Западноукраинское духовенство

редактировать

Западноукраинское духовенство из Украинской греко-католической церкви было потомственным узником - сплоченная социальная каста, которая доминировала в западноукраинском обществе с конца восемнадцатого до середины двадцатого веков после реформ, проведенных австрийским императором Иосифом II. Поскольку, как и их православные братья, женатые мужчины в Украинской католической церкви могли стать священниками (хотя они не могут стать епископами, если они не вдовцы), они смогли создать «священнические династии», часто связанные с конкретными регионами., на протяжении многих поколений. К 19 веку насчитывалось примерно 2000–2500 семей священников, как правило, заключавших брак в рамках своей группы, составляя сплоченную наследственную касту. В отсутствие значительной культурно и политически активной местной знати (хотя имело место значительное совпадение, при этом более половины клерикальных семей также имели мелкое дворянское происхождение) и обладали фактической монополией на образование и богатство В западноукраинском обществе духовенство составило исконную аристократию этой группы. Духовенство восприняло для себя роль Австрии как носителей культуры и образования в украинской деревне. Большинство украинских общественных и политических движений на территории, контролируемой Австрией, возникли или находились под сильным влиянием самого духовенства или их детей. Это влияние было настолько велико, что их польские соперники обвиняли западных украинцев в желании создать теократию на Западной Украине. Центральная роль украинского духовенства или их детей в западноукраинском обществе несколько ослабнет в конце девятнадцатого века, но будет продолжаться до тех пор, пока Советский Союз не распустит Украинскую греко-католическую церковь на украинских территориях в середина ХХ века (т.н. Львовский собор, 1946 г.).

Содержание
  • 1 Предпосылки и происхождение
  • 2 История
  • 3 Влияние на общество и культуру
  • 4 Повседневная жизнь
    • 4.1 Образование
    • 4.2 Семейная жизнь
  • 5 Выдающиеся западные украинцы с связи с духовенством
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
История и происхождение
Традиционная деревянная украинская католическая церковь в Колочаве

В 988 г. восточнославянское государство Киев Русь была обращена в восточную форму христианства по велению Владимира I Киева. После раскола Востока и Запада между Римской и Византийской церквями, форма христианства, которой придерживалась Киевская Русь, стала известна (на английском языке) как Восточная Православная Церковь. Самая западная часть Киевской Руси образовала независимое Галицко-Волынское царство, которое Польша завоевала в 1349 году. В последующие века большая часть коренного помещичьего дворянства приняла господствующую польскую национальность и римско-католическую религия. Только более бедная знать, происходившая из смеси бедных боярских семей, дружин (вольных воинов, служивших князьям) и свободных крестьян, сохранила свою восточнославянскую идентичность. Многие семьи священников происходили из бедных дворян. и в некоторых конкретных регионах, таких как территория между Львовом и Карпатами, почти все жреческие семьи имели плохое дворянское происхождение. Такие люди считали себя в первую очередь священниками, а не дворянами. Таким образом, местное туземное общество состояло в основном из священников и крестьян. В попытке ограничить давление Польши, Брестская уния (1595/1596) была создана униатская церковь (позже Украинская греко-католическая церковь ) в бывших частях Киева. Русь под властью Польши. Подобно другим восточно-католическим церквям, униатская церковь поддерживала литургические, богословские и религиозные традиции Православной церкви, в том числе женатое священство, несмотря на ее новую приверженность Риму.

История

Столетия польского владычества характеризовались неуклонным ухудшением экономического и социального статуса большинства местного галицкого духовенства. До реформ Габсбургов очень небольшое количество греко-католического духовенства, часто полонизированного дворянства, было связано с орденом василиан. Орден не зависел от греко-католической иерархии и продолжал пользоваться определенными богатствами и привилегиями, которых он не делил с остальной церковью. Поразительно контрастирует тот факт, что галицкие священники, которые не имели дворянского происхождения, хотя и не были крепостными, часто были вынуждены работать на польских дворян и обращались с ними немногим лучше, чем с крестьянами, и сыновья этих священников, которые не следовали призванию своих отцов, были часто подвергались тем же феодальным обязательствам, что и наследственные крепостные. Такие обстоятельства способствовали чувству солидарности и близости между священниками и крестьянами. Были случаи, когда украинские священники или их сыновья участвовали в вооруженных восстаниях против польской знати или руководили ими. Ситуация изменилась, когда регион Галичина был присоединен к Австрии в 1772 году.

Путешествуя по землям , недавно приобретенным у Польши в 1772 году, австрийский император Иосиф II решил, что греко-католическое духовенство будет идеальным. средства проведения просвещенных реформ среди населения Украины. Имея это в виду, он предпринял серьезные реформы, направленные на повышение статуса и образовательного уровня украинского духовенства, чтобы они могли играть роль, которую он им отводил. Статус Греко-католической церкви и ее духовенства был повышен, чтобы сделать ее юридически равной во всех отношениях своему римско-католическому аналогу. Ранее независимый орден василиан был подчинен греко-католической иерархии. Украинские католические священники получали стипендии от австрийского правительства, экономически освобождая их от польских дворян, которым австрийцы не позволяли вмешиваться в их дела. Украинским священникам также были выделены большие участки земли, что в дальнейшем способствовало улучшению их материального положения. Если раньше украинских священников обычно обучали их отцы, то австрийцы открыли семинарии специально для украинских католических студентов в Вене (1774 г.) и Львове (1783 г.), которые обеспечили последующие поколения священников. с университетским образованием и сильным знакомством с западной культурой. Сыновьям священников, которые служили в администрации епископа, были даны те же права на государственные должности, что и сыновьям знати. Таким образом, в результате австрийских реформ конца 18 века украинские католические священники стали первым крупным образованным социальным классом украинского населения Галиции.

Кост Левицкий, сын священника, стал главным политическим фигура в Западной Украине в конце 19 - начале 20 веков

Австрийские реформы, предусматривающие предоставление образования, земли и государственных зарплат, заложили основу для доминирующего положения духовенства в западноукраинском обществе на протяжении нескольких поколений. В обоих значительных украинских общественных движениях - русофилов, которые стремились объединить Украину с Россией, и украинофилов, которые поддерживали независимость Украины, - доминировали представители духовенства. Высший русинский совет, который представлял украинский народ в отношениях с австрийскими властями, состоял в основном из духовенства и заседал на консистории св. Георгиевский собор, «материнская церковь» Украинской католической церкви. Первой светской интеллигенцией, которая возникла среди западных украинцев (юристы, писатели, врачи), как правило, были дети священников, что способствовало сохранению духовного влияния среди западных украинцев. Поскольку священники служили единственным каналом связи между городами и деревенскими крестьянами, городская украинская интеллигенция, стремившаяся достучаться до крестьян, была вынуждена по обстоятельствам работать через священников. Таким образом, они были склонны почтительно относиться к ним и старались избегать враждебности духовенства.

Ситуация несколько изменилась к концу девятнадцатого века. Колоссальные усилия духовенства по просвещению крестьян привели к относительной утрате священнической власти. Новые представители интеллигенции выросли из крестьян, некоторые из которых возражали против того, что они считали священническим покровительственным отношением к крестьянам как к детям или пьяницам, которых нужно учить и вести. В то же время городским интеллектуалам больше не нужно было проходить через священников, чтобы распространять свои идеи среди только что грамотного крестьянства. Радикальное движение возникло на Западной Украине в 1870-е гг. Его политическая партия, основанная в 1890 году, была явно антиклерикальной и стремилась ограничить влияние духовенства. Радикалы способствовали распространению недовольства существующим положением вещей, критикуя священные сборы, которые считались слишком высокими для бедных крестьян, пропагандировали споры по поводу земельных прав между церковью и крестьянством и нападали на авторитет священников в вопросах морали. Радикалам часто приходилось ждать, пока священники научат крестьян читать, поэтому они захватили многие читальные клубы, основанные священниками, и превратили их в источники антиклерикальной агитации. По словам одного церковного деятеля, говоря о клубах чтения, «вместо национальной любви они пробудились в нашем крестьянском самолюбии и высокомерии». Антиклерикальные усилия радикалов помогли обуздать власть духовенства. Например, отец М. Сичинский, избранный в Галицкий сейм в 1883 году, проиграл выборы в рейхсрат в 1889 году польскому кандидату графу Борковскому, отчасти из-за конфликтов между священником и местными крестьянами из-за землепользования. В то время как духовенство доминировало в парламентских делегациях этнических украинцев в 1860-х и 1870-х годах, из 28 украинских депутатов австрийского парламента в 1909-1911 годах только четверо были священнослужителями. Несмотря на такие изменения, самой крупной и самой популярной политической партией в Западной Украине с конца XIX до середины XX века по-прежнему была Украинская национально-демократическая партия, основанная и возглавляемая сыном священника Костом Левицким.. Около шестидесяти процентов членов Украинского национального совета, законодательного органа Западно-Украинской Народной Республики, правившей Западной Украиной с 1918-1919 годов, происходили из семей священников. Глава Украинской католической церкви Андрей Шептицкий до своей смерти в 1940-х гг. Считался «отцом» для большинства западных украинцев.

Влияние на общество и культуру
Яков Головацкий, священник, президент Львовского университета, один из первых издателей на украинском языке, который впоследствии стал крупным русофилом лидером

Ученый Жан-Поль Химка охарактеризовал галицкое духовенство как обладающее " Православное лицо, римско-католическое гражданство и просвещенная австрийская душа ». Это австрийство проявилось не только в верности династии Габсбургов, но и в следовании той роли, которую приписывал им австрийский император как просветителей и просветителей украинской общины. Священники активно участвовали в распространении грамотности в Западной Украине. Первую западноукраинскую грамматику украинского языка издал священник, который также перевел на украинский язык Гете и Шиллера. Две трети участников съезда ученых, призванных в 1848 г. стандартизировать украинский язык и провести образовательные реформы, были представителями духовенства. Священники активно поддерживали первую украинскую газету «Заря Галицкая» («Галицкая звезда»), либо читая ее неграмотным крестьянам, либо заставляя своих канторов. Между 1842 и 1856 годами во Львовской епархии было создано около 1000 приходских школ. Из 43 книг на украинском языке, изданных в Галичине в период с 1837 по 1850 год, 40 были написаны членами духовенства.

В 1831 году глава церкви потребовал от семинаристов занятия по агрономии Потому что они должны были познакомить крестьян с современными методами ведения сельского хозяйства. Многие священники использовали свои земли как «образцовые фермы », выращивая новые сорта зерновых или других растений. В одном регионе, например, священники посадили первые абрикосовые сады. Некоторые священники даже преподавали методы ведения сельского хозяйства с кафедры.

Священники также основывали общества воздержания, клубы чтения и были значительными фигурами в украинском кооперативном движении. В качестве примера влияния священников в одной общине в селе Лановцы на юге Галиции местная священническая династия создала кредитный союз общины, местный клуб чтения и детские учреждения.

духовенство оказало глубокое влияние на украинское национальное движение. В отличие от польской интеллигенции, которая в основном происходила из низшего дворянства, западноукраинская интеллигенция в значительной степени происходила из духовенства. Учась в Вене, украинские семинаристы вошли в контакт с Западом в то время, когда романтический национализм и добродетели «народа» стали доминировать в современной мысли в Центральной Европе. Украинские семинаристы установили контакт с чешскими студентами, которые предпринимали масштабное возрождение своей национальной культуры и приехали подражать их усилиям.

Большинство лидеров Союза женщин Украины (Союз Украинок) были женами и дочерьми священников.

Историческое прошлое галицкого духовенства способствовало сильной враждебности и соперничеству с поляками, а также яростному чувству лояльности к Австрии и династии Габсбургов со стороны большинства галицких священников. Это отношение было передано их прихожанам и таким образом отразилось на украинском обществе в целом, за что западные украинцы получили прозвище «тирольцы Востока» за их верность Австрии. По словам украинских паломников-католиков, посещавших гробницы первых двух австрийских правителей, правивших Украиной, «глубоко задумавшись, мы смотрели на гробы Марии Терезии и ее сына Иосифа, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю нашего народа ».

Повседневная жизнь

Образование

До аннексии Галиции Австрией украинские священники обычно обучались отцами, и их элементарное образование в основном ограничивалось литургией., базовые знания церковнославянского языка и базовая грамотность. После социальных и образовательных реформ, начавшихся во время правления Австрии в конце 18 века, дети священников (как правило, будущие священники) посещали начальную школу в небольшом городке недалеко от деревни, где у их отца был приход, и гимназию. в большом городе. Специально для украинских студентов-католиков австрийцы открыли семинарии в Вене (1774) и Львове (1783). Все священники получили четырехлетнее университетское образование в одной из этих семинарий. От них требовалось изучить три языка Галиции, украинский, польский и немецкий, а также латынь и церковнославянский. Некоторые священники знали другие языки. Ожидалось, что священники продолжат самообразование после рукоположения.

Галицкие священники получили университетское образование, отличавшее их от более скромно образованных православных священников соседней Российской империи, и усугубили трудности в русской православной жизни. Попытки церкви привлечь в христианство западных украинцев во время Первой мировой войны.

Семейная жизнь

Украинский католический священник Игнатий Цехельский и его невеста

У подавляющего большинства духовенства были семьи. В 1894 г. только 3% галицких священников соблюдали целибат. Хотя семинаристы проводили учебный год, обучаясь в городах Вена или Львов, свои летние каникулы они проводили в разных украинских деревнях. Священники вступали в брак до своего рукоположения примерно в 26 лет. Их невестами обычно были дочери других священников. После рукоположения священники обычно тратили от десяти до двадцати пяти лет, переходя в разные приходы, прежде чем обосноваться в одном месте в качестве пастыря.

Семья украинского католического священника имела три источника дохода. Скромной государственной зарплаты хватило на домашние расходы и на обучение одного сына. Священники также зарабатывали деньги на крупных фермах (земельные владения священников были больше, чем у крестьян и обычно варьировались по размеру от 12,5 до 50 гектаров, по сравнению с 2,8 гектарами, принадлежащими среднему крестьянину) и на причастных сборах за погребения, свадьбы, крестины и т. По уровню доходов украинские священники, как правило, были самыми богатыми украинцами в своих деревнях. Однако они часто чувствовали себя бедными, потому что их расходы на жизнь были намного выше, чем у крестьян. Ожидалось, что украинские священники будут давать образование всем своим сыновьям, что привело к финансовому бремени, из-за которого некоторые из них оказались в долгах. Также предполагалось, что они будут подписываться на различные газеты, делать благотворительные взносы, а также одеваться и питаться лучше, чем крестьяне. Священнический доход также платил за приданое их дочерей, одежду для жены, которую она могла носить в обществе, покупку и ремонт экипажей и инвестиции в ферму.

Отражая роль духовенства как общественных лидеров и организаторов, семейная жизнь обычно была в центре внимания не по религии, а по политическим и социальным вопросам. Согласно воспоминаниям сына одного священника, его собственная семья и семьи других священников были «благородными», но гораздо больше озабочены национальными, чем религиозными вопросами. Разговоры касались экономических проблем, деревенских дел и политики, в то время как в его и других священнических семьях моральные или религиозные вопросы не обсуждались. Несмотря на роль украинского духовенства в украинском национальном возрождении, образовательный и социальный статус духовенства привел к тому, что польский язык был языком повседневного использования большинства духовных семей до конца XIX века.

Священники ' жены также были активны в обществе. Они применяли "народную медицину" в своих общинах, а также выращивали и вводили травы, травы и другие растения с предполагаемой лечебной ценностью.

Иоанн-Павел Химка описал жизнь нескольких священников. Амврозий де Крушельницкий (1841–1903), отец украинской оперной певицы Соломии Крушельницкой. Сын священника благородного происхождения, он служил в приходе, наделенным 91,5 гектара пахотной земли, фруктовым садом и ульями. У него было шесть дочерей и два сына, и ему было трудно выполнять свои финансовые обязательства. Он оплачивал репетиторов для всех своих детей, но залез в долги на много лет, чтобы оплатить консерваторию своей дочери Соломии. Крушельницкий свободно владел несколькими языками и любил иностранную литературу (Гете, Шиллер, Шекспир) и украинскую литературу (Тарас Шевченко и Иван Франко ), а также смог навестить свою дочь в Милане в 1894 г. и Вена в 1895 г. Он поощрял крестьян давать образование своим детям, был членом Просвиты и организовал хор в своем приходе; он также обучал игре на скрипке. Даниил Танячкевич (1842–1906) служил в приходе, в распоряжении которого было всего 8 га пашни. Учился во Львове, состоял в Просвите, основал читательские общества и три года был депутатом австрийского парламента. Танячкевич усыновил и ухаживал за шестерыми детьми своего покойного тестя; это привело его к долгам и бедности до такой степени, что его семья часто голодала.

Выдающиеся западные украинцы со связями с духовенством
См. также
Список литературы
Последняя правка сделана 2021-06-20 12:47:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте