Орден Мевлеви

редактировать
«Мевлеви» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Мевлеви (значения).
Орден дервишей Мевлеви Мевлеви Тарикаты
Суфийская каллиграфия
Сокращенное название Мевлеви
Формирование 1312
Тип Орден дервишей
Штаб-квартира Конья, Турция
Макам Чалаби (Главный Мастер) Фарук Хемдем
Действующие лица Шамс Тебризи - Святой покровитель Руми - Святой покровитель Султан Велед - Основатель
Веб-сайт [1]
Мевлеви Сема Церемония
Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО
Кружащиеся дервиши на Ходжапаше.jpg Культурный центр Ходжапаша - это отреставрированный османский хамам (турецкая баня) в стамбульском районе Сиркеджи, который сейчас используется для выступлений семы Мевлеви (кружащегося дервиша).
Страна Турция
Ссылка 100
Область Европа и Северная Америка
История надписей
Надпись 2008 (3-я сессия)

Mevlevi заказ или Mawlawiyya ( Турецкий : Mevlevilik или Mevleviyye ; персидский : طریقت مولویه) является суфийским порядком, который возник в Конья (город в настоящее время в Турции, бывшей столицей анатолийских сельджуков султаната ) и который был основан последователями Джалаледдина Мухаммад Балхи Руми, персидский поэт 13 века, суфийский мистик и исламский богослов. В Mevlevis также известен как « дервиши » из - за их известную практику кружась как форма зикра (поминания Бога ). Дервиш - это общий термин для посвященного суфийского пути; кружение является частью официального съема церемонии и участники должным образом известны как semazens.

В 2008 году ЮНЕСКО признало «Церемонию Мевлеви Сема » одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Принципы и практика
  • 2 Сема
    • 2.1 Происхождение Семы
    • 2.2 Метод и символика
    • 2.3 Структура церемонии
  • 3 История
    • 3.1 Раннее расширение
    • 3.2 Челебис
    • 3.3 Художественное наследие
    • 3.4 Полк Мевлеви
    • 3.5 Запрет суфизма в Турецкой Республике в 1925 г.
    • 3.6 Орден Мевлеви приходит на Запад
    • 3.7 Женщины в Ордене Мевлеви
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Внешние ссылки

Принципы и практика

Модель изучения дервиша.

Ордену Мевлеви, которому около 750 лет, является живая традиция, основанная на учении Руми, также известного как Мевлана, который, возможно, является самым знаменитым поэтом Турции и в Иране уступает только Хафизу. Он также почитается как божественный мистик в суфийском исламе. Друг и духовный наставник Руми, Шамс Тебризский, также почитается в ордене и в суфизме в более широком смысле.

Руми сказал: «Пока у меня есть жизнь, я раб Корана. Я пыль у дверей Мухаммеда Избранного», и путь Мевлеви твердо основан на исламских принципах. Кабир Хельмински, шейх Мевлеви, пишет: «Это строгий путь инициации и служения, постоянно адаптирующийся к меняющимся обстоятельствам и временам... Мевлеви всегда были прогрессивными и либеральными по духу, в то же время сохраняя лучшие традиции. '

Мевлеви настаивают на том, что любовь находится в центре ислама. Мевлеви шейх Шефик Джан пишет: «Руми говорит нам выдвинуть на первый план любовь к Богу, воздерживаться от привязанности к букве закона, а не к его духу, найти суть веры и возвысить нашу веру. веры от уровня подражания до уровня реализации ».

Помимо обязательного исламского поклонения, некоторые из основных духовных практик в Ордене Мевлеви следующие:

  • Зикр : призыв к божественным именам, который, как считается, очищает сердце.
  • Сема ( сама): церемония кружения
  • Изучение Корана и произведений Руми (особенно его поэтического шедевра Матнави )
  • Духовная беседа под руководством шейха ( сохбет)
  • Медитация (известная как муракаба в исламе)
  • Адаб (развитие вежливости и внимательности)

Сема

Сема, имеющая наибольшее значение для ордена Мевлеви, - это ежегодное празднование брака Мевланы с богом (смертью), также называемое Себ-и Арус, что означает Брачная ночь или Ночь союза. Он наблюдается в течение одной недели, а последняя ночь приходится на годовщину его смерти. Паломники со всего мира едут в Конью на официальный праздник. Мероприятие настолько популярно, что для желающих действует система продажи билетов.

Руми упоминает кружение в ряде своих стихотворений. В одной газели в Дивани Шамси Тебриз он говорит:

Те, кто обращается к молитве, кружатся и в этом мире, и в следующем.

Обратите внимание, когда кружится круг друзей, кружась по кругу, Кааба - это центр.

Если вы хотите шахту сахара, она там; а если вы хотите хоть немного сахара, это бесплатно.

Происхождение Семы

Кружащиеся дервиши Мевлеви, 1887 г.

Согласно популярной истории, Руми сначала вдохновился кружиться, когда он услышал стук ювелиров на базаре Коньи, однако историк Мевлеви Абдулбаки Гёльпынарли полагал, что Руми, должно быть, научился кружению у Шамса Тебризского. Шефик Джан утверждал, что суфии практиковали кружение, по крайней мере, еще со времен Абу Саида Абу'л-Хайра (ум. 1049). Хотя они культивировали его в высшей степени, Мевлеви - не единственные суфии, которые практикуют кружение, и Кабир Хельмински предполагает его изначальное происхождение: «Практика кружения может иметь свои истоки в вечных тенях среднеазиатской духовности, где шаманы использовали ее для побуждения. измененные состояния сознания ".

Метод и символика

Сема (или сама) традиционно практикуется в семахане (ритуальном зале) в соответствии с четко предписанным символическим ритуалом, когда семазены вращаются по кругу вокруг своего шейха. Семазен вращается, используя правую ногу, чтобы двигаться по кругу против часовой стрелки, в то время как их левая ступня остается прижатой к полу, действуя как ось, вокруг которой вращается семазен. Обе руки вытянуты и подняты до уровня головы, правая ладонь направлена ​​вверх (считается, что она получает Божественную милость), а левая ладонь направлена ​​вниз (считается, что она направляет эту благодать в мир). С каждым поворотом на 360 ° семазен внутренне повторяет «Аллах» - форму зикра.

В semazens войти, надев черный плащ ( hırka), символизирующий смерть и могилу, которую они удаляют, прежде чем кружение. На головах они носят высокую коричневую шляпу, известную как сикке, которая символизирует надгробие и смерть эго (версию сикке также носят бекташи ). Как только их плащи сняты, становятся видны их длинные белые одежды ( tennûre) и белые куртки ( destegül - что означает «букет роз»). Оба являются символами воскресения.

Структура церемонии

Наат-и Шариф - Наат знаменует начало церемонии, на которой сольный певец произносит панегирик Пророку Мухаммеду. Он заключен с Таксимом (импровизация) на флейте тростника ( Ней), который символизирует Божественное дыхание, которое дает жизнь всему.

Девр-и Велед - Прогулка султана Веледа предполагает медленную и ритмичную прогулку семазенов под музыку пешрева. После сильного удара по земле (представляющего собой Божественный акт творения, когда Бог сказал `` Будь! '' Согласно Корану), они трижды обходят зал единым целым, кланяясь сначала семазену перед ними, а затем к семазенам позади них, когда они начинают каждый круг. Говорят, что лук представляет собой признание Божественного дыхания, которое вдохнули в всех нас, и является приветствием от души к душе. Затем дервиши снимают свои черные плащи.

Четыре салямы - Четыре саляма ( селамы) составляют основную часть церемонии и представляют собой отдельные музыкальные движения. Согласно Челалеттину Челеби и Шейху Кабиру Хельмински, «Первый селам представляет собой рождение человека к Истине через знание и через его осознание и подчинение Богу. Второй селам представляет собой восхищение человеческого существа, свидетельствующее о великолепии творения и Всемогущество Бога. Третий селам - это преобразование восторга в любовь, жертва разума ради любви. Это уничтожение себя внутри Любимого. Это полное подчинение. Это единство... Четвертое селам - это самоубийство. Семазен приходит к согласию со своей судьбой. В целом семазен, всем своим разумом и сердцем, он является слугой Бога, Божьих книг и Его пророков - всего Творения ».

Чтение Корана - Церемония завершается чтением Корана, которое обычно включает следующий стих: Бог находится на Востоке и Западе. И куда бы вы ни повернулись, там лицо Бога. (Коран 2: 115)

История

Mevlevi дервиши кружились в Пера от Жан-Батист ван Mour

Раннее расширение

Орден был учрежден после смерти Руми в 1273 году его сыном Султаном Веледом и Хусамеддином Челеби (который вдохновил Руми на написание Матнави ). Как и его отец, Султан Велед известен своими стихами. Тексты, которые он написал, часто поют во время самой церемонии сема, и он, и Хусамеддин Челеби почитаются в ордене как самостоятельные суфийские мистики. Именно они построили мавзолей Руми в Конье, который по сей день является местом паломничества многих мусульман (и немусульман). Здесь же похоронены несколько преемников Руми, в том числе и сам султан Велед, и сам Хусамеддин Челеби. Их личные усилия по установлению порядка продолжил сын султана Веледа Улу Ариф Челеби.

В период Османской империи орден Мевлеви распространился на Балканы, Сирию, Ливан, Египет и Палестину, особенно в Иерусалиме. Боснийский писатель Меша Селимович написал книгу «Дервиш и смерть» о Мевлеви дерга в Сараево. В конце концов, было целых 114 лож суфийских, порядок хорошо укореняется в Османской империи, когда Девлет Хатун, потомок султан Веледа, женился Баезидом я. Их сын Мехмед Челеби стал следующим султаном, наделив орден, как и его преемники, многими преимуществами. Многие члены ордена занимали различные официальные должности в империи.

Музей Мевляны в Конье.

Челебис

По сей день ответственность за руководство Орденом Мевлеви передается из поколения в поколение потомков Руми мужского пола. Глава ордена упоминается как Челеби ( Челеби), что означает «человек Божий» или «благородный, вежливый», согласно историку Мевлеви Абдулбаки Гёльпынарлы. Нынешний Челеби - Фарук Хемдем Челеби. Он также является президентом Международного фонда Мевлана ( UluslararasI Mevlânâ Vakfi ), турецкого культурного и образовательного фонда, которым управляет его сестра и вице-президент Эсин Челеби Байру. Шейхи, которые имеют право преподавать практики и философию Мевлеви, назначаются Челеби.

Художественное наследие

Матнави Руми и Диван-э Шамс-э Тебризи считаются шедеврами персидской литературы, и на протяжении веков Орден Мевлеви продолжал свою давнюю связь с искусством в Турции. Помимо произведений Рого и султан Велед, другие известные литературные произведения Mevlevis включают влиятельные комментарии на Ром Маснави от Исмаила Rusūhī Ankarawi (d. 1631) и Исмаил Ḥaqqı Burṣalı (ум. 1724), последней также является «прекрасным мистическим поэтом 'в своем собственном праве. Самым знаменитым поэтом Мевлеви после Руми и Султана Веледа является шейх Галиб Деде (ум. 1799), автор « Хусн ü Ашк» и «возможно, последний настоящий мастер турецкой классической поэзии», по словам ученого Аннемари Шиммель. И Галиб Деде, и Анкарави похоронены в Галате Мевлевиханеси.

Значительное количество самых известных турецких музыкантов были Мевлеви, а в период Османской империи Орден Мевлеви издал много вокальной и инструментальной музыки. Мустафа Итри (1640–1712), османско-турецкий музыкант, композитор, певец и поэт, считается мастером турецкой классической музыки. Исмаил Деде (1778-1846) также считается одним из величайших классических композиторов Турции и написал музыку для церемониальные песни ( ayins) играл во время съема церемонии. Среди известных женщин-музыкантов и композиторов - Дилхайят Халифа (начало 1700-х годов) и Лейла Саз (конец 1800-х годов - также похоронена в Галате Мевлевиханеси).

Полк Мевлеви

Во время Первой мировой войны полк Мевлеви служил в Сирии и Палестине под командованием 4-й армии. Батальон дервишей численностью около 800 человек был сформирован в декабре 1914 года в Конье (Мукахидин-и Мевлевийе) и отправлен в Дамаск. Еще один батальон призывников был добавлен в конце августа 1916 года, и вместе они сформировали полк Мевлеви. Это подразделение не сражалось до конца Палестинской кампании и было расформировано в конце сентября 1918 года.

Во время геноцида армян 1915 года члены Ордена Мевлеви в велаяте Коньи спасали мирных армянских мирных жителей ( зимми ), предоставляя им убежище и укрывая их от Специальной организации.

Мустафа Кемаль встречался с членами Ордена Мевлеви в 1923 году, прежде чем его институциональное выражение стало незаконным.

1925 г. Запрет суфизма в Турецкой Республике

Суфизм был объявлен вне закона в Турции в сентябре 1925 года новой Турецкой республикой при Ататюрке. В результате домик дервишей в Конье стал музеем Мевляны. По данным Международного фонда Мевляны, до запрета Ататюрк произнес следующие слова об Ордене Мевлеви Абдулхалиму Чалаби, «Макаму Чалаби» из Коньи, а также вице-президенту Первой Палаты представителей: «Вы, Мевлеви сделали большая разница, борясь с невежеством и религиозным фундаментализмом на протяжении веков, а также делая вклад в науку и искусство. Однако мы обязаны не делать никаких исключений и должны включать Mevlevi tekkes. Тем не менее, идеи и учение Мевляны не только будут существовать вечно, но и проявиться еще сильнее в будущем ».

Хотя суфийские ложи были вынуждены закрыться, практика Мевлеви продолжается в Турции, но в более ограниченном и частном режиме. Суфизм по-прежнему официально запрещен в Турции, и поэтому церемонии сема официально представлены как культурные события, представляющие исторический интерес, а не как поклонение.

За пределами Ордена Мевлеви ряд групп и отдельных лиц, не имеющих отношения к Ордену, заявляют, что представляют «кружение Мевлеви» - часто для развлечения туристов.

Орден Мевлеви приходит на Запад

Сулейман Лорас с Дэвидом Беллаком в Конье

Во второй половине двадцатого века Орден Мевлеви начал ощущать свое присутствие на Западе. Это было связано с большой популярностью английских переводов поэзии Руми (особенно Колемана Баркса ), но также было связано с влиянием шейха Мевлеви Сулеймана Хаяти Лораса (известного как Сулейман Деде), который совершил ряд поездок в США в 1970-е годы. Сулейман Лорас впервые назначил учителями мевлеви нескольких жителей Запада, в том числе Дэвида Беллака и Кабира Хельмински, и отправил своего сына Джелаледдина Лораса жить и преподавать в Америке. Дэвид Беллак перенес учение Сулеймана Лораса в Эдинбург в Шотландии, где он поселился в 1980 году и основал практику Мевлеви.

Примерно в это же время дервиши Мевлеви также начали представлять церемонию кружения публике на Западе. В 1971 году они выступили в Лондоне с Кани Караджа (известный как «Голос Турции») в качестве ведущего певца. В 1972 году они впервые гастролировали по Северной Америке с музыкантами Кани Караджа, Ульви Эргунер и Акагюндуз Кутбай. С 1990-х годов было несколько туров по Соединенным Штатам, в том числе под руководством Кабира Хельмински, первого представителя Запада, официально инициированного в качестве шейха Ордена Мевлеви. С 1980-х годов Хельмински (Кабир и Камилла) представляли принципы и практику Мевлеви западной аудитории через книги, семинары, ретриты и свою организацию Threshold Society. Практикующих мевлеви под опекой признанного шейха теперь можно найти по всему миру.

Женщины в Ордене Мевлеви

Камилла Хельмински объясняет в своей книге « Женщины суфизма, скрытое сокровище», как у Руми было несколько примечательных учениц и как в первые дни существования ордена были случаи женщин-шейхов и семазенов, таких как Дестина Хатун (которая была назначен шейхой ложи Кара Хисар Мевлеви). "В первые дни существования ордена Мевлеви, женщины и мужчины, как известно, молились, вели сухбет (духовный разговор) и кружились в компании друг друга, хотя с течением веков женщины держали свои семы, а мужчины также кружились в кругу. жикр отдельно от женщин. Однако во времена Мевляны [Руми] спонтанные семя происходили как у мужчин, так и у женщин ». В той же книге Камилла Хельмински представляет письмо 1991 года от Джелаледдина Бакира Челеби, главы ордена Челеби, которое разрешало мужчинам и женщинам снова кружиться вместе в смешанных церемониях Мевлеви.

Смотрите также

Примечания

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 09:04:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте