания коалиции». Вонг организовал группу американцев, кровно заинтересованных в китайских целях, но вряд ли их голоса были услышаны в Конгрессе. Китайская лига равноправия разослала письма в прессу, например в «North China Herald» (газета для американцев в Китае), чтобы оказать большее давление на комитет Конгресса. 26 января 1893 года Вонг свидетельствовал перед комитетом Конгресса в качестве президента Китайской лиги равных прав. Вонг защищал американцев китайского происхождения как законопослушных, богатых и воспитанных людей. Однако Вонг был менее успешен в компромиссах с членами комитета, включая Томаса Дж. Гири, автора Закона Гири. Несмотря на борьбу со свидетельскими показаниями перед Конгрессом, усилия Вонга положительно повлияли на его дело. Через три месяца после слушания министр финансов Карлайл одобрил изменения в процедурах правительства по обеспечению соблюдения Закона Гири.

Культурная пропаганда

Вонг основал еженедельную газету в Нью-Йорке в 1883 году. Его работа была опубликована в периодических изданиях, включая North American Review и. Когда посетитель салуна в китайском квартале Нью-Йорка обвинил китайский продуктовый магазин в обращении с маленькими кошками и крысами, Вонг предложил вознаграждение в 500 долларов за каждого, кто сможет доказать, что китайцы едят кошек или крыс, но это предложение не было принято. Этот инцидент спровоцировал Вонга на написание статьи о китайской еде для Brooklyn Eagle, в которой дается подробное описание китайской кухни, в которой он говорит «chop soly», то есть Chop Suey «по праву можно назвать национальное блюдо Китая »(хотя это блюдо обычно не называют Чоп Суэй в Соединенных Штатах).

Его эссе 1887 года« Почему я язычник? » объясняет свой отказ от христианства в пользу традиционных китайских верований; в том же году он вызвал ответ: «Почему я не язычник», написанный его товарищем-китайским иммигрантом, набожным христианином.

Вонг неоднократно выступал против антикитайского активиста Дениса Кирни, перебивая его и в какой-то момент вызывая его на дуэль, и давая Кирни выбор оружия: палочки для еды, ирландский картофель или Крупп пистолеты. Он был сторонником революционного послания Сунь Ят-Сена.

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-21 14:31:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте