Белые гаитяне

редактировать
Гаитяне преимущественно европейского, а в некоторых случаях левантийского происхождения

Белые гаитяне (Французский : blanc haïtiens ; гаитянский креол : blan ayisyen), также известные как евро-гаитяне, являются гаитянами преимущественно Европейское, а в некоторых случаях левантийское происхождение.

Стефани Вилледруэн, бывший министр правительства Иосафат-Роберт Лардж, поэт, прозаик и искусствовед.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Европейское завоевание и колонизация
    • 1.2 Сен-Доминго
      • 1.2.1 Гаитянская революция
  • 2 Истоки
  • 3 Демография
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

История

Европейское завоевание и колонизация

Присутствие белых на Гаити восходит к основанию Ла-Навидад, первого европейского поселения в Северной и Южной Америке. Христофор Колумб в 1492 году. Он был построен из бревен его потерпевшего крушение корабля Санта-Мария, во время своего первого путешествия в декабре 1492 года. Когда он вернулся в 1493 году во второе путешествие, он обнаружил, что поселение было разрушено, а все 39 поселенцев убиты. Колумб продолжил движение на восток и в 1493 году основал новое поселение в Ла Исабела на территории нынешней Доминиканской Республики. Столица колонии была перенесена в Санто-Доминго в 1496 г., на юго-восточном побережье острова, также на территории современной Доминиканской Республики. Испанцы вернулись в западную Эспаньолу в 1502 году, основав поселение в Ягуане, недалеко от современного Леогана. Второе поселение было основано на северном побережье в 1504 году под названием Пуэрто-Реаль рядом с современным Форт-Либерте, которое в 1578 году было перемещено на соседнее место и переименовано в Байаха. Присутствие драгоценных металлов, таких как золото, стимулировало миграцию тысяч испанцев в Испанию в поисках легкого богатства. Они пытались поработить местных жителей, но многие из них умерли от болезней, а выжившие не стали хорошими рабами.

Поселение Яканагуа было трижды сожжено дотла за время своего чуть более чем столетнего существования в качестве испанского поселения, сначала французскими пиратами в 1543 году, затем 27 мая 1592 года десантным отрядом из 110 человек из 4 корабля английская военно-морская эскадра во главе с Кристофером Ньюпортом на его флагманском корабле Golden Dragon, который разрушил все 150 домов в поселении, и, наконец, самими испанцами в 1605 году по причинам, изложенным ниже.

В 1595 году испанцы, разочарованные двадцатилетним восстанием своих голландских подданных, закрыли свои порты приписки для мятежных судов из Нидерландов, отрезав их от критически важных запасов соли, необходимых для их производства сельди. Голландцы ответили закупкой соли из испанской Америки, где колонисты были более чем счастливы торговать. Так много голландских торговцев / пиратов присоединились к своим английским и французским собратьям, торгующим на отдаленных побережьях Эспаньолы. В 1605 году Испания была взбесило, что испанские поселения на северном и западном побережье острова сохранялось в проведении крупномасштабных и незаконной торговлей с голландцами, которые в то время войну за независимость против Испании в Европе и английском языке, совсем недавно вражеское государство и поэтому решило насильственно переселить своих жителей ближе к городу Санто-Доминго. Эта акция, известная как Devastaciones de Osorio, оказалась катастрофической; более половины переселенных колонистов умерли от голода или болезней, более 100 000 голов скота было брошено, и многие рабы сбежали. Пять из тринадцати существующих на острове поселений были жестоко снесены испанскими войсками, включая два поселения на территории современной Гаити, Ла Ягуана и Байя. Многие жители сражались, бежали в джунгли или бежали, спасаясь от проходящих мимо голландских кораблей.Эта испанская акция была контрпродуктивной, поскольку английские, голландские и французские пираты теперь могли свободно создавать базы на заброшенных северных и западных побережьях острова, где дикие скот был теперь в изобилии и свободен.

Сен-Доминго

Французская колония Сен-Доминго на западе и испанская колония Санто-Доминго на востоке острова Эспаньола в колониальные годы. 154>В начале семнадцатого века испанское правительство приказало эвакуировать северное и западное побережье острова и принудительно переселить его в районы, близкие к городу Санто-Доминго, чтобы не допустить пиратов из других европейских стран. Это привело к обратным результатам для Испании, потому что в 1625 году пираты и французские пираты начали основывать поселения на острове Тортуга и в полосе к северу от Эспаньолы, окружающей Порт- де-Пэ, и вскоре к ним присоединились единомышленники из Англии и Голландии каперы и пираты, которые сформировали беззаконное международное сообщество, которое выжило, охотясь на испанские корабли и охотясь на дикий скот.. Хотя испанцы разрушали поселения пиратов в 1629, 1635, 1638 и 1654 годах, каждый раз они возвращались. В 1655 году вновь созданная английская администрация на Ямайке спонсировала повторную оккупацию Тортуги при Элиасе Уоттсе в качестве губернатора. В 1660 году англичане совершили ошибку, заменив Уоттса на посту губернатора французом Джереми Дешамом при условии, что он будет защищать интересы Англии. Дешам, взяв под свой контроль остров, провозгласил себя королем Франции, установил французское знамя и разбил несколько попыток англичан вернуть себе остров. Именно с этого момента в 1660 году начинается нерушимое французское правление на Гаити. В 1663 году Дешам основал французское поселение Леоган на западном побережье острова на заброшенном месте бывшего испанского города Ягуана.

В 1664 году вновь созданная Французская Вест-Индская компания взяла под свой контроль новую колонию, и Франция официально потребовала контроля над западной частью острова Эспаньола. В 1665 году они основали французское поселение на материке Эспаньола напротив Тортуги в Порт-де-Пэ. В 1670 году мыс Кап-Франсэ (ныне Кап-Аитьен ) был заселен дальше на восток вдоль северного побережья. В 1676 году колониальная столица была перенесена из Тортуги в Порт-де-Пэ. В 1684 году французы и испанцы подписали Ратисбонский договор, который включал положения о пресечении действий карибских каперов, что положило конец эре пиратов на Тортуге, многие из которых были наняты. французской короной, чтобы выследить любого из своих бывших товарищей, которые предпочли стать откровенным пиратом. По Рисвикскому договору 1697 Испания официально уступила западную треть Эспаньолы Франции, которая переименовала колонию в Сен-Доминго. К тому времени плантаторов было больше, чем пиратов, и, с поощрения Людовика XIV, они начали выращивать табак, индиго, хлопок и какао на плодородной северной равнине, что привело к ввоз африканских рабов.

В 1777 году Франция и Испания подписали договор о границе, по которому западное и северо-западное побережье Эспаньолы было французским, а остальная часть острова - испанским. К 1780 г. Сен-Доминг был самой богатой колонией в мире, даже чем все британские Тринадцать колоний и Вест-Индия вместе взятые. Французы создали экономику, основанную на производстве и экспорте сахара, поддерживаемом принудительным трудом черных рабов, импортированных из Западной и Центральной Африки. Рабство черных было охарактеризовано как одно из самых безжалостных, когда к рабам применялись террор и суровые наказания.

К 1789 году население составляло следующее:

Белое население составляло 8% населения Сен-Доминго, но им принадлежало 70% богатства и 75% рабов в колонии. Население мулатов составляло 5% населения и составляло 30% богатства. Рабы составляли 87% населения.

Революция в Гаити

Сожжение Плен-дю-Кап в 1791 г., France Militaire, 1833 г.

Когда Французская революция началась, идеи свободы среди мужчин распространилась в Сен-Доминго. Чернокожие и большинство потомков африканцев, таких как Жан-Жак Дессалин, восстали против своих белых французских хозяев. В 1791 году повстанцы убили более тысячи французов. Чтобы спасти свою жизнь, они бежали из Сен-Доминго. Богатые гран-бланки вернулись во Францию ​​или отправились в Французскую Луизиану, но мелкие бланки, не имевшие больших ресурсов, были вынуждены перебраться на восточную сторону Эспаньолы, Куба и Пуэрто-Рико. Примечательно, что было много санг-мелэ, некоторые из которых бежали из Сен-Доминго, которые поселились на соседних островах (в основном в Пуэрто-Рико и Кубе).

Большинство французских колонистов погибли или бежали из Сен-Доминго во время гаитянской революции, а оставшиеся в живых были либо уничтожены в резне на Гаити 1804 года, либо считались полезными для развития страны, например, врачи, учителя и инженеры. Эти колонисты считались ценными и никоим образом не могли пострадать. До американской оккупации 1915 года белым иностранцам было трудно получить гражданство Гаити из-за ограничений на владение землей в Гаити. Исключения были сделаны для немцев, поляков и французов, которые сражались вместе с повстанцами против Франции во время войны и их потомков. Белые иностранцы могли стать гражданами, только женившись на гаитянках.

Происхождение

До Гаитянской революции гаитян делили на три основные категории: белые, черные и мулаты, но далекие от них. более сложный на практике, который включал грубость волос, размеры носа и другие черты лица.

Демография

Сегодня группа гаитян является прямыми потомками французов, которые были спасены от резня. По состоянию на 2013 год люди исключительно европейского происхождения составляют небольшое меньшинство в Гаити. Общее население белых и мулатов составляет 5% населения, примерно полмиллиона человек. Люди, рожденные от иностранцев на гаитянской земле, не являются автоматически гражданами Гаити из-за принципа jus sanguinis (от латинского «право крови») закона о гражданстве. Помимо французского происхождения, другие белые гаитяне имеют немецкое, польское, итальянское, испанское, английское, голландское и американское происхождение. Большинство белых гаитян проживает в столичном районе Порт-о-Пренса, особенно в богатом пригороде Петионвиль.

Согласно конституции Гаити со времен обретения независимости все граждане должны называться черными, где все расы считаются равными, чтобы избежать предрассудков. Креольский термин nèg происходит от французского слова negre (что означает «черный») и используется в английском языке как «чувак» или «парень». Гаитянский мужчина всегда нэг, даже если он европейского происхождения, где его бы назвали нэг блан («белый парень»), а его двойником - нэг-нва («черный парень»); все без расистского подтекста. Иностранцев всегда называют просто белыми, независимо от тона кожи, что означает двойное значение этого слова.

В сельской местности часто можно услышать бедного светлокожего человека по имени ти-вудж (маленький красный), ти-блан (маленький белый) или просто «блан», а не милат (мулат), который обычно используется для исключения лиц, находящихся на нижних ступенях социальной лестницы, поскольку термин «мулат» исторически совпадает с людьми, которые были более привилегированный.

См. также

  • flag Портал Гаити

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-20 14:20:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте