Вольфганг У. Дресслер

редактировать

Вольфганг У. Дресслер
Родился(1939-12-22) 22 декабря 1939 (возраст 80)
Академическое образование
Alma mater Венский университет
Учебная работа
ДисциплинаЛингвист
УчрежденияВенский университет

Вольфганг У. Дресслер (родился 22 декабря 1939 г.) - австрийский полиглот, профессор лингвистики в Венском университете. Дресслер - ученый, внесший свой вклад в различные области лингвистики, особенно в фонологию, морфологию, лингвистику текста, клиническую лингвистику и развитие речи у детей. Он является важным представителем «теории естественности».

Содержание

  • 1 Карьера
  • 2 Публикации
  • 3 Лингвистические исследования
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Карьера

После изучения лингвистики и классической филологии в Вене ( 1957–1962), Дресслер провел время в Риме и Париже, работает как в Австрийской академии наук, так и на факультете лингвистики Венского университета, получив степень абилитации в 1968 году. В 1964 году он поступил на факультет лингвистики в Вене. В 1970 году он уехал в Соединенные Штаты, работая доцентом, и вернулся в Вену в 1971 году, когда был назначен профессором общей и прикладной лингвистики в Венском университете. С тех пор Дресслер живет там, продолжая путешествовать и преподавать в других университетах.

Публикации

Дресслер написал более 400 публикаций, среди которых:

  • Дресслер, W.U. Р. де Богранд 1981: Введение в лингвистику текста. Лондон, Longman 1981. Einführung in die Textlinguistik. Тюбинген, Нимейер.
  • Дресслер, W.U. 1985: Морфонология. Ann Arbor, Karoma Press.
  • Дресслер, W.U. W. Mayerthaler, O. Panagl, W.U. Вурцель 1988: Лейтмотивы в естественной морфологии. Амстердам, Бенджаминс.
  • Дресслер, W.U. И Лавиния Мерлини Барбарези 1994: Морфопрагматика. Берлин: Mouton de Gruyter 1994.

Лингвистические исследования

В начале своей карьеры Дресслер работал над индоевропейскими темами. После 1969 года он начал публиковаться в области лингвистики текста. После нескольких публикаций в рамках новой тогда структуры порождающей грамматики он навсегда отвернулся от этой модели и стал глубоким критиком с сильной научно-теоретической и семиотической подготовкой.

Примерно в то же время Дресслер работал над бретонским языком с фонологической, лингвистической и социолингвистической точки зрения («смерть языка »). В то время его интересовали также морфология, фонология и морфология. С 1972 года то, что позже было названо «», было разработано сначала как «правила быстрой речи», а затем в усовершенствованной модели «случайной речи» и конкурирующих фонологических процессов и правил.

Начиная с 1973 г., в поисках «внешних доказательств» лингвистических теоретических предположений (в отличие от генеративных моделей, но в качестве важной научно-теоретической основы для теоретических аргументов) Дресслер заинтересовался нарушенной речью афазия. Точно так же он начал работать с психологами над моделью психологической «(де) активации» для фонологических процессов и, имея опыт работы в исследованиях ИЭ, он сравнил исторические свидетельства со своей фонологической теорией, делая выводы о правилах., процессы и границы фонологической теории в сторону морфологии (но) логии.

В своем вкладе в морфологию Дресслер вместе с Вольфгангом Вурцелем и Освальдом Панаглом основал подтеорию «естественной морфологии», основанную на установлении более или менее «естественных» операций над универсальными, типологическими или языковыми: конкретные уровни соответственно. В монографии по морфонологии он доказал, что морфонология является подтипом морфологии, вопреки современным утверждениям генеративной фонологии о том, что она рассматривается как фонологический феномен. Дресслер предложил модель морфологических операций между лексическими и грамматическими функциями, тем самым установив постепенную шкалу между словообразовательными и флективными процессами. Его теория объясняет, почему правила словообразования применяются раньше правил словоизменения, и почему «непрототипные» образования, такие как уменьшительное и «непрототипное» словообразование, такие как множественное число, иногда смешиваются в середине: ср. Немецкий "Kind-er-chen" (дочерний PL-DIM), в котором словообразование происходит после перегиба.

По Дресслеру, языковые явления взаимодействуют на разных уровнях лингвистической организации с более или менее «естественными» операциями или состояниями, которые, однако, могут привести к конкуренции между ними, так что «идеальное» состояние системы является вряд ли будет достигнута - что, в свою очередь, может объяснить обычные каналы грамматикализации в изменении языка и использовании языка. Поэтому Дресслер ввел термин «полицентристическая теория» словообразования в 1977 году, а затем в 1983 году «полицентристическая теория языка».

Из-за своих научно-теоретических интересов Дресслер ввел семиотическую модель (вслед за Чарльзом Сандерсом Пирсом ) в лингвистическую теорию. Эта «семиотическая модель» снова и снова появляется в публикациях Дресслера как предпосылка для теоретических предположений в различных областях.

Дресслер, наконец, принял модель «естественной фонологии», разработанную Дэвидом Стампом и Патрисией Донеган, но усовершенствовал ее своими семиотическими научно-теоретическими соображениями. Это может показаться ненужным дополнением, но на самом деле модель твердо опирается на очень прочную метатеорию. Следуя этой новой тенденции, вместе с Вилли Майерталером, Освальдом Панаглом и Вольфгангом У. Вурцелем Дресслер придумал термин «естественная морфология» для своего подхода к морфологическим процессам. И здесь семиотическая основа модели сильно повлияла на его объяснения, гораздо больше, чем на других авторов.

Дресслер должен называться типологом. И в фонологии, и в морфологии он видит общую основу языков в более общих принципах использования знаков (= семиотика ).

Затем Дресслер обратился к прагматическому использованию морфологических элементов. Он исследовал использование уменьшительных форм и подобных явлений, снова творчески сочетая формальные и семантические (или прагматические) аспекты новаторскими способами.

Наконец, Дресслер разработал новую модель развития языка - пре- и протоморфологию. Дресслер предполагает, что язык самоорганизуется в ребенке, тем самым проходя стадию морфологии «до», а затем стадию очень простой морфологии, пока, наконец, ребенок не научится адаптироваться к целевой модели грамматики для взрослых. Другими словами, ребенок не наследует и не изучает грамматическую функцию, но способен постепенно получать полное морфологическое значение из меньшего количества и более конкретных функций, которые развиваются и открываются первыми.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-21 13:28:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте