Мудрый дурак

редактировать
Придворный шут Станчик получает известие о гибели Смоленска во время бала при дворе королевы Боны (Матейко, 1862). Окруженный веселыми придворными, шут, по иронии судьбы, единственный, кого беспокоит, что русские завоевывают Польшу.

Мудрый дурак, или мудрость глупца, форма литературного парадокса, в котором через повествование персонаж, признанный глупцом, становится видным свидетелем мудрости. Узнаваемый образ, встречающийся в рассказах и произведениях искусства от древности до двадцать первого века, мудрость глупца часто улавливает то, что разум не может прояснить смысл или значение вещи; таким образом, мудрый дурак часто ассоциируется с мудростью, обретаемой через слепую веру, безрассудное желание, безнадежный роман и безудержную самоотверженность.

В свою очередь, мудрый дурак часто противостоит ученым или элитным знаниям. Хотя примеры парадокса можно найти в широком спектре литературы раннего мира, от греко-римских произведений до устных традиций народной культуры, парадокс получил беспрецедентное внимание со стороны авторов и художники эпохи Возрождения. Более чем Шекспира за его клоунские мудрецы или Сервантеса за его безумный гений Дон Кихот, ученый шестнадцатого века Эразм часто упоминается за создание окончательного мудрого дурака и самого известного парадокса в западной литературе через изображение Стултиции, богини безумия. Влиятельная для всех более поздних глупцов, она показывает глупые пути мудрых и мудрость глупцов, произнося свою собственную хвалебную речь, Похвала глупости.

Содержание

  • 1 Характеристики
  • 2 История
    • 2.1 Античность
    • 2.2 Средневековье
    • 2.3 Ренессанс
  • 3 Примеры в современной литературе и кино
  • 4 См. Также
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Примечания

Характеристики

Ивар Нильссон в роли дурака в постановке 1908 года «Король Лир» в Королевском драматическом театре в Швеции.

В своей статье «Мудрость дурака» Вальтер Кайзер показывает, что у людей есть разные имена и слова. приписываемые настоящим дуракам в разных обществах, когда все вместе они раскрывают общие характеристики мудрого дурака как литературного конструкта: «тупоголовый (μάταιος, inanis, дурак), тупоголовый (μῶρος, stultus, тупой, шут), слабоумный ( imbécile, dotard) и ему не хватает понимания (ἄνοοσ, ἄφρων in-sipiens); что он отличается от нормальных мужчин (идиот); что он либо невнятный (T или) или бессвязно бормочет (fatuus) и склонен к шумному веселью (Buffone); что он не признает кодексов приличия (ineptus) и любит насмехаться над другими (Narr); что он действует как ребенок (νήπιος); и что он обладает природной простотой и невинностью сердца (εὐήθης, естественный, простак).

В то время как общество упрекает жестоких маньяков, которым суждено быть запертыми в тюрьмах или приютах, безобидный дурак часто получает доброту и пользу от социальная элита. По-видимому, руководствуясь ничем иным, как естественным инстинктом, глупец не должен понимать социальные условности, и поэтому ему предоставляется относительная свобода, особенно в отношении свободы слова. Эта необычная динамика силы хорошо продемонстрирована на примере дурака из Шекспира Короля Лира, который работает при королевском дворе и остается единственным персонажем, которого Лир не знает. сурово наказать за высказывание своего мнения о короле и его опасном положении. Эта способность быть безрассудным, честным и свободно владеть языком в значительной степени способствовала популярности мудрого дурака в литературном воображении.

Назвать человека дураком - не обязательно оскорбление, поскольку подлинная жизнь часто изображалась под метафорой дурака. В таких фигурах, как Сократ, Христос и Идиот Достоевского, мы видим, что глупость и мудрость не всегда такие, какими кажутся. - Сэм Кин, «Апология чуда»

История

Античность

Занятость и занятия глупца играли важную роль в древнем мире. Древнегреческие авторы Ксенофонт и Афиней писали о нормальных людях, нанятых для поведения безумных дураков и клоунов, в то время как римские авторы Лукиан и Плавт оставил записи о могущественных римлянах, которые содержали уродливых шутов, известных своей наглостью и наглым безумием. Платон под видом Сократа дает ранний пример мудрости глупца в Республика в образе сбежавшего заключенного в Аллегории пещеры. Сбежавший заключенный, являющийся частью группы, заключенной в тюрьму с рождения, возвращается, чтобы освободить своих сокамерников, но считается сумасшедшим в его попытках убедить своих скованных друзей в большем мире за пределами пещеры.

Мудрый дурак Древней Греции. Портрет Сократа (римское искусство, I век, Лувр).

Многие ученые издавна считали Сократа величайшим мудрецом классической античности. Из-за того, что впоследствии было заклеймено как сократовская ирония, философ, как известно, дурачил людей, которые утверждали, что они мудрые, притворяясь невежественными дураками. Его имя также имеет сильную ассоциацию с парадоксом Сократа : «Я знаю, что я ничего не знаю» - заявлением, которое превратило его в оксюморон невежественного знающего. В Апологии Платона это самопознание невежества в конечном итоге приводит оракула в Дельфах к утверждению, что нет человека более мудрого, чем Сократ.

Средневековый

Мудрый глупец чаще всего проявлялся в средние века как религиозный деятель в рассказах и поэзии. В течение Золотого Века Ислама (примерно 750–1280 гг. Н. Э.) Вокруг сообщений об «умных безумцах» сформировался целый литературный жанр. В частности, в одной книге «Китаб Угала аль-маджанин» ан-Найсабури, мусульманского автора периода Аббасидов, рассказывается о жизнях множества мужчин и женщин, которых при жизни считали «мудрыми дураками». Фольклорные вариации безумцев, потерянных между мудростью и безумием, также появляются в самой устойчивой классике того периода, Тысяча и одна ночь. Буллил Безумец, также известный как Сумасшедший Куфы и Мудрый Бухлил, часто считается прототипом мудрого глупца на Ближнем Востоке.

Дурак, ради Бога, фигура, которая появлялась как в мусульманах, так и в мусульманском мире. и христианский мир. Этот вариант юродивого, часто одетый почти без одежды, отказывался от всех социальных обычаев и условностей и симулировал безумие, чтобы овладеть духом своего создателя. К XII веку во Франции такое притворство привело к Fête des Fous (Праздник дураков), празднику, на котором духовенству разрешалось вести себя как дураки без запретов и ограничений. Во время крестовых походов Христос был признан «мудрым глупцом» благодаря своим детским учениям, которые, тем не менее, приводили в замешательство могущественную и интеллектуальную элиту. Многие другие писатели в этот период исследовали этот богословский парадокс мудрого глупца во Христе, поддерживая этот троп в эпоху Возрождения.

Ренессанс

Эразм и Стултиция, богиня безрассудства, объединены литературой. Гравюра У. Кеннета, покойного лорда-епископа Питерборо. По эскизам художника Ганса Гольбейна. 1-е немецкое издание о жизни мудрого дурака, Тиль Уленшпигель, фон vlenspiegel Eins bauren, 1531 г. н.э., Германия

Мудрый дурак получил огромную популярность в литературное воображение времен итальянского и английского Возрождения. В «Moriae encomium итальянского ученого Эразма, написанном в 1509 году и впервые опубликованном в 1511 году, автор изображает Стултицию, богиню безрассудства и саму мудрую дура, которая спрашивает, что это значит быть дураком и приводит наглый аргумент, восхваляющий глупость и утверждающий, что все люди в той или иной степени глупы. По словам ученого Вальтера Кайзера, Стултиция - это «глупое творение самого образованного человека своего времени, она - буквальное воплощение слова оксюморон, и в своей идиотской мудрости она представляет собой лучший расцвет этого слияния итальянской гуманистической мысли и северного мира. благочестие, получившее название христианский гуманизм."

В то же время Шекспир очень помог популяризировать мудрого дурака в английском театре, включив этот образ в различных персонажей во многих своих пьесах. В то время как ранние пьесы Шекспира в основном изображают мудрый дурак в комическом выражении как шут, более поздние пьесы характеризуют его в гораздо более меланхоличном и созерцательном свете. Например, в Короле Лире дурак становится единственным, кто способен говорить правду с людьми. Кинг и часто берет на себя роль раскрытия трагической природы жизни окружающим. Для Шекспира этот образ стал настолько известным, что когда он говорит о клоуне Фесте в Двенадцатой ночи,«Этот парень достаточно мудр, чтобы валять дурака» (III.i.60), его аудитория признала это популярным условием.

Многие другие авторы давали интерпретации мудрого дурака в шестнадцатом и семнадцатом веках от Ганс Закс - Монтень. Образ мудрого дурака также встречается в многочисленных произведениях эпохи Возрождения различных художников, в том числе Брейгеля, Босха и Гольбейна Младшего. В Испании роман Сервантеса Дон Кихот иллюстрирует мир мудрого дурака как через главного героя, так и через его спутника Санчо Панса.

Примеры в современной литературе и кино

  • Гастон Бонапарт из романа японского писателя Сусаку Эндо 1959 года Замечательно Дурак : главный герой Бонапарт изображается как родственник Наполеона Бонапарта, который посещает Японию. Он прокладывает себе путь через неприятности, наивно игнорируя или не понимая серию проблем и атак, но оставляет своих японских друзей просветленными.

См. Также

Дополнительная литература

  • Идиоты, сумасшедшие и другие заключенные в Диккенсе Натали Макнайт
  • «Мудрый дурак» в славянской устной и литературной традиции "Зузана Профантова
  • Диалогическое воображение: четыре эссе Михаила Бахтина
  • Мудрые дураки в Шекспире Роберта Голдсмита
  • " Священная мудрость Глупцы в постмодерне »Питера С. Фана
  • « Много добродетелей в если »(Shakespeare Quarterly) Мауры Слэттери Кун

Примечания

Последняя правка сделана 2021-06-21 12:13:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте