Wer mich liebet, der wird mein Wort halten BWV 59 | |
---|---|
Church cantata by J. С. Бах | |
Связанная | основа для BWV 74 |
Событие | Пятидесятница |
Выполнено |
|
Движения | 4 |
Текст кантаты | Эрдманн Ноймайстер |
Текст Библии | Иоанна 14: 23–31 |
Хорал | из Komm, Heiliger Geist, Herre Gott |
Вокал |
|
Инструментальная |
|
Wer mich liebet, der wird mein Wort halten (Любящий меня сдержит мое слово), BWV 59, это церковная кантата автора Иоганна Себастьяна Баха. Он написал кантату для Пятидесятницы и, вероятно, впервые исполнил ее в Лейпциге 28 мая 1724 г., но более раннее исполнение 16 мая 1723 г. в Paulinerkirche, Университетская церковь Лейпцига, возможно.
Бах написал кантату для Воскресенье Пятидесятницы. Предписанные чтения для праздничного дня были взяты из Деяния Апостолов, Святого Духа (Деяния 2: 1–13 ) и из Евангелие от Иоанна, Иисус объявляет в своей прощальной речи Дух, Который будет учить (Иоанна 14: 23–31 ). Кантата основана на тексте Эрдманна Ноймайстера, опубликованного в 1714 году. Бах составил только четыре части из семи поэтических произведений. Кантата начинается с первого стиха Евангелия, который Бах уже установил как речитатив для баса в своей кантате для Пятидесятницы Erschallet, ihr Lieder, erklinget, ihr Saiten! BWV 172, составленный в Веймаре в 1714 году по тексту Саломона Франка. Во второй части поэт восхваляет великую любовь Бога. Третья часть - первая строфа из гимна Мартина Лютера в честь Пятидесятницы, «Komm, Heiliger Geist, Herre Gott », прося прихода Святого Духа. В необычной заключительной арии поэт имеет дело с ожидаемым большим блаженством на небесах.
Бах определенно исполнил кантату 28 мая 1724 года, что, возможно, было первым исполнением. Партитура датируется 1723 годом, но части были написаны в 1724 году. Пятидесятница 1723 года произошла до того, как Бах официально вступил в должность Томаскантор в Лейпциге в первое воскресенье после Троицы. Обсуждалась возможность выступления уже 16 мая 1723 г., возможно, на службе университета, как предполагал Арнольд Шеринг. Бах использовал и расширил части кантаты в Wer mich liebet, der wird mein Wort halten, BWV 74, для Пятидесятницы 1725 года.
Кантата в четырех частях оценивается для двух солистов, сопрано и баса, четырехчастного хора только в хорале, двух труб, литавр, две скрипки, альт и бассо континуо. По сравнению с типичным праздничным оркестром, в нем отсутствует третья труба и деревянные духовые инструменты.
Первая часть - расширенная дуэт, повторяющий текст пять раз. В четырех частях голоса имитируют друг друга, используя разные интервалы и разные тональности; в заключительном разделе они поют, объединенные параллелями шестых. Инструменты начинаются с короткой прелюдии, которая вводит мотив, позже спетый на словах «Wer mich liebet» с короткой мелизмой на «mich» (меня). Этим мотивом начинается каждый раздел.
Часть 2 начинается как речитатив со струнным аккомпанементом, но заканчивается ариозо с континуо на последних строках «Ach, daß doch, wie er wollte ihn auch ein jeder lieben sollte "(Ах, если бы он только пожелал, чтобы все тоже любили его).
В хорале две скрипки играют частично независимые партии, достигая полного звучания. За хоралом следует ария со скрипкой облигато. Ученые обсуждали, было ли это необычное окончание кантаты намерением Баха или он планировал завершить произведение пятой частью Ноймайстера, другим хоралом. Джон Элиот Гардинер решил повторить хорал, исполнив его третью строфу.