Женщины в Югославии

редактировать

Роль женщины в Югославии значительно изменился на протяжении двадцатого века. Женщины стремились к лучшему положению в экономической, политической и социальной сферах, чем они занимали в девятнадцатом веке.

Хронология положения женщин на разных этапах югославской истории двадцатого века представлена ​​ниже:

Содержание
  • 1 До Первой мировой войны
  • 2 Первая мировая война
  • 3 Межвоенный период
  • 4 Вторая мировая война
  • 5 Социалистическая Югославия (1943-1990)
  • 6 См. Также
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Pre-World Первая война

В странах, которые в 1918 году составили объединенную Югославию, движение за женскую эмансипацию началось в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Это было наиболее распространено в экономически и культурно развитых регионах, где было больше работающих женщин. Эти женщины вступали в профсоюзы и рабочие партии, целью которых было удовлетворение жалоб рабочих . Они надеялись стать более независимыми в экономическом отношении, тем самым приняв на себя более независимое общественное существование.

Первая мировая война

Первая мировая война создала возможность для этой экономической независимости. Потребность в мужчинах солдатах во время Первой мировой войны привела к появлению множества вакансий, которые заполняли женщины. Таким образом, во время войны женщины играли важную роль в национальной экономике. Однако не было очевидным, что женщины сохранят это новое экономическое положение, когда мужчины вернутся с фронта.

Женщины также участвовали в политической жизни во время Первой мировой войны. В Сербии и Черногории женщины внесли большой вклад в военные действия и «принесли жертвы в борьбе с агрессором». В южнославянских странах, которые были частью Австро-Венгрии женщины сыграли огромную роль в усилиях сопротивления. Они сопротивлялись несправедливым войнам и боролись за общее южнославянское государство.

Межвоенный период

В конце войны оно вскоре стало Ясно, что участие женщин в войне или усилиях сопротивления не будет вознаграждено. «Почти все законы, регулирующие статус женщин, остались прежними, а экономические условия, медленное экономическое развитие, нерешенные национальные отношения и социальные проблемы - все это заставляло женщин самых обездоленных граждан страны ».

Женщины больше всего пострадали от тяжелых экономических условий. Они работали за гораздо меньшую плату, чем их коллеги-мужчины, как на фабриках, так и в сфере домашней прислуги. Например, «в швейной промышленности и коммерческих услугах женщины могли рассчитывать на максимум 50% заработной платы мужчин ». В то время как лишь небольшое число женщин действительно работали в промышленности, их условия были настолько суровыми, что они участвовали в забастовках.

С политической точки зрения многие женщины приписывали коммунистической мантре, потому что она « была единственной, кто призывал и последовательно боролся за политическое и социальное равенство женщин ». Женщины чувствовали себя обделенными религиозными и консервативными идеологиями, подчеркивавшими важность женщины как домохозяйки и матери. Первая Конференция женщин-социалисток (коммунистов) 1919 года символизировала растущую потребность женщин в совершенно новой политической системе. Большое количество женщин буржуазные феминистки даже начали придерживаться коммунистической точки зрения, «что эмансипация женщин будет зависеть от радикального преобразования общества».

Вторая мировая война

В годы войны женщины претерпели стремительные изменения. По словам Барбары Янкар-Вебстер, это была «не революция в опыте югославской женщины, а скорее ракурс процесса развития сознания». Тот факт, что женщины за пять лет войны сделали больше успехов, чем за двадцать лет межвоенного периода, не был прорывом в истории, а свидетельством того, что интенсивность войны позволила расширить участие женщин в этом деле.

Женщины стали важными членами Национально-освободительного движения и участвовали во всех аспектах антифашистского сопротивления. Женщины занимали должности бойцов и лидеров. Семьдесят процентов женщин-борцов были моложе двадцати лет. Они мобилизовали других женщин, чтобы они собирали припасы, заботились о больных и раненых и поддерживали местную экономику. Хотя женщины проявили себя как политически и экономически способные в рамках партизанского движения, шовинистическая позиция сохранялась.

Социалистическая Югославия (1943-1990)

Как упоминалось в период между двумя мировыми войнами. подраздел, югославские социалисты поддержали гендерное равенство. Они заявили, что «в ходе социалистической революции были достигнуты значительные результаты в улучшении социально-экономического положения и роли женщин». Фактически, значительные успехи были достигнуты в отношении уровня грамотности женщин, университет образование, рабочее место и правила в отношении развода, аборта и отпуска по беременности и родам. Однако успехи женщин были неполными. В учебе и на работе женщины в основном играли традиционно женские роли. Например, «в 1979 году 85% всех студентов, изучающих фармакологию, составляли женщины; в социальной работе более 87%; а в двухлетних медицинских исследованиях - 83%. Напротив, женщины составляли лишь четверть врачей ».

Кроме того, женщины не были широко представлены в руководящих органах. Безусловно, были случаи, когда женщины занимали престижные должности в партии. Во-первых, Латинка Перович, сербка, была главным секретарем Коммунистической партии 1968-1972 гг., Ее сняли с должности, потому что ее взгляды были слишком либеральными. Точно так же Савка Дабчевич Кучар, председатель Центрального комитета Коммунистической партии Хорватии 1967–1969, также был уволен за излишнюю либеральность. Она стала одним из лидеров движения Хорватская весна в 1970-1971 годах. В частности, Милка Планинч, хорват, была премьер-министром Югославии 1982-1986 гг. Она была единственной женщиной, занявшей пост главы правительства в социалистической системе. Хотя случаи с этими женщинами демонстрируют, что женщины могли занимать высокие посты в Коммунистической партии, это отнюдь не было обычным явлением. Фактически, Планинч стал президентом «отчасти в ответ на критику со стороны местных феминисток по поводу продолжающегося низкого представительства женщин в высших партийных эшелонах».

Помимо закрытия женщинам многих должностей в общественной сфере, коммунизм перекрыл многие возможности для женщин в их личной сфере. В своей книге «Как мы пережили коммунизм и даже смеялись» Славенка Дракулич ярко иллюстрирует, что, несмотря на все свои идеалистические претензии, коммунизм игнорировал основные потребности женщин. «За семьдесят лет своего существования он не смог удовлетворить основные потребности половины населения», - заявляет Дракулич, описывая отсутствие гигиенических прокладок или тампонов, доступных для женщины во время.

югославские женщины тосковали по другим основным женским товарам, таким как макияж, которые на Западе воспринимались как должное. Это привело к поразительному разрыву между западными и восточноевропейскими феминистками. В то время как западные феминистки чувствовали себя подавленными давлением общества, которое требовало бюстгальтеров и макияжа, восточноевропейские феминистки чувствовали себя подавленными из-за того, что им было отказано в этих женских вещах. Ссылаясь на свою встречу с западноевропейскими феминистками в 1978 году, Дракулич отмечает, что «мы подумали, что они были слишком радикальными, когда они рассказали нам, что их преследуют мужчины на наших улицах… женское подчинение. Я помню, как мы сплетничали об их жирных волосах, без лифчика, без макияжа ». По сути, обе группы боролись за одно и то же - за возможность выражать себя как женщины, не оправдывая ожиданий своего общества в отношении женщин. Для западноевропейских женщин макияж, бюстгальтеры и нижнее белье классифицировали женщин как сексуальные объекты. Для восточноевропейских женщин эти предметы символизировали способность чувствовать себя красивой и выражать индивидуальность.

Согласно Рэмету, «в эпоху политизированного национализма самопровозглашенные защитники« нации »по-новому интерпретируют сообщество в фольклорно-мифологических терминах, превращая женщин в« женщин », которые нуждаются в мужской защите и созидании феминисток, которые осмеливаются бросить вызов патриархальным планам националистов как ведьмы ». Результаты реакционных, правых мер, принятых новыми националистическими государствами, ярко описаны Дракуличем. ««Мы живем в окружении недавно открытых порнографических магазинов, порнографические журналы, peepshows, стриптиз, безработица и галопирующая бедность... Румынская женщины проституцией за один доллар в городах на румыно-югославской границе. В разгар всего этого наши националистические правительства, выступающие против выбора, угрожают нашему праву на аборт и говорят нам размножаться, чтобы рожать больше поляков, венгров, чехов, хорватов, словаков ». К сожалению, двадцатый век в целом сделал это. не принести эмансипации югославским женщинам.

См. Также
Дополнительная литература
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с женщинами Югославии.
  • Дракулич, Славенка. Как мы выжили при коммунизме и даже смеялись. HarperCollins: New York, 1993.
  • Янкар-Вебстер, Барбара. Женщины и революция в Югославии 1941-1945 гг. Arden: Denver, 1990.
  • Ковачевич, Душанка. Женщины Югославии в национально-освободительной войне. Пер. Марго и Боско Милосавлевичи. Белград, 1977.
  • Рамет, Сабрина П. «Введение» (3-10), «Во времена Тито» (89-105) »в« Гендерная политика на Западных Балканах », Под ред. Сабрины П. Рамет. Государственный университет Пенсильвании: Юниверсити-Парк, 1999.
  • Консорциум Texas AM University Press
  • Всемирное руководство для женщин в руководстве
Последняя правка сделана 2021-06-21 14:14:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте