Белое солнце пустыни | |
---|---|
Режиссер | Владимир Мотыль |
Производство | Экспериментальная студия Мосфильм |
Автор | Валентин Ежов. Рустам Ибрагимбеков |
В ролях | Анатолий Кузнецов. Спартак Мишулин. Павел Луспекаев |
Музыка | Исаак Шварц (текст песни Булат Окуджавы ) |
Кинематография | Эдуард Розовский |
Распространяется на | Ленфильм. Мосфильм |
Дата выхода |
|
Продолжительность | 85 мин |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Белое солнце пустыни (Русский : Белое солнце пустыни, романизированный : Белое солнце пустыни) - восточный фильм 1970 года или Остерн о Советском Союзе.
Его сочетание боевика, комедии, музыки и драмы, а также запоминающихся цитат сделало его очень успешным в прокате в России, и он сохраняет высокую оценку внутри страны. Его главная тема - песня "You" r Благородное Высочество Леди Форчун »(Ваше благородие, госпожа Удача, музыка: Исаак Шварц, слова: Булат Окуджава, в исполнении Павел Луспекаев ) стал хитом. космонавты смотрят фильм перед запуском в космос как ритуал удачи.
Место действия - восточный берег Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов воевал Гражданскую войну Русские в Азии уже несколько лет. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне - разительный контраст со своей родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиатский язык, будет спасать Сухова в сложных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной Армии и партизанами басмачей. Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову для временной защиты гарем, оставленный лидером басмачей Абдуллой. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петруху, чтобы тот помог Сухову с задачей, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.
Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии. Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.
Вскоре, в поисках морского пути через границу, Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик с динамитом, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.
Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены спрятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.
Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.
Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь - это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной Армии вроде Сухова.
Саид - А теперь уходи. Нельзя оставаться одному.. Сухов - Я не могу. Абдулла убьет женщин.. Саид - Абдулла убьет тебя. Это его жены. Через полчаса будет поздно. Я должен уйти.. Сухов - я рассчитывал на тебя.. Саид - Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?. Сухов - Я рассчитывал на тебя, Саид.
Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи, их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из расположенной поблизости военной части. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензорами.
В сценарии используются разные уровни honorifics на русском языке. язык. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени - по жене. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» (товарищ ). Верещагин сначала также называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более уважительному «Федору Ивановичу».
Оружие явно используется для характеристики и развития персонажей. Вначале Саид встречается с голыми руками; он приобретает все свое оружие через фильм и умело использует его. Сухов дает ему нож, которым Саид позже бросает, чтобы убить нападавшего. Стреляет из карабина, взятого у бандита, которого задушил веревкой как лассо (помогая Сухову). Его навыки верховой езды проявляются, когда он прыгает на лошадь спиной вперед, идя задом и держа врага под прицелом. Затем он медленно уезжает, садясь на лошадь спиной.
Верещагин, несмотря на наличие в арсенале стрелкового оружия, сражается голыми руками, что подчеркивает его грубую силу и прямолинейность. И Сухов, и Абдулла используют пистолеты, а не винтовки, в зависимости от их руководящих, офицерских должностей. Сухов вооружен револьвером Nagant M1895, личным подарком командира бригады М. Н. Ковуна, тогда как Абдулла использует Mauser C96. Чтобы разобраться с бандой Абдуллы, Сухов достает и ремонтирует автомат. У Петрухи есть винтовка, которая заклинивает и никогда не стреляет при необходимости. Члены банды Абдуллы носят характерные для того времени и региона карабины и длинные ножи.
Режиссер Владимир Мотыль сказал, что на него повлияли такие фильмы, как Дилижанс и Ровный полдень. он описал фильм как «коктейль» из авантюрной русской сказки и вестерна. Первоначально фильм предлагали нескольким режиссерам, в том числе Андрею Тарковскому и Андрею Кончаловскому, но они отказались, утверждает Мотыль, по двум основным причинам. Во-первых, Кончаловский считал, что только американские актеры могут сыграть главную роль в вестерне, а во-вторых, сценарий сочли слабым. Мотыль также сначала отклонил предложение, но затем оказался в ситуации, когда у него не было выбора, поскольку ему не дали бы другой фильм для постановки.
После того, как «Мосфильм» отклонил первую версию фильма, Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову поручили доработать сценарий. Ибрагимбеков был выбран по национальности как знаток Востока, хотя на самом деле он вырос в России и никогда не был в этом регионе. Ветеран войны рассказал Ежову историю о гареме, брошенном вождем басмачей в бегах, которая стала стержнем нового сценария. Дальнейшее переписывание произошло от Мотыля после того, как он сменил Кончаловского на посту директора. Мотыль полностью переделал и выдвинул персонажа Верещагина - все его диалоги, а также около 60% всего сценария были переписаны и импровизированы во время съемок. Мотыль также придумал раскрыть личность Сухова через его сны, в которых он пишет письма любимой жене. Эти письма были составлены Марком Захаровым, другом Мотыля.
Спустя годы Кончаловский назвал финальный сценарий шедевром.
Сцены из снов Сухова сначала снимались недалеко от Луги Ленинградской области, а основная часть фильма была снята на западном берегу Каспийского моря недалеко от Махачкалы, Дагестан. Сцены песчаных дюн были сняты в пустыне Каракумы около Мары, Туркменистан, а музейные сцены сняты в близлежащем древнем городе Мерв. Особое место занимает, например, самобытная крепость Кыз-Кала (Гыз-Гала). Сцены на дюнах требовали много внимания от актеров, которым приходилось делать большие круги на палящей жаре, чтобы приблизиться к месту съемки, не оставляя характерных следов на песке. Однако самая тяжелая ноша легла на Мишулина, который провел в общей сложности несколько дней в ящике, закопанном в песок, готовясь к нескольким дублям вступительной сцены. Деревенские постройки и дом Верещагина были временными макетами, которые приходилось регулярно ремонтировать из-за повреждений от частых ветров.
Сцены верховой езды выполнял специальный каскадер, сформированный для Войны и мира сериал фильмов. Хотя в этом фильме он не выполнял никаких трюков, один член подразделения погиб в результате несчастного случая во время съемок. Некоторые другие аварии произошли из-за плохой общей дисциплины и безопасности. Например, на лице Верещагина виден порез, когда он сражается на корабле. Он получил этот порез накануне в пьяной драке. Кроме того, однажды ночью местные воры украли реквизит. Безопасность была улучшена после того, как Мотыль нанял местного криминального лидера на роль члена банды Абдуллы.
В фильме были задействованы два опасных трюка, первый, когда офицер Абдуллы, предположительно брошенный Верещагиным, пробивает второй - напольное окно и падает на песок внизу. Другой - когда Сухов выпрыгивает из подожженного маслобака. Оба трюка исполнил Валентин Фабер.
Саундтрек к «Белому солнцу пустыни» - один из самых знаменитых российских фильмов. Партитура содержит музыку для гитары, балалайки и оркестровую музыку. Многие песни вдохновлены городской песенной культурой столичной России 1960-х годов. Эти песни часто представляют собой просто голос и гитару, а музыка написана на основе традиционной русской народной музыки.
«Ваша честь, госпожа удача» в исполнении Верещагина в сопровождении гитары - музыкальный мотив в фильме. В текстах говорится об одиночестве, зависимости человечества от удачи и надежде на любовь. Эти тексты отражают многие центральные темы фильма, в том числе печаль Верещагина и разлуку Сухова с Катериной. Песня была написана Окуджавой по личной просьбе Мотыля, который работал с ним в прошлом. Строка из этой песни «Девять граммов твоему сердцу, остановись, не звони» включена как дань уважения в сценарий советского боевика 1985 года Independent Steaming (Одиночное плавание).
Белое солнце пустыни стало одним из самых популярных фильмов всех времен в России, где он приобрел статус классики. Это способствовало популяризации восточного кино.
В советское время фильм не получил наград. Это был один из самых популярных фильмов 1970 года, собрав 34,5 миллиона зрителей, но проиграл Государственную премию СССР 1970 году фильму У озера. Лишь в 1998 году он был удостоен государственной премии президента Бориса Ельцина как культурно значимый.
Фильм получил ограниченное внимание на Западе. Его показали на фестивале советского кино в маленьком театре Карнеги в 1973 году, приурочив его к визиту Леонида Брежнева в Соединенные Штаты. В остальном он не получил широкого распространения. Роджер Гринспан, кинокритик New York Times, назвал это «развлечением для бегства от реальности».
В 1998 году создатели фильма были удостоены Государственной премии Российской Федерации 1997 года в области литературы и искусства 1997 года, то есть спустя почти 30 лет после того, как фильм покинул киноэкран. По фильму выпущена русская компьютерная игра. Верещагин стал символом таможенника, в его честь установлены памятники в Амвросиевке (2001), Кургане (2007), Москве (2008) и Луганск (2011). Памятники Сухову известны в Донецке (ок. 2009 г.) и Самаре (2012)
Все члены экипажа, совершающие полеты в космос в России, стремятся наблюдать «Белое солнце Пустыня »перед запуском, а имена жен Абдуллы присвоены нескольким кратерам на Венере.
. В 2008 году Рустам Ибрагимбеков объявил, что он начал производство дополнительного продукта« Белое солнце пустыни »под названием« Белое солнце » Пустыни - Дом ».
Многие народные поговорки вошли в русский язык из фильма. Первый, безусловно, самый известный.