Вильгельм Кончес (ок. 1090/1091 - ок. 1155/1170-х гг.) был французским школьным философом, который стремился расширить границы христианского гуманизма, изучая светские труды классика и развитие эмпирической науки. Он был видным членом Шартрской школы. Джон Солсберийский, епископ Шартрского и бывший ученик Уильяма, называет Уильяма наиболее талантливым грамматистом после Бернарда Шартрского.
Он родился в Конше, Нормандия. Его педагогическая деятельность простиралась с ок. С 1120 по 1154 год, а примерно в 1145 году он стал наставником Генриха Плантагенета. Возможно, но сомнительно, что до этого он преподавал в Шартре. Предупрежденный другом об опасности, заключенной в его платоновском реализме, когда он применял его к теологии, он занялся изучением исламской философии и физических наук. Когда и где он умер, остается неизвестным.
Уильям уделял много внимания космологии и психологии. Будучи учеником Бернара Шартрского, он демонстрирует характерные гуманизм, склонность к платонизму и склонность к естествознанию, которые отличают «Chartrains». Он был одним из первых средневековых христианских философов, воспользовавшихся исламскими физическими и физиологическими знаниями, к которым он имел доступ в переводах Константина Африканского.
Вильгельма Сен-Тьерри, который имел призвал Бернара Клервоского привлечь к уголовной ответственности Абеляра, в другом письме Бернару атаковал книгу Уильяма De Философия мира за модалистский взгляд на Святую Троицу. В результате Уильям пересмотрел некоторые противоречивые части «Драгматикона».
Существует много дискуссий относительно авторства работ, приписываемых Уильяму. Однако кажется вероятным, что он написал энциклопедию Dephilusphia mundi (или Философия) и связанный с ней диалог Dragmaticon, а также глоссы на Платона Тимей на Утешение философии Боэция, Priscian 's Institutiones grammaticae и Комментарий Макробия к мечте Сципиона. Вероятно, он был также автором утраченного трактата. В 1920-х годах ему приписывали работу по этике, Moralium dogmaphilfophorum, но сейчас его авторство отвергается большинством ученых.
«De Философия мира» разделена на четыре книги, охватывающие физику, астрономию, географию, метеорологию и <42.>медицина.
Уильям объясняет мир как составленный из элементов (elementa), которые он определяет как «простейшую и минимальную часть (части) любого тела - простую по качеству, минимальную по количеству». Он отождествляет элементы с традиционными четырьмя элементами (огонь, воздух, вода, земля), но (вслед за Константином Африканским) не так, как они воспринимаются, поскольку как таковые они не просты по качеству и не минимальны по количеству. : earth, например, содержит что-то горячее, что-то холодное, что-то сухое и что-то влажное одновременно. Чистые элементы не должны восприниматься, говорит Уильям, но должны постигаться разумом посредством абстрактного разделения чувственных тел. Каждый из этих чистых элементов обладает двумя из четырех основных качеств: земля холодная и сухая, вода холодная и влажная, воздух горячий и влажный, а огонь горячий и сухой. Воспринимаемые элементы, называемые elementata, состоят из чистых элементов: чувственная земля, особенно чистой земли, чувственная вода, особенно чистая вода, и так далее.
Обсуждение метеорологии включает описание того, как воздух становится менее плотным и холодным по мере увеличения высоты, и Уильям пытается объяснить циркуляцию воздуха в связи с циркуляцией океанов. Обсуждение медицины в основном касается деторождения и родов. Эта работа оказала влияние на Жана де Менга, автора второй части Roman de la Rose.