Западный оджибва (также известный как Накавемовин (ᓇᐦᑲᐌᒧᐎᓐ ), Saulteaux, and Plains Ojibwa) - диалект языка оджибве, член алгебры языковой семьи. На нем говорят Saulteaux, суб-нация оджибве людей на юге Манитобы и южном Саскачеване, Канада, к западу от озера Виннипег. Saulteaux - это обычно используемый термин носителями языка, в то время как Nakawēmowin - это общий термин в самом языке.
Western Ojibwa | |
---|---|
Nakawēmowin. ᓇᐦᑲᐌᒧᐎᓐ | |
Родной для | Канада |
Регион | юг Манитоба, юг Саскачеван |
Носители языка | 10,000 (2002) |
Языковая семья | Алгический
|
Коды языков | |
ISO 639-3 | ojw |
Glottolog | west1510 |
Генетически оджибва часть семьи алгонкинских языков. В эту языковую семью входят такие языки, как микмак, абенаки, малесит, потаватоми, делавэр, Монтанье-Наскапи, Кри и Блэкфут в Канаде. В США существуют такие языки, как Menomini, Fox, Shawnee и Cheyenne. Yurok и Вийот, также известные как языки ритван в древней литературе, на которых когда-то говорили в Калифорнии, также являются родственниками в семье алгонкинских языков. Несмотря на географическое расстояние, эти два языка составляют часть алгебры языковой семьи с алгонкинскими языками.
Рэндольф Валентайн (2000) делит оджибва на две основные группы диалектов: южную группу и северную группу. Группа южных диалектов включает Сольто в южной Манитобе и южном Саскачеване; Оджибва на большей части Онтарио, на острове Манитулин и в заливе Джорджиан Бэй; Оттава или Одава в южном Онтарио; и, наконец, Чиппева в Северной Дакоте, Миннесоте, Висконсине и Мичигане. Группа северных диалектов включает оджи-кри в северном Онтарио и алгонкин в Западном Квебеке.
Леонард Блумфилд (1946) смог реконструировать систему фонологии и некоторые из морфология протоалгонкинского языка путем сравнения родственных слов из четырех языков: лисы, кри, меномини и оджибвы.
'он идет по' | 'он боится' | ' он рассказывает: « | |
---|---|---|---|
Протоалгонкианский | * pemohθeewa | * koqtamwa | * aacimowa |
Фокс | pemoseewa | kohtamwa | aacimowa |
Cree | pimohteew | kostam | aacimow |
Menomini | pemoohnɛw | koqtam | aacemow |
Ojibwa | pimossee | kottank | aacimo |
Рис. 0.1 Протоалгонкинские реконструкции, сделанные Блумфилдом (1946)
«Старший брат Марии спит» | |
---|---|
Центральная Оджибва / Одава | Нбааван Мааниин Всаенян |
Западная Оджибва / Саулто | Нибааван Маани осайензан |
Болотный кри | Нипанива Мани остеса |
Рис. 0.2 Сравнение Центральной Оджибвы (Одава), Западной Оджибвы (Saulteaux) и Болотного Кри (2002)
По сравнению с другими восточными племенами, оджибва понесли наименьшие потери населения во время Европейский контакт. Учитывая численность своего народа и раннее приобретение ружей, оджибва были мощной политической силой в ранний период торговли мехом.
Небольшие группы обычно выходили на Равнины, чтобы использовать охоту и охоту. затем вернитесь в лесную зону. Они охотились на лося, лося и другую лесную дичь. В результате они постепенно продвигались на север и запад от своей базы на Ред-Ривер, следуя за опушкой леса. Охота на бизонов также стала частью цикла сезонной эксплуатации многих семейных групп оджибва.
Небольшие группы равнинных оджибва называются солто. Это название происходит от французского и относится к тем, кто собрался вокруг водопада, в частности, Sault Ste. Район Мари в современном Онтарио и Мичигане. Они победили шайеннов в 1700-х годах и оккупировали южную Манитобу и южный Саскачеван, когда прекратилась торговля мехом. Они закрепились как равнинная индейская группа с подписанием Соглашения о числах в 1870-х.
Ни западный оджибва, ни какой-либо диалект оджибвы не имеют официального статуса в Северной Америке.
Оджибва-говорящие регионы находятся в основном к югу от кри-говорящих регионов в Канаде.
Точное число нынешних говорящих на диалекте Солто неизвестно. Однако есть несколько сообществ Saulteaux, обнаруженных в южной части Манитобы и южного Саскачевана.
У Солто есть двадцать четыре фонематических сегмента - семнадцать согласных и семь гласных.
Согласные четыре резонанса и тринадцать препятствующих. Резонансные носовые ходы бывают губными / m / и альвеолярными / n /. Резонансные скольжения - лабио-велярные / w / и небные / y /. Западная оджибва имеет глоттальную остановку / ʔ /, а не /h/.
Фрикативы | Аффрикаты | Взрывчатые вещества | |
---|---|---|---|
Лабиальные | hp, p | ||
Альвеолярный | hs, s | ht, t | |
Небный | hš, š | hc, c | |
Velar | hk, k | ||
Glottal | h [IPA: ʔ] |
Рис. 1.1 Замещающие звуки в западных оджибвах
Гласные делятся на три коротких гласных и четыре долгих гласных.
передний | задний | |
---|---|---|
Высокий | i | o |
Низкий | a |
Рис. 1.2 Краткие гласные в западных оджибвах
Передний | Задний | |
---|---|---|
Высокий | î | ô |
Низкий | ê | â |
Рис. 1.3 Долгие гласные в западных оджибвах
N.B. - циркумфлексы / макроны над гласными обозначают длину: / î / = /ii/.
Западная оджибва не является синкопирующей, что означает, что слабые гласные не удаляются в соответствии с метрическим положением.
Краткие гласные в диалектах оджибва трактуются по-разному. В Saulteaux напряжения не происходит с начальными короткими гласными. Они также не переходят в /a/.
Носовые гласные становятся деназализованными; однако гласные могут быть назализованы перед носовой, за которой следует шипящий, т. е. в фонотактически допустимых последовательностях / ns /, / nz / и /nzh/.
После долгой гласной и перед s или ʃ, / n / не произносится так же, как где-либо еще, вместо этого предыдущему гласному дается назальный звук.
По данным Valentine (1994):
Типологически Солто - это агглютинирующий или полисинтетический язык, что означает, что он в значительной степени полагается на аффиксирование для выражения значения. Как и в случае с языками с активной морфологией, порядок слов в этом языке не такой жесткий, как в английском.
Нет различия между мужским и женским родами - вместо этого есть различие между одушевленными и неодушевленными предметами. Категория одушевленных включает всех людей и животных, но в целом не все другие категории, такие как растения, части тела, утварь и т. Д., Полностью относятся к категории одушевленных. Ограниченный набор предметов, не относящихся ни к людям, ни к животным, по-прежнему рассматривается, например, камень, трубка, малина, штаны и т. Д. Даже в разных диалектах Сольто «клубника» колеблется в своей анимации. Это может быть связано с практикой «клубничного танца» некоторыми общинами. Пол существа важен, потому что для многих морфем язык использует специфичную для пола морфологию, которая отличает одушевленное от неодушевленного.
Примеры анимации :
Инини «человек»
Сакиме «комар»
Asikan 'носок'
Miskomin 'малина'
Примеры неодушевленных :
Cîmân 'лодка'
Wâwan 'яйцо'
книга Masinahikan '
Otêhimin' клубника '
Это тема стратегия для демонстрации важности среди третьих лиц в дискурсивной среде. В пределах предикации одно одушевленное третье лицо будет ближайшим, а любые другие одушевленные третьи лица обязательно будут обозначены как очевидный.
Суффикс –an является очевидным маркером:
Animohš owâpamân pôsînsan 'Собака (animohš) видит кошку (pôsîns-an)'
Animohšan owâpamân pôsîns 'Кошка (pôsîns) видит собаку (animohš-an)'
Ojibwa глаголы также отмечают, является ли действие прямым или обратным. В первых двух примерах действие происходит напрямую, где ближайший действует на возражающий. Это направление может быть инвертировано, что означает, что глагол отмечает, когда возражающий действует на ближайший, с помощью обратной морфемы –ikô-:
Animohš owâpamikôn pôsînsan 'Собака (animohš) видна кошке (pôsîns- an) '
Итак, морфема –an полностью отличается от обвинительного маркера.
Существует также В результате иерархия человек показывает, что «предпочтительным» человеком для использования в дискурсе Солто является второе лицо, за ним следует первое лицо и, наконец, третье лицо. Третье лицо может показать ближайший (немаркированная категория), объектный, сильно отмеченный дополнительный объект, который зарезервирован для незаметных третьих лиц, действующих или подвергающихся действию объекта.
По данным Valentine (1994):
Saulteaux - это неконфигурационный язык, что означает, что он имеет свободный порядок слов. Полностью изменяемый глагол сам по себе образует предложение или предложение с подлежащим, объектом, аспектом и другими понятиями, выраженными посредством глагольной морфологии. В языковом диалекте используются местоимения для выражения аргументов глагола, а любые явные существительные (или определяющие фразы (DP)), которые в дальнейшем относятся к этим объектам, являются просто дополнение глагола. Явные DP на самом деле не нужны, поскольку они просто повторяют информацию и отношения, уже отмеченные в глаголе. В результате появление DP, относящихся к аргументам глаголов, является необязательным и часто не учитывается.
Joe ominwênimân Maryan 'Joe (s) он любит ее / его) Mary'
Тематическая информация применяется внутри глагола, а не на уровне предложения, поэтому аффиксы и клитики являются аргументами. Глагол ominwênimân сам по себе уже показывает, что кому-то нравится другой человек. Глагол происходит от третьего лица порядка VTA (переходный одушевленный глагол) и склоняется для прямого действия. Мы можем видеть, что приближенный действует на очевидный, поскольку Джо не отмечен, а Мэри отмечена очевидным маркером –an.
Порядок слов Солто, однако, лучше было бы описать как VO (S), чтобы показать редкое появление явного предмета, но в конечном итоге оно чаще всего возникает тогда, когда оно действительно появляется.
Оджибва имеет литературную историю, которую необходимо признать. Язык написан с использованием Стандартной римской орфографии (SRO). Некоторые люди используют двойные гласные для обозначения долгих гласных, в то время как другие удлиняют гласные, добавляя либо макронный акцент (^) (â, ê, î, ô, û), либо острый ударение (´) (á, é, í, ó, ú
Некоторые распространенные фразы, встречающиеся на языке аборигенов Манитобы, Inc. веб-сайт
западная оджибва | английский |
ааниин, бучжу! | Привет: Как дела? |
Нимино-аяа | Я в порядке |
Мино-гиижигад Мино-гиижиган | Хороший день |
Гижааганаашиим ина? | Вы говорите по-английски? |
Гаавин | Нет, нет, отрицательно |
Минанж | Да, определенно |
Эя | Да, да |
Энанж | Конечно, я согласен |
Амандж, намандж | Я не знаю |
Миигвеч | Спасибо, |
Амбе | Приходите |
Ааниин ежиникаазойн? | Как вас зовут? |
_________ ndizhinikaaz | Меня зовут _________ |
Гиин Даш? | А ты? |
Некоторые известные исследователи, задокументировавшие диалект оджибва: