Иоганн Иоахим Винкельманн

редактировать
Немецкий историк искусства и археолог
Иоганн Иоахим Винкельманн
Иоганн Иоахим Винкельманн (Рафаэль Менгс после 1755 г.).jpg Портрет Рафаэля Менгса, после 1755
Родился(1717-12-09) 9 декабря 1717. Стендаль, маркграфство Бранденбург
Умер8 июня 1768 (1768) -06-08) (50 лет). Триест, Империя Габсбургов
НациональностьНемец
Alma materУниверситет Галле
Известен какGeschichte der Kunst des Alterthums (История искусства в древности; 1764). Вклад в подъем неоклассического движения
Научная карьера
ПоляАрхеология, история искусства
ВлиянияДжованни Баттиста Агукки, Джованни Пьетро Беллори, [de ],Александр Готтлиб Баумгартен
ВлиянияВикхофф, Юсти, Лессинг, Гердер, Гете, Гёльдерлин, Гейне, Ницше, Джордж, Спенглер, Штраус
Иоганн Иоахим Винкельманн Фердинанд Петтрих 1866, Альбертинум, Дрезден

Иоганн Иоахим Винкельманн (; Немецкий: ; 9 декабря 1717 - 8 июня 1768) был немецким историком искусства и археологом. Он был пионером эллинистом, который первым сформулировал разницу между греческим, греко-римским и римским искусством. «Пророк и герой-основатель современной археологии », Винкельманн был одним из основателей научной археологии и первым применил категории стиля на большой систематической основе в истории искусства. Многие считают его отцом дисциплины истории искусств. Он был одним из первых, кто разделил греческое искусство на периоды и временные классификации. Он окажет решающее влияние на подъем неоклассического движения в конце 18 века. Его произведения повлияли не только на новую науку археологию и историю искусства, но и на западную живопись, скульптуру, литературу и даже философию. «История античного искусства» Винкельмана (1764) была одной из первых книг на немецком языке, ставших классикой европейской литературы. Его последующее влияние на Лессинга, Гердера, Гете, Гельдерлина, Гейне, Ницше, Джордж и Шпенглер был провокационно назван «тиранией Греции над Германией».

Сегодня Берлинский университет Гумбольдта ' s Институт Винкельмана занимается изучением классической археологии.

Винкельманн был гомосексуалистом, и открытый гомоэротизм сформировал его сочинения по эстетике. Это признали его современники, такие как Гете.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Библиотекарь фон Бюнау
    • 1.3 Рим
    • 1.4 Шедевр
    • 1.5 Смерть
  • 2 Критический отклик и влияние
  • 3 Работы
  • 4 Ссылки
  • 5 Цитированные источники
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы

Винкельманн родился в бедности в Стендале в маркграфстве Бранденбург. Его отец, Мартин Винкельманн, работал сапожником, а мать, Анна Мария Майер, была дочерью ткача. Ранние годы Винкельмана были полны лишений, но академические интересы подтолкнули его вперед. Позже, в Риме, когда он стал известным ученым, он написал: «Здесь балуют; но Бог был мне обязан этим; в юности я слишком много страдал».

Винкельман посещал Köllnisches Gymnasium в Берлине и Altstädtisches Gymnasium в Salzwedel, а в 1738 году в возрасте 21 года поступил в качестве студента богословия в Университет Галле. Однако Винкельманн не был теологом; он заинтересовался греческой классикой в ​​юности, но вскоре понял, что учителя в Галле не могут удовлетворить его интеллектуальные интересы в этой области. Тем не менее, он лично посвятил себя греческому и следил за лекциями Александра Готлиба Баумгартена, который ввел термин «эстетика ".

с намерением стать врачом в 1740 году. Винкельман посещал медицинские классы в Йене. Он также преподавал языки. С 1743 по 1748 год он был заместителем директора гимназии Зеехаузена в Альтмарке, но Винкельманн чувствовал, что работа с детьми не является его истинным призванием. Более того, его средств было недостаточно: его зарплата была настолько низкой, что ему приходилось полагаться на родителей своих учеников в плане бесплатного питания. Таким образом, он был вынужден согласиться на опеку около Магдебурга.. Будучи наставником могущественной семьи Лампрехтов, он безответно влюбился в красивого сына Лампрехта. Это была одна из череды таких любовных утех на протяжении всей его жизни. Его энтузиазм по поводу мужской формы возбудил у Винкельмана многообещающее восхищение древнегреческим и древнегреческим языком. Римская скульптура.

Библиотекарь фон Бюнау

В 17 г. 48 Винкельманн писал графу Генриху фон Бюнау : «[L] ittle ценится греческая литература, которой я посвятил себя настолько глубоко, насколько мог проникнуть, когда хорошие книги так редки и дороги». В том же году Винкельманн был назначен секретарем библиотеки фон Бюнау в Нётнице, близ Дрездена. Библиотека насчитывала около 40 000 томов. Винкельманн читал Гомера, Геродота, Софокла, Ксенофонта и Платона, но он нашел в Нётнице произведения таких известных просветителей, как Вольтер и Монтескье. Отказ от спартанской атмосферы Пруссии стал для него большим облегчением. Основная обязанность Винкельмана заключалась в том, чтобы помогать фон Бюнау в написании книги о Священной Римской империи и собирать для нее материалы. В течение этого периода он несколько раз посетил коллекцию древностей в Дрездене, но его описание лучших картин осталось незаконченным. Тем не менее, находившиеся там сокровища пробудили в Винкельмане большой интерес к искусству, который углублялся его общением с различными художниками, в частности с художником Адамом Фридрихом Эзером (1717–1799) - будущим другом и влиянием Гете, - который поощрял Винкельмана в его эстетических исследованиях. (Винкельманн впоследствии оказал сильное влияние на Иоганна Вольфганга фон Гете ).

. В 1755 году Винкельманн опубликовал свою книгу «Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst» («Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре»)), за которым последовала притворная атака на работу и защита ее принципов, якобы со стороны беспристрастного критика. Gedanken содержит первое изложение доктрин, которые он впоследствии разработал, идеал «благородной простоты и тихого величия» (edle Einfalt und stille Größe) и окончательное утверждение: «Один из способов стать великими, возможно, неподражаемыми - это подражать древним». Работа вызвала искреннее восхищение не только своими идеями, но и своим литературным стилем. Это сделало Винкельмана знаменитым, оно было несколько раз переиздано и вскоре переведено на французский. В Англии взгляды Винкельмана вызвали дискуссии в 1760-1770-х годах, хотя и ограничились художественными кругами: Курица Перевод Ра Фузели «Размышлений о живописи и скульптуре греков» был опубликован в 1765 году и переиздан с исправлениями в 1767 году.

Рим

В 1751 году папский нунций и Будущий работодатель Винкельмана, Альберико Арчинто, посетил Нётниц, и в 1754 году Винкельман присоединился к Римско-католической церкви. Гете заключил, что Винкельман был язычником, в то время как утверждал, что Винкельманн «умер набожным и искренним католиком»; так или иначе, его обращение в конечном итоге открыло для него двери папской библиотеки. На основании силы Gedanken über die Nachahmung der Griechischen Werke Август III, король Польши и курфюрст Саксонии, назначил ему пенсию в размере 200 талеров, чтобы он мог продолжать свою жизнь.

Винкельман прибыл в Рим в ноябре 1755 года. Его первой задачей было описать статуи в Cortile del Belvedere - Аполлон Бельведерский, Лаокоон, так называемый Антиной, и Торс Бельведера, которые представляли для него «высшее совершенство древней скульптуры».

Первоначально Винкельманн планировал остаться в Италии только на два года с помощью гранта из Дрездена, но начало Семилетней войны (1756–1763) изменило его планы. Он был назначен библиотекарем кардинала Пассионеи, который был впечатлен прекрасным греческим письмом Винкельмана. Винкельманн также стал библиотекарем кардинала Арчинто и получил большую доброту от кардинала Пассионеи. После их смерти Винкельманн был нанят библиотекарем в доме Алессандро Кардинала Альбани, который собирал свою великолепную коллекцию древностей на вилле Porta Salaria.

Печально известная поддельная античная фреска Юпитера а Ганимед, созданный для того, чтобы обмануть Винкельмана, был приписан Менгсу или Джованни Казанове

с помощью его нового друга, художника Антона Рафаэля Менгса (1728–79), с которым он Впервые живя в Риме, Винкельманн посвятил себя изучению римских древностей и постепенно приобрел непревзойденные знания античного искусства. Метод внимательного наблюдения Винкельмана позволил ему идентифицировать римские копии греческого искусства, что было необычным для того времени - римская культура считалась высшим достижением античности. Его друг Менгс стал каналом, через который идеи Винкельмана воплотились в искусстве и распространились по Европе. («Единственный способ для нас стать великими, да, неподражаемыми, если это возможно, - это подражание грекам», - заявил Винкельманн в Gedanken. Под подражанием он не имел в виду рабское копирование: «... то, что имитируется при разумном обращении может принять как бы иную природу и стать своей собственной "). Художники-неоклассики пытались возродить дух, а также формы Древней Греции и Рима. Вклад Менгса в это был значительный - он считался величайшим живым художником своего времени. Французский художник Жак-Луи Давид познакомился с Менгсом в Риме (1775–80) и через него познакомился с художественными теориями Винкельмана. Ранее, находясь в Риме, Винкельманн познакомился с шотландским архитектором Робертом Адамом, на которого он повлиял, став ведущим сторонником неоклассицизма в архитектуре. Позже идеалы Винкельмана были популяризированы в Англии благодаря репродукциям фабрики Джозии Веджвуда «Этрурия» (1782).

Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана на фоне классического пейзажа после 1760 года (Королевский замок в Варшаве )

В 1760 г. появилось «Описание резных камней покойного барона Стоша » Винкельмана, а в 1762 г. - его «Anmerkungen über». die Baukunst der Alten («Наблюдения за архитектурой древних»), который включал описание храмов в Пестуме. В 1758 и 1762 годах он посетил Неаполь, чтобы увидеть археологические раскопки. раскопки проводились в Помпеях и Геркулануме. "Несмотря на свою связь с Альбани, Винкельманн держался подальше от теневого мира торговли искусством, который поставил под угрозу научную респектабельность такого блестящего, если уж тем более систематические антиквары как Francesco Ficoroni и Барон Штош. «Бедность Винкельмана, возможно, сыграла свою роль: торговля древностями была дорогой и спекулятивной игрой. В 1763 году, при поддержке Албани, он был назначен префектом древностей Папы Климента XIII.

С 1763 года, сохраняя свое положение в Альбани, Винкельманн работал староста древностей (Prefetto delle Antichità) и скриптором (Scriptor linguae teutonicae) Ватикана. Винкельман снова посетил Неаполь в 1765 и 1767 годах и написал для избирательного принца и принцессы Саксонии его Briefe an Bianconi, которые были опубликованы через одиннадцать лет после его смерти в Antologia romana.

Винкельманн. написал различные эссе для Bibliothek der schönen Wissenschaften; а в 1766 году опубликовал свою Versuch einer Allegorie. Гораздо большее значение имела работа под названием Monumenti antichi inediti («Неопубликованные памятники древности», 1767–1768), предваряемая Trattato preliminare, в которой был дан общий очерк истории искусства. Таблички в этой работе представляют собой изображения объектов, которые либо были объяснены неверно, либо не объяснены совсем. Объяснения Винкельмана были чрезвычайно полезны для будущей науки археологии, поскольку с помощью метода наблюдений показали, что основные источники вдохновения для многих произведений искусства, предположительно связанных с римской историей, можно найти в Гомере.

Шедевре

Носовая фигура с титульного листа Geschichte der Kunst des Alterhums Vol. 1 (1776 г.). Винкельманн в центре, в окружении Гомера и Ромула и Ремуса с волчицей на переднем плане, а также Сфинксом и этрусская ваза на заднем плане.

Шедевр Винкельмана, Geschichte der Kunst des Alterthums («История искусства в древности»), опубликованный в 1764 году, вскоре был признан неизменным вкладом в европейскую литературу. В этой работе «наиболее значительным и прочным достижением Винкельмана было создание тщательного, всеобъемлющего и ясного хронологического описания всего античного искусства, включая искусство египтян и этрусков». Это была первая работа, определившая в искусстве цивилизации органический рост, зрелость и упадок. Здесь он включал в себя откровенную историю, рассказанную искусством и артефактами цивилизации - они, если мы присмотримся, рассказывают нам свою собственную историю культурных факторов, таких как климат, свобода и ремесло. Винкельман излагает историю как греческого искусства, так и Греции. Он представляет яркую картину политических, социальных и интеллектуальных условий, которые, по его мнению, способствовали развитию творческой активности в Древней Греции.

Фундаментальная идея художественных теорий Винкельмана состоит в том, что целью искусства является красота, и что Эта цель может быть достигнута только тогда, когда индивидуальные и характерные черты строго подчинены общей схеме художника. Истинный художник, выбирая из природы явления, подходящие для его цели и комбинируя их посредством упражнения своего воображения, создает идеальный тип, в котором сохраняются нормальные пропорции, а отдельные части, такие как мышцы и вены, не могут нарушать гармония общих контуров.

Смерть

Винкельманн в роскошном обнаженном виде, Антон фон Марон, 1768: перед ним лежит гравюра Антиноя ( Schlossmuseum Weimar)

В 1768 году Винкельман отправился на север через Альпы, но Тироль подавил его, и он решил вернуться в Италию. Однако его другу, скульптору и реставратору Бартоломео Кавасеппи удалось уговорить его поехать в Мюнхен и Вену, где он был с честью принят Марией Терезией. На обратном пути он был убит в Триесте 8 июня 1768 года в кровати отеля попутчиком, человеком по имени Франческо Арканджели. Истинные причины убийств достоверно не известны. Одна из гипотез утверждает, что медали, подаренные Винкельману императрицей Марией Терезией, были мотивом, но они не были украдены после преступления. Другой возможностью могло быть то, что Арканджели убил Винкельмана из-за гомосексуальных заигрываний, хотя Винклеманн думал, что он всего лишь «un uomo di poco conto» («человек с небольшим авторитетом»). Арканджели был казнен месяц спустя, сломав колесо, хотя мучительный Винкельман его помиловал.

Винкельман был похоронен на кладбище собора Триеста. [это ] и [it ] задокументировали последнюю неделю жизни Винкельмана; [de ] перевел итальянский документ, так называемый «Mordakte Winckelmann», на немецкий язык.

Критический отклик и влияние

Работы Винкельмана являются ключом к пониманию современного европейского открытия древней (иногда идеализированной) Греции, неоклассицизма и доктрины искусства как имитации ( Начахмунг). Миметический характер искусства, которое имитирует, а не просто копирует, как выразился Винкельманн, является центральным в любой интерпретации классического идеализма Просвещения. Винкельманн стоит на ранней стадии трансформации вкуса в конце 18 века.

Исследование Винкельмана Sendschreiben von den Herculanischen Entdeckungen («Письмо об открытиях в Геркулануме») было опубликовано в 1762 году, а двумя годами позже - Nachrichten. von den neuesten Herculanischen Entdeckungen («Отчет о последних открытиях в Геркулануме»). Из них ученые получили свою первую реальную информацию о раскопках в Помпеях.

Его главная работа, Geschichte der Kunst des Alterthums (1764, «История древнего искусства»), глубоко повлияла на современные взгляды на превосходство греческого искусства. Он был переведен на французский в 1766 году, а затем на английский и итальянский языки. Среди прочего, Готтхольд Эфраим Лессинг основывал многие идеи в своей (1766) на взглядах Винкельмана на гармонию и выражение в изобразительном искусстве.

В исторических частях своих сочинений Винкельманн использовал не только произведения искусства, которые он сам изучал, но и разрозненные упоминания на эту тему, которые можно найти у древних писателей; а его обширные знания и активное воображение позволили ему сделать много плодотворных предложений относительно периодов, о которых у него было мало информации. К все еще существующим произведениям искусства он применил тщательный эмпирический анализ. Многие из его выводов, основанные на неадекватных доказательствах римских копий, будут изменены или отменены последующими исследователями. Тем не менее, пылкий описательный энтузиазм отрывков в его работе, его сильный и в то же время изящный стиль и яркие описания произведений искусства сразу же привлекли его внимание. Он ознаменовал собой эпоху, указав, в каком духе следует подходить к изучению греческого искусства и древней цивилизации, а также методы, с помощью которых исследователи могли бы надеяться достичь убедительных результатов. Для современников Винкельмана это стало откровением и оказало глубокое влияние на лучшие умы того времени. Его с большим интересом прочитали Лессинг, который нашел в самых ранних работах Винкельмана отправную точку для своего Лаокоона, а также Гердер, Гете и Кант.

Медаль Иоганн Иоахим Винкельманн 1819

Историческое положение Винкельмана лучше всего иллюстрируется бесчисленными наградами, которые он получил после своей смерти. Одна из них - медаль, опубликованная в серии французских медалей для выдающихся людей, отчеканенных в 1819 году.

Статуя Винкельмана, Винкельманплац, Стендаль, Германия Пьедестал статуи Винкельмана, Винкельманплац, Стендаль, Германия

Работы

Gedanken über die nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst (1885)

Наиболее доступными изданиями избранных произведений в сокращенной форме являются: David Irwin, Winckelmann: Selected Writings on Art (London: Phaidon) 1972, and David Carter, Иоганн Иоахим Винкельманн об искусстве, архитектуре и археологии (Camden House) 2013, а критическое издание - Walther Rehm и [de ], eds., Kleine Schriften, Vorreden, Entwürfe (Берлин), 1968.

  1. Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst («Мысли об имитации греческих работ в живописи и скульптуре»), после чего последовала притворная атака на работа, и защита его принципов, номинально беспристрастным критиком. (Первое издание, всего 50 экземпляров 1755 г., 2-е изд. 1756 г.)
  2. Description des pierres gravées du feu Baron de Stosch (1760 г.).
  3. Anmerkungen über die Baukunst der Alten («Замечания на Архитектура древних »), включая отчет о храмах в Пестуме (1762)
  4. Sendschreiben von den Herculanischen Entdeckungen (« Письмо об открытиях в Геркулануме ») (1762 г.)
  5. («Очерк прекрасного в искусстве») (1763), эпистолярный очерк, адресованный Фридриху Рудольфу фон Бергу.
  6. «Nachrichten von den neuesten Herculanischen Entdeckungen» («Отчет о новейшем геркуланском» Открытия ») (1764).
  7. Geschichte der Kunst des Alterthums (« История древнего искусства ») (1764).
  8. Versuch einer Allegorie (« Попытка аллегории ») (1766), который, хотя и содержит результаты долгих размышлений и чтений, не задуман в исключительно критическом духе.
  9. Monumenti antichi inediti (1767–1768), предваряемый предварительным Trattato, представляющим ген Очерк истории искусства. Таблички в этой работе представляют собой изображения объектов, которые были либо неправильно объяснены, либо не объяснены вообще.
  10. Briefe an Bianconi («Письма Бьянкони»), которые были опубликованы через одиннадцать лет после его смерти в Antologia Romana.

Ссылки

Цитированные источники

Дополнительная литература

  • Клаус-Вернер Хаупт: Иоганн Винкельманн. Begründer der klassischen Archäologie und modernen Kunstwissenschaften. (2014. Weimarer Verlagsgesellschaft) ISBN 978-3-86539-718-8
  • К. Харло, Винкельманн и изобретение истории и эстетики античности в эпоху Altertumswissenschaft (2013)
  • Klaus-W. Хаупт, Die zwei Federn des Johann Winckelmann. Oder: Wer sein Glück erkennt und nutzt, der ist es wert! [документальная книга] (2012. Druckzone Cottbus GmbH) ISBN 978-3-00-038509-4
  • Efthalia Rentetzi, 'Johann Joachim Winckelmann und der altgriechische Geist', in Филиа (Университет Вюрцбурга); т. I (2006), pp. 26–30, ISSN 0936-1944
  • Wouter Soudan, Normativiteit en Historisch Bewustzijn in de Achttiende Eeuw: Winckelmanns kunstpedagogie en de eptemologie van het Schone [PhD, Leuven] (2008) (полный текст pdf с исчерпывающей библиографией )
  • Р.М. Фридрих, Sehnsucht nach dem Verlorenen: Winckelmanns Asthetik und ihre fruhe Rezeption (2003)
  • F. Testa, Winckelmann e l'invenzione della storia d ' arte (1999)
  • А. Поттс, Плоть и идеал: Винкельман и истоки истории искусства (1994)
  • Э. Помье, изд., Винкельманн: La Naissance de l'histoire de l'art... (1991)
  • DM Sweet, 'Личное, политическое и эстетическое: немецкая просветительская жизнь Иоганна Иоахима Винкельмана', в Journal of Homosexuality; 18 (1988), p. 152
  • Д. Константин, Ранние греческие путешественники и эллинский идеал (1984), стр. 85–146
  • И. Парри, «Бельведер Геркулес», в И. Парри, Из рук в руки ( 1972); перепечатано в I. Parry, Speak Silence Essays (1988), p.. 156–174
  • Вольфганг Леппманн, Винкельманн (1970). Альфред А. Кнопф, LOC: 70-118711
  • H. Честь, неоклассицизм (1968)
  • Э. М. Батлер, Тирания Греции над Германией (1935)
  • Вальтер Патер, 'Винкельманн', в Вестминстерском обозрении (январь 1867 г.) (репр. В В. Патер, Исследования по истории Возрождения (1873 г.)) и Возрождение: Исследования в области искусства и поэзии (1877))
  • Дж. W. von Goethe, Winckelmann und sein Jahrhundert (1805)

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Иоганном Иоахимом Винкельманном.
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:42:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте