Вильгельм Телль

редактировать
Народный герой Швейцарии Телль арестован за то, что не отдал честь шляпе Гесслера (мозаика в Швейцарском национальном музее, Ганс Сандройтер, 1901)

Вильгельм Телль (немецкий : Вильгельм Телль; французский : Гийом Телль; итальянец : Гульельмо Телль; ретороманский : Гульельм Телль) - народный герой из Швейцарии. Согласно легенде, Телль был опытным стрелком с арбалетом, убившим Альбрехта Гесслера, тиранического префекта австрийских герцогов Дома Габсбург расположен в Альтдорфе, в кантоне Ури. Неповиновение Телля и тираноубийство побудили население к открытому восстанию и пакту против иностранных правителей с соседними Швицем и Унтервальденом, знаменующий основание Швейцарской Конфедерации.

. Установлено в начале 14 века (традиционная дата - 1307 год, во время правления Альберта Габсбургского ), первые письменные упоминания о дате легенды до второй половины 15 века, когда Швейцарская Конфедерация набирала военное и политическое влияние. Телль является центральной фигурой в швейцарской национальной историографии, наряду с Арнольдом фон Винкельридом, героем Земпаха (1386). Он был важен как символ на этапе формирования современной Швейцарии в 19 веке, известном как период Реставрации и Возрождения, а также в более широкой истории с 18 по Европа XIX века как символ сопротивления аристократическому правлению, особенно в революциях 1848 г. против Габсбургов, которые все еще правили Австрией пятьсот лет спустя.

Содержание
  • 1 Легенда
  • 2 Раннее современное восприятие
    • 2.1 Хроники
    • 2.2 Народное почитание
    • 2.3 Три глагола
  • 3 Современный прием
  • 4 Споры об историчности
  • 5 Сравнительная мифология
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания и ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Легенда
Прыжок Телля (Tellensprung) с лодки его похитителей на утесы Аксен; исследование Эрнста Штюкельберга (1879) для его фрески на Tellskapelle. странице Белой книги Зарнена (стр. 447, первая страница легенды о Телле, стр. 447–449)

Первое упоминание о Телле, еще не имеющем определенного имени, появляется в Белой книге Зарнена (нем. Weisses Buch von Sarnen). Этот том был написан в c. 1474 г. - Ганс Шрибер, государственный секретарь (Landschreiber) Обвальден. Он упоминает клятву Рютли (нем. Rütlischwur) и называет Телля одним из заговорщиков Рютли, чье героическое тираноубийство спровоцировало Бургенбрух восстание.

Не менее раннее повествование о Телле можно найти в Телленлайд, песне, написанной в 1470-х годах, с самой старой сохранившейся рукописной копией, датируемой 1501. Песня начинается с Скажите легенду, которую он представляет как происхождение Конфедерации, называя Телль «первым союзником ». Повествование включает в себя выстрел в яблоко Телла, его подготовку второй стрелы, чтобы выстрелить в Гесслера, и его побег, но не упоминается ни одно убийство Гесслера. Затем в тексте перечисляются кантоны Конфедерации и говорится, что они были расширены за счет «текущих событий» в течение Бургундских войн, закончившихся смертью Карла Смелого в 1477 году.

Эгидий Чуди, запись ок. 1570 г., представляет собой расширенную версию легенды. По существу, основываясь на описании из Белой книги, Чуди добавляет дополнительные детали. Известно, что Чуди обычно «конкретизировал» свои источники, так что все детали из Чуди, не найденные в более ранних отчетах, можно заподозрить в изобретении Чуди. К таким дополнительным деталям относится имя Телля Вильгельм и то, что он был уроженцем Бюрглена, Ури в Schächental, точная дата яблочной дроби, также указанная как 18 ноября 1307 г. как повествование о смерти Телля в 1354 году.

Именно версия Чуди стала влиятельной в ранней современной Швейцарии и вошла в общественное сознание как легенда «Вильгельма Телля». Согласно отчету Чуди, Вильгельм Телль был известен как сильный человек, альпинист и мастер стрельбы из арбалета. В его время Габсбургские императоры Австрии стремились доминировать над Ури, и Телль стал одним из заговорщиков из Вернера Штауфахера, поклявшихся сопротивляться Габсбургам. правило. Альбрехт Гесслер был новоназначенным австрийцем Фогтом из Альтдорфа, Швейцария. Он поставил шест под деревней липовое дерево, повесил на него свою шляпу и потребовал, чтобы все горожане преклонились перед ним.

По словам Чуди, 18 ноября 1307 года Телль посетил Альтдорф со своим маленьким сыном. Он прошел мимо шляпы, но публично отказался ей поклониться, в результате чего был арестован. Гесслера заинтриговала знаменитая меткая стрельба Телля, но его возмущало его неповиновение, поэтому он разработал жестокое наказание. Телль и его сын должны были быть казнены; однако он мог искупить свою жизнь, выстрелив яблоком с головы своего сына Уолтера с одной попытки. Телль расколол яблоко болтом своего арбалета. Затем Гесслер заметил, что Телль вынул из своего колчана два арбалета, поэтому он спросил, почему. Телль не хотел отвечать, но Гесслер пообещал, что не убьет его; он ответил, что если бы он убил своего сына, он бы убил Гесслера вторым болтом. Гесслер был в ярости и приказал связать Телла, сказав, что он пообещал пощадить его жизнь, но заключит его в тюрьму на всю оставшуюся жизнь.

Чуди продолжает, что Телля везли на лодке Гесслера в темницу в замке в Küssnacht, когда на озере Люцерн разразился шторм, и охранники боялись, что их лодка затонет. Они умоляли Гесслера снять кандалы Телля, чтобы он мог взять руль и спасти их. Гесслер уступил, но Телль направил лодку к каменистому месту и выпрыгнул. Сайт известен в «Белой книге» как «Телльсплатте» («плита Телля»); с 16 века отмечена мемориальной часовней. Телль побежал по пересеченной местности в Кюсснахт, преследуя Гесслера. Телль убил его, используя второй арбалетный болт, на участке дороги, прорезанной в скале между Иммензее и Кюсснахтом, который известен как Холе Гассе. Действия Телля спровоцировали восстание , которое привело к образованию Старой Швейцарской Конфедерации. Согласно Чуди, Телль снова сражался против Австрии в 1315 битве при Моргартене. У Чуди также есть отчет о смерти Телля в 1354 году, согласно которому он был убит, пытаясь спасти ребенка от утонувшего в реке Шехенталь в Ури.

Ранний современный прием

Хроники

Изображение сцены с выстрелом в яблоко в Космографии Себастьяна Мюнстера (издание 1554 года).

Существует ряд источников для легенды о Телле позже, чем самый ранний отчет в Белой книге Зарнена, но раньше, чем версия Чуди ок. 1570.

К ним относятся записи в хронике Мельхиора Русса из Люцерна. Датированный 1482 годом, это бессвязный сборник старых сочинений, в том числе Песня об основании Конфедерации, Конрада Юстинджера, Бернские хроники и Хроники штата Берн. (на немецком языке, Chronik der Stadt Bern). Другой ранний отчет находится в Петерманне Эттерлине Хрониках Швейцарской Конфедерации (нем. Kronika von der loblichen Eydtgenossenschaft) 1507 г., самом раннем печатном варианте рассказа Телля.

Chronicon Helveticum был составлен Эгидием Чуди из Гларуса в годы, предшествовавшие его смерти в начале 1572 года. Более 150 лет он существовал только в рукописной форме, прежде чем был окончательно отредактирован в 1734–1736 годах. Следовательно, четкой «даты публикации» летописи нет, а дату ее составления можно указать только приблизительно, например, «около 1570 года» или «до 1572 года». Однако это рассказ Чуди о легенде, который стал основным образцом для более поздних авторов, даже до ее издания в печати в 1730-х годах

Народное почитание

Hohle Gasse между Immensee и Küssnacht, со второй Tellskapelle (построенной в 1638 году).

Широко распространенное почитание Телля, включая экскурсии к местам его деяний, можно констатировать в начале 16 века.. Генрих Бреннвальд в начале 16 века упоминает часовню (Tellskapelle) на месте прыжка Телля с лодки своих похитителей. Чуди упоминает «священный коттедж» (heilig hüslin), построенный на месте убийства Гесслера. Питер Хагендорф, солдат в Тридцатилетней войне, упоминает в своем дневнике посещение «часовни, где сбежал Вильгельм Телль».

Первая запись Телль-спектакль (Телльшпиль), известный как Урнер Телльшпиль («Скажи-спектакль Ури»), вероятно, проводился зимой 1512 или 1513 года в Альтдорфе.

В церкви Бюрглена был колокол, посвященный Теллю с 1581 года, а в соседней часовне есть фреска, датированная 1582 годом, на которой изображена смерть Телля в Шехенбахе.

Три Телля

Три Телля (die Drei Tellen, также die Drei Telle) были символическими фигурами швейцарской крестьянской войны 1653 года. Они выражали надежду подчиненного населения повторить успешную историю восстания против Габсбургов в начале 14 века.

К XVIII веку Драй Теллен стал ассоциироваться с спящим героем легендой. Говорят, они спали в пещере в Риги. Возвращение Телля в трудные времена было предсказано в Tellenlied 1653 года и символически осуществлено в олицетворении Трех Теллей одетыми в костюмы индивидуумами, в одном случае кульминацией которого стало фактическое убийство, совершенное этими имитаторами в исторических костюмах.

Телль в течение 16 века стал тесно связан и в конечном итоге слился с легендой Рютлишвур, а «Три телла» представляли трех заговорщиков или Эйдгеноссен Вальтер Фюрст, Арнольд фон Мельхталь и Вернер Штауффахер.

В 1653 году в Шюпфхайме появились трое мужчин, одетых в исторические костюмы, изображающие Трех Теллов. Другие олицетворения Трех Теллов также появлялись в Freie Ämter и в Эмментале.

. Первыми олицетворениями Трех Теллов были Ганс Цемп, Каспар Унтернарер из Шюпфхайма и Ули Дахинден из Хасл. Они появлялись на ряде важных крестьянских конференций во время войны, символизируя преемственность нынешнего восстания с движением сопротивления против габсбургских сюзеренов у истоков Швейцарской Конфедерации. Унтернарер и Дахинден бежали в Энтлебух Альпы до прибытия войск генерала Себастьяна Перегрина Цвиерса; Земп сбежал в Эльзас. После подавления восстания крестьяне проголосовали за тираноубийство, прямо вдохновленное легендой о Телле, пытаясь убить Люцерна Шультейса Ульриха Дулликера.

Дахинден и Унтернарер вернулся в роли Телльса, к которому присоединился Ханс Штадельманн, заменивший Земпа. Попав в засаду, им удалось ранить Дулликера и убить члена парламента Люцерна Каспара Штудера. Попытка убийства - исключительный акт в культуре Старой Швейцарской Конфедерации - была широко признана и приветствована среди крестьянского населения, но ее воздействия было недостаточно, чтобы разжечь восстание.

Даже при том, что оно не имело никаких последствий. прямое политическое воздействие, его символическое значение было значительным: власти Люцерна выступали в роли тирана (Габсбург и Гесслер), а крестьянское население - в роли борцов за свободу (Телль). Три Телля после этого отправились на мессу, все еще в своих костюмах и не подвергаясь приставаниям. В конце концов Дахинден и Унтернарер были убиты в октябре 1653 года войсками Люцерна под командованием полковника Альфонса фон Зонненберга. В июле 1654 года Земп предал своего преемника Штадельмана в обмен на помилование, и 15 июля 1654 года Штадельманн был казнен.

«Три жулика» появляются в комедии 1672 года Иоганна Каспара Вайссенбаха. Версия "спящего героя" легенды о трех телах была опубликована в Deutsche Sagen братьями Гримм в 1816 году (№ 298). Это также является предметом стихотворения Фелисии Хеманс «Пещера трех теллов» 1824 года.

Викиисточник имеет оригинальный текст, относящийся к этой статье: «Пещера трех» «Теллс», стихотворение Фелиции Хеманс
Современный прием
Аллегорический Телл, побеждающий химеру времен Французской революции (1798). Официальная печать Гельветическая Республика. Фрагмент Статуи Вильгельма Телля и его сына в Альтдорфе (Ричард Кисслинг, 1895).

На протяжении на протяжении девятнадцатого века и в период Второй мировой войны, Телль воспринимался как символ восстания против тирании как в Швейцарии, так и в Европе.

Антуан-Марин Лемьер написал пьесу, вдохновленную Теллем в 1766 году, и возродил ее в 1786 году. Успех этой работы установил ассоциацию Телля как борца против тирании с историей Французской революции. Французское революционное увлечение Теллем отразилось в Швейцарии с учреждением Гельветической республики. Телль стал как бы талисманом недолговечной республики, его фигура была изображена на ее официальной печати. Французский флот также имел корабль класса Tonnant линейки по имени Guillaume Tell, захваченный британским Королевский флот в 1800 году.

Книга Чуди Chronicon Helveticum продолжала приниматься за чистую монету как историографический источник даже в XIX веке, так что версия Чуди о легенда используется не только в качестве модели в пьесе Фридриха Шиллера Вильгельм Телль (1804), но также упоминается в историографических работах того времени, в том числе в Иоганнес фон Мюллер История Швейцарской Конфедерации (нем. Geschichte Schweizerischer Eidgenossenschaft, 1780).

Иоганн Вольфганг фон Гете узнал о саге о Телле во время своего путешествия по Швейцарии между 1775 и 1795 годами. Он получил копию Чуди и подумывал написать пьесу о Телле, но в конечном итоге подал идею своему другу Фридриху фон Шиллеру, который в 1803–04 годах написал пьесу Вильгельм Телль, впервые исполненный 17 марта 1804 года в Веймаре. «Телль Шиллера» во многом вдохновлен политическими событиями конца 18 века, в частности французской и американской революциями. Пьеса Шиллера исполнялась в Интерлакене (Tellspiele ) летом 1912-1914, 1931-1939 годов и каждый год с 1947 года. В 2004 году она впервые была поставлена ​​в Альтдорфе. сам.

Джоакино Россини использовал пьесу Шиллера как основу для своей оперы 1829 года Вильгельм Телль. Увертюра Вильгельма Телля - одно из его самых известных и часто имитируемых музыкальных произведений; в 20-м веке финал увертюры стал темой воплощения на радио, телевидении и в кинофильмах Одинокого следопыта, вымышленного Американский пограничник герой.

Примерно в 1836 году в Пеште, Венгрия, были произведены первые игральные карты с рисунком Вильгельма Телля. Они были вдохновлены пьесой Шиллера и созданы во время напряженных отношений с правящими Габсбургами. Карты стали популярными во всей Австрийской империи во время революции 1848 года. Персонажи и сцены из оперы «Вильгельм Телль» можно узнать на картах двора и тузах карт Вильгельма Телля, игральных карт, которые были разработаны в Венгрии примерно в 1835 году. Эти карты до сих пор остаются наиболее распространенными немецкими мастями игральные карты в той части мира сегодня. Персонажи из пьесы, изображенные на Obers и Unters, включают: Германа Геслера, Вальтера Фюрста, Рудольфа Харраса и Вильгельма Телля.

В 1858 году Швейцарское общество колонизации, группа швейцарских и немецких иммигрантов в Соединенных Штатах основала свой первый (и единственный) запланированный город на берегу реки Огайо в округе Перри, штат Индиана. Первоначально город назывался Гельвеция, но вскоре был преобразован в Телл-Сити в честь легендарного швейцарского героя. Город стал известен своим производством, в первую очередь, высококачественной деревянной мебели. Вильгельм Телль и символы яблока со стрелой, проходящей сквозь него, являются заметными в городе, включая бронзовую статую Телля и его сына, основанную на статуе в Альтдорфе, Швейцария. Статуя была установлена ​​на фонтане перед мэрией в 1974 году. Средняя школа Телл-Сити использует эти символы на своем гербе или логотипе, а спортивные команды называются «Стрелки». Увертюра Вильгельма Телля часто исполняется школьным бодрым оркестром на школьных играх. Каждый август, начиная с 1958 года, в год столетия Телль-Сити, город проводит «Schweizer Fest», общественный фестиваль развлечений, сценических постановок, исторических презентаций, карнавальных аттракционов, пивного сада, спортивных мероприятий и встреч школьников, чтобы почтить его швейцарско-немецкое наследие.. Многие мероприятия происходят на территории мэрии и главной улицы, у подножия статуи Телля.

Джон Уилкс Бут, убийца Авраама Линкольна, был вдохновлен Теллом. Оплакивая негативную реакцию на свой поступок, Бут написал в своем дневнике 21 апреля 1865 года: «Все руки против меня, я здесь в отчаянии. И почему; за то, за что Брут был удостоен чести и что заставило Скажи герою. И все же за то, что я убил более великого тирана, чем они когда-либо знали, меня считают обычным головорезом ». (Он сам был застрелен, не предстал перед судом, несколько дней спустя.)

После Всенародный конкурс, выигранный Ричардом Кисслингом, Альтдорф в 1895 году установил памятник своему герою. Кисслинг изображает Телля крестьянином и горным человеком с сильными чертами лица и мускулистыми конечностями. Его могучая рука нежно лежит на плече маленького Уолтера, но яблоко не показано. Изображение резко контрастирует с изображением, используемым в Гельветической республике, где Телль изображен как ландскнехт, а не крестьянин с мечом на поясе и шляпой с перьями, наклонившийся, чтобы поднять сына. кто все еще держит яблоко.

Вильгельм Телль, Фердинанд Ходлер (1897)

Картина «Телль» Фердинанда Ходлера (1897) стала культовой. Телль изображен обращенным к зрителю, с поднятой правой рукой и левой держащей арбалет. Изображение было разработано как часть более крупной сцены, показывающей «Смерть Гесслера», одной из семи сцен, созданных для конкурса Швейцарского национального музея. Изображение Телла Ходлером часто описывалось как сакральное и сравнивалось с классическими изображениями Бога-Отца, Моисея, Иоанна Крестителя, Иисуса или архангела Михаила. В бородатом лице Телля Ходлер сочетает автопортрет с намеком на лицо Христа.

Первый фильм о Телле был снят французским режиссером Шарлем Пате в 1900 году; сохранился лишь небольшой фрагмент.. Версия легенды была пересказана в P.G. Книга Вудхауза Вильгельм Телль снова рассказала (1904), написанная прозой и стихами с характерным водхаузианским чутьем. На дизайне федеральной монеты 5 франков, выпущенной в 1922 году, изображен бюст типичного «горного пастуха», разработанный дизайнером, но из-за сходства бюста со статуей Кисслинга, несмотря на отсутствие бороды, он сразу же получил широкую известность как Телль.

Адольф Гитлер был в восторге от пьесы Шиллера, цитировал ее в своей Mein Kampf и одобрял совместное производство пьесы в Германии и Швейцарии, в которой Герман Геринг любовница Эмми Зоннеманн появилась как жена Телля. Однако 3 июня 1941 года Гитлер запретил спектакль. Причина запрета не известна, но, возможно, была связана с неудавшимся покушением на Гитлера в 1938 году молодым швейцарцем Морисом Баво (казнен 14 мая 1941 года, позже назван «новым Вильгельмом Теллем») автор Рольф Хоххут ), или подрывной характер пьесы. Сообщается, что Гитлер воскликнул на банкете в 1942 году: «Почему Шиллеру пришлось увековечивать этого швейцарского снайпера!»

Чарли Чаплин пародирует Вильгельма Телля в своем знаменитом немом фильме 1928 года Цирк. Сальвадор Дали писал и в 1931, и в 1933 году. Испанский драматург Альфонсо Састре переработал легенду в 1955 году в своей книге «Guillermo Tell tiene los ojos tristes» (У Вильгельма Телля грустные глаза.); он не проводился до тех пор, пока не закончился режим Франко в Испании.

Вильгельм Телль изображен на игральных картах с образцом Телля

В Швейцарии важность Телля несколько снизилась к концу XIX век, за пределами Альтдорфа и Интерлакена, которые установили свою традицию регулярно исполнять пьесу Шиллера в 1899 и 1912 годах соответственно. Во время мировых войн Телль был снова возрожден, несколько искусственно, как национальный символ. Например, в 1923 году Почта Швейцарии представила рожки для своих автобусных перевозок на основе увертюры к опере Россини Телль, а в 1931 году изображение арбалета было введено в качестве логотипа, обозначающего Швейцарские товары. Музей Телль в Бюрглене, Ури, открыт в 1966 году.

После 1968, с идеологическим сдвигом академического мейнстрима с либерального - радикально в деконструктивистском левом мировоззрении, швейцарские историки стремились развенчать основные легенды швейцарской государственности как неисторический национальный миф.. «Вильгельм Телль для школ» Макса Фриша (1971) деконструирует легенду, обращая вспять характеры главных героев: Гесслер - доброжелательный и терпеливый администратор, столкнувшийся с варварством в заднем углу. Империи, а Телль - вспыльчивый простак. Телль по-прежнему остается популярной фигурой в швейцарской культуре. Согласно опросу 2004 года, большинство швейцарцев верили, что он действительно существует.

Schweizer Helden («Швейцарские герои», английское название «Маловероятные герои») - это фильм 2014 года о исполнении упрощенной версии пьесы Шиллера режиссером просители убежища в Швейцарии.

Дебаты об историчности
Изображение Телля 1782 года в Швейцарском музее земли, Цюрих.

Историчность Вильгельма Телля была подлежит обсуждению. Франсуа Жиллиманн, государственный деятель Фрибурга, а позже историк и советник Габсбургского императора Рудольфа II, писал Мельхиору Голдасту в 1607 году: «Я следовал распространенному мнению сообщаю некоторые подробности моих швейцарских древностей [опубликованных в 1598 году], но когда я внимательно их исследую, вся история кажется мне чистой басней ».

В 1760 году Симеон Уриэль Фройденбергер из Люцерна анонимно опубликовал трактат, в котором утверждалось, что легенда о Телле, по всей вероятности, была основана на датской саге о Пальнатоки. Французское издание его книги, написанное Готлибом Эмануэлем фон Галлером (Гийом Телль, Fable danoise), было сожжено в Альтдорфе.

Скептический взгляд на существование Телля остался очень непопулярным, особенно после принятие Телля, изображенного в пьесе Шилллера 1804 года, в качестве национального героя в зарождающемся швейцарском патриотизме периода восстановления и возрождения Швейцарской Конфедерации. В 1840-х годах Иосиф Евтих Копп (1793–1866) опубликовал скептические обзоры фольклорных аспектов основополагающих легенд Старой Конфедерации, вызвав «полемические дебаты» как внутри, так и за пределами академических кругов. Де Капитани (2013) цитирует споры вокруг Коппа в 1840-х годах как поворотный момент, после которого сомнения в историчности Телля «больше не могли игнорироваться».

Со второй половины 19-го века это в значительной степени изменилось. неоспоримо среди историков, что нет современных (14-го века) доказательств Теллей как историческое лицо, не говоря уже о истории яблока выстрела. Дебаты в конце 19-20 веков в основном касались степени «исторического ядра» в хронистических традициях, окружавших раннюю Конфедерацию.

Стремление защитить историчность Befreiungstradition («традиции освобождения») швейцарской истории имело политический компонент, поскольку с 17 века его празднование в основном ограничивалось католическими кантонами, так что декларация Часть этой традиции как антиисторическая рассматривалась как нападение городских протестантских кантонов на сельские католические кантоны. Принятое в 1891 году решение сделать 1 августа национальным праздником Швейцарии следует рассматривать в этом контексте как демонстративный отход от традиционной Befreiungstradition и празднование деяния Приведем чисто документальные свидетельства Федеральной хартии 1291 г.. В этом контексте Вильгельм Охсли получил заказ от федерального правительства на публикацию «научного отчета» об основополагающем периоде Конфедерации, чтобы защитить выбор 1291 г. вместо 1307 г. (традиционная дата деяния Телля и Rütlischwur ) как дата основания швейцарского государства. Кантон Ури, вызывающе отреагировав на это решение, принятое на федеральном уровне, в 1895 году возвел памятник Теллю в Альтдорфе, с датой 1307 года, нанесенной на основание статуи.

Более поздние предложения по идентификации Телля как исторической личности, такие как публикация 1986 года, получившая название Телль от топонима Телликон (современный Далликон в кантоне Цюрих ), находятся за пределами историографического мейнстрима.

Сравнительная мифология

Легенда о Телле сравнивалась с рядом других мифов или легенд, особенно в скандинавской мифологии, с участием магического стрелка, приходящего на помощь подавленным людям под властью тирана. История о великом преступнике, успешно выстрелившем яблоком из головы своего ребенка, является архетипом, присутствующим в истории Эгиля в саге о Тидрексе (связанной с богом Уллр в эддической традиции), а также в рассказах Адама Белла из Англии, Палнатоки из Дании, и рассказ из Гольштейна.

Подобные параллели были отмечены еще в 1760 году Готлибом Эмануэлем фон Галлером и пастором Симеоном Уриэлем Фройденбергером в книге «Вильгельм Телль, датская басня» (нем. Der Wilhelm Tell, ein dänisches Mährgen). Эта книга оскорбила швейцарских граждан, и ее копию публично сожгли на площади Альтдорф. Фон Галлера судили, но власти пощадили его жизнь, поскольку он принес жалкие извинения.

Рохгольц (1877) связывает сходство легенды о Телле с историями Эгиля и Пальнатоки с легендами о переселении из Швеция в Швейцарию в средние века. Он также приводит параллели в сказках финнов и саамов. С дохристианской скандинавской мифологией Рохгольц сравнивает Ульра, носящего эпитет Бога-Ас («бог-лук»), Хеймдалля, а также Одина., который, согласно Геста Данорум (Книга 1, глава 8.16), помогал Хаддингусу, выстрелив десятью стрелами из арбалета за один выстрел, убив столько же врагов. Рохгольц далее сравнивает индоевропейские и восточные традиции и приходит к выводу (стр. 35–41), что легенда о мастере-стрелке, стреляющем в яблоко (или аналогичную небольшую мишень), была известна за пределами германской сферы (Германия, Скандинавия, Англия) и соседних стран регионы (Финляндия и Прибалтика) в Индии, Аравии, Персии и на Балканах (Сербия).

Датская легенда о Палнатоки, впервые засвидетельствованная в XII веке Gesta Danorum Саксоном Грамматиком, является самая ранняя из известных параллелей с легендой о Телле. Как и в случае с Вильгельмом Теллем, правитель (в данном случае король Харальд Блютуз ) вынуждает Палнатоки выстрелить яблоком в голову своего сына в качестве доказательства его меткости. Поразительное сходство между Вильгельмом Теллом и Палнатоки заключается в том, что оба героя вынимают из колчана более одной стрелы. На вопрос, почему он вытащил несколько стрел из колчана, Палнатоки тоже отвечает, что если бы он поразил своего сына первой стрелой, он бы выстрелил в короля Харальда двумя оставшимися стрелами. По словам Саксо, Палнатоки позже присоединяется к сыну Харальда Свейн Форкберд в восстании и убивает Харальда стрелой.

См. Также

Не швейцарские деятели:

Общие:

Примечания и ссылки
Библиография
  • Бержье, Жан-Франсуа. Вильгельм Телль: Realität und Mythos. München: Paul List Verlag, 1990.
  • de Capitani, François: Tell, Wilhelm на немецком, французском и итальянском в Интернете Исторический словарь Швейцарии, 2013.
  • Эверделл, Уильям Р. «Вильгельм Телль: Провал королей в Швейцарии» в книге «Конец королей: история республик и республиканцев». Чикаго: University of Chicago Press, 2000. ISBN 0-226-22482-1
  • Фиск, Джон. Мифы и создатели мифов: старые сказки и суеверия, интерпретируемые сравнительной мифологией, 1877. Гл. 1: (Он-лайн ) Цитаты Saxo Grammaticus, баллада Вильгельма Клодсли, а также примеры других независимых случаев.
  • Head, Randolph C. "William Tell и его товарищи: ассоциация и братство в пропаганде Швейцарии пятнадцатого и шестнадцатого веков ». в The Journal of Modern History 67.3 (1995): 527–557.
  • Рохгольц, Эрнст Людвиг, Телль и Гесслер в Sage und Geschichte. Nach urkundlichen Quellen, Heilbronn, 1877 (онлайн-копия ).
  • : Ursprung, Gestalt, und Wirkung des schweizerischen Mythos von Tell, Bern, 1973.
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Вильгельм Телль.
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Телль, Уильям.
Последняя правка сделана 2021-06-21 08:43:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте