Вильгельм Кристиан Вейтлинг (5 октября 1808 - 25 января 1871) родился в Германии портной, изобретатель и радикальный политический деятель. Вайтлинг получил известность в Европе как социальный теоретик до того, как эмигрировал в Соединенные Штаты.
Помимо своих обширных политических работ, Вейтлинг был успешным изобретателем насадок для коммерческих швейных машин, в том числе устройств для двойного сшивания и создания отверстий для пуговиц.
Вильгельм Кристиан Вейтлинг родился в Магдебурге, Пруссии, в семье Кристиан Вейтлинг. и Гийом Терихон. Отец Вейтлинга был молодым французским офицером, поселившимся в оккупированной Пруссии, который встретил и полюбил мать Вейтлинга, горничную. Его родители никогда не были женаты, а его отец умер во время злополучного 1812 года. Французское вторжение в Россию.
Вейтлинг вырос в ужасной бедности, часто находясь на попечении других, в то время как его мать зарабатывала скудную жизнь служанкой и готовить. Его формальное образование было минимальным, ограничивавшимся начальным обучением в государственной школе Магдебурга и чтением, которое он мог делать самостоятельно в местной библиотеке. Он был воспитан как католик до 12 лет и внимательно читал Библию, сохранив способность цитировать Священные Писания на протяжении всей своей жизни. В соответствии с двойным гражданством своего рождения, Вейтлинг говорил на французском и немецком, изучал английский, а также основы итальянского позже в своей жизни.
Вейтлинг был отдан в ученики портному в раннем возрасте, жил со своим учителем и тщательно изучил мастерство пошива одежды для женщин и мужчин. Он стал подмастерьем в возрасте 18 лет, оставив свой родной город, чтобы путешествовать по немецким землям в поисках работы. Он высадился в городе Лейпциг в 1830 г., где начал интересоваться политикой и пробовать свои силы в написании сатирических стихов. Он отправился в Дрезден осенью 1832 года, а оттуда в Вену в 1834 году, где работал над изготовлением искусственных цветов и украшений для женской одежды.
В Осенью 1837 года Вейтлинг эмигрировал в Париж, город, который он ненадолго посетил за два года до этого. Он оставался там в течение четырех лет, глубоко увлекшись радикальными политическими идеями того времени, в частности, работами Фурье, Оуэна и Кабе.
Присоединившись к Лиге справедливых в 1837 году, Вейтлинг присоединился к парижским рабочим в протестах и уличных боях в 1839 году. Тристрам Хант называл его доктрина «очень эмоциональная смесь бабувизма коммунизма, хилиастического христианства и тысячелетнего популизма»:
В соответствии с работой христианского радикала Фелисите де Ламенне Вейтлинг призвал установить коммунизм физической силой с помощью 40-тысячной армии бывших заключенных. Затем возникнет прелапсарское сообщество благ, товарищества и социальной гармонии, которым руководит сам Вейтлинг. В то время как Маркс и Энгельс боролись с хитросплетениями промышленного капитализма и современных способов производства, Вейтлинг возродил апокалиптическую политику шестнадцатого века мюнстерских анабаптистов и их кровопролитие. попытки возвестить Второе пришествие. К большому раздражению Маркса и Энгельса головокружительная смесь евангелизма и протокоммунизма Вейтлинга привлекла тысячи преданных учеников со всего континента.
В 1838 году он опубликовал свою первую работу Die Menschheit, wie sie ist und wie sie sein sollte (Человеческая раса как есть и как должно быть), который был переведен на венгерский и другие языки.
В 1841 году, после неудавшегося восстания бланкистов, он отправился в Швейцарию, посетив Женеву, Веве и Лангенталь в кантоне Берн и, наконец, поселение в Цюрихе в 1843 году. Во всех этих местах он продвигал доктрины коммунизма своими проповедями и публикациями., в том числе произведение 1842 года Garantien der Harmonie und Freiheit («Гарантии гармонии и свободы»).
Работа Вейтлинга «Das Evangelium eines armen Sünders» (Евангелие бедного грешника) вышла в 1845 году, но к этому времени внимание швейцарских властей было привлечено. Он был арестован и привлечен к ответственности за революционную агитацию, включая богохульство за публикацию текста, в котором Иисус Христос изображен как коммунист, и как незаконнорожденный. ребенок из Мэри. Признанный виновным, он был приговорен к шести месяцам заключения.
После освобождения он был депортирован обратно в Пруссию. Некоторое время он проживал в Гамбурге, но затем отправился в путешествие, которое привело его в Лондон, Тревес, Брюссель и Нью-Йорк.
В книге Вейтлинга 1847 года «Евангелие от бедных грешников» он проследил коммунизм до раннего христианства.
После начала революций 1848 года в Германии Вейтлинг вернулся в Германию., проповедуя его коммунизм без особого эффекта. Когда в 1849 году революции потерпели поражение, он вернулся в Нью-Йорк, став одним из сорока восьми человек.
. Его книгу «Гарантии гармонии и свободы» высоко оценил Бруно Бауэр, Людвиг Фейербах. и Михаил Бакунин, с последним из которых Вейтлинг должен был встретиться в Цюрихе в 1843 году. Карл Маркс в статье 1844 года сослался на книгу Вейтлинга. работа как «страстный и блестящий литературный дебют немецких рабочих», хотя Джон Спарго предположил, что «то, что выиграло от Маркса в этой громкой похвале, было просто тем фактом, что призывы Вейтлинга были адресованы рабочим как класса », сам Маркс подчеркивал теоретический и философский« блеск »Вейтлинга, который выгодно отличался от более« экономически настроенных »английских рабочих и более практичных« политически »ориентированных французских рабочих.
Вейтлинг продолжал свою деятельность от имени коммунизма в Соединенных Штатах. В январе 1850 года он начал публикацию ежемесячного журнала Die Republik der Arbeiter. К концу года его тираж составил 4000 экземпляров. Ближе к концу жизни он перешел от активизма к техническим и астрономическим исследованиям. В течение семи лет он был зарегистрирован в Castle Garden. Он получил девять патентов на усовершенствования швейных машин, среди которых были двойная строчка, петля для пуговиц и насадки для вышивания. Он получил патент на устройство для обрезки платья, над которым работал 17 лет, и после его смерти оставил несколько незавершенных машин.
Он участвовал в экспериментальном немецко-американском поселении Коммуниа, штат Айова.. Вейтлинг умер в Нью-Йорке. Его пережили вдова и шестеро детей.