Западный язык оджибва

редактировать

Западный оджибва (также известный как Накавемовин (ᓇᐦᑲᐌᒧᐎᓐ ), Saulteaux, and Plains Ojibwa) - диалект языка оджибве, член алгебры языковой семьи. На нем говорят Saulteaux, суб-нация оджибве людей на юге Манитобы и южном Саскачеване, Канада, к западу от озера Виннипег. Saulteaux - это обычно используемый термин носителями языка, в то время как Nakawēmowin - это общий термин в самом языке.

Western Ojibwa
Nakawēmowin. ᓇᐦᑲᐌᒧᐎᓐ
Родной дляКанада
Регионюг Манитоба, юг Саскачеван
Носители языка10,000 (2002)
Языковая семья Алгический
Коды языков
ISO 639-3 ojw
Glottolog west1510
Эта статья содержит IPA фонетические символы. Без соответствующих, вы можете видеть вопросительные знаки, квадраты или другие символы вместо символов Unicode. Для ознакомления с вводным руководством по символам IPA см. .

Содержание

  • 1 Классификация
  • 2 История
  • 3 Географическое распределение
  • 4 Фонология
    • 4.1 Согласные
    • 4.2 Гласные
    • 4.3 Другие фонологические свойства западной оджибвы
  • 5 Морфология
    • 5.1 Пол
    • 5.2 Обвиация
    • 5.3 Иерархия лиц
    • 5.4 Другие морфологические свойства западной оджибвы
  • 6 Синтаксис
  • 7 Система письма
  • 8 Общие фразы
  • 9 Известные исследователи
  • 10 Примечания
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки

Классификация

Генетически оджибва часть семьи алгонкинских языков. В эту языковую семью входят такие языки, как микмак, абенаки, малесит, потаватоми, делавэр, Монтанье-Наскапи, Кри и Блэкфут в Канаде. В США существуют такие языки, как Menomini, Fox, Shawnee и Cheyenne. Yurok и Вийот, также известные как языки ритван в древней литературе, на которых когда-то говорили в Калифорнии, также являются родственниками в семье алгонкинских языков. Несмотря на географическое расстояние, эти два языка составляют часть алгебры языковой семьи с алгонкинскими языками.

Рэндольф Валентайн (2000) делит оджибва на две основные группы диалектов: южную группу и северную группу. Группа южных диалектов включает Сольто в южной Манитобе и южном Саскачеване; Оджибва на большей части Онтарио, на острове Манитулин и в заливе Джорджиан Бэй; Оттава или Одава в южном Онтарио; и, наконец, Чиппева в Северной Дакоте, Миннесоте, Висконсине и Мичигане. Группа северных диалектов включает оджи-кри в северном Онтарио и алгонкин в Западном Квебеке.

Леонард Блумфилд (1946) смог реконструировать систему фонологии и некоторые из морфология протоалгонкинского языка путем сравнения родственных слов из четырех языков: лисы, кри, меномини и оджибвы.

'он идет по''он боится'' он рассказывает: «
Протоалгонкианский* pemohθeewa* koqtamwa* aacimowa
Фоксpemoseewakohtamwaaacimowa
Creepimohteewkostamaacimow
Menominipemoohnɛwkoqtamaacemow
Ojibwapimosseekottankaacimo

Рис. 0.1 Протоалгонкинские реконструкции, сделанные Блумфилдом (1946)

«Старший брат Марии спит»
Центральная Оджибва / ОдаваНбааван Мааниин Всаенян
Западная Оджибва / СаултоНибааван Маани осайензан
Болотный криНипанива Мани остеса

Рис. 0.2 Сравнение Центральной Оджибвы (Одава), Западной Оджибвы (Saulteaux) и Болотного Кри (2002)

История

По сравнению с другими восточными племенами, оджибва понесли наименьшие потери населения во время Европейский контакт. Учитывая численность своего народа и раннее приобретение ружей, оджибва были мощной политической силой в ранний период торговли мехом.

Небольшие группы обычно выходили на Равнины, чтобы использовать охоту и охоту. затем вернитесь в лесную зону. Они охотились на лося, лося и другую лесную дичь. В результате они постепенно продвигались на север и запад от своей базы на Ред-Ривер, следуя за опушкой леса. Охота на бизонов также стала частью цикла сезонной эксплуатации многих семейных групп оджибва.

Небольшие группы равнинных оджибва называются солто. Это название происходит от французского и относится к тем, кто собрался вокруг водопада, в частности, Sault Ste. Район Мари в современном Онтарио и Мичигане. Они победили шайеннов в 1700-х годах и оккупировали южную Манитобу и южный Саскачеван, когда прекратилась торговля мехом. Они закрепились как равнинная индейская группа с подписанием Соглашения о числах в 1870-х.

Ни западный оджибва, ни какой-либо диалект оджибвы не имеют официального статуса в Северной Америке.

Географическое распространение

Оджибва-говорящие регионы находятся в основном к югу от кри-говорящих регионов в Канаде.

Точное число нынешних говорящих на диалекте Солто неизвестно. Однако есть несколько сообществ Saulteaux, обнаруженных в южной части Манитобы и южного Саскачевана.

Фонология

У Солто есть двадцать четыре фонематических сегмента - семнадцать согласных и семь гласных.

Согласные

Согласные четыре резонанса и тринадцать препятствующих. Резонансные носовые ходы бывают губными / m / и альвеолярными / n /. Резонансные скольжения - лабио-велярные / w / и небные / y /. Западная оджибва имеет глоттальную остановку / ʔ /, а не /h/.

ФрикативыАффрикатыВзрывчатые вещества
Лабиальныеhp, p
Альвеолярныйhs, sht, t
Небныйhš, šhc, c
Velarhk, k
Glottalh [IPA: ʔ]

Рис. 1.1 Замещающие звуки в западных оджибвах

гласные

Гласные делятся на три коротких гласных и четыре долгих гласных.

переднийзадний
Высокийio
Низкийa

Рис. 1.2 Краткие гласные в западных оджибвах

ПереднийЗадний
Высокийîô
Низкийêâ

Рис. 1.3 Долгие гласные в западных оджибвах

N.B. - циркумфлексы / макроны над гласными обозначают длину: / î / = /ii/.

Западная оджибва не является синкопирующей, что означает, что слабые гласные не удаляются в соответствии с метрическим положением.

Краткие гласные в диалектах оджибва трактуются по-разному. В Saulteaux напряжения не происходит с начальными короткими гласными. Они также не переходят в /a/.

Носовые гласные становятся деназализованными; однако гласные могут быть назализованы перед носовой, за которой следует шипящий, т. е. в фонотактически допустимых последовательностях / ns /, / nz / и /nzh/.

После долгой гласной и перед s или ʃ, / n / не произносится так же, как где-либо еще, вместо этого предыдущему гласному дается назальный звук.

Другие фонологические свойства западной оджибвы

По данным Valentine (1994):

  • t -Epenthesis : a / t / вставляется между личным префиксом и гласной, когда основа является начальной гласной. В текстах это отмечено знаком (t). Например, ni (t ) -anohkî 'Я работаю'.
  • y-Epenthesis : a / y / можно вставлять между двумя долгими гласными, чтобы сохранить фонотаксическое ограничение, которое гласные не делают. происходят рядом друг с другом в Сольто. Когда происходит удвоение корня, начинающегося с гласного, вставляется / y /, что в тексте отмечено знаком (y). Прикорни, оканчивающиеся на гласные, которые идут перед корнями, начинающимися с гласных, также получают эту эпентезу. Например, ni-kî (y ) -ayâmin «у нас было это, мы были там» и (y ) -api «(s) он сидит долго».
  • Glide elision : Если слово, оканчивающееся на / w /, не имеет суффикса, то / w / будет опущено. Скольжения (w, y) во многих случаях необязательно опускаются, особенно в случайной речи. Отрицательная частица kâwin обычно встречается без / w / в повседневной речи.
  • Носовая ассимиляция : Носовые органы будут ассимилироваться со следующей согласной из группы. Итак:
    • / n / → [m] / __p: / n / реализуется как губно-носовой [m], когда он возникает перед губной остановкой / p /
    • / n / → [ ŋ] / __k: / n / реализуется как velar nasal [ŋ], когда это происходит перед velar stop / k /.
    • (nk, ng) → [ŋ] / __ #: / n / is реализуется как [ŋ], когда оно встречается в конце слова.
  • / ng / упрощенно до велярного носового [ŋ] : это разбросано среди сообществ Сольто - в целом это южное явление и наиболее распространены на юго-востоке.
  • ʃ>s : ограничивается Солто, где небные и зубные фрикативы распространены в некоторых сообществах. Это не просто процесс ассимиляции одного звука с другим, но оба слышны. Появление сибилянтов в прериях, возможно, происходит от Plains Cree, у которого есть только /s/.
  • s>ʃ : эта особенность ограничена Saulteaux, вероятно, под влиянием Plains Cree, у которого нет / ʃ /.
  • /wa/ возможно / o / первоначально : это встречается во многих сообществах Солто, например, слово «ондатра» может быть представлено как wazhashk или ozhashk.
  • Качество / aa / не реализуется с округлением, как в некоторых диалектах.
  • основы iwa не реструктурируются до [ii].
  • В некоторых диалектах wiiwi>oo, который равен [u:], где в основном / ii / ассимилируется с округлостью w, и результирующая строка упрощается до [u:]. Этого не происходит в западных оджибвах.
  • Качество / oo / в waabooz, «кролик» - [o].
  • На этом диалекте не происходит упрощения носового кластера.

Морфология

Типологически Солто - это агглютинирующий или полисинтетический язык, что означает, что он в значительной степени полагается на аффиксирование для выражения значения. Как и в случае с языками с активной морфологией, порядок слов в этом языке не такой жесткий, как в английском.

Пол

Нет различия между мужским и женским родами - вместо этого есть различие между одушевленными и неодушевленными предметами. Категория одушевленных включает всех людей и животных, но в целом не все другие категории, такие как растения, части тела, утварь и т. Д., Полностью относятся к категории одушевленных. Ограниченный набор предметов, не относящихся ни к людям, ни к животным, по-прежнему рассматривается, например, камень, трубка, малина, штаны и т. Д. Даже в разных диалектах Сольто «клубника» колеблется в своей анимации. Это может быть связано с практикой «клубничного танца» некоторыми общинами. Пол существа важен, потому что для многих морфем язык использует специфичную для пола морфологию, которая отличает одушевленное от неодушевленного.

Примеры анимации :

Инини «человек»

Сакиме «комар»

Asikan 'носок'

Miskomin 'малина'

Примеры неодушевленных :

Cîmân 'лодка'

Wâwan 'яйцо'

книга Masinahikan '

Otêhimin' клубника '

Obviation

Это тема стратегия для демонстрации важности среди третьих лиц в дискурсивной среде. В пределах предикации одно одушевленное третье лицо будет ближайшим, а любые другие одушевленные третьи лица обязательно будут обозначены как очевидный.

Суффикс –an является очевидным маркером:

Animohš owâpamân pôsînsan 'Собака (animohš) видит кошку (pôsîns-an)'

Animohšan owâpamân pôsîns 'Кошка (pôsîns) видит собаку (animohš-an)'

Ojibwa глаголы также отмечают, является ли действие прямым или обратным. В первых двух примерах действие происходит напрямую, где ближайший действует на возражающий. Это направление может быть инвертировано, что означает, что глагол отмечает, когда возражающий действует на ближайший, с помощью обратной морфемы –ikô-:

Animohš owâpamikôn pôsînsan 'Собака (animohš) видна кошке (pôsîns- an) '

Итак, морфема –an полностью отличается от обвинительного маркера.

Иерархия людей

Существует также В результате иерархия человек показывает, что «предпочтительным» человеком для использования в дискурсе Солто является второе лицо, за ним следует первое лицо и, наконец, третье лицо. Третье лицо может показать ближайший (немаркированная категория), объектный, сильно отмеченный дополнительный объект, который зарезервирован для незаметных третьих лиц, действующих или подвергающихся действию объекта.

Другие морфологические свойства западного языка. Оджибва

По данным Valentine (1994):

  • Суффикс –ing используется как локативный падеж
  • - (n) s : большинство оджибва диалекты образуют уменьшительное, добавляя суффикс –Vns, где V, гласная, реализуется как / e /, если только она не присоединена к основанию существительного, оканчивающемуся скольжением. Когда есть скольжение, например j или w, суффикс принимает обратные и округлые черты скольжения. Например, jiimaanens, «маленькая лодка» (ствол jiimaan), mitigoons, «маленькое дерево» (mitigw), asabiins «маленькая сеть» (стержень asaby).
  • Saulteaux Ojibwa не имеет суффикса для неодушевленного объекта
  • Суффикс неодушевленного множественного числа реализуется как –an
  • . В некоторых сообществах Сольто используется суффикс –an, в то время как другие используют суффикс –anini для очевидного обладателя одушевленного
  • Для одушевленного очевидного множественного числа многие сообщества не различают единственное и множественное число в одушевленном объвиативе.
  • Нет окончательного –ii в существительных с основанием Cy
  • Используется указатель для одушевленного проксимального единственного числа waha (we) . Сокращенная форма благоговение встречается гораздо чаще.
  • Исключительное «мы» во множественном числе от первого лица - niinawi (n) d
  • Неопределенное оживление Единственное число - ави (я) я . Однако спикеры Солто могут говорить это во множественном числе. Итак, либо awiiyag (множественное число), либо awiya .
  • Gegoo - неопределенное неодушевленное «нечто» единственного числа.
  • Awenen - одушевленное вопросительное местоимение единственного числа » который 'используется спикерами Манитобы Солто, в то время как аванен используется крайним западом Солто.
  • Аанапии - вопросительная частица «когда».
  • Aa (n) di - вопросительная частица «где».
  • Aaniin - вопросительная частица «как».
  • Ninoonde-, кажется, опережает niwii- как произвольный преглагол в пределах Сообщества Saulteaux, особенно спикеры, опрошенные к западу от центральной Манитобы.
  • Ряд западных сообществ Saulteaux используют onji- в качестве отрицательного наречия прошедшего времени. Это часто встречается в областях, прилегающих к кри или двуязычных с ним, где используется cognate ohci-.
  • Северная Манитоба. Saulteaux имеет e-gii - как дополнительный наречие. в то время как общины на юге имеют gii-.

Синтаксис

Saulteaux - это неконфигурационный язык, что означает, что он имеет свободный порядок слов. Полностью изменяемый глагол сам по себе образует предложение или предложение с подлежащим, объектом, аспектом и другими понятиями, выраженными посредством глагольной морфологии. В языковом диалекте используются местоимения для выражения аргументов глагола, а любые явные существительные (или определяющие фразы (DP)), которые в дальнейшем относятся к этим объектам, являются просто дополнение глагола. Явные DP на самом деле не нужны, поскольку они просто повторяют информацию и отношения, уже отмеченные в глаголе. В результате появление DP, относящихся к аргументам глаголов, является необязательным и часто не учитывается.

Joe ominwênimân Maryan 'Joe (s) он любит ее / его) Mary'

Тематическая информация применяется внутри глагола, а не на уровне предложения, поэтому аффиксы и клитики являются аргументами. Глагол ominwênimân сам по себе уже показывает, что кому-то нравится другой человек. Глагол происходит от третьего лица порядка VTA (переходный одушевленный глагол) и склоняется для прямого действия. Мы можем видеть, что приближенный действует на очевидный, поскольку Джо не отмечен, а Мэри отмечена очевидным маркером –an.

Порядок слов Солто, однако, лучше было бы описать как VO (S), чтобы показать редкое появление явного предмета, но в конечном итоге оно чаще всего возникает тогда, когда оно действительно появляется.

Система письма

Оджибва имеет литературную историю, которую необходимо признать. Язык написан с использованием Стандартной римской орфографии (SRO). Некоторые люди используют двойные гласные для обозначения долгих гласных, в то время как другие удлиняют гласные, добавляя либо макронный акцент (^) (â, ê, î, ô, û), либо острый ударение (´) (á, é, í, ó, ú

Общие фразы

Некоторые распространенные фразы, встречающиеся на языке аборигенов Манитобы, Inc. веб-сайт

западная оджибваанглийский
ааниин, бучжу!Привет: Как дела?
Нимино-аяаЯ в порядке
Мино-гиижигад

Мино-гиижиган

Хороший день
Гижааганаашиим ина?Вы говорите по-английски?
ГаавинНет, нет, отрицательно
МинанжДа, определенно
ЭяДа, да
ЭнанжКонечно, я согласен
Амандж, наманджЯ не знаю
МиигвечСпасибо,
АмбеПриходите
Ааниин ежиникаазойн?Как вас зовут?
_________ ndizhinikaazМеня зовут _________
Гиин Даш?А ты?

Известные исследователи

Некоторые известные исследователи, задокументировавшие диалект оджибва:

  • Маргарет Кот-Лерат
  • Терри Дж. Клокейд
  • Гарольд Дж. Логан
  • Джеймс Х. Ховард
  • Пол Вурхис
  • Дж. Рэндольф Валентайн

Примечания

См. Также

Ссылки

  • Кот, Маргарет. 1984. Nahkawēwin: Saulteaux (оджибвейский диалект равнин). Регина С.К.: Индийский федеративный колледж Саскачевана.
  • Кот, Маргарет и Терри Дж. Клокейд. 1985. Книга глаголов Saulteaux. Регина, СК: Индийский федеративный колледж Саскачевана.
  • Логан, Гарольд Дж. 2001. Сборник текстов Сольто с переводами и лингвистическим анализом. Магистерская диссертация, Университет Реджайны.
  • [Скотт, Мэри Эллен и др.] 1995. Словарь языка Сольто. Издательство «Кинистин First Nation» и «Duval House». ISBN 1-895850-51-7
  • Валентайн, Дж. Рэндольф. 1994. Отношения диалектов оджибве. Докторская диссертация, Техасский университет, Остин.
  • Вурхис, Пол. 1976. Разговорник Saulteaux (оджибве), основанный на диалектах Манитобы. Брэндон, МБ: Департамент изучения коренных народов Университета Брэндона.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-20 12:42:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте