Белые автобусы

редактировать
Белые шведские автобусы собрались в их полевом штабе в Фридрихсру. 19 апреля 1945 года белые автобусы начали движение узники из концлагерей Германии. Будучи молодым гражданином, Стиг Свенссон работал водителем-добровольцем в одном из автобусов Белого Красного Креста (не тот, что на фотографии). «Я никогда не забуду то, что видел», - сказал он в интервью 1992 года.

«Белые автобусы» (шведский : Vita bussarna) были предприняты операцией Шведским Красным Крестом и датским правительством весной 1945 года для спасения концлагерей заключенных в районах, находящихся под контролем нацистов и транспортом их в Швецию, нейтральную страну. Хотя изначально операция была нацелена на спасение граждан скандинавских стран, она быстро расширилась, включив в нее граждан других стран. Фольке Бернадотт, граф Висборгский, шведский дворянин и дипломат, который в то время был вице-президентом шведского Красного Креста, добился освобождения около 31000 заключенных из Немецкие концлагеря.

В конце концов, оперативный численностью около 300 человек вывел из концлагерей 15 345 узников. Из них 7 795 были заключенными из Норвегии и Дании, а 7 550 - из других национальностей (поляки, французы и т. Д.). В частности, 423 еврея были выселены из концлагеря Терезиенштадт в оккупированной немцами Чехословакии, что в степени степени способствовало, что жертвы датских евреев во время Холокоста были одними из самых низких среди оккупированных европейских стран.

Термин «белые автобусы» происходят от того, что автобусы были выкрашены в белый цвет с эмблемой Красного Креста на боку, чтобы их не приняли за военные машины.

Вдохновленный этой операцией, Норвежский фонд белых автобусов организует экскурсии в Заксенхаузен и другие концентрационные лагеря для школьных классов в сопровождении очевидцев и выживших.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Датские и норвежские военнопленные в Германии
  • 3 Эвакуировать или «оставаться на месте»?
  • 4 Шведская помощь заключенным
  • 5 Создание экспедиции
    • 5.1 Состав экспедиции
  • 6 Отъезд
  • 7 Пересмотр
  • 8 Начало транспортировки
  • 9 Шведы в Швецию
  • 10 Помощь СС
  • 11 Сбор в Нойенгамме
  • 12 Датчане присоединяются
  • 13 Терезиенштадт
  • 14 «Мы едем в Швецию»
  • 15 Эвакуация из Равенсбрюка
  • 16 Последние эвакуированные
  • 17 Прием и бухгалтерия
  • 18 Хронология белых автобусов
  • 19 Более поздние разногласия
  • 20 См. Также
  • 21 Примечания
  • 22 Ссылки
  • 23 Внешние ссылки
История вопроса

По инициативе норвежского диплома Нильса Кристиана Дитлеффа в последние месяцы войны Бернадотт выступил в качестве переговорщика по спасательной операции по транспортировке интернированных норвежцев, датчан и других западноевропейских заключенных из немецких концлагерей в больницы Швеции.

Весной 1945 года Бернадотт был в Германии, когда он встретил Генриха Гиммлера, который был ненадолго назначен командующим целой немецкой армией после покушения на Гитлера годом ранее. Первоначально Бернадот был назначен разыскивать норвежских и датских военнопленных в Германии. Он вернулся 1 мая 1945 года, на следующий день после смерти Гитлера. После интервью шведская газета Svenska Dagbladet написала, что Бернадотту удалось спасти 15000 человек из немецких концлагерей, в том числе около 8000 датчан и норвежцев и 7000 женщин из Франции, Польши, Чехии, Великобритании, Америки, Аргентины и китайских национальности. Эти миссии заняли около двух месяцев и подвергли персонал шведского Красного Креста опасности, как из-за политических трудностей, так и из-за того, что они прошли через районы, подвергшиеся бомбардировкам союзников.

Миссия стала известна своими автобусами, выкрашенными полностью в белый цвет, за исключением эмблемы Красного Креста сбоку, чтобы их нельзя было принять за военную технику. Всего в него вошли 308 человек (около 20 медиков и остальные солдаты-добровольцы), 36 госпитальных автобусов, 19 грузовиков, семь легковых автомобилей, семь мотоциклов, эвакуатор, полевая кухня и все необходимые на всю поездку, включая продукты и бензин, ни один из которых нельзя было получить в Германии. Всего было спасено 21 000 человек, включая 8 000 датчан и норвежцев, 5911 поляков, 2629 французов, 1615 евреев и 1124 немца.

После капитуляции Германии миссия «Белых автобусов» продолжалась в мае и июне, и таким образом было эвакуировано еще около 10 000 заключенных.

Бернадотт рассказал о миссии «Белых автобусов» в своей книге «Конец». Мои гуманитарные переговоры в Германии в 1945 году и их политические последствия, опубликовано 15 июня 1945 года на шведском языке. В книге Бернадотт рассказывает о своих переговорах с Гиммлером и другими, а также в своем опыте в концентрационном лагере Равенсбрюк.

датских и норвежских заключенных в Германии

Дании и Норвегии были захвачен со стороны Германии 9 апреля 1940 года. Несколько норвежцев были немедленно арестованы, два месяца спустя оккупационные силы основали первый лагерь для заключенных в Ульвен, за пределами Берген. По мере обострения напряженности между нацистскими властями и сопротивлением все большее число норвежцев подверглось арестам и содержанию в норвежских тюрьмах и лагерях; а позже депортирован в лагеря в Германии. Первые группы норвежских заключенных прибыли в лагерь Заксенхаузен в начале 1940 года.

Аресты в Дании начались с отставки коалиционного правительства летом 1943 года.

Норвежские и датские заключенные в Германии были разделены на различные категории: от так называемых интернированных гражданских лиц, которые жили в частном порядке и имели верх свободы, до Nacht und Nebel (NN) или заключенных "Ночи и тумана", которые были суждено работать до смерти. По мере того как число скандинавских заключенных увеличивалось, различные группы организовывали для них работу по оказанию помощи. Священники норвежских моряков в Гамбурге, Арне Берге и Конрад Фогт-Свендсен навещали заключенных, принесли им еду и принесли письма их семьем в Норвегии и Дании. Фогт-Свендсен также установил контакт с гражданскими лицами, интернированными в Гросс Кройц, норвежскими семьями Хьорт и Сейп. Вместе с скандинавами группа в Gross Kreutz основные другие списки заключенных и их местонахождение. Списки были отправлены норвежскому правительству в изгнании в Лондон через посольство Швеции в Берлине. В Стокгольме норвежский дипломат Нильс Кристиан Дитлефф серьезно занялся судьбой скандинавских заключенных. К концу 1944 года в Германии было около 8000 норвежских военнопленных и около 1125 норвежских военнопленных.

На датской стороне адмирал Карл Хаммерих долгое время работал над секретными планами экспедиции под кодовым названием Юлландскорпс, чтобы спасти датских и норвежских пленных из немецких лагерей. Хаммерих имел хорошие связи со священниками норвежских моряков, группой Гросс Крейц и с Нильсом Кристианом Дитлеффом в Стокгольме. К началу 1945 года в Германии находилось около 6000 датских заключенных. В течение 1944 года предприняли обширные усилия по планированию, включая регистрацию заключенных и планы по транспортировке ресурсов, а также предоставление помощи, убежища и карантина для заключенных, если им удастся добраться до Дании. Хаммерих посетил Стокгольм в феврале, апреле и июле 1944 года и обсудил планы с Дитлеффом.

Эвакуироваться или «оставаться на месте»?

Когда союзные войска подошли к Германии в 1944 году, решили, что делать с союзными пленными. В норвежском правительстве майор Йохан Корен Кристи написалорандум 23; Норвежские военнопленные должны «оставаться на месте» и ждать. Группа Гросс Кройц узнала об этом через месяц политики и быстро отреагировала: Йохан Бернхард Хьорт написал отчет, в котором не рекомендовал это предложение. Его аргументы состояли в том, что заключенные рисковали быть убитыми и что их нужно было спасти до оккупации Германии.

Он писал:

Настоятельно рекомендуем, чтобы норвежское правительство рассмотрело возможность того, что правительство может быть побуждено вмешаться, чтобы помочь, по крайней мере, норвежским и датским гражданским заключенным в Германии., кто находится в тюрьмах., с целью перевезти их в Швецию, где они, если это возможно, может остаться до окончания войны.

В отчете из Хьорта за октябрь 1944 года впервые упоминается шведская операция для скандинавских военнопленных. Сначала предложение было встречено отрицательно. Норвежское правительство не желало дать шведам какой-то шанс отличиться в конце войны.

Нильс Кристиан Дитлефф в Стокгольме отказался принять инструкции от правительства Норвегии продолжало умолять шведов и шведское министерство иностранных дел, чтобы Швеция спасла скандинавских пленных. В сентябре 1944 года Дитлефф задал вопрос графу Фольке Бернадотту из шведского Красного Креста, который сразу же положительно отозвался о плане. 30 ноября Дитлефф передал в министерство иностранных дел Швеции меморандум «Причины шведской операции по спасению заключенных», но все же по собственной инициативе. 29 декабря норвежское правительство изменило свою позицию и поручение своему посольству в Стокгольме вернуть возможность проведения шведской операции против скандинавских заключенных.

Пока Дитлефф пытался повлиять на изгнанное норвежское правительство, датчане получили разрешение Германии на возвращение пленных. Первыми обратно в Данию были доставлены датские полицейские из Бухенвальда, первая транспортировка началась 5 декабря. К концу февраля 1945 года датчане перевезли домой 341 заключенного, большинство из которых были больны. Эти поездки датчанам ценный опыт, который используется пригодился «белым автобусам».

Шведская помощь пленным

Швеция была единственной северной страной, которая оставалась нейтральной во время Второй мировой войны.

балтийский немец Феликс Керстен был рейхсфюрером СС личным массажистом Генриха Гиммлера. Он жил в Стокгольме и был посредником между шведским иностранным департаментом и Гиммлером. Вальтер Шелленберг, доверенный подчиненный Гиммлера, долгое время считал, что Германия проиграет войну, и проигл Гиммлера изучить возможность заключения сепаратного мирного договора с западными державами; в этом Швеция могла бы быть полезным посредником. С помощью Керстена министерство иностранных дел Швеции смогло освободить 50 норвежских студентов, 50 датских полицейских и 3 шведов в декабре 1944 года. Абсолютным условием освобождения заключенных было то, что это должно быть скрыто от прессы; если бы Гитлер узнал об этом, дальнейшие репатриации были бы невозможны.

5 февраля 1945 года Дитлефф направил новый меморандум, на этот раз как официальный запрос Норвегии. Швецию попросили отправить делегацию Красного Креста в Берлин для обсуждения положения скандинавских заключенных и в случае успеха, послать шведскую экспедицию помощи. Министр иностранных дел Швеции Кристиан Гюнтер был за, и шведское правительство разрешило Бернадотту, заместителю руководителя Шведского Красного Креста:

попытка получить разрешение в Германии на транспортировку в Швецию или Данию. интернированных норвежских и датских заключенных.

Бернадот вылетел в Берлин 16 февраля и встретился с войсками нацистскими лидерами, такими как министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп, Эрнст Кальтенбруннер, глава РСХА (Главное управление безопасности Рейха), Гиммлер и Шелленберг. Гиммлер, один из самых влиятельных лиц нацистской Германии, изначально отрицательно относился к транспортировке заключенных в нейтральную Швецию. Заключение можно было обучать в качестве полицейских, как Швеция уже сделала другими норвежцами и датчанами. Бернадотту пришлось отказаться от своего второстепенного предложения - собрать заключенных в одном лагере, чтобы Красный Крест Швеции мог их поддержать. Бернадот сказал Гиммлеру, что, по его оценкам, скандинавских заключенных составляет около 13000, в то время как Гиммлер удерживает их не более двух или трех тысяч.

Во время второй встречи с Шелленбергом 21 февраля Бернадот получил известие от Гиммлера, что он принял предложение собрать скандинавских заключенных в одном лагере. Во время визита в Берлин Бернадотт также имел несколько встреч с группой Гросса Кройца, Дидриком Арупом Зейпом, Конрадом Фогт-Свендсеном, Вандой Хьорт и Бьёрном Хегером. Второстепенное предложение Бернадотта Гиммлеру, которое он принял, было подготовлено Хегером.

Создание экспедиции

Основой экспедиции «Белые автобусы» стали несколько лет планирования и сбора информации датчанами и норвежцами. Шведы использовали его без особых переделок. Шведский Красный Крест связался со шведской армией, которая предоставила необходимый транспорт. На самом деле это была:

государственная экспедиция Швеции - личный состав почти полностью состоял из добровольцев из вооруженных сил, оборудование было поставлено из запасов вооруженных сил, а расходы покрывались из государственных казны.

Состав экспедиции

  • Личный состав 308, из них около 20 врачей и медсестер, остальные добровольцы из полков снабжения Т 1, Т 3 и Т 4; ими командовал полковник Готфрид Бьорк, поскольку он был генеральным инспектором Вооруженных сил Швеции
  • 36 автобусов скорой помощи
  • 19 грузовиков
  • 7 автомобилей
  • 7 мотоциклов
  • аварийно-спасательные машины и мастерские и полевая кухня
  • все необходимое оборудование, включая продукты питания, запасные части, так как в Германии когда-то ничего нельзя было иметь
  • Корабли Лилли Маттиссен, идущие в Любек с 350 тоннами топлива и 6000 Продовольственных посылок для заключенных, позже - «Магдалена», оба с судоходной линии Сален

Отряд был разделен на три автобусные взводы (по 12 автобусов в каждом), один взвод грузовиков (по 12 автомобилей) и один взвод снабжения. Общая транспортная вместимость составляющая 1000 человек на большие расстояния; 1200 человек на короткие расстояния, где также можно было использовать грузовики. Автобусы использовали Motyl (смесь 50% бензина и 50% этанола ) и имели восемь носилок или сидений для 30 пассажиров. Они использовали 0,5 литра топлива на километр (5,6 английских миль на галлон ); с полными баками они могли преодолеть 100 километров (62 мили). В каждом автобусе находилось по два водителя.

Чтобы избежать оглашения в газетах, шведское государственное информационное бюро распространяло так называемые «серые объявления», в которых редакторам предписывалось избегать рассказов об экспедиции.

Датский посол в Стокгольме более крупных сил (40 автобусов, 30 грузовиков, 18 машин скорой помощи и другие машины). Бернадотт рассматривал смешанную шведско-датскую экспедицию, это предложение было отклонено 23 февраля из-за требований Германии о том, что сила экспедиции должна быть шведской. В противном случае они могли бы начать полномасштабное нападение на Данию и Норвегию.

Отправление

Первая часть экспедиции отправилась из Хесслехольма 8 марта и села на паром из Мальмё в Копенгаген. По соображениям безопасности, датское движение сопротивления проинформировано, но никаких проблем не возникло - напротив, экспедиция была принята очень хорошо. 12 марта первая часть экспедиции достигла своей штаб-квартиры, замок Фридрихсру, расположенного в 30 км к юго-востоку от Гамбурга. Замок находился недалеко от концлагеря Нойенгамме, где должны были собираться скандинавские узники. Замок Фридрихсру принадлежал Отто фон Бисмарку, другу Бернадота, женатому на шведке. Персонал экспедиции разместился в замке и ближайшем пабе, а люди разбили палаточный лагерь в парке, окружающем замок.

Гестапо сопровождали «белые автобусы»

В экспедиции были немецкие офицеры связи; наиболее видным из них был офицер связи Гиммлера, SS -оберштурмбаннфюрер Карл Реннау, а Франц Геринг был офицером связи с гестапо. В составе экспедиции было около 40 немецких офицеров связи, СС и гестапо. Немцы требовали, чтобы на каждой второй машине находился немецкий офицер. Экспедиция «Белых автобусов» полностью зависела от сотрудничества с немцами, так как, находившаяся под властью нацистов, была государством государством. Только с связным из гестапо и СС экспедиция могла двигаться без ограничений.

Бернадотт обещал Шелленбергу провести экспедицию в Варнемюнде 3 марта, но она была отложена более чем на неделю. Основной причиной этого была сложность получения гарантий от союзных войск, гарантирующих, что экспедиция не будет атакована. На этом этапе войны союзники обладали абсолютным превосходством в воздухе и регулярно атаковали транспорт на немецких дорогах. Экспедиция «Белых автобусов» будет перемещаться в основном в районах, контролируемых Королевскими ВВС. 8 марта британское правительство сообщило шведскому министерству иностранных дел, что оно было проинформировано об экспедиции, но не может дать никаких гарантий от нападений; Шведская экспедиция находилась самостоятельно в пределах Германии. Некоторые автомобили были сбиты самолетами союзников, обстрелявшими дороги, в результате чего погибли один шведский водитель и 25 узников концлагерей.

Переговоры

6 марта 1945 года Бернадотт прибыл в Берлин самолетом из Стокгольма и продолжил переговоры с властями Германии. Массажист Гиммлера Феликс Керстен уже прибыл, и министерство иностранных дел Швеции поручило шведскому послу Арвиду Рихерту поддержать Керстена, чтобы он мог повлиять на Гиммлера. Параллельно с этим датские власти - особенно посол Дании в Берлине Отто Карл Мор - пытались добиться освобождения еще большего числа датских заключенных. Шведские и датские цели были несколько разными. Шведы вели переговоры с Гиммлером и Шелленбергом и сосредоточились на сборе пленных в Нойенгамме. Датчане вели переговоры с Кальтенбруннером и пытались добиться разрешения на освобождение заключенных или, возможно, их интернирование в Дании.

12 марта датчане получили разрешение на три перевозки, и до 21 марта 262 датских военнопленных различных категорий были отправлены обратно в Данию на датских автомобилях. С 21 марта датские транспорты остановились, и шведы взяли верх.

Начало транспортировки
Карта немецких концентрационных лагерей

Экспедиция во Фридрихсру была разделена на две группы, первой из которых была поручена транспортировка заключенных из Заксенхаузен, к северу от Берлина., в Нойенгамме. Эвакуация началась 15 марта на расстояние около 540 километров. В ходе семи миссий около 2200 датчан и норвежцев были переведены в Нойенгамме.

Свен Фрикман, командовавший одной из колонн, писал о заключенных и движении:

В целом они были в относительно хорошей форме по сравнению с другими заключенными, которых я видел, и нельзя было жаловаться на их личные гигиена. Они рассказали, что пакеты с едой, которые они получили из Норвегии и Дании, подняли им настроение, и в последнее время обращение с ними стало заметно лучше. Все они были трогательно [sic] благодарны и счастливы. Я считаю, что все мы, у кого была возможность помочь этим бедным людям в Германии, испытали такую ​​огромную благодарность, что этого хватит на всю оставшуюся жизнь.

Когда пленных забирали в Заксенхаузене, их имена были согласованы с группой из Гросс Кройц, чтобы убедиться, что никто не остался позади.

Другая группа отвечалаза сбор пленных из южной Германии. Сюда входят Дахау к северу от Мюнхен, Шёнберг (примерно в 80 км к югу от Штутгарта ) и Маутхаузен (12 км / 7, 5 миль к востоку от Линца ). Расстояние для этой миссии было больше, так как до Мюнхена было 800 километров (500 миль). Трудности усугублялись задержкой, с которой столкнулись транспорты из-за нехватки топлива. Первая колонна стартовала 19 марта, включая 35 машин под командованием полковника Бьорка, которые вернулись в Нойенгамме 24 марта. Последний путь был трудным, так как последние заключенные находились в плохом шведском медсестре Маргарета Бьорке:

Я никогда за свою двенадцатилетнюю практику медсестры не видела столько страданий, сколько я здесь видела. Ноги, спина и шея полны ран, из-за которых средний швед был бы в больничном только по одному из них. Я насчитал двадцать на одного заключенного, и он не жаловался.

Этот первый транспорт собрал 550 заключенных, а 67 больных заключенных остались позади. Огромной проблемой при транспортировке была хроническая диарея заключенных. Эта ситуация, которая была исправлена ​​датчанами, поставили переносные туалеты того типа, который использовался во время транспортировки.

Благодаря шведским транспортм Нойенгамме принимал все больше пленных, принятых скандинавских пленных, обещанная Гиммлером, не состоялась. Шведскому медперсоналу и автобусам не разрешили въехать в лагерь, так как немцы не позволили шведам увидеть лагерь. Вместо этого заключенным пришлось идти к автобусам.

Шведы в Швецию

В начале февраля небольшой отряд шведского Красного Креста под командованием капитана Хултгрена прибыл в Берлин: шесть человек, два автобуса и личный автомобиль. Их миссия заключалась в перевозке женщин шведского происхождения, вышедших замуж за немецких мужчин и нуждающихся в побеге до неизбежного распада Германии. Эвакуация началась 26 марта; 1 400 женщин и детей шведского происхождения прибыли в Мальмё к 20 апреля через Любек и Данию.

Помощь СС

Концентрационный лагерь Нойенгамме был переполнен, чтобы иметь место для скандинавских заключенных, СС настояло на переводе заключенных других национальностей в другие лагеря. Командующий СС не имеет собственного транспорта и требует, чтобы белые автобусы принимали транспорты, поэтому вновь прибывшие скандинавы могли занимать только Schonungsblock, здание барака для заключенных, не пригодных для работы. Около 2000 французских, бельгийских, голландских, русских и польских заключенных были отправлены в другие лагеря. Большинство перевозок заключенных СС происходило в период с 27 по 29 марта из Нойенгамме в подлагеря в Ганновере и Зальцгиттере и в Берген-Бельзен. Во время эвакуации погибло от 50 до 100 пленных, и многие другие умерли в худших условиях в новых лагерях, в их перевезли, чтобы избежать наступления союзных армий.

Шведский младший лейтенант Оке Свенсон писал:

Теперь мы могли видеть, как немцы в целом обращались со своими пленными: бельгийцами, голландцами, поляками и русскими. Это было ужасно. На этот раз немцам пришлось пропустить нас в лагерь, так как большинство пассажиров не смогли пройти небольшое расстояние от бараков до дороги. Из этих казарм была вытеснена существует группа, которая больше не казались людьми.

Последняя транспортировка СС была предпринята 13 апреля с примерно 450 так называемыми видными французскими заключенными (сенаторами, ведущими бизнесменами). и т. д.), который, как заявили немцы, будет репатриирован через Швецию. По плану заключенные должны быть доставлены в концлагерь Флоссенбург. Оттуда они должны быть доставлены в Швейцарию Швейцарским Красным Крестом. Обещание перевезти в Швейцарию было ложью, и этот лагерь был полон, поэтому заключенные отвезли в Терезиенштадт, где «белые автобусы» пришли за 400 датскими евреями.

Сбор в Нойенгамме

30 марта и 2 апреля конвои собрали датскую полицию и несколько норвежцев, всего 1200 человек, из лагерей в Торгау, Мюльберге и Ошаце около Лейпцига. Датские полицейские были доставлены в Данию двумя колоннами с 3 по 5 апреля; 23 апреля около 1000 из них были отправлены в Швецию.

Датский Красный Крест, возможно, возле Фридрихсру

29 марта сотрудники Шведского Красного Креста наконец получили доступ к Нойенгамме, а также лекарства, одеяла и т. Д. предметы личной гигиены и продукты питания. Был создан скандинавский блок, и условия в нем стали настолько хорошими, что заключенные из других стран стали отрицательно относиться к привилегированным скандинавским заключенным.

Бернадот прибыл в Берлин из Стокгольма 28 марта для возобновления переговоров с Гиммлером. Он должен был получить разрешение на перевод скандинавских заключенных из Нойенгамме в Швецию, доступ ко всему лагерю и, если возможно, также вывезти еврейских заключенных в Швецию. 30 марта Бернадот впервые посетил лагерь Нойенгамме.

Датский заключенный Дж. Б. Холмгард писал:

Впервые в истории Нойенгамме нацистские палачи Поли и Туман не были двумя хвастливыми, высокомерными высшей расы, размахивающими плетками. Они пошли мелкими ногами за Бероттом, внезапно сговорчивые, услужливые и покладистые, приближающиеся раболепному умолянию, типичному умолянию, столь характерному для мясников высшей расы, когда для них стало ясно, что их дни сочтены. Теперь мы были уверены, что сможем вернуться домой.

К началу апреля большая часть скандинавских пленных в Германии была собрана в Нойенгамме. Миссия затянулась; Полковник Бьорк вернулся в Швецию, и был назначен новый командир колонны, майор Свен Фрикман. Часть личного состава также уехала, но после обещания двойной дневной заработной платы осталось около 130 человек, то есть половина личного состава.

2 апреля новая шведская колонна отправилась на юг Германии, чтобы забрать оставшихся пленных из Маутхаузена и Дахау. Один автобус с норвежским врачом Бьёрном Хегером был направлен на поиски 30 заключенных, которые, предположительно, группы «Гросс Кройц», находились в районе Шемберга. Условия были тяжелые, Аксель Молин (один из водителей автобуса) писал:

... по пути в Шемберг активность в воздухе была очень высокая, и нас много раз облетали истребители союзников, которые не атаковали нас. Вдоль автобана было много поврежденных машин и тяжело раненых людей. В некоторых местах, где царил хаос, мы просто не могли просто проехать на нашем автобусе с разметкой Красного Креста, а должны были остановиться и остановиться на первой помощи. В некоторых случаях ущерб был огромным.

В подлагере в Файхингене только 16 из 30 заключенных были найдены живыми; остальные были мертвы. Среди выживших (все были сильно ослаблены) были Трюгве Браттели и Кристиан Оттосен. Эта колонна спасла в общей сложности 75 заключенных: 16 из Файхингена, 16 женщин-заключенных из Маутхаузена и 43 тяжелых мужчин из Дахау.

Датчане присоединяются

5 апреля почти половина шведов вернулась в Швецию, и их заменили датчане. Это было принято немцами и иностранным ведомством Швеции. Датчане собрали 33 автобуса, 14 машин скорой помощи, семь грузовиков и четыре личных автомобиля. Их возглавил Франц Хвас из Министерства иностранных дел Дании. Датский контингент координировался со шведами, и с 8 апреля «белые автобусы» представляли собой смешанную шведско-датскую экспедицию под командованием шведов. Датские автомобили также были выкрашены в белый цвет, но с изображением датского флага (Dannebrog ) вместо Красного Креста.

разрешили забрать этих заключенных только в апреле, были отдельные категорией, и «белым автобусам» разрешили забрать этих заключенных только в апреле. 9 апреля смешанная шведско-датская колонна под командованием капитана Фольке отправилась в Берлин, чтобы перевезти 200 заключенных из различных тюрем; знание их местонахождения было результатом работы преподобного Фогт-Свендсена. Всего было собрано 211 заключенных примерно из 20 учреждений, которых Дрезден, Котбус, Луккау, Цайтхайн, Гройтч. и Вальдхайм (к востоку от Дрездена). На обратном пути в Нойенгамме 11 апреля колонна впервые увидела немецкий автомобиль, выкрашенный в белый цвет с маркировкой Красного Креста, похожий на «белые автобусы». 15 апреля колонна собрала 524 заключенных из тюрем в Мекленбурге.

Терезиенштадт

Датские евреи, которые не смогли избежать ареста 1943 года, были депортированы в Терезиенштадт, недалеко от города Терезин в сегодняшней Чехии. Потребовалось терпение, прежде чем немцы разрешили продолжить путь, а времени было мало; приближались союзники. В конце концов немецкому офицеру связи Реннау удалось получить разрешение от гестапо, и 12 апреля колонна под командованием капитана Фольке вышла в путь с 23 шведскими автобусами, 12 частными автомобилями, мотоциклами и датскими каретами скорой помощи с датским управлением. врачи и медсестры.

Ситуация в Германии стала критической, и шведским водителям сообщили, что поездка будет очень опасной. В последний момент МИД Швеции попытался остановить отъезд, так как им сообщили, что советские войска заблокировали дорогу, но колонна все равно уехала. 15 апреля колонна собрала 423 скандинавских евреев из Терезиенштадта и могла отправиться в опасный обратный путь. На обратном пути колонна миновала Дрезден, который подвергся бомбардировке за месяц до, и остановилась на ночлег возле Потсдама, который подвергся бомбардировке той же ночью. Транспорт достиг Падборга 17 апреля без потерь. На следующий день спасенных евреев переправили на пароме в Мальмё.

Первая воздушная атака на «белые автобусы» произошла 18 апреля, когда датский лагерь во Фридрихсрух был обстрелян истребителями союзников. Четыре водителя и медсестра получили легкие ранения, десять автомобилей были уничтожены. В ближайшие дни произошло несколько таких атак с воздуха; несколько человек были убиты и ранены.

«Мы едем в Швецию»
Белый автобус проезжает через Оденсе, Дания, 17 апреля 1945 г.

Благодаря новым переговорам Бернадотт получил разрешение на эвакуацию тяжело больных заключенных. Первый транспорт отправился из Нойенгамме 9 апреля; Было использовано 12 шведских автобусов и восемь датских машин скорой помощи. 153 заключенных, большинство из которых были прикованы к постели, были доставлены к датской границе и оставлены в Падборге, где у датчан была карантинная станция. Заключенные получили дальнейший отдых и лечение, прежде чем их перевезли через Данию на датских автобусах и поездах и отправили паромом в Мальмё. К 18 апреля в Швецию было доставлено в общей сложности 1216 больных датских и норвежских заключенных. Два дня спустя все скандинавские заключенные из Нойенгамме были эвакуированы.

Вечером 19 апреля эвакуация скандинавских заключенных из Нойенгамме обсуждалась на собрании в замке Фридрихсру. Бернадотт, Фрикманн и Ришерт со стороны Швеции присутствовали, Реннау от немцев, а Хвас и Хольм представляли Данию. Ситуация была критической, имеющиеся шведские и датские автомобили во Фридрихсру не имели достаточной вместимости, чтобы достаточно быстро эвакуировать пленных. Датчане предложили дополнительные машины из Юлландскорпсета, и их предложение было принято. Всего было эвакуировано 4255 датских и норвежских заключенных на 100 датских и 20 шведских автобусах. Через несколько дней в Дании пленных переправили на пароме в Мальмё.

Эвакуация из Равенсбрюка

Равенсбрюк был концентрационным лагерем примерно в 90 километрах (56 миль) к северу от Берлина, основанным в 1938 году для женщин-заключенных. 8 апреля около 100 скандинавских заключенных, включая двух француженок, были собраны из лагеря и доставлены прямо в Падборг в Дании. На этом этапе Бернадот получил разрешение забрать всех больных заключенных. 22 апреля колонна с 15 датскими каретами скорой помощи под командованием капитана Арнольдсона вышла из Фридрихсру, чтобы забрать женщин из Равенсбрюка.

Женщины-заключенные собрались, когда Красный Крест прибыл в Равенсбрюк в апреле 1945 года. Белые отметины показывают, что они заключенные.

Когда колонна прибыла в лагерь, там царил хаос, поскольку ее должны были эвакуировать из-за наступающие советские войска. Арнольдсону сказали, что он может собрать всех французских, бельгийских, голландских и польских женщин, всего около 15 000 человек. Арнольдсон согласился, хотя это было более чем в три раза больше, чем могли вместить «белые автобусы». Машины скорой помощи собрали 112 больных женщин, и по прибытии в Любек Арнольдсон сумел сообщить Бернадотту, что необходим дополнительный транспорт. Он пообещал, что все доступные ресурсы будут мобилизованы.

Две новые колонны прибыли в Равенсбрюк; один отбыл 23 апреля с 786 женщинами, в основном француженками, которых доставили прямо в Падборг. Вторая колонка собрала 360 француженок. Последние колонны прибыли в Равенсбрюк 25 апреля. Ситуация в Германии быстро ухудшалась, с частыми атаками на транспорты, поскольку союзные войска продолжали наступление. В лагере в общей сложности 706 французских, бельгийских, голландских и польских женщин были погружены в колонну датских машин скорой помощи и грузовиков Международного Красного Креста. По пути в Падборг этот транспорт был атакован истребителями союзников, по меньшей мере 11 человек погибли и 26 получили тяжелые ранения; окончательное число погибших оценивается в 25.

Последняя колонна, возглавляемая подпоручиком Свенсоном, перевезла 934 женщины, в основном польских, но также французских, американских и британских, на 20 автобусах. Колонна отдыхала ночью, была безуспешно атакована истребителями и прибыла в Падборг 26 апреля 1945 года. Это был последний шведский транспорт перед капитуляцией Германии. К счастью, шведам удалось воспользоваться поездом - 50 товарных вагонов, в каждом вагоне по 80 женщин-заключенных. Поезд отправился из Равенсбрюка 25 апреля и прибыл в Любек 29 апреля. Накормив пассажиров, поезд двинулся в Данию. С помощью этого метода было спасено в общей сложности 3989 женщин-заключенных. В течение нескольких дней около 7000 женщин-заключенных были эвакуированы из Равенсбрюка в Данию, а затем в Швецию.

Последние эвакуированные

28 апреля капитан Анкаркрона привел колонну Международного Красного Креста в лагерь в Ной-Бранденбурге. Транспорт миновал наступающие советские войска, собрал 200 пленных женщин и вернулся в Любек. Франц Геринг, офицер гестапо, организовал поезд из Гамбурга, в котором находилось около 2000 женщин (960 евреев, 790 поляков и 250 французов); этот поезд прибыл в Падборг 2 мая. Он не учитывается в обзоре спасенных заключенных шведского Красного Креста, но кажется уместным скрыть этот транспорт в связи с «белыми автобусами».

30 апреля два шведских корабля Magdalena и Lillie Matthiessen вышли из Любека, первый с 223 женщинами-заключенными, второй - с 225. Транспортировка была организована шведским врачом Хансом Арнольдссоном при помощи Бьёрна Хегера.. Последняя группа женщин-заключенных отправилась из Копенгагена в Мальмё на пароме 4 мая.

26 апреля концлагерь Нойенгамме был опустошен, так как британские и канадские войска закрылись; около десяти тысяч оставленных заключенных были переведены на флотилию списанных круизных судов, стоящих на якоре в заливе Любек, где они были заключены под палубами. Эти тюремные корабли не имели маркировки Красного Креста и 3 мая подверглись бомбардировке британскими самолетами (катастрофа Cap Arcona ), большинство заключенных были утоплены, обстреляны с воздуха или расстреляны из пулеметов в воду охранниками СС.

Прием и бухгалтерия

Главный пункт приема в Дании находился в городе Падборг, на границе с Германией; заключенные питание и медицинскую помощь, чем их перевезли через Данию в Копенгаген. Доставка в Швецию осуществлялась на пароме в Мальмё, где заключенных принимали Ленсстирелсен (администрация округа) и Цивилфёрсварет (гражданская оборона). Всех прибывших поместили на карантин из-за заражения инфекции. Всего было 23 последних участка, которых в округ Мальмехус примерно 11 000 коек. О заключенных заботились амбулаторные центры здоровья, которые в основном работают норвежские и датские врачи и медсестры (сами являющиеся беженцами). Для некоторых из заключенных было уже слишком поздно; 110 человек умерли после прибытия в Швецию, большинство из них поляки.

По данным Шведского Красного Креста, в общей сложности было спасено 15 345 заключенных, из них 7 795 были скандинавцами и 7550 - из других стран. Около 1500 немецких шведов были отправлены в Швецию. В общей сложности 2000 заключенных были перевезены из Нойенгамме в лагеря, так что места были доступны для скандинавских заключенных. Четыреста французских военнопленных были перевезены из Нойенгамме или оставлены в Терезиенштадте, поскольку их нельзя было доставить в лагерь в Флоссенбюрг.

Экспедиция на «белых автобусах» была шведским триумфом, снискавшим стране репутацию; обратные транспорты через Данию были встречены восторженными толпами. 17 мая граф Бернадот аф Висборг находился наоне балкона королевского замка в Осло с норвежским наследным принцем.

Британский дипломат, находившийся в Стокгольме во время войны, писал:

Гуманитарные усилия Швеции во время и после войны во многом помогли устранить позор, нанесенный стране во время ее акробатических упражнений в политике нейтралитета..

Хронология белых августов
Один из оставшихся оригинальных белых автобусов Другой вид белого автобуса Интерьер
ГодМесяц / ДатаСобытие
1940Первые норвежские политические заключенные депортированы в Германию.
1942октябрьСемья Йохана Бернхарда Хьорта, интернированного в замке Гросс Кройц под Берлином, в Германии, начинает работу, чтобы поддержать заключенных.
1943сентябрьДатское коалиционное правительство уходит в отставку; начинается депортация датских пленных в Германию.
1944Нильс Кристиан Дитлефф устанавливает контакт с группой в Гросс Кройц.
февральКарл Хаммерих посещает Швецию и первую из нескольких встреч с Дитлеффом, обсуждая скандинавских заключенных.
22 сентябряДитлефф встречает Бернадотта и шведскую заключенную экспедицию для спасения скандинавских заключенных.
23 сентябряМайор Йохан Корен Кристи пишет личное сообщение, в котором говорится, что заключенные должны оставаться на месте.
октябрьВ отчете группы Гросс Кройц, написанном Йоханом Бернхардом Хьортом, утверждается, что скандинавские военнопленные должны быть вывезены из Германии до окончания войны.
декабрьФеликс Керстен, массажист главы СС Генриха Гиммлера, успевает освободить 103 скандинавских заключенных.
29 декабряНорвежское правительство в изгнании в Лондоне меняет свою точку зрения и просит посольство в Стокгольме исследовать возможную шведскую экспедицию по спасению заключенных в Германии.
19455 февраляДитлефф отправляет официального норвежского премьер-министра в министерство иностранных дел Швеции с просьбой организовать шведскую экспедицию для спасения скандинавских пленных.
16 февраляБернадотт летит в Берлин на самолете, встречает Гиммлера и обсуждает вопрос об освобождении политических заключенных.
29 марта"белые автобусы" прибывают в Фридрихсру, базу экспедиции в Германии.
15 мартаПервый транспорт из Заксенхаузена в Нойенгамме; Собрано 2200 норвежцев и датчан.
19 мартаПервый транспорт, собирающий пленных на юге Германии; 559 заключенных доставлены в Нойенгамме. Остались пять выживших норвежских евреев в Бухенвальде.
26 мартаПервый транспорт шведских женщин, вышедших замуж за немцев, отправляется в Швецию.
27 мартаТранспортировка французских, бельгийских, голландских, польских и русских военнопленных из Нойенгамме, чтобы освободить место для дополнительных скандинавских заключенных.
29 мартаШведский Красный Крест получает доступ в концлагерь Нойенгамме.
30 мартаТранспортировка из района Лейпцига ; Собрано около 1200 заключенных, 1000 из них датская полиция, и все они отправлены в Данию.
2 апреляНовая шведская колонна на юге Германии, которая посещает лагеря в Маутхаузене, Дахау и Файхингене; 75 заключенных собраны в Нойенгамме.
5 апреляОколо половины шведского контингента возвращается в Швецию; их заменяют датчане.
8 апреляПервый транспорт из Равенсбрюка; 100 женщин-заключенных отправляются прямо в Падборг в Дании.
9 апреляШведско-датская колонна едет в Берлин, чтобы забрать политических заключенных из тюрем; 211 заключенных доставлены в Нойенгамме. Начинается эвакуация больных заключенных в Данию.
15 апреляВсего собрано 524 политических заключенных из тюрем Мекленбурга; 423 еврея перевезены из Терезиенштадта в Данию и Швецию.
8 апреляПервый воздушный удар по «белым автобусам» происходит в датском лагере во Фридрихсру, четыре датских водителя и одна медсестра легко ранены.
20 апреляНачинается эвакуация всех скандинавских заключенных из Нойенгамме в Швецию через Данию.
апрельТранспортировка больных заключенных из Равенсбрюка; 786 и 360 женщин-заключенных двумя колоннами доставлены в Падборг.
2 апреляОдна колонна с 934 женщинами и один поезд с 3989 женщинами-заключенными; последний транспорт «белых автобусов» отправляется из Равенсбрюка.
30 апреляМагдалена с 223 заключенными и Лили Маттиссен с 225 женщинами-заключенными отправляются из Любека.
2 мая2000 женщин-заключенных (960 евреев, 790 поляков и 250 французов) прибывают в Падборг поездом.
3 маяCap Arcona, немецкое пассажирское судно, заполненное пленными из Нойенгамме, подвергается нападению ВВС Великобритании; почти все 7500 находившихся на борту судна погибают.
4 маяПоследний транспорт отправляется со спасенными политическими заключенными, перевезенный на пароме из оккупированного Копенгагена, Дания, в Мальмё, Швеция.
Более поздняя полемика

После окончания Второй мировой войны экспедиция «белых автобусов» получила широкое одобрение благодаря спасению числа заключенных. Однако книга шведского историка Ингрид Ломфорс в 2005 году «Слепое пятно» (Blind Fläck) подняла вопросы относительно приоритета скандинавских заключенных. 2000 заключенных, в основном французских, были доставлены на белых автобусах в другие концентрационные лагеря, чтобы освободить место для скандинавских заключенных. Большинство этих французских военнопленных умерли во время перевозки или вскоре после этого. Правительство Швеции отказало Ингрид Ломфорс в какой-либо помощи в ее исследовании по этой теме. Она встретилась во Франции с некоторыми из оставшихся в живых. Эти выжившие объяснили свою надежду, когда они забрались в шведские автобусы, что их эвакуируют в Швецию, и свое сокрушительное отчаяние и чувство предательства, когда их высадили.

Этот вопрос обсуждался как в шведских, так и в норвежских газетах. В письме в норвежской газете Aftenposten от 14 октября 2005 года несколько бывших политических заключенных написали очень критически о Ломфорсе и закончили его словами:

От имени шведского правительства Фольке Бернадотте и экипаж « белые автобусы провели крупнейшую шведскую гуманитарную акцию во время Второй мировой войны. Правительство Швеции должно как можно скорее установить памятник в честь экспедиции. Ингрид Ломфорс должна попросить прощения у шведского Красного Креста и экипажа «белых автобусов», которые рисковали своей жизнью во время операции.

Бернт Х. Лунд, бывший политический заключенный в Заксенхаузене, положительно оценил разоблачение моральной дилеммы, с которой столкнулись заключенные. В статье в газете Aftenposten (20 августа 2005 г.) он много писал о привилегированном статусе многих скандинавских заключенных, о стыде того, что с ними обращаются лучше, и заканчивает статью словами:

Но он считает правильным обнародовать это. в разгаре дня. Огромное спасибо Ингрид Ломфорс, которая должным образом удалила слепое пятно не только для наших шведских освободителей, но и для нас, которые помогали им в сложной ситуации!

Некоторые из бывших заключенных и многие из их потомков являются все еще живу на юге Швеции; большее их количество проживает в городе Мальмё, где многие из них впервые высадились по прибытии в Швецию.

По мнению историка, норвежское правительство должно принести официальные извинения своим еврейским гражданам, отмечая:

Большинство евреев, арестованных в Норвегии [нацистами], были норвежскими гражданами. При аресте они потеряли гражданство. И когда белые автобусы ехали [на юг от Скандинавии] за заключенными, пережившими [Холокост], евреи не могли присоединиться, потому что они больше не были норвежскими гражданами, а [норвежское] правительство после 8 мая [1945 года] отказалось финансировать их транспортировка домой.

См. также
Примечания
Ссылки
  • Heger, Wanda Hjort (1984), Hver fredag ​​foran porten, Gyldendal, ISBN 82-05-14937-2 («Каждую пятницу у ворот», на норвежском языке), немецкое издание (1989) Jeden Freitag vor dem Tor Schneekluth, ISBN 3-7951-1132-3
  • Persson, Sune (2002), «Vi åker till Sverige», De vita bussarna 1945. Bokförlaget Fischer co. ISBN 91-85183-18-0 («Мы едем в Швецию. Белые автобусы в 1945 году», на шведском языке)
    • переводится на английский как Побег из Третьего рейха: Фольке Бернадот и белые автобусы. Frontline Books, (2009) ISBN 978-1848325562
  • Persson Sune (2000), Folke Bernadotte and the White Buses, J. Holocaust Education, Vol 9, Iss 2-3, 2000, 237-268. Также опубликовано в книге Дэвида Сезарани и Пола А. Левина (ред.), Наблюдатели за Холокостом: переоценка Рутледж, 2002.
  • Ломфорс, Ингрид (2005), Blind fläck: minne och glömska kring svenska Röda korsets hjälpinsats i Nazityskland 1945. Bokförlaget Atlantis. ISBN 91-7353-051-4 («Слепое пятно: память и забвение гуманитарной помощи шведского Красного Креста в нацистской Германии 1945 года», на шведском языке)
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Белыми автобусами.
Последняя правка сделана 2021-06-20 14:15:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте