Дикий человек

редактировать
Дикие люди поддерживают гербы на боковых панелях портрета Альбрехта Дюрера, 1499 (Старая пинакотека, Мюнхен).

дикий человек (также wildman, или «лесной дикий человек») - мифическая фигура, появляющаяся в произведениях искусства и литературе средневековья. Европа, сопоставимая с типом сатира или фавна в классической мифологии и Сильванусом, римским богом лесов.

Определяющей характеристикой фигуры является ее «дикость»; с XII века они постоянно изображались покрытыми волосами. Изображения диких людей появляются на вырезанных и раскрашенных выступах на крышах там, где пересекающиеся ogee хранилища встречаются в Кентерберийском соборе, в местах, где один также вероятно встретится с растительным Зеленым Человеком. Образ дикого человека сохранился до конца XVI века и стал опорой для геральдических гербов, особенно в Германии. Граверы эпохи Возрождения в Германии и Италии особенно любили диких мужчин, диких женщин и диких семей, с примерами из Мартина Шонгауэра (умер в 1491 году) и Альбрехта Дюрера (1471–1528) среди других.

Содержание

  • 1 Терминология
  • 2 Происхождение
  • 3 Средневековые представления
    • 3.1 Кельтская мифология
    • 3.2 Славянская мифология
    • 3.3 Speculum Regale
    • 3.4 Позднесредневековые театрализованные представления
    • 3.5 Renaud де Монтобан
    • 3.6 Дикие люди Мартина Шонгауэра
  • 4 Ранние современные представления
  • 5 Современные литературные представления
  • 6 Современные документальные изображения
  • 7 Интерпретация
  • 8 Геральдика и искусство
    • 8.1 Позднее средневековье и Возрождение
    • 8.2 Ранние современные и современные изображения
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература

Терминология

Гобелен конца 15 века из Базеля, показывающий, что лесного волка приручила добродетельная женщина

Распространенным среднеанглийским термином для этой фигуры был лесной или wodewose (также пишется woodehouse, wudwas и т. д., возможно, понимается как в единственном или множественном числе). Водвос встречается в сэре Гавейне и Зеленом рыцаре (ок. 1390). Среднеанглийское слово впервые засвидетельствовано в 1340-х годах в ссылках на популярное в то время декоративное произведение искусства «дикий человек» в латинском описании вышивки Великого Гардероба Эдварда III, но как фамилия она встречается еще в 1251 году у некоего Роберта де Вудевузе. В отношении реального легендарного или мифологического существа этот термин встречается в 1380-х годах в Библии Уиклифа, переводя שעיר (LXX δαιμόνια, латинское pilosi, означающее " волосатый ") в Исайя 13:21 События в Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь датируются вскоре после написания Библии Уиклифа, с. 1390.

Древнеанглийская форма woodwose не подтверждена, но это было бы либо * wudu-wāsa, либо * wude-wāsa. Первый элемент обычно объясняется как от вуду «лес, лес». Второй элемент менее ясен. Оно было идентифицировано как гипотетическое существительное * wāsa «быть», от глагола wesan, wosan «быть, быть живым». В качестве альтернативы это могло бы означать брошенного или брошенного человека, родственного с немецким Waise и голландским wees, которые оба означают «сирота».

Битва в лесу, рисунок Ханса Бургкмайра, возможно, сцены из средневерхненемецкого стихотворения Сигенот, о Дитрихе фон В Берне

древневерхненемецкий имел термины schrat, scrato или scrazo, которые появляются в глоссах латинских сочинений как переводы для fauni, silvestres или pilosi, идентифицируя существ как волосатых лесных существ. Некоторые местные названия предполагают ассоциации с персонажами древней мифологии. В Ломбардии и италоязычных частях Альп распространены термины salvan и salvang, происходящие от латинского Silvanus, имя римского бога-покровителя садов и сельской местности. Точно так же фольклор в Тироле и немецкоязычной Швейцарии в 20-м веке включал дикая женщина, известная как Фанге или Фанке, что происходит от латинского фауна, женская форма фавна. Средневековые немецкие источники называют дикой женщиной ламию и holzmoia (или некоторые вариации); первое явно относится к греческому демону дикой природы Ламия, а второе происходит в конечном итоге от Майи, греко-римской богини земли и плодородия, которая в других местах отождествляется с фауной и оказала большое влияние на средневековые предания о диких людях.. В славянском есть леший "лесной человек".

В различных языках и традициях есть имена, предполагающие родство с Оркусом, римским и курсивным богом смерти. В течение многих лет люди в Тироле называли дикого человека Орке, Лорке или Ноерглейном, а в некоторых частях Италии он был orco или huorco. Французское ogre имеет то же происхождение, что и современные литературные орки. Важно отметить, что Оркус ассоциируется с Майей в танце, который отмечается достаточно поздно, чтобы его осудили в испанском покаянии 9-го или 10-го веков.

Этот термин обычно заменялся в литературе раннего современного английского период классически производными эквивалентами или «дикий человек», но он сохранился в форме фамилии Вудхаус или Вудхаус (см. семейство Вудхауз ). «Дикий человек» и его родственники - это общее название существа в большинстве современных языков; он появляется на немецком языке как более дикий Манн, на французском как homme sauvage и на итальянском как uomo selvatico «лесной человек».

Происхождение

Фигуры, похожие на европейского дикого человека, встречаются во всем мире с очень ранних времен. Самый ранний записанный пример этого типа - персонаж Энкиду из древнего месопотамского эпоса о Гильгамеше.

Описание Навуходоносора II в Книга Даниила (2 век до н.э.) сильно повлияла на средневековые европейские представления. Даниил 4 изображает Бога, унижающего вавилонского царя за его хвастовство; Сбитый с ума и изгнанный из человеческого общества, он отращивает волосы на теле и живет как зверь. Этот образ был популярен в средневековых изображениях Навуходоносора. Точно так же позднесредневековые легенды о святом Иоанне Златоусте (умер в 407 году) описывают аскетизм святого, делая его настолько изолированным и диким, что охотники, которые его поймают, не могут сказать, человек он или животное.

Понт и его поезд, замаскированный под диких людей на свадьбе Женелет и Сидонии. Иллюстрация к рукописи немецкой версии Понта и Сидонии (CPG 142, fol. 122r, c. 1475).

Средневековая концепция дикого человека также основывалась на знаниях о подобных существах из Классический мир, такой как римский фавн и Сильван, и, возможно, даже Геракл. Некоторые народные предания о диком человеке соответствуют древним обычаям и верованиям. Примечательно, что крестьяне в Граубюндене пытались поймать дикого человека, напоив его и связав в надежде, что он отдаст им свою мудрость в обмен на свободу. Это предполагает связь с древней традицией, записанной еще в Ксенофонте (ум. 354 г. до н.э.) и появившейся в трудах Овидия, Павсания и Клавдий Элиан - в котором пастухи поймали лесное существо, названное здесь Силеном или Фавном, таким же образом и с той же целью.

Помимо мифологических влияний, средневековые знания о диких людях также опирались на научные труды древних историков, хотя, вероятно, в меньшей степени. Эти древние дикие люди обнажены и иногда покрыты волосами, хотя, что важно, тексты обычно локализуют их в какой-то далекой стране, что отличает их от средневекового дикого человека, который, как считалось, существовал только на границах цивилизации. Первый историк, описавший таких существ, Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), помещает их в западную Ливию вместе с безголовыми людьми с глазами на груди. и существа с собачьей мордой. После появления бывшего персидского придворного врача книга Ктесия Индика (касающаяся Индии ), в которой записаны персидские верования о субконтиненте и после завоеваний Александра Македонского Индия стала основным домом фантастических существ в западном воображении, и дикие люди часто описывались как живущие там. Мегасфен, Селевк Я Никатор, посол в Чандрагупта Маурья, писал о двух типах людей, которые можно найти в Индии, которых он явно описывает как диких: во-первых, существо, доставленное в суд, чьи пальцы ног обращены назад; во-вторых, племя лесных людей, не имевших рта и питавшихся запахами. Оба Квинт Курций Руф и Арриан относятся к самому Александру, встречавшемуся с племенем рыбоядных дикарей во время его индийской кампании.

Искаженные описания обезьян, возможно, внес свой вклад как в древнюю, так и в средневековую концепцию дикого человека. В своей Естественной истории Плиний Старший описывает расу сильвестров, диких существ в Индии, которые имели гуманоидные тела, но покрывали мех, клыки и не могли говорить - описание, которое подходит гиббонов коренных жителей этой местности. Древний карфагенский исследователь Ганно Мореплаватель (около 500 г. до н.э.) сообщил о встрече с племенем диких мужчин и волосатых женщин на территории, которая, возможно, была Сьерра-Леоне ; их интерпретаторы назвали их «гориллами», история, которая намного позже дала начало названию вида горилл и действительно могла быть связана с большой обезьяной. Точно так же греческий историк Агафархид описывает то, что могло быть шимпанзе, как племена ловких, беспорядочных «пожирателей семян» и «пожирателей древесины», живущих в Эфиопии.

Средневековые изображения

Одно из самых ранних свидетельств существования традиции дикого человека встречается в упомянутых выше испанских покаяниях IX или X веков. Эта книга, вероятно, основанная на более раннем франкском источнике, описывает танец, в котором участники облачились в обличье фигур Оркуса, Майи и Пелы, и приписывает небольшое покаяние тем, кто участвует в том, что очевидно было возрождение древнего языческого обычая. Личность Пелы неизвестна, но богиня земли Майя появляется как дикая женщина (Holz-maia в более поздних немецких глоссариях), а имена, связанные с Оркусом, были связаны с диким человеком в средние века, что указывает на то, что этот танец был ранняя версия праздников диких людей, отмечавшихся в средние века и сохранившихся в некоторых частях Европы до наших дней.

Дикие люди, на полях Книги часов конца XIV века

Как следует из названия, Главная характеристика дикого человека - его дикость. Цивилизованные люди считали диких людей обитателями пустыни, противоположностью цивилизации. Другие характеристики развивались или трансмутировались в разных контекстах. Наши источники издревле связывали диких людей с волосатостью; к XII веку они почти всегда описывались как покрытые волосами, покрывающими все их тело, за исключением рук, ног, лиц над длинными бородами, а также груди и подбородка женщин.

Кельтская мифология

В 9-м веке Ирландская сказка Buile Shuibhne (Безумие Суини) описывает, как Шуибн или Суини, языческий король Даля наради в Ольстере, нападает на христианского епископа Ронана Финна и в результате проклят безумием. Он начинает отращивать перья и когти, когда проклятие исчерпывает себя, летает, как птица, и проводит много лет, путешествуя обнаженным по лесу, сочиняя стихи среди других безумцев. Чтобы получить прощение от Бога, король Суибне перед своей смертью сочиняет прекрасное стихотворение, восхваляющее Бога. Есть и другие стихи и рассказы, повествующие о жизни и безумии короля Суибне. валлийский рассказал аналогичную историю о Мирддине Уилле, происхождении Мерлина более позднего романа. В этих историях Мирддин - воин на службе у короля Гвенддолеу ап Сейдио во время битвы при Арфдеридде. Когда его господин убит в битве, Мирддин отправляется в Каледонский лес в припадке безумия, которое наделяет его способностью сочинять пророческие стихи; ему приписывают ряд более поздних пророческих стихов. Житие святого Кентигерна включает почти ту же историю, хотя здесь безумец из Арфдерида вместо этого назван Лайлокен, что может быть оригиналом название. Фрагментарный бретонский текст XVI века An Dialog Etre Arzur Roe D'an Bretounet Ha Guynglaff (Диалог между Артуром и Гайнглафом) повествует о встрече короля Артура и дикого человека Гайнглафа, который предсказывает события, которые произойдут уже в 16 веке.

Джеффри Монмутский излагает легенду Мирддина Уилла в своей латинской Vita Merlini около 1150 года, хотя здесь фигура была переименована в " Мерлин". По словам Джеффри, после того, как Мерлин стал свидетелем ужасов битвы:

... странное безумие охватило его. Он отполз и убежал в лес, не желая, чтобы кто-нибудь увидел его уход. Он пошел в лес, рад затаиться под ясенями. Он наблюдал за дикими существами, пасущимися на пастбищах полян. Иногда он следовал за ними, иногда проходил мимо них на своем пути. Он использовал корни растений и трав, фрукты с деревьев и ежевику в зарослях. Он стал Человеком из леса, как будто посвятил себя лесу. Так что все лето он скрывался в лесу, никем не обнаруженный, забыв о себе и о себе, скрывался, как дикий зверь.

Славянская мифология

Дикие (диви) люди - персонажи славянской народной демонологии, мифические лесные существа. Имена восходят к двум родственным славянским корням * дик- и * див-, сочетающим в себе значения «дикий» и «удивительный, странный».

В восточнославянских источниках упоминается: Саратов дикар, дикий, дикой, дикенький мужичок - леший ; невысокий мужчина с большой бородой и хвостом; украинский лисови люди - старики с отросшими волосами, дающие серебро потирающим нос; Кострома дикий чорт ; Вятка диконький нечистый дух, насылающий паралич; Украинский лихий див - болотный дух, насылающий лихорадку; Украинка Карпатка дика баба - привлекательная женщина в семимильных сапогах, приносит в жертву детей и пьет их кровь, соблазняет мужчин. Есть сходство между восточнославянскими рассказами о диких людях и книжными легендами о народах дивий (необычных людях из средневекового романа «Александрия») и мифическими представлениями о чудесных народах. Например, русские с Урала считают, что дивные люди короткие, красивые, с приятным голосом, живут в пещерах в горах, могут предсказывать будущее; у белорусов Волковысского уезда дзикие люди - одноглазые каннибалы, живущие за границей, также пьют кровь ягненка; у белорусов Сокулского уезда заморский дзикий народ выращивал шерсть, у них длинный хвост и уши, как у быка; они не разговаривают, а только визжат.

Speculum Regale

Дикий человек описан в книге Konungs skuggsjá (Speculum Regale или «Королевское зеркало»), записано в Норвегия около 1250 г.:

Однажды в этой стране случилось (и это кажется действительно странным), что живое существо было поймано в лесу, и никто не мог точно сказать, был ли это человек или какое-то другое животное; ибо никто не мог извлечь из него ни слова или быть уверенным, что он понимает человеческую речь. Однако он имел человеческий облик во всех деталях, как в руках, так и в лице и ногах; но все тело было покрыто волосами, как у животных, а на спине у него была длинная грубая грива, как у лошади, которая падала с обеих сторон и волочилась по земле, когда тварь наклонялась при ходьбе.

Позднесредневековые театрализованные представления

Король Карл VI Французский и пятеро его придворных были одеты как дикие люди и скованы цепями для маскарада на трагическом Bal des Sauvages, которое произошло в Париже в Hôtel Saint-Pol 28 января 1393 года. Они были «в костюмах из льняной ткани, пришитых к их телам и пропитанных смолистым воском или смолой, чтобы удерживать покрытие из потертой конопли, так что они казались лохматыми и волосатыми с головы до пят ». В разгар празднества случайная искра от факела подожгла их легковоспламеняющиеся костюмы, в результате чего несколько придворных сожгли насмерть; жизнь короля была спасена благодаря быстрым действиям его тети, Джоанн, которая прикрыла его своим платьем.

Рено де Монтобан

«черный и волосатый» изгой, живущий в лесу, упоминается в сказке Рено де Монтобан, написанной в конце XII века.

Дикие люди Мартина Шонгауэра

Саммлунг Людвиг - Artefakt und Naturwunder-Schongauer-Wilder Mann80410

Музей Метрополитен имеет в своей коллекции четыре геральдических изображения щитов с изображением диких людей. На этих гравюрах изображены дикие люди, представляющие зрителю герб покровителей гравюры. Каждое изображение заключено в круглую композицию размером примерно 78 мм, что не является чем-то новым для творчества Шонгауэра.

В «Диком человеке, держащем щит с зайцем» и «щит с головой мавра», дикий человек держит два параллельных щита, которые, кажется, выступают из паха центральной фигуры. Дикий человек поддерживает вес щитов на двух скалах. Волосы на макушке головы дикого человека украшены ветками, которые выступают наружу; как бы создать нимб. Дикий человек не смотрит прямо на зрителя; фактически, он мрачно смотрит вниз в правую нижнюю часть своей круглой фигуры. Его мрачный вид напоминает зверя, запертого в зоопарке, как будто он расстроен из-за того, что его приручили.

Существует резкий контраст между первым отпечатком и Щитом с борзой, который держит Дикий человек, поскольку эта фигура стоит гораздо увереннее. Держа дубинку, он смотрит сквозь щит и вдаль, в короне из виноградных лоз.

На третьей гравюре Шонгауэра, «Щит с оленем в руках дикого человека», фигура сжимает свою дубинку, как трость, и шагает в том же направлении, что и олень. Он тоже носит венец из виноградных лоз, которые тянутся на ветру к зазубренной вершине горы.

В своей четвертой гравюре, «Дикая женщина, держащая щит с головой льва», Шонгауэр изображает другую сцену. Эта сцена более интимная. На изображении изображена дикая женщина, сидящая на пне, с грудным потомством у груди. Пока тело женщины покрыто волосами, ее лицо остается открытым. Еще она носит венец из виноградных лоз. Тогда, по сравнению с другими дикими мужчинами, дикая женщина заметно непропорциональна.

Наконец, каждый отпечаток визуально достаточно силен, чтобы стоять отдельно как отдельные сцены, но когда они выстроены в линию, кажется, что они были выбиты из непрерывной сцены с помощью круглого штампа.

Ранние современные представления

«Дикий человек», ок. 1521/22, бронза Паулюса Фишера

Дикий человек использовался как символ добычи полезных ископаемых в Германии позднего средневековья и эпохи Возрождения. Он появляется в этом контексте в гербах Наили и Вильдеманна. Город Вильдеманн в Верхнем Гарце был основан в 1529 году горняками, которые, согласно легенде, встретили дикого мужчину и жену, когда они рискнули в дебрях горного хребта Гарц.

Педро Гонсалес

Петрус Гонсалвус (родился в 1537 году) был назван Улиссе Альдрованди «лесным человеком» из-за его состояния, гипертрихоза. Некоторые из его детей тоже пострадали. Считается, что его брак с дамой Екатериной вдохновил на создание сказки Красавица и Чудовище.

В Шекспире Зимняя сказка (1611), танец двенадцать «сатиров» на деревенской стрижке овец (IV.iv), подготовленные по рассказу слуги:

Мастера, есть три возчика, три пастуха, три стада, три стада свиней, которые сделали себя все люди волос, они называют себя Солтье, и у них есть танец, который, как говорят девушки, является галлимауфри игуан...

Сказание объединяет диких людей и сатиров. Шекспир, возможно, был вдохновлен эпизодом Бена Джонсона маска Оберон, Волшебный принц (исполненный 1 января 1611 г.), где сатиры имеют «коричневый цвет». запястья »и« лохматые бедра »; они «бегают, прыгая и совершая античные действия».

Современные литературные представления

Термин «лесные усы» или просто «восы» используется Дж. Р. Р. Толкин для описания вымышленной расы диких людей, которых также называют друэдайн, в его книгах по Средиземью. Согласно легендариуму Толкина, другие люди, в том числе Рохиррим, приняли друэдайн за гоблинов или других лесных существ и называли их пукель-людьми (гоблинами). -мужчины). Он допускает вымышленную возможность того, что его Drúedain были «действительным» происхождением диких людей из более позднего традиционного фольклора.

Британский поэт Тед Хьюз использовал форму wodwo в качестве названия стихотворения и том 1967 года его собрания сочинений.

Описан вымышленный персонаж Тарзан из Эдгара Райса Берроуза '1912 года Тарзан из обезьян как современная версия архетипа дикого человека.

Современные документальные представления

Фактическим документом дикого ребенка был Нг Чхайди, живший голый в джунгли Индии, где ее волосы и ногти росли за 38 лет, когда она превратилась в «дикую женщину».

Интерпретация

Дикий человек обсуждался в фрейдистские термины как репрезентативные для «потенциальных возможностей, таящихся в сердце каждого человека, будь то примитивного или цивилизованного, как его возможная неспособность примириться с его социально обеспеченным миром».

Геральдика и rt

Позднее Средневековье и Возрождение

Ранние современные и современные изображения

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Ричард Бернхеймер, Дикие люди в средние века, Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1952; Нью-Йорк: Octagon Books, 1979, ISBN 0-374-90616-5
  • Рэйчел Бромвич (2006). Trioedd Ynys Prydein: Триады острова Британия. Университет Уэльса Press. ISBN 0-7083-1386-8.
  • Тимоти Хасбэнд, Дикий человек: средневековый миф и символизм, Каталог выставки, проходившей в Клойстерс, Метрополитен-музей, 1980, ISBN 0-87099-254-6, ISBN 0-87099-255-4
  • Ребекка Мартин, Дикие люди и мавры в Castle of Love: The Castle-Siege Tapestries в Нюрнберге, Вене и Бостоне, Диссертация (Ph.D.), Chapel Hill / N. С., 1983
  • Норрис Дж. Лейси (1991). Энциклопедия Нового Артура. Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 0-8240-4377-4.
  • О. В. Белова, Славянская древность. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. Москва: Международные отношения, 1999. ISBN 5-7133-0982-7
  • Ямамото, Дороти (2000). Границы человека в средневековой английской литературе. Оксфорд.

Дополнительная литература

  • Муж, Тимоти (1986). Дикий человек: средневековый миф и символика. Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен. ISBN 9780870992544.
  • Бартра, Роджер, Дикие люди в Зазеркалье: мифические истоки европейской инаковости, Анн-Арбор, Издательство Мичиганского университета, 1994.
  • Бартра, Роджер, Искусственный дикарь: современные мифы о диком человеке, Анн-Арбор, издательство Мичиганского университета, 1997.
Найдите дикий человек в Wiktionary, бесплатном словарь.
Найдите woodwose в Wiktionary, бесплатном словаре.
На Викискладе есть материалы, связанные с Wild man.
Последняя правка сделана 2021-06-20 03:42:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте