Белое солнце пустыни

редактировать

Белое солнце пустыни
Белое Солнце Пустыни DVD.jpg
РежиссерВладимир Мотыль
ПроизводствоЭкспериментальная студия Мосфильм
АвторВалентин Ежов. Рустам Ибрагимбеков
В роляхАнатолий Кузнецов. Спартак Мишулин. Павел Луспекаев
МузыкаИсаак Шварц (текст песни Булат Окуджавы )
КинематографияЭдуард Розовский
Распространяется наЛенфильм. Мосфильм
Дата выхода
  • 1970 (1970)
Продолжительность85 мин
СтранаСоветский Союз
ЯзыкРусский

Белое солнце пустыни (Русский : Белое солнце пустыни, романизированный : Белое солнце пустыни) - восточный фильм 1970 года или Остерн о Советском Союзе.

Его сочетание боевика, комедии, музыки и драмы, а также запоминающихся цитат сделало его очень успешным в прокате в России, и он сохраняет высокую оценку внутри страны. Его главная тема - песня "You" r Благородное Высочество Леди Форчун »(Ваше благородие, госпожа Удача, музыка: Исаак Шварц, слова: Булат Окуджава, в исполнении Павел Луспекаев ) стал хитом. космонавты смотрят фильм перед запуском в космос как ритуал удачи.

Содержание
  • 1 Сюжет
  • 2 Состав персонажей
  • 3 Оружие
  • 4 Разработка и сценарий
  • 5 Съемка
  • 6 Саундтрек
  • 7 Прием
  • 8 Наследие
  • 9 Популярные цитаты
  • 10 Источники
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки
Сюжет

Место действия - восточный берег Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов воевал Гражданскую войну Русские в Азии уже несколько лет. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне - разительный контраст со своей родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиатский язык, будет спасать Сухова в сложных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной Армии и партизанами басмачей. Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову для временной защиты гарем, оставленный лидером басмачей Абдуллой. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петруху, чтобы тот помог Сухову с задачей, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.

Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии. Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.

Вскоре, в поисках морского пути через границу, Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик с динамитом, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.

Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены спрятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.

Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.

Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь - это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной Армии вроде Сухова.

В ролях
  • Анатолий Кузнецов в роли Федора Ивановича Сухова - солдата Красной Армии, который возвращается домой пешком через пустыню после выздоровления в госпитале. от ран, полученных на войне. В своих графических снах, в которых он мысленно пишет письма своей любимой жене, он проявляет большую мудрость и умение, а также нежную человеческую сторону.
Георгий Юматов был выбран на роль, но был уволен за пьяный драка прямо перед стрельбой. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым выбором при выборе.
  • Павел Луспекаев как Павел Верещагин - бывший царский таможенник. Верещагин живет одинокой жизнью как единственный русский вместе с женой в глухой деревне. Стены его дома покрыты фотографиями военных походов, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно поехать. Он крупный мужчина и простой человек со склонностью к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтралитет, но со временем переходит на сторону Сухова.
Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Второй мировой войны и опытный актер театра, ему ампутировали обе ноги в 1960-х годах из-за прошлых травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях. Луспекаев отказался, аргументируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, преждевременно скончавшимся. Во время съемок он ходил на протезах и регулярно отдыхал из-за боли. Умер в 1970 году.

Саид - А теперь уходи. Нельзя оставаться одному.. Сухов - Я не могу. Абдулла убьет женщин.. Саид - Абдулла убьет тебя. Это его жены. Через полчаса будет поздно. Я должен уйти.. Сухов - я рассчитывал на тебя.. Саид - Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?. Сухов - Я рассчитывал на тебя, Саид.

В отличие от Луспекаева, это была одна из первых ролей в кино для Мишулина, хотя ранее он был активным теле- и театральным актером.
  • Кахи Кавсадзе в роли Абдулла - хитрый Лидер басмачей, не уважающий человеческую жизнь. И он, и Саид происходят из бедных семей, и их отцы были друзьями. Однако, в отличие от Саида, Абдулла встал на путь бандитизма.
Кавсадзе, грузин по национальности, очень хорошо вписался в роль лидера азиатской банды. Однако он никогда не ездил на лошади, в то время как его персонаж должен был быть заядлым наездником. На самом деле он в фильме никогда не ездит верхом, а только сидит на коне или даже на плечах помощника.
Так совпало, что Годовиков начал встречаться с Денисовой (одной из актрис, сыгравших Гюльчатай) после съемок.
  • в роли Настасьи, жены Верещагина - спутницы жизни Верещагина, балансирующей домохозяйки его психическая нестабильность.
  • в роли Катерины Матвеевны, жены Сухова - она ​​появляется в фильме только через сны Сухова, чтобы раскрыть его характер.
Жены Абдуллы
  • Алла Лименес - Зарина
  • Татьяна Кричевская, Галина Дашевская и Галина Умпелева в роли Джамиля
  • Зинаида Рахматова в роли Гюзель
  • Светлана Сливинская в роли Саиды
  • Велта Чеботаренок (Деглав) <109252>Татьяна Ткач в роли Зухры
  • Лидия Смирнова в роли Лейлы
  • Зинаида Рахматова в роли Зульфии
  • Татьяна Федотова и Татьяна Денисова в роли Гюльчатай - самая молодая и любопытная жена Абдуллы. Она единственная жена, которая общается с посторонними, то есть с Суховым и Петрухой.

Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи, их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из расположенной поблизости военной части. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензорами.

Honorifics

В сценарии используются разные уровни honorifics на русском языке. язык. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени - по жене. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» (товарищ ). Верещагин сначала также называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более уважительному «Федору Ивановичу».

Оружие
Сухов предположительно использует пистолет Льюиса (внизу), хотя в некоторых сценах его заменяет российское ружье ДТ с прикрепленным к нему манекеном охлаждающего кожуха. Члены банды Абдуллы носят карабины, похожие на показанный наверху. револьвер Нагана, похожий на тот, что использовал Сухов

Оружие явно используется для характеристики и развития персонажей. Вначале Саид встречается с голыми руками; он приобретает все свое оружие через фильм и умело использует его. Сухов дает ему нож, которым Саид позже бросает, чтобы убить нападавшего. Стреляет из карабина, взятого у бандита, которого задушил веревкой как лассо (помогая Сухову). Его навыки верховой езды проявляются, когда он прыгает на лошадь спиной вперед, идя задом и держа врага под прицелом. Затем он медленно уезжает, садясь на лошадь спиной.

Верещагин, несмотря на наличие в арсенале стрелкового оружия, сражается голыми руками, что подчеркивает его грубую силу и прямолинейность. И Сухов, и Абдулла используют пистолеты, а не винтовки, в зависимости от их руководящих, офицерских должностей. Сухов вооружен револьвером Nagant M1895, личным подарком командира бригады М. Н. Ковуна, тогда как Абдулла использует Mauser C96. Чтобы разобраться с бандой Абдуллы, Сухов достает и ремонтирует автомат. У Петрухи есть винтовка, которая заклинивает и никогда не стреляет при необходимости. Члены банды Абдуллы носят характерные для того времени и региона карабины и длинные ножи.

Разработка и сценарий

Режиссер Владимир Мотыль сказал, что на него повлияли такие фильмы, как Дилижанс и Ровный полдень. он описал фильм как «коктейль» из авантюрной русской сказки и вестерна. Первоначально фильм предлагали нескольким режиссерам, в том числе Андрею Тарковскому и Андрею Кончаловскому, но они отказались, утверждает Мотыль, по двум основным причинам. Во-первых, Кончаловский считал, что только американские актеры могут сыграть главную роль в вестерне, а во-вторых, сценарий сочли слабым. Мотыль также сначала отклонил предложение, но затем оказался в ситуации, когда у него не было выбора, поскольку ему не дали бы другой фильм для постановки.

После того, как «Мосфильм» отклонил первую версию фильма, Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову поручили доработать сценарий. Ибрагимбеков был выбран по национальности как знаток Востока, хотя на самом деле он вырос в России и никогда не был в этом регионе. Ветеран войны рассказал Ежову историю о гареме, брошенном вождем басмачей в бегах, которая стала стержнем нового сценария. Дальнейшее переписывание произошло от Мотыля после того, как он сменил Кончаловского на посту директора. Мотыль полностью переделал и выдвинул персонажа Верещагина - все его диалоги, а также около 60% всего сценария были переписаны и импровизированы во время съемок. Мотыль также придумал раскрыть личность Сухова через его сны, в которых он пишет письма любимой жене. Эти письма были составлены Марком Захаровым, другом Мотыля.

Спустя годы Кончаловский назвал финальный сценарий шедевром.

Съемки

Сцены из снов Сухова сначала снимались недалеко от Луги Ленинградской области, а основная часть фильма была снята на западном берегу Каспийского моря недалеко от Махачкалы, Дагестан. Сцены песчаных дюн были сняты в пустыне Каракумы около Мары, Туркменистан, а музейные сцены сняты в близлежащем древнем городе Мерв. Особое место занимает, например, самобытная крепость Кыз-Кала (Гыз-Гала). Сцены на дюнах требовали много внимания от актеров, которым приходилось делать большие круги на палящей жаре, чтобы приблизиться к месту съемки, не оставляя характерных следов на песке. Однако самая тяжелая ноша легла на Мишулина, который провел в общей сложности несколько дней в ящике, закопанном в песок, готовясь к нескольким дублям вступительной сцены. Деревенские постройки и дом Верещагина были временными макетами, которые приходилось регулярно ремонтировать из-за повреждений от частых ветров.

Сцены верховой езды выполнял специальный каскадер, сформированный для Войны и мира сериал фильмов. Хотя в этом фильме он не выполнял никаких трюков, один член подразделения погиб в результате несчастного случая во время съемок. Некоторые другие аварии произошли из-за плохой общей дисциплины и безопасности. Например, на лице Верещагина виден порез, когда он сражается на корабле. Он получил этот порез накануне в пьяной драке. Кроме того, однажды ночью местные воры украли реквизит. Безопасность была улучшена после того, как Мотыль нанял местного криминального лидера на роль члена банды Абдуллы.

В фильме были задействованы два опасных трюка, первый, когда офицер Абдуллы, предположительно брошенный Верещагиным, пробивает второй - напольное окно и падает на песок внизу. Другой - когда Сухов выпрыгивает из подожженного маслобака. Оба трюка исполнил Валентин Фабер.

Саундтрек

Саундтрек к «Белому солнцу пустыни» - один из самых знаменитых российских фильмов. Партитура содержит музыку для гитары, балалайки и оркестровую музыку. Многие песни вдохновлены городской песенной культурой столичной России 1960-х годов. Эти песни часто представляют собой просто голос и гитару, а музыка написана на основе традиционной русской народной музыки.

«Ваша честь, госпожа удача» в исполнении Верещагина в сопровождении гитары - музыкальный мотив в фильме. В текстах говорится об одиночестве, зависимости человечества от удачи и надежде на любовь. Эти тексты отражают многие центральные темы фильма, в том числе печаль Верещагина и разлуку Сухова с Катериной. Песня была написана Окуджавой по личной просьбе Мотыля, который работал с ним в прошлом. Строка из этой песни «Девять граммов твоему сердцу, остановись, не звони» включена как дань уважения в сценарий советского боевика 1985 года Independent Steaming (Одиночное плавание).

Reception

Белое солнце пустыни стало одним из самых популярных фильмов всех времен в России, где он приобрел статус классики. Это способствовало популяризации восточного кино.

В советское время фильм не получил наград. Это был один из самых популярных фильмов 1970 года, собрав 34,5 миллиона зрителей, но проиграл Государственную премию СССР 1970 году фильму У озера. Лишь в 1998 году он был удостоен государственной премии президента Бориса Ельцина как культурно значимый.

Фильм получил ограниченное внимание на Западе. Его показали на фестивале советского кино в маленьком театре Карнеги в 1973 году, приурочив его к визиту Леонида Брежнева в Соединенные Штаты. В остальном он не получил широкого распространения. Роджер Гринспан, кинокритик New York Times, назвал это «развлечением для бегства от реальности».

Наследие
Памятник Сухову в Донецке

В 1998 году создатели фильма были удостоены Государственной премии Российской Федерации 1997 года в области литературы и искусства 1997 года, то есть спустя почти 30 лет после того, как фильм покинул киноэкран. По фильму выпущена русская компьютерная игра. Верещагин стал символом таможенника, в его честь установлены памятники в Амвросиевке (2001), Кургане (2007), Москве (2008) и Луганск (2011). Памятники Сухову известны в Донецке (ок. 2009 г.) и Самаре (2012)

Все члены экипажа, совершающие полеты в космос в России, стремятся наблюдать «Белое солнце Пустыня »перед запуском, а имена жен Абдуллы присвоены нескольким кратерам на Венере.

. В 2008 году Рустам Ибрагимбеков объявил, что он начал производство дополнительного продукта« Белое солнце пустыни »под названием« Белое солнце » Пустыни - Дом ».

Популярные цитаты

Многие народные поговорки вошли в русский язык из фильма. Первый, безусловно, самый известный.

  • Восток - дело тонкое (Восток - дело тонкое); относится к любому сложному или трудному делу, не обязательно «восточному» по своей природе.
  • Мне стыдно за великое государство (Мне за державу обидно); используется перед лицом краха государства или краха его институтов. Эта фраза, помимо прочего, использовалась в качестве названия нескольких книг известных писателей.
  • Есть вопросы? Нет, нет! (Вопросы есть? Вопросов нет!); относится к командному тону офицера, который не будет слышать возражений против своей команды. Эта линия была повторно использована в эпосе войны в Афганистане 2005 года 9-я рота.
  • Таможня дает зеленый свет (Таможня дает добро!); относится к любому типу одобрения, особенно к одобрению с неохотой.
  • Его гранаты не того калибра (Да гранаты у него не той системы); ссылается на или комментирует любые оправдания, особенно жалкие. Строчка не была написана по сценарию, а была импровизирована актером.
  • Гюльчатай, покажи свое милое лицо (Гюльчатай, открой личико); популярная русская поговорка, которую мальчики говорят девочкам.
  • Я снова пишу вам, дорогая Катерина Матвеевна… (Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвеевна…); используется как прелюдия к письму, с юмором подчеркивая его необычно высокий объем деталей или частоту обмена письмами.
  • Махмуд, зажги огонь (Махмуд, поджигай!); используется, когда бодро приступает к какой-нибудь сложной потенциально опасной миссии.
  • Мне не везет в смерти, может, мне повезет в любви (Не везёт мне в смерти, повезёт в любви); рефрен основной песни.
Список литературы
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 14:28:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте