Вильгельм Сен-Тьерри (Французский: Guillaume de Saint-Thierry; латинский: Guillelmus S. Theodorici; 1075/80 / 85–1148) был французским бенедиктинским аббатом XII века Сен-Тьерри, теологом и мистиком, который стал цистерцианцем. монах и писатель.
Уильям родился в Льеже (в современной Бельгии) из знатной семьи между 1075 и 1080 (или 1085), умер в Сигни-л'Аббай в 1148 году. Вероятно, он учился в соборной школе в Реймс, хотя некоторые утверждали, что это было в Лаоне, до его профессии бенедиктинского монаха. Он стал монахом со своим братом Симоном в монастыре Св. Нике, также в Реймсе, где-то после 1111 года. Отсюда оба в конечном итоге стали настоятелями других бенедиктинских аббатств: Симона в аббатство Сен-Николя-о-Буа в епархии Лаон и Вильгельм в Сен-Тьерри на холме над Реймсом в 1119 году.
В 1118 году Вильгельм встретил св. Бернар, аббат цистерцианского монастыря Клерво, где они подружились на всю жизнь. Его самым большим желанием было переехать в Клерво и объявить себя цистерцианцем, но Бернар не одобрил этот план и возложил на него ответственность оставаться во главе аббатства в Сен-Тьерри в качестве бенедиктинца . Их дружба, однако, крепла, пока Бернар лежал в лазарете Клерво, выздоравливая после болезни в 1125 году.
Вильгельм сыграл важную роль в первом Генеральном капитуле собрания бенедиктинских настоятелей в Реймсская епархия, 1131 г., и, возможно, он принимал собрание капитула в Сен-Тьерри. После второго Генерального капитула бенедиктинцев, состоявшегося в Суассоне в 1132 году, когда бенедиктинцы приняли многие цистерцианские реформы, Уильям представил свой Responsio abbatum («Ответ аббатов») кардиналу Мэтью - папскому легату в епархии и критику реформ аббатов - успешно защищающему их усилия по реформации. Из-за длительных немощей и пожизненного стремления к созерцательной жизни Вильгельм отказался от своего аббатства в 1135 году и вошел в недавно созданное цистерцианское Аббатство Сигни, также входящее в епархию Реймса. Он не рискнул удалиться в Клерво, чтобы его друг Бернар не отказался принять его отречение. Там он разделил свое свободное время между молитвой, учебой и письмом. По словам современника, его смерть произошла в 1148 году, примерно во время совета, состоявшегося в Реймсе при папе Евгении. Некрология Сигни датирует это 8 сентября, за несколько лет до смерти его хорошего друга Бернарда в 1153 году.
На протяжении всей своей аббатской карьеры Уильям писал как Бенедиктинец и его последние годы как цистерцианский монах. Его самые ранние работы отражают монаха, который постоянно ищет Бога и исследует различные и лучшие способы продвижения души к Богу в духовном единении, конечной цели Уильяма. Если читать в хронологическом порядке, можно увидеть развитие и эволюцию мысли Уильяма.
Ближе к концу своей карьеры, много писав о духовной жизни и особенно о моральном толковании библейской Песни Песней, Уильям натолкнулся на труды Питера Абеляра, чье тринитарное богословие и особенно христология, которую Уильям считал ошибочной и опасной для христианской веры. Он написал свою собственную работу против Абеляра и предупредил других об этих опасениях, призвав сенбернара действовать. В результате Абеляр был осужден Сенским в 1140 или 1141 году. Вильгельм писал против того, что он считал ошибками в трудах Вильгельма Кончеса относительно тринитарного богословия, а также против Руперт из Дойца по сакраментальной теологии.
Помимо его писем к Св. Бернар и другие, Уильям написал несколько работ, некоторые из которых он сам перечисляет, хотя и несколько неправильно. Всего было двадцать две работы Уильяма (двадцать одна дошедшая до нас), все написанные на латыни между c. 1121 и 1148.
В приблизительном хронологическом порядке они включают:
Три сочинения Уильяма были широко прочитаны в более позднем средневековье. Однако их часто приписывали Бернару Клервоскому - признак их качества, а также еще одна причина их неизменной популярности. Только в начале двадцатого века интерес к Уильяму как к отдельному писателю снова начал развиваться, и его имя было правильно прикреплено ко всем его собственным сочинениям.
Вильгельм опирался на существующих традиционных монашеских и богословских авторов своего времени и значительных авторов предыдущих веков, но не рабски; скорее он творческий и независимый в своих мыслях и изложении. Его собственные комментарии показывают его замечательную проницательность, в то время как они также включают таких традиционных авторов, как Августин Гиппопотам и Ориген Александрийский. Возможно, его самые влиятельные работы - это те, которые посвящены духовной жизни созерцательного монаха. От его «Созерцания Бога» до «Золотого послания» можно увидеть прогрессивную эволюцию мысли Уильяма и взросление духовного понимания и опыта Уильяма, а также отметить улучшенный, более совершенный стиль письма и организацию. Некоторые ученые также утверждают, что, хотя Уильям обращался к текстам и авторам в прошлом, его творчество и использование духовной терминологии также оказали влияние на многих других авторов, начиная с 12 века.
Латинские тексты большинства произведений Уильяма содержатся в Ж.-П. "Patrologia Cursus Completus Series Latina" Миня (Patrologia Latina ) том 180, с другими работами также в томах 184 и 185. Все его работы доступны в критических изданиях в серии Corpus Christianorum Continuatio Medievalis из Brepols в шести томах (86-89B). Большая часть произведений Уильяма доступна в английском переводе в Cistercian Publications (ранее находившейся в Каламазу, а теперь в Колледжвилле, Миннесота, в университете Св. Иоанна).
.