Вернер Хартенштейн

редактировать

Вернер Хартенштейн
Черный и белая фотография человека в военной форме с Железным крестом.
Родился(1908-02-27) 27 февраля 1908 года. Плауэн
Умер8 марта 1943 г. (1943-03-08) (35 лет). U-156, Атлантический океан, выкл. Барбадос
Похоронен(12 ° 38'N 54 ° 39'W / 12,633 ° N 54,650 ° W / 12,633; -54.650 (U-156 (подводная лодка)) )
ПриверженностьВеймарская Республика. Нацистская Германия
Служба / филиалРейхсмарине. Кригсмарине
Годы службы1928–1943
РангKorvettenkapitän (капитан корвета)
ЧастьSSS Niobe. крейсер Emden. Исследовательское судно Meteor. крейсер Köln. торпедный катер Greif
Команды удерживаютсяSeeadler. Jaguar. U-156
Битвы / войныСмотрите сражения

Гражданская война в Испании


Вторая мировая война

НаградыРыцарский крест Железного креста

Вернер Хартенштейн (27 Февраль 1908 г. - 8 марта 1943 г.) был немецким военно-морским офицером во время Второй мировой войны, который командовал U-лодкой U-156. Он был награжден Рыцарским крестом Железного креста, высшей наградой в вооруженных силах и военизированных формированиях нацистской Германии во время Второй мировой войны. Хартенштейну приписывают потопление 20 кораблей общим объемом 97 504 брутто-регистровых тонн (GRT), а также повреждение трех кораблей и эсминца.

Родившийся в Плауэн, Хартенштейн присоединился к Reichsmarine (флот Веймарской республики ) в 1928 году. После периода обучения на надводных кораблях и службы на различных торпедных катерах во время гражданской войны в Испании. и в первый год Второй мировой войны он перешел на службу подводных лодок в 1941 году. В сентябре 1942 года Хартенштейн торпедировал и потопил RMS Laconia, а затем попытался спасти оставшихся в живых. Он был вынужден прервать спасение, когда его подводная лодка подверглась атаке бомбардировщика B-24 Liberator из ВВС США. Событие стало известно как «инцидент в Лаконии » и привело к «Приказу Лаконии », приказу Befehlshaber der Unterseeboote всей немецкой U- лодочная сила, запрещавшая спасать выживших с затонувших кораблей. Хартенштейн и весь экипаж U-156 были убиты в бою глубинными бомбами с американского самолета PBY Catalina 8 марта 1943 года.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и довоенная служба
  • 2 Вторая мировая война
    • 2.1 Первый патруль
    • 2.2 Второй патруль
    • 2.3 Третий патруль
    • 2.4 Четвертый патруль и инцидент в Лаконии
    • 2.5 Пятый патруль и смерть
  • 3 Краткое описание карьеры
    • 3.1 Атакованные корабли
    • 3.2 Награды
    • 3.3 Повышение в должности
  • 4 Примечания
  • 5 Примечания к переводу
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Библиография

Ранняя жизнь и довоенная служба

Хартенштайн родился в Плауэне в Фогтланд в Королевстве Саксония, затем в федеративном государстве Германская Империя, 27 февраля 1908 г. Он был вторым ребенком Вильгельма Карла Адольфа Хартенштейна, торговца-экспортера, и Сельмы Эммы Хартенштейн, урожденной Шлингензипен. У Хартенштейна была одна старшая сестра Теа Ирена и младшая сестра Шарлотта. Он отпраздновал свое утверждение в 1923 году и окончил гуманитарную среднюю школу в Плауэне со своим дипломом (Abitur ) в 1926 году. После окончания школы в 1926 году он подал заявку на кадетство морского офицера, но сначала был отклонен, и вместо этого изучал два семестра юриспруденции. Он поступил в Фрайбургский университет (Albert-Ludwigs-Universität Freiburg) в Фрайбург-им-Брайсгау 29 апреля 1927 года.

В возрасте 20 лет., Хартенштейн повторно подал заявку на кадетство, был принят и начал свою военно-морскую карьеру с Reichsmarine 1 апреля 1928 года в составе «Crew 28» (входящий класс 1928 года). Прошел базовую военную подготовку во 2-м отделении постоянной корабельной дивизии Балтийского моря в Штральзунде (1 апреля 1928 г. - 30 июня 1928 г.). Затем Хартенштейн был переведен на учебный корабль Niobe (1 июля 1928 - 15 октября 1928), получив звание Seekadett (мичман) 11 октября 1928 года. После 14-месячного пребывания на борту крейсера Emden (16 октября 1928 г. - 3 января 1930 г.) 1 января 1930 г. он повысился в звании до Fähnrich zur See (офицер-кадет). в то время находился под командованием Лотара фон Арно де ла Периера, командующего подводной лодкой во время Первой мировой войны. Затем Хартенштейн прошел ряд курсов по подготовке офицеров в Военно-морской академии в Мюрвике, в том числе в походах по навигации на исследовательском судне Meteor, прежде чем перейти на легкий крейсер Кельн (1 октября 1931 - 23 сентября 1934). Время от времени его пребывание в Кельне прерывалось для прохождения курсов повышения квалификации в Вильгельмсхафене и Киле -Вике. Во время этого задания 30 января 1933 года нацистская партия под руководством Адольфа Гитлера пришла к власти в Германии и начала перевооружить флот. В 1935 году Reichsmarine был переименован в Kriegsmarine.

Хартенштейн служил первым вахтенным офицером на торпедном катере Greif с 30 сентября 1936 года по 13 ноября 1938 года. Он был повышен до капитанлейтнанта (капитан-лейтенант) 1 июня 1937 года. Хартенштейн участвовал в нескольких патрулях в 1937 и 1938 годах на борту Грайфа в испанских водах во время гражданской войны в Испании. За эти заслуги он был награжден Испанским крестом в бронзе (Spanienkreuz in Bronze) 6 июня 1939 года.

Второй мировой войны

торпедный катер Jaguar

На пороге мира Во время Второй мировой войны Хартенштейн продолжал служить на торпедных катерах. На этой должности он выполнил 65 патрулей в Северном море, норвежских водах, Бискайском заливе и Ла-Манше за первые полтора года. войны. Хартенштейн принял командование торпедным катером Seeadler 20 ноября 1938 года. В октябре 1939 года Хартенштейн передал и передал командование торпедным катером Jaguar капитанлейтенанту Францу Кохлауфу, который принял командование. компании Seeadler. 30 марта 1941 г. командование «Ягуаром» было передано капитанлейтенанту Фридрих-Карл Пауль, а Хартенштейн был переведен в состав подводных лодок, а 4 сентября 1941 г. получил командование U-156 типа . IXC Подводная лодка. За службу на торпедных катерах 2 февраля 1942 года Хартенштайн был награжден Немецким крестом в золоте (Deutsches Kreuz in Gold). Карл Дёниц лично прикрепил награду к кожаной куртке Хартейнштейна 17 декабря. Март 1942 г. U-156 сначала была передана в 4-ю флотилию подводных лодок в Штеттин в качестве учебного катера, затем была передана во 2-ю флотилию подводных лодок <300.>в Лорьян, Франция, 31 декабря 1941 года.

Первый патруль

Первый патруль Хартенштейна (24 декабря 1941 - 10 января 1942) представлял собой переходный патруль без происшествий с захватом U -156 из Киля в Лорьян. U-156 вместе с U-87 и U-753 прошли транзитом через канал кайзера Вильгельма, миновав Brunsbüttel, где они присоединились вверх с помощью следопыта и U-135. Конвой получил воздушную защиту от истребителя Messerschmitt Bf 109 и разделился, достигнув Куксхафена. Пройдя к югу от Шетландских островов, минуя Гебриды, U-156 медленно приблизилась к Роколлу, где два погодных буя (Wetterfunkgeräte / Boje, или WFB) были выпущены: «WFB 33» 7 января 1942 г. в 51 ° 04,3'N 11 ° 04'W / 51,0717 ° N 11,067 ° W / 51,0717; -11,067 (WFB 33 (метеорологический буй)) и «WFB 32» 8 января 1942 г. в 02:44 на 53 ° 24'N 13 ° 32'W / 53,400 ° N 13,533 ° Вт / 53,400; -13,533 (WFB 32 (метеорологический буй)) в Porcupine Bank. Вечером 8 января U-156 получил радиосообщение с приказом Хартенштейну проследовать на большой скорости в Лорьян, куда он прибыл 10 января 1942 года.

Второй патруль

Второй патруль ( 19 января 1942 - 17 марта 1942) Хартенштейн командовал волчьей стаей подводных лодок (Gruppe Neuland - Group New Land) во время атаки на Арубу в феврале 1942 года., атаковав нефтеперерабатывающий завод. U-156 вместе с U-67 под командованием Günther Müller-Stöckheim и U-502 под командованием Юргена фон Розенштиля отбыл из Лорьяна под защитой следопытов рано утром 19 января 1942 года. Гартенштейн получил приказ провести одновременную внезапную атаку группы Neuland на судоходство с Арубы и Кюрасао. Помимо U-156, U-67 и U-502, Gruppe Neuland также включала подводные лодки U-129 под командованием Николая Клаузена и U-161. под командованием Альбрехта Ахилла.

16 февраля, после нескольких дней наблюдения за местностью, U-156 прибыла на нефтеперерабатывающие заводы. Там перед ее целью были два парохода с плоским дном Lago Company, SS Pedernales и нефтяные компании, принадлежащие британцам. В 01:31 U-156 всплыл в гавани Сан-Николаас примерно в 1,5 км (0,81 морских миль; 0,93 мили) от берега и атаковал два британских танкера, стоявших на якоре. Гартенштейн выпустил одну торпеду из носовых стволов по Педерналесу. Торпедная атака была успешной, и Педерналес был поражен миделем. Загруженный сырой нефтью, пароход немедленно загорелся, в результате чего погибли восемь из 26 членов экипажа и был ранен капитан Герберт МакКолл. Затем Ораньестад начал поднимать якорь и уносить пар, но было слишком поздно, и в него попала вторая торпеда, выпущенная с U-156. Она тоже загорелась и через час затонула на глубине около 70 м (230 футов). Пятнадцать из ее 22 членов экипажа были убиты.

В 03:13 U-156 атаковала танкер SS Arkansas, принадлежащий Texaco, который стоял у стоянки в Игл. Пляж рядом с нефтеперерабатывающим заводом Аренд / Игл. Только одна из торпед попала в Арканзас и частично потопила ее, но урон был умеренным и без потерь. Командир Хартенштейн затем продвинулся дальше вокруг Арубы и приказал своим людям поднять на палубу орудия и приготовиться к морской бомбардировке большого нефтяного танка Lago Oil and Transport Company Экипаж 10,5 cm Морское орудие SK L / 45 забыло вынуть тампион из ствола, поэтому, когда Гартенштейн приказал стрелять, орудие взорвалось. Офицер-артиллерист Дитрих фон дем Борне был тяжело ранен, одна нога была оторвана. Его товарищ и боевик Генрих Бюссингер также был тяжело ранен и скончался через несколько часов после нападения. Гартенштейн приказал 3,7-сантиметровому зенитному орудию продолжить атаку, нанеся лишь поверхностные повреждения.

Третий патруль

Вид сверху на эсминец с четырьмя воронками и поврежденной носовой частью в три четверти в море Сильно поврежденный USS Blakeley

На третьем патруле Хартенштейна (22 апреля 1942 г.) - 7 июля 1942 г.) U-156 потопила 12 кораблей и повредила еще два, включая USS Blakeley 25 мая 1942 года. Это достижение принесло Гартенштейну упоминание 6 июня 1942 года в Wehrmachtbericht, пропагандистский бюллетень, выпускаемый штабом Вермахта, OKW. Это упоминание было занесено в раздел орденов и наград солдатской книжки.

U-156 вместе с U-502 22 апреля 1942 года снова вылетели из Лорьяна под защитой следопыта, предназначенного для Карибское море. Перед отъездом Дитрих фон дем Борне, который был тяжело ранен во время второго патруля, был заменен оберлейтенантом цур Зее из резерва Герт Маннесманн. Главный инженер Вильгельм Польхау сообщил Хартенштейну 6 мая о неисправности дизельного компрессора. Хартенштейн вызвал U-66 под командованием Роберта-Ричарда Заппа для помощи. 10 мая U-156 и U-66 сблизились и обменяли 5 кубометров мазута на необходимые запчасти, а топливный компрессор был отремонтирован. U-156 заметила первый пароход днем ​​12 мая, первый из двенадцати кораблей - одиннадцать торговых судов и один военный корабль - атаковал этот патруль, десять из которых были потоплены.

U-156, находившийся поблизости Форт-де-Франс получил приказ наблюдать за движением в направлении Мартиники и обратно. Примерно на расстоянии 11 морских миль (20 км) от берега гидрофоны обнаружили корабль. Хартенштейн атаковал из подводного положения, выпустив две торпеды. Одна торпеда попала в носовую часть «Блейкли» после 25-секундного пробега. Хартенштайн заметил, что нос полностью разлетелся, но двигатели продолжали работать. Воды вокруг Мартиники были очень мелкими, и Хартенштейн решил не преследовать эсминец. 1 июня 1942 года Хартенштейн получил звание Korvettenkapitän (капитан корвета). Первый вахтенный офицер Пол Джаст покинул U-156 после возвращения из третьего патруля. Джаст был заменен оберлейтенантом zur См. Леопольда Шумахера в качестве нового первого вахтенного помощника. Позже стал командиром U-6, U-151 и U-546.

Хартенштейн, и весь экипаж U-156 был встречен местными жителями как герой. Плауэна 20 июля 1942 года. Люди выстроились вдоль улиц, пока вся команда маршировала от железнодорожного вокзала к ратуше для официального приема.

Четвертый патруль и инцидент в Лаконии

На U -156 (20 августа 1942 - 16 ноября 1942), Хартенштейн затонул, а затем организовал спасение выживших из RMS Laconia, что привело к «инциденту в Лаконии » и «Приказ Лаконии ".

U-156 вместе с U-68 под командованием Карла-Фридриха Мертена отправились из Лорьяна 20 августа 1942 года в направлении залива Бискай. Хартенштейн получил приказ действовать против Конвоя SL-119 25 августа. После двухдневной погони U-156 нашла отставшего, клан СС Маквиртер, к западу от Касабланка. Хартенштейн атакован из подводной лодки. установка, чтобы избежать обнаружения при ярком лунном свете. Клан Маквиртер был поражен двумя торпедами и затонул, в результате чего погибли девять членов экипажа и два артиллериста; 79 моряков пережили затопление. Два последующих наблюдения, 2 и 6 сентября, не привели к появлению благоприятных позиций для атаки.

12 сентября 1942 года U-156 патрулировала у побережья Западной Африки на полпути между Либерией и Остров Вознесения примерно в 600 морских милях (1100 км; 690 миль) к югу от мыса Пальмас. В 11:37 наблюдатель на корме порт заметил дымовую трубу под углом 230 градусов. Хартенштейн следил за целью, которая двигалась зигзагами со скоростью 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час), пока не стало очевидно общее направление большого океанского лайнера. U-156 двигалась со скоростью 17 узлов (31 км / ч; 20 миль / ч) в выгодную позицию для атаки, и Хартенштейн приказал атаковать в 21:07. Он сбавил скорость в 22:00 и приказал произвести выстрелы на поверхность на отклонение из торпедных аппаратов I и III. Через три минуты шесть секунд взорвалась первая торпеда, затем вторая. Он надеялся поймать старших офицеров корабля, но, к своему удивлению, Хартенштейн увидел, что в воде борются более двух тысяч человек. Хартенштейн немедленно приступил к спасательным работам. Лакония затонула в 23:23.

В 01:25 13 сентября 1942 года Хартенштейн передал по радио Befehlshaber der U-Boote (BdU - командир подводных лодок) с просьбой дать указания и подтвердить, как продолжать. BdU ответила в 03:45 и заказала Wolf pack Eisbär, состоящую из U-507 под командованием Harro Schacht, U-506 <300.>под командованием Эриха Вюрдеманна и U-459 под командованием Георга фон Виламовиц-Мёллендорфа для немедленной помощи Хартенштейну. В 06:00 Хартенштейн приказал отправить следующее сообщение на 25-метровой длине волны:

«Если какое-либо судно будет помогать потерпевшей крушение экипажу Лаконии, я не буду атаковать, если на меня не нападут корабли или авиация. Я подобрали 193 человека. 4 ° 53 южной широты / 11 ° 26 западной долготы - немецкая подводная лодка «

Вид спереди на носовую часть боевой рубки другой подводной лодки с трехчетвертным видом спереди с многочисленными людьми, стоящими на обеих подводных лодках, в море. U-156 (на переднем плане) и U-507 (на заднем плане) 15 сентября 1942 года.

Сообщение было повторяется дважды на международной длине волны 600 м. Позже BdU немного изменил заказ, и были отправлены U-506, U-507 и итальянская подводная лодка Capellini. Параллельно U-156 оказывала помощь и снабжала выживших в многочисленных спасательных шлюпках, которые продолжали прибывать или были подобраны. U-506 прибыла в 11:32 14 сентября 1942 года, а затем U-507 во второй половине дня 15 сентября. Направляясь на встречу с кораблями Vichy French под знаменами Красного Креста, подводные лодки были атакованы США. Армия B-24 Liberator бомбардировщик (343-я бомбардировочная эскадрилья ; лейтенант Джеймс Д. Харден) в 12:32 16 сентября 1942 года. капитаном Робертом К. Ричардсоном III, который убил несколько человек в спасательных шлюпках и повредил U-156, вынудил Хартенштейна отказаться от спасательных операций. Большинство выживших было позже спасено британскими торговыми судами и двумя французскими военными кораблями Виши, крейсером Gloire и шлюпом Annamite, из Дакара, Африка.

Это событие позже стало известно как «инцидент в Лаконии» и побудило адмирала BdU Карла Дёница отдать «приказ Лаконии» своим командирам подводных лодок, в котором, в частности, говорилось: «Запрещается предпринимать какие-либо попытки спасения членов потопленных кораблей.. "В конце войны Орден Лаконии был безуспешно использован против адмирала Дёница на его судебном процессе по делу о военных преступлениях. Обвинение не удалось, когда флот адмирал Нимиц показал, что во время войны с Японией флот США придерживался той же общей политики, которая была изложена в директиве немецкого адмирала.

17 сентября 1942 года U-156 получила радиосообщение, в котором говорилось, что Вернер Хартенштейн стал 63-м членом службы подводных лодок и 125-м членом Кригсмарине, удостоенным высшей военной награды Германии - Рыцарского креста. Железный крест (Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes). Хартенштейн выдал каждому члену экипажа по бутылке пива и произнес речь в честь достижений всех, кто был на борту, и сказал им, что он будет носить орден на их имя.

19 сентября 1942 года U- 156 находился примерно в 800 морских милях (1500 км; 920 миль) к югу от Фритауна, и команда все еще исправляла незначительные повреждения, когда в 04:30 наблюдатель заметил корабль. Целью был британский корабль «Квебек-Сити», следовавший из Кейптауна во Фритаун. Хартенштейн атаковал с подводного положения и поразил Квебек-Сити одной торпедой, выпущенной из трубки VI. Хартенштейн всплыл, подошел к спасательным шлюпкам и спросил у выживших название корабля. Квебек-Сити не тонул легко, и U-156 произвела 58 выстрелов из 37-мм (1,46 дюйма) зенитной пушки и еще семь выстрелов из 10,5-сантиметровой пушки, прежде чем Гартенштейн приказал прекратить огонь. После прямого попадания в кормовую обойму корабля и взрыва Квебек-Сити медленно затонул. По словам Уильяма Кларка, члена команды Квебека, Хартенштейн позаботился о том, чтобы у оставшихся в живых было достаточно воды и провизии и чтобы у капитана Уильяма Томаса были точные координаты. Этот отчет об этом нападении и впечатлении, которое произвела гуманитарная деятельность Хартенштейна, задокументирован в книге Дэвида Кледлина Джонса «Враг, которого мы убили, мой друг». Сам Джонс не соглашается, заявляя, что Хартенштейн был обеспокоен благополучием выживших, но не спрашивал о провизии, а также не предлагал дополнительную еду или воду. Хартенштейн действительно выразил свое желание отбуксировать их хотя бы на некоторое расстояние к африканскому побережью, но пояснил, что он не мог этого сделать, поскольку недавно он подвергся нападению, когда пытался помочь выжившим.

Пятый патруль и гибель

Затонувший U-156 находится в Северной Атлантике Затонувший U-156 U-156 потоплен

Во время своего пятого патрулирования (16 января 1943 - 8 марта 1943) 8 марта 1943 года Хартенштейн и весь экипаж U-156 были убиты в бою с помощью глубинных бомб с американского самолета PBY Catalina (VP-53 / P-1; лейтенант Э. Драйден) к востоку от Барбадоса. Каталина сбросила четыре водяные бомбы Mark 44 Torpex в 13:15 с высоты от 75 футов (23 м) до 100 футов (30 м), которые охватили U-156. Было замечено, что две бомбы упали в воду с 10 футов (3,0 м) до 15 футов (4,6 м) по правому борту и прямо в корму от U-156, подняв ее и разбив пополам, после чего произошел взрыв. По крайней мере, одиннадцать выживших были замечены плавающими в воде. Американцы сбросили два резиновых плота и пайки, и было замечено, что пять человек достигли одного из плотов. USS Barney был отправлен из Тринидада, чтобы спасти выживших. Поиски были прекращены 12 марта 1943 года. Корветтенкапитян Эрнст Калс, начальник 2-й флотилии подводных лодок в Лорьян, 23 марта отправил письмо родителям Хартенштейна. Апрель 1943 года, что указывает на то, что их сын был объявлен пропавшим без вести с 12 марта 1943 года. Официальные лица США объявили об уничтожении подводной лодки 10 мая 1943 года.

Через десять месяцев после его смерти была проведена поминальная служба. состоялась в Плауэне 15 января 1944 года. На службе присутствовали его родители, сестры и другие члены семьи, мэр Плауэна Ойген Вернер, высшие должностные лица и советники. Местная пресса сообщила, что «его родители согласились с тем, что их любящий сын не вернется домой, но пребывает в мире со своим Господом». Вернера Хартенштейна сыграл немецкий актер Кен Дукен в телевизионном мини-сериале 2011 года Затонувшая Лакония.

Краткое описание карьеры

Атакованные корабли

Показать все координаты используя: OpenStreetMap
Загрузить координаты как: KML ·GPX

В качестве командира U-156 Вернеру Хартенштейну приписывают затопление 20 судов (включая моторную лодку Letitia Porter на борту Koenjit) общим объемом 97 504 брутто-регистровых тонн (брутто), в результате чего были повреждены три корабля общим весом 18 811 брутто и один военный корабль был поврежден 141>USS Blakeley, 1190 длинных тонн (1210 тонн).

Мемориальная доска в память о Гартенштейне и команде U-156 на Мемориале подводных лодок Möltenort.

Награды

Повышение в должности

11 октября 1928 г.:Seekadett (гардемарин)
1 апреля 1929 г.:Matrosengefreiter (моряк 2-го класса)
1 января 1930 г.:Fähnrich zur See (офицер-кадет)
1 апреля 1932 года:Oberfähnrich zur See (старший прапорщик)
1 октября 1932 года:Leutnant zur See (второй Лейтенант)
1 сентября 1934 г.:оберлейтенант цур Си (первый лейтенант)
1 июня 1937 г.:капитан лейтенант (капитан-лейтенант)
1 июня 1942 г.:Korvettenkapitän (капитан корвета)

Примечания

Примечания к переводу

Ссылки

Цитаты

Библиография

Военные службы
Предшествующие от. KorvettenkapitänЗаместитель командующего . 4 марта 1940 - январь 1941Преемник. Korvettenkapitän
Последняя правка сделана 2021-06-20 11:38:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте