Вифредо Лам

редактировать
Вифредо Лам
Wilfredo Lam.jpg Вифредо Лам. (Хосе Гомес-Сикре фотоархив)
Вифредо Оскар де ла Консепсьон Лам и Кастилья. 8 декабря 1902 (1902-12-08). Сагуа ла Гранде, Куба
Умер11 сентября 1982 (1982-09-12) (79 лет). Париж, Франция
НациональностьКубинец
ИзвестенЖивописью
Известная работаДжунгли (1943), Коллекция Музея современного искусства.
Супруг (ы)Ева Пириз (1929–1931; ее смерть). Хелена Хольцер (1944–1950). Лу Лорин (1960–1982; его смерть, 3 сына)
Дети3
НаградыМеждународная премия Гуггенхайма
Вифредо Лам, Замбезия, Замбезия, масло холст, 1950, Музей Соломона Р. Гуггенхайма

Вифредо Оскар де ла Консепсьон Лам и Кастилья (китайский : 林飛龍; Джютпин : lam4 fei1lung4; 8 декабря 1902 - 11 сентября 1982), более известный как Вифредо Лам, был кубинским художником, который Он призван изобразить и возродить непреходящий афро-кубинский дух и культуру. Вдохновленный и находящийся в контакте с некоторыми из самых известных художников 20-го века, включая Пабло Пикассо, Анри Матисс, Фрида Кало и Диего Ривера Лам соединил свои влияния и создал уникальный стиль, который в конечном итоге характеризовался преобладанием гибридных фигур. Его отличительный визуальный стиль также влияет на многих художников. Хотя он был преимущественно художником, в более поздние годы он также работал со скульптурой, керамикой и гравюрой.

Содержание
  • 1 Молодость
  • 2 Карьера в Европе
  • 3 Годы в Гаване
  • 4 Наследие
  • 5 Джунгли
  • 6 Рынок искусства
  • 7 Произведения искусства
  • 8 Выставки
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
Ранние годы

Вифредо Лам родился и вырос в Сагуа-ла-Гранде, деревне в сахарная провинция Вилья-Клара, Куба. Он был смешанной расы: его мать, бывшая Ана Серафина Кастилья, родилась от конголезской бывшей рабыни и кубинского мулата отца, а его отец, Ям Лам, был китайский иммигрант. В Сагуа-ла-Гранде Лам был окружен множеством людей африканского происхождения; его семья, как и многие другие, исповедовала католицизм наряду со своими африканскими традициями. Через свою крестную мать, Матонику Уилсон, жрицу Сантерии, которую местные жители называли целительницей и колдуньей, он познакомился с обрядами африканских ориша. Его контакт с африканскими праздниками и духовными практиками оказал на него самое большое художественное влияние.

В 1916 году Лам переехал в Гавану, чтобы изучать право, путь, который ему подсказала его семья. Одновременно он начал изучать тропические растения в Ботаническом саду. С 1918 по 1923 год Лам изучал живопись в Escuela de Bellas Artes. Однако он не любил и академическое обучение, и живопись. Осенью 1923 года он уехал в Мадрид, Испания, чтобы продолжить свои художественные занятия.

Карьера в Европе

В 1923 году Лам начал учиться в Мадриде у Фернандо Альварес де Сотомайор и Сарагоса, куратора Музея Прадо и преподаватель Сальвадор Дали. По утрам он ходил в студию своего консервативного учителя, а вечерами работал с молодыми художниками-нонконформистами. В Прадо он открыл для себя работы Иеронима Босха и Питера Брейгеля I и был восхищен ими. В то время как ранние картины Лам были выполнены в модернистской испанской традиции, его работы вскоре стали более упрощенными и декоративными. Хотя его неприязнь к академическому консерватизму сохранялась, его пребывание в Испании ознаменовало его техническое развитие, в котором он начал объединять примитивную эстетику и традиции западной композиции. В 1929 году он женился на Еве Пириз, но и она, и их маленький сын умерли в 1931 году от туберкулёза ; вполне вероятно, что эта личная трагедия способствовала мрачному характеру его работы.

В 1930-е годы Лам подвергся различным влияниям. В его творчестве заметно влияние сюрреализма, а также Анри Матисса. Во время путешествий Лама по сельской местности Испании он проявлял сочувствие к испанским крестьянам, чьи проблемы в некотором роде отражали проблемы бывших рабов, среди которых он вырос на Кубе. С началом гражданской войны в Испании он встал на сторону республиканцев и использовал свой талант для создания республиканских плакатов и пропаганды. Призванный защищать Мадрид, Лам был выведен из строя во время боевых действий в конце 1937 года и был отправлен в Барселону. Там он познакомился с Хеленой Хольцер, немецким исследователем, и каталонским художником, известным как Маноло Хьюге. Маноло передал Ламу рекомендательное письмо, которое положило начало его дружбе с Пикассо, чьи работы впечатлили и вдохновили Лам за год до этого, когда он увидел выставку в Мадриде.

В 1938 году Лам переехал в Париж. Он быстро получил поддержку Пикассо, который познакомил его со многими ведущими художниками того времени, такими как Фернан Леже, Анри Матисс, Жорж Брак и Жоан Миро. Пикассо также познакомил его с Пьером Лёбом, парижским торговцем произведениями искусства; Леб устроил Ламу свою первую выставку в Galerie Pierre Loeb в 1939 году, которая получила восторженный отклик критиков. Пикассо и Лам также вместе выставляли свои работы в галереях Perls в Нью-Йорке в том же году. В творчестве Лам перешли от демонстрации влияния Матисса, проявленного в его натюрмортах, пейзажах и упрощенных портретах, к влиянию кубизма. В основном работая с гуашью, Лам начал создавать стилизованные фигуры, на которые, похоже, оказал влияние Пикассо. Большая часть его работ в 1938 году отличалась эмоциональной насыщенностью; предмет варьировался от взаимодействующих пар до отчаявшихся женщин и демонстрировал значительно более сильное африканское влияние, что проявлялось в угловатых очертаниях фигур и синтезе их тел.

В то время как Лам начал упрощать свои формы до того, как вступил в контакт что касается работ Пикассо, очевидно, что Пикассо оказал на него значительное влияние. Что касается выставки Пикассо, Лам сказал, что это «не только открытие, но и… шок». Лам получил одобрение Пикассо, чья поддержка, как говорят, подтолкнула Лама к поиску собственной интерпретации модернизма

С началом Второй мировой войны и вторжением в Париж Немцы, Лам уехал в Марсель, Франция в 1940 году. Там он воссоединился со многими интеллектуалами, включая сюрреалистов, с которыми он был связан с тех пор, как встретил Андре Бретона в 1939 году. Находясь в Марселе, Лам и Бретон совместно работали над публикацией бретонского стихотворения «Фата Моргана», которое иллюстрировал Лам. Хотя рисунки, которые он создал в Марселе в период с 1940 по 1941 год, известны как сюита «Фата Моргана», только около трех послужили основой для иллюстраций к стихотворению. В 1941 году Бретон, Лам и Клод Леви-Стросс в сопровождении многих других уехали на Мартинику только для того, чтобы быть заключенными в тюрьму. Через сорок дней Лам был освобожден, и ему разрешили уехать на Кубу, куда он прибыл в середине лета 1941 года.

годы Гаваны

По возвращении Лама в Гавану он разработал новое осознание афро-кубинских традиций. Он заметил, что потомки рабов все еще подвергаются притеснениям и что афро-кубинская культура деградировала и превратилась в живописную ради туризма. Он считал, что Куба находится в опасности утратить свое африканское наследие, и поэтому стремился освободить их от культурного подчинения. В интервью Макс-Полю Фуше он сказал:

«Я всем сердцем хотел нарисовать драму моей страны, но, полностью выражая негритянский дух, красоту пластического искусства черных. Я мог действовать как троянский конь, который извергал галлюцинации, способные удивлять и нарушать мечты эксплуататоров ».

Кроме того, его пребывание на Кубе ознаменовало быстрое развитие его стиль. Основываясь на его изучении тропических растений и знакомстве с афро-кубинской культурой, его картины стали характеризоваться присутствием гибридной фигуры - наполовину человека, наполовину животного и наполовину растительного. Его стиль отличался также сочетанием сюрреалистических и кубистских подходов с образами и символами Сантерии. В 1943 году он начал свою самую известную работу «Джунгли». Он отражал его зрелый стиль, изображая четыре фигуры с головами-масками, наполовину выступающие из густой тропической растительности. Позже в том же году он был показан на выставке в галерее Pierre Matisse в Нью-Йорке, где вызвал споры. На картине изображено противоречие между модернизмом и живостью и энергией африканской культуры. В конечном итоге «Джунгли» были приобретены Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Ее часто сравнивают с Герникой Пикассо, которая висит в музее королевы Софии в Мадриде.

Лам с коллегой-художником Мануэль Карбонелл (1952)

Лам продолжал упрощать и синтезировать абстракцию, но продолжал рисовать фигурально; он также продолжал развивать мифологию и тотемизм, которые определяли его стиль. В 1944 году он женился на Хелане Хольцер, с которой развелся в 1950 году. В 1946 году он и Бретон провели четыре месяца на Гаити. Там Лам обогатил свое и без того обширное понимание африканского божества и магических ритуалов, наблюдая за церемониями Вудуна, хотя позже он сказал, что его контакт с африканской духовностью, которую он обнаружил по всей Америке, напрямую не повлиял на его формальный стиль.. С другой стороны, африканская поэзия оказала влияние на его картины. В 1950 году он работал с Рене Портокарреро и другими; в деревне Сантьяго-де-Лас-Вегас группа художников работала над керамикой. Лам поселился в Париже в 1952 году, разделив свое время между Кубой, Нью-Йорком и Францией.

Salón de Mayo, 1967. Вставка на тротуаре перед зданием Radiocentro CMQ Вильфредо Лам.

Лам, который продолжал симпатизировать простому человеку, выставил серию картин на Гаванский университет в 1955 году, чтобы продемонстрировать свою поддержку студенческих протестов против диктатуры Батисты. Точно так же в 1965 году, через шесть лет после революции, он продемонстрировал свою преданность Кастро и его целям социального и экономического равенства, написав «Терсер Мундо» («Третий мир») для президентского дворца. В 1960 году Лам основал студию в Альбиссола-Марина на северо-западном побережье Италии и поселился там со своей женой Лу Лорин, шведским художником, и их тремя сыновьями. В 1964 году он был награжден Международной премией Гуггенхайма, а в период с 1966 по 1967 год было проведено множество ретроспектив его работ по всей Европе. При поддержке Асгера Йорна и заинтригованного местным гончарным мастерством, Лам начал экспериментировать с керамикой и провел свою первую керамическую выставку в 1975 году. В сумерках он начал моделировать скульптуры и отливать их из металла. лет, часто изображая персонажей, похожих на тех, кого он рисовал.

Вифредо Лам умер 11 сентября 1982 года в Париже в возрасте 79 лет. После более чем ста персональных выставок по всему миру, Лам к моменту смерти имел прочную репутацию.

Наследие

Лам, как и многие наиболее известные художники 20-го века, сочетал радикальные современные стили с «примитивным» искусством Америки. В то время как Диего Ривера и Хоакин Торрес Гарсия черпали вдохновение в доколумбовом искусстве, Лам находился под влиянием афро-кубинцев того времени. Он драматически синтезировал сюрреалистическую и кубистскую стратегии, в то же время включив иконографию и дух афро-кубинской религии. По этой причине его работы не принадлежат какому-либо конкретному направлению в искусстве.

Он считал, что общество слишком много внимания уделяет личности и стремилось показать человечество в целом в своих произведениях. Он рисовал общие фигуры, создавая универсальные. Для достижения своей цели он часто рисовал маски -подобные лица. Хотя кубинская культура и мифология пронизывали его работы, они касались природы человека и, следовательно, были полностью связаны с некубинцами.

Открытый в 1983 году Центр современного искусства Вифредо Лам (по-испански: Centro de Arte Contemporáneo Wifredo Lam) - это государственная галерея в честь Лам, расположенная в Гаване, Куба. Эта картинная галерея отвечает за организацию Bienal de la Habana, Куба, постоянной коллекции произведений искусства, насчитывающей ок. 1000 работ, а также исследование и изучение современного изобразительного искусства в развивающихся странах.

В 2015 году в Центре Жоржа Помпиду в Париже открылась ретроспективная выставка его работ, которая отправится в Королевство Софийский музей в Испании и впоследствии музей Тейт в Лондоне.

Джунгли
Вифредо Лам, Джунгли, бумага, гуашь, 1943, Музей современного искусства

Джунгли, которые считаются шедевром Лама, являются образцом зрелого стиля художника. Полиморфизм, которым хорошо известен Лам, сопоставляет аспекты людей, животных и растений, создавая чудовищных гибридных существ. Плотный состав создает ощущение клаустрофобии, в то время как формы остаются трудно различимыми. Удлиненным конечностям фигур не хватает четкости, в то время как большое внимание уделяется их большим ступням, круглым ягодицам и маскам головы в африканском стиле. Кроме того, переливчатость форм усиливает тропическое ощущение картины.

Джунгли, однако, не были предназначены для описания примитивизма Кубы. Скорее, намерением Лам было изобразить духовное состояние - то, что несомненно вдохновлено Сантерией; он проливает свет на абсурд, который превратился в афро-кубинскую культуру, и, в частности, на то, как их традиции были удешевлены для туризма. Он стремился описать реальность своего народа посредством мощной работы и получил за это признание и известность.

Художественный рынок

6 декабря 2017 года Sotheby's продал картину Лама «Труа сантиметров земли» (1962) за 4,44 миллиона евро (5,24 миллиона долларов), что установило новый рекорд цены для художника.. Работа была продана как часть коллекции Алена и Кэндис Фрейбергер. Предыдущий рекорд для артиста был установлен в мае 2012 года, когда «Идоло» (Oya / Divinit de l'air de la mort) было продано за 4,56 миллиона долларов. Новый рекорд был установлен 28 июня 2020 года, когда Sotheby's продал с аукциона «Оми Обини» Лама за 9 603 800 долларов.

Произведения искусства
  • Персонажи двух человек. 1938. Коллекция генерального совета Мартиники, Франция.
  • Мать и дитя. 1939. Чикагский институт искусств, Чикаго.
  • Анаму. 1942. Музей современного искусства, Чикаго.
  • Сатана. 1942. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
  • Джунгли. 1943. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
  • Без названия. 1943. Музей изящных искусств, Бостон
  • Homenaje a jicotea. ок. 1943. Художественный музей Лоу, Университет Майами.
  • Без названия. 1945. Galerie Lelong, Париж.
  • Le guerrier. 1947. Galerie Lelong, Paris.
  • Le Reve. 1947. Музей и сад скульптур Хиршхорна, Смитсоновский институт.
  • Exodo. 1948. Галерея искусств Университета Ховарда, Вашингтон, округ Колумбия
  • L'Espirit aveugle. 1948. Художественный музей Индианаполиса.
  • Лисамона. 1950. Коллекция Стивена М. Гринбаума, Нью-Гэмпшир.
  • Les enfants sans âme. 1964. Музей современного искусства, Брюссель.
  • El Tercer Mundo. 1965–1966. Национальный музей изящных искусств, Гавана.
  • Тень дней. 1970.
Выставки
  • "Wifredo Lam Peintures". Галерея Пьера, Париж. 30 июня - 14 июля 1939 г.
  • «Рисунки Пикассо и гуаши Вифредо Лама». Галерея Перлз, Нью-Йорк. 13 ноября - 2 декабря 1939 г.
  • «Картины Лам». Галерея Пьера Матисса, Нью-Йорк. 17 ноября - 5 декабря 1942 г.
  • «Картины Лам». Галерея Пьера Матисса, Нью-Йорк. 6–24 июня 1944 г.
  • «Картины Лам». Галерея Пьера Матисса, Нью-Йорк. 20 ноября - 8 декабря 1945 г.
  • «Вифредо Лам». Галерея Пьера, Париж. 12–31 декабря 1945 года.
  • Галерея искусств «Лам», Порт-о-Пренс, Гаити, 24 января - 3 февраля 1946 года.
  • «Кубинский художник Вифредо Лам. " Лондонская галерея, Лондон. 5–30 ноября 1946 г.
  • "Lam: Obras Recientes 1950." Центральный парк, Гавана. 2–15 октября 1950 г.
  • «Вифредо Лам». Museo de Bellas Artes, Каракас, 8–22 мая 1955 г.
  • «Вифредо Лам». Университет Нотр-Дама, Нотр-Дам, 8–22 января 1961 г.
  • «Вифредо Лам Малерей, Вик Джентилс Билдхауэрей». Кунстхалле, Базель, 10 сентября - 9 октября 1966 г.; "Вифредо Лам". Kestnergesellschaft, Ганновер, 16 декабря 1966 г. - 16 января 1967 г.; Stedelijk Museum, 26 января - 12 марта 1967 г.; Moderna Museet, Стокгольм, 8 апреля - 7 мая 1967 г.; Дворец изящных искусств, Брюссель, 18 мая - 18 июня 1967 г.
  • «Вифредо Лам». Ордрупгаард, Шарлоттенлунд (Дания), 14 сентября - 15 октября 1978 г.; Соня Хени, Фонд Нильса Онстада, Ховиккоден (Норвегия),
  • «Homenaje a Wifredo Lam 1902–1982». Национальный музей современного искусства, Мадрид, 20 октября - 12 декабря 1982 г.; Musée d'Ixelles, Брюссель, 7 января - 6 марта 1983 г.; Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris, Париж, 23 марта - 22 мая 1983 г.
  • «Вифредо Лам, гравюры». Центральный институт изящных искусств, Пекин; Дворец изящных искусств, Шанхай; Институт изящных искусств, Ханчжоу, Институт изящных искусств; Гуанчжоу; Центр искусств, Гонконг, сентябрь 1991 г. - март 1992 г.
  • «Вифредо Лам: ретроспектива работ на бумаге». Americas Society, Нью-Йорк, 19 сентября - 20 декабря 1992 г.; Fundacio La Caixa, Барселона, 21 января - 21 марта 1993 г.
  • «Вифредо Лам». Национальный музей искусства королевы Софии, Мадрид, 29 сентября - 14 декабря 1992 г.; Fundacio Miró, Барселона, 21 января - 21 марта 1993 г.
  • «Lam métis». Fondation Dapper, Париж, 26 сентября 2001 г. - 20 января 2002 г.
  • «Вифредо Лам: меняющийся образ, столетняя выставка». Художественный музей Иокогамы, Иокогама, октябрь 2002 г. - январь 2003 г.
  • «Wifredo Lam et les poètes». Musée Campredon, Maison René Char, L'Isle sur la Sorgue, Франция, 7 июля - 2 октября 2005 г.
  • «Вифредо Лам в Северной Америке», Художественный музей Хаггерти, Университет Маркетт, Милуоки, 11 октября, 2007 г. - 21 января 2008 г. Художественный музей Майами, Майами, 8 февраля - 18 мая 2008 г.; Музей латиноамериканского искусства, Лонг-Бич, 12 июня - 31 августа 2008 г.; Музей Дали, Санкт-Петербург (Флорида), 2 октября 2008 г. - 10 января 2009 г.
  • "Wifredo Lam, gravuras", Caixa Cultural de Rio de Janeiro, Рио-де-Жанейро, 22 октября - 3 января 2010 г. ; Pinacoteca de Estado, Сан-Паулу, 27 февраля - 2 мая 2010 г.
  • «Вифредо Лам 1902–1982: Voyages entre caraïbes et avant-gardes», Musée des Beaux-Arts de Nantes, Франция, 6 мая - 29 августа 2010 г.
  • «Césaire, Lam, Picasso, Nous nous sommes Trouvés», Galerie nationales du Grand Palais, Париж, Франция, 16 марта - 6 июня 2011 г.
  • «Césaire», Лам, Пикассо, Nous nous sommes Trouvés, "Fondation Clément, Le François (Мартиника), 6 декабря 2013 г. - 2 марта 2014 г.
  • " Вифредо Лам, воображая новые миры, Музей искусств МакМаллена ", Бостон, 30 августа - 14 декабря 2014 г.; Художественный музей Хай, Атланта, 10 февраля - 24 мая 2015 г.
  • Вифредо Лам, выставка Ey. Лондон, Галерея Тейт Модерн (14 сентября 2016 г. - 8 января 2017 г.).
  • «Вифредо Лам», Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, 30 сентября 2015 г. - 15 февраля 2016 г. ; Национальный музей Centro de Arte Reina Sofia, Мадрид, 5 апреля - 15 августа 2016 г.; Галерея Тейт Модерн, Лондон, 14 сентября 2016 г. - 8 января 2017 г.
  • «Рисунки Вифредо Лама: 1940–1955. Из личной коллекции Хуана Кастильо Васкеса, Гавана, Куба». Художественные галереи Университета Лихай, Центр искусств Зёлльнера, Вифлеем, Пенсильвания, 30 августа - 10 декабря 2017 г.

Библиография

  • Бенитес, Хелена. Вифредо и Хелена: Моя жизнь с Вифредо Ламом 1939–1950, Акатос, Лозанна, 1999.
  • Катрин Давид (редактор), каталог выставки, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Национальный музей Centro de Arte Reina Sofia, Мадрид, Тейт Модерн, Лондон, Editions du Centre Pompidou, Париж, 2015
  • Диас Рамос, Афонсу. 2016. "Выставка Ey: Вифредо Лам". Cuba Counterpoints, 1 декабря 2016 г..
  • Fouchet, Max-Pol. Вифредо Лам, Poligrafa, Барселона, 1976; Cercle d'Art, Париж, 1976; Риццоли, Нью-Йорк, 1978.
  • Жуффруа, Ален. Lam, Editions Georges Fall, Paris, 1970.
  • Лам, Эскиль, Долега-Риттер, Дорота, Тонно-Рикелинк, Доминик. Каталог Raisonné, Prints, Estampes, Grafica, Version, H.C Éditions, Paris, 2016.
  • Laurin-Lam, Lou. Каталог Raisonné живописных работ, том I, 1923–1960, Acatos, Lausanne, 1996.
  • Лорин-Лам, Лу, Лам, Эскиль. Каталог Raisonné живописных работ, том II, 1961–1982, Acatos, Lausanne, 2002.
  • Линхардт, Жак, Лам, Х.С. Éditions, Paris, 2009.
  • Лейрис, Мишель. Вифредо Лам, Фрателли Фабри, Милан, 1970 год; Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк, 1970.
  • Ортис, Фернандо. Wifredo Lam y su obra vista a través de suignados criticalos, Publicaciones del Ministerio de Educacion, La
  • Victor Moreno - ein kubanischer Maler, Vielflieger VerlagHabana, 1950.
  • Sims, Lowery, S. Вифредо Лам и международный авангард, 1923–1982, издательство Texas University Press, Остин, 2002.
  • Тонно-Рикелинк, Доминик. Вифредо Лам, uvre gravé et lithographié, Catalog Raisonné, Éditions du Musée de Gravelines, 1994.
  • Пинторес Кубанос, редакторы Висенте Баес, Вирилио Пинера, Калверт Кейси и Антон Арруфат; Ediciones Revolucion, Гавана, Куба, 1962.
См. Также
  • flag Кубинский портал
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Вифредо Лам.
В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Вифредо Лам
Последняя правка сделана 2021-06-20 15:21:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте