Вильгельм Уде (28 октября 1874 г., Фридеберг, провинция Бранденбург (ныне Польша) - 17 августа 1947 года Париж ) был немецким коллекционером произведений искусства., торговец, автор и критик, один из первых коллекционеров модернистской живописи и значительная фигура в карьере Анри Руссо.
Уде изучала право в Дрездене, но переключилась на историю искусства, изучая в Мюнхене и Флоренция до переезда в Париж в 1904 году. Он купил своего первого Пикассо в 1905 году и был одним из первых коллекционеров кубистских картин Пабло Пикассо и Жорж Брак. Он встретил Роберта Делоне, Соню Терк и Анри Руссо в 1907 году и открыл свою художественную галерею в 1908 году на улице Нотр-Дам-де-Шам (Париж), где он выставил Жоржа Брака, Жан Метцингер, Соня Делоне, Андре Дерен, Рауль Дюфи, Огюст Эрбин, Жюль Паскин и Пабло Пикассо. Удэ поручил Пикассо написать свой портрет (1910) и подготовил первую монографию о Руссо в 1911 году.
Пабло Пикассо, 1910, Портрет Вильгельма Удэ, холст, масло, 81 x 60 см, Коллекция Джозефа Пулитцера Гельмут Колле, ок. 1930, Портрет Вильгельма УдэУдэ и Соня Терк поженились в 1908 году (Лондон), как сообщается, брак по расчету, который скрывал его гомосексуальность. В 1910 году они развелись, и Терк вышла замуж за Робера Делоне.
В начале Первой мировой войны у многих немецких граждан, живущих во Франции, было конфисковано их имущество французским государством. В результате коллекция Уде (включая работы Жоржа Брака, Рауля Дюфи, Хуана Гриса, Огюста Эрбена, Мари Лорансен, Фернана Леже, Жана Метцингер, Пабло Пикассо, Жан Пюи и Анри Руссо ) был конфискован в 1914 году и продан правительством на серии аукционов в Hôtel Drouot в 1921 г.
С 1919–1920 гг. Удэ работал с Гельмутом Колле и жил с ним в Шантийи, Франция. Удэ стал активным пацифистом в Веймарской Германии, но вернулся во Францию в 1924 году, вернувшись в Шантильи в 1927 году. Еврей, он провел Вторая мировая война в укрытии на юге Франции, в какой-то момент ему помог искусствовед и лидер сопротивления Жан Кассу.
Уде - также известен как главный организатор первой выставки наивного искусства, которая проходила в Париже в 1928 году. Участниками были Анри Руссо, Андре Бошан, Камилла Бомбуа, Серафина Луи и Луи Вивен, известные вместе как художники Священного Сердца. Серафина Луи была уборщицей Уде, чью работу он обнаружил и спонсировал с 1912 по 1930 год.
Значительная часть истории жизни Уде рассказана во французском фильме 2008 года Серафина режиссером Мартин Прово, сосредотачиваясь на встрече и последующей роли Серафины Луи в его жизни, а он - в ее. Фильм получил семь наград César Awards, в том числе Лучший фильм.
Жан Метцингер, 1906, La danse (Bacchante), холст, масло, 73 х 54 см. Последнее известное местонахождение Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Жорж Брак, 1909–10, La guitare (Мандора, Ла Мандор), холст, масло, 71,1 x 55,9 см, Галерея Тейт Модерн, Лондон
Жорж Брак, 1911–1912 гг., Рисунок, L'homme à la guitare (Человек с гитарой), холст, масло, 116,2 x 80,9 см (45,75 x 31,9 дюйма), Музей современного искусства, Нью-Йорк
Жорж Брак, 1913, Nature morte (Фруктовое блюдо, Туз треф), холст, масло, гуашь, уголь, 81 x 60 см (31,8 x 23,6 дюйма), Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Пабло Пикассо, 1909 год, Buste de femme (Femme en vert, Femme assise), холст, масло, 100,3 x 81,3 см, Van Abbemuseum, Нидерланды
Пабло Пикассо, 1909–1010, Figure dans un Fauteuil (Сидящая обнаженная, Femme nue assise), холст, масло, 92,1 x 73 см, Тейт Модерн, Лондон
Пабло Пикассо, 1910, La Joueuse de Mandoline (Девушка с мандолиной, Фанни Телье), холст, масло, 1 00,3 x 73,6 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Пабло Пикассо, 1911–12 гг., Скрипка (скрипка), холст, масло, 100 x 73 см (овал), Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Пабло Пикассо, 1913, Бутей, кларнет, виолончель, дневник, верр, 55 x 45 см
Хуан Грис, 1914, Le Compotier (Ваза с фруктами), мел, масло, холст, 92 x 65 см, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Рауль Дюфи, 1914, Le Cavalier arabe (Le Cavalier blanc), холст, масло, 66 x 81 см, Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris
Огюст Эрбин, 1911, Le pont de fer (Железный мост), холст, масло, 63,5 x 80 см
Анри Руссо, 1909, Портрет Джозефа Брюммера, холст, масло, 116 x 88,5 см (45,7 x 34,8 дюйма), частное собрание
Анри Руссо, 1886, La Femme en rouge dans le forêt (Am Waldrand), холст, масло, 70 x 60,5 см, Kunsthaus Zürich