Уильям Тодд Литгоу (1854–1908) был шотландским кораблестроителем, который стал единственным владельцем чрезвычайно успешная судостроительная компания. На протяжении большей части 20-го века его имя было Литгоуз, так как оно было развито сыновьями Уильяма сэром Джеймсом Литгоу (1883–1952) и (1886–1948), а затем его внук сэр Уильям Литгоу (род. 1934). К 1950 году это была крупнейшая частная судостроительная компания в мире.
Уильям Литгоу начал свою трудовую деятельность в качестве ученика рисовальщика в Порт-Глазго, на реке Клайд, когда Клайд был крупнейшим судостроительным районом в Великобритании.
Родители Литгоу умерли, не дожив до семнадцати лет. Его отец продавал хлопчатобумажную пряжу и оставил Литгоу с 1000 фунтов стерлингов, чтобы инвестировать в судостроение. В 1874 году он вступил в партнерство с Джозефом Расселом (ок. 1834 - 1917), опытным судостроителем, который был основным инвестором их фирмы: Russell Co. Андерсон Роджер (ок. 1843 - 1909) был третьим партнером. Основным направлением их деятельности было строительство больших железных парусных судов, предназначенных для длительных и медленных перевозок грузов. Литгоу был главным чертежником-конструктором, и его работа имела решающее значение для их стратегии стандартизации форм корпуса и компонентов, что повысило эффективность и прибыльность.
По мере расширения компании новыми верфями, включая их будущую базу, Кингстон-Ярд, Литгоу становился все более и более процветающим. В 1879 году он женился на Агнес Биркмайр, из известной местной семьи производителей канатов и кораблестроителей, а в 1883 году они переехали из Порт-Глазго в более роскошный семейный дом Барабаны в нескольких милях вверх по Клайду в Лангбанке. В том же году родился Джеймс, а в 1886 году - Генри.
Продажам помогла политика Russell Co., взявшая на себя часть инвестиций владельцев в свои корабли, и они также были первой британской компанией. строить корабли по спец. После постройки 34 судов общим объемом более 70 000 тонн за один год Литгоу и его партнеры выиграли награду 1890 Blue Ribband за максимальную производительность.
Хотя 1880-е были напряженным и успешным десятилетием для Russell Co., между Литгоу и Роджером возникла напряженность, которая привела к распаду партнерства. Литгоу сохранил оригинальное название компании и Kingston Yard. Рассел, который был высокого мнения о своем младшем коллеге, предложил поддержку, но теперь Литгоу стал единственным владельцем бизнеса.
В 1890-х годах произошел сдвиг от их первого поколения парусных судов к трамповым пароходам, а последнее такелажное судно было спущено на воду в 1894 году. Фирма продолжала расти и процветать, и Литгоу укрепил положение семьи в более позднем лет своей жизни, инвестируя в акции и передавая деньги сыновьям. Джеймс поступил на борт в качестве ученика в 1901 году, Литгоу купил имение в Ормсари в Кнапдейле, Аргайл в 1902 году, а Генри начал свое ученичество в 1905 году.
Уильям Литгоу. пережил серьезный кризис здоровья в 1907 году, в результате чего Джозеф Рассел вышел на пенсию, чтобы помочь следующему поколению Литгоу в бизнесе, который все еще носил имя Рассела. Литгоу умер в 1908 году, превратив свои первоначальные 1000 фунтов стерлингов в более чем 2 миллиона фунтов стерлингов. Публикация его завещания привела к титулу «судостроителя-миллионера» с комментариями в газетах об «огромном» размере его «доли в фирме Messrs Russell Company».
В 1918 году Russell Co. была зарегистрирована как Lithgows, Ltd.
Самое известное судно Russell Co., Falls of Clyde, было одним из их более ранних судов, построенных в 1878 году как часть серии, названной в честь шотландских водопадов для Falls Line. Четырехмачтовый «британский средний клипер», прочно построенный с «железными Z-образными рамами и железной пластиной с двойными заклепками», он был высоко оценен страховщиками Lloyd's of London. Его первое плавание было в Карачи, и многие другие его ранние путешествия проходили между различными частями Британской империи. Falls Line также поручила компании Russell Co. построить корабли, названные в честь водопадов в Брюар, Ди, Афтон, Фойерс, Эрн, Гарри, Халладейл и, наконец, водопады Эттрик, которые был спущен на воду в 1894 году.
В 1891 году на Кингстонской верфи был спущен на воду один из первых пятимачтовых кораблей в мире, а в 1901 году Литгоу построил «самое большое четырехмачтовое судно на плаву» на берегу моря. время. Это был нефтеналивной танк, заказанный Anglo-American Oil Company : Brilliant.
В городе Данди есть онлайн-коллекция фотографий четырех- и трехмачтовых судов, построенных Russell Co. и сфотографированных в доках Данди в конце XIX века. Просмотр этих архивов, а также изучение базы данных кораблей, построенных Клайдом, дает представление о масштабах предприятия Russell Co. и количестве компаний, купивших их корабли.