Социальное обеспечение долгое время было важной частью новозеландского общества и важной политической проблемой. Это связано с предоставлением государством льгот и услуг. Вместе с финансовым благосостоянием и профессиональным благосостоянием он составляет социальную политику Новой Зеландии. Социальное обеспечение в основном финансируется за счет общих налогов. С 1980-х годов социальное обеспечение предоставляется на основе потребностей; Исключение составляет универсальное пенсионное обеспечение.
Правительство предоставляет государственное жилье тем, кто в нем нуждается. Количество домов, принадлежащих государству, варьировалось с годами и между разными правительствами. В настоящее время уровень арендной платы за государственное жилье зависит от уровня доходов людей, живущих в доме (арендная плата, связанная с доходом), так что лица с низкими доходами платят ниже рыночной арендной платы. Если доход домохозяйства относительно высок, размер арендной платы устанавливается по рыночной ставке.
Помимо предоставления государственного жилья правительство также предоставляет надбавку на проживание. Это выплачивается в качестве взноса в оплату аренды, питания или ипотеки для соответствующих требованиям людей. Надбавка за проживание не выплачивается тем, кто платит связанную с доходом арендную плату в государственном доме.
В некоторых случаях человек может также иметь право на скидку по тарифам, чтобы покрыть расходы по тарифам местного правительства.
Пособиями по социальному обеспечению управляет Работа и доход. По состоянию на июль 2013 года они включают:
В 1930 году, когда премьер-министр Джордж Форбс находился в Лондоне на Имперской конференции 1930 года, Объединенное Правительство приняло Закон о безработице, обещая выплаты пособий тем, кто зарегистрировался как безработный. По возвращении в Новую Зеландию в январе 1931 года Forbes объявил, что выплаты без работы производиться не будут, а это означает, что зарегистрированные лица должны будут участвовать в государственных схемах «заставить работать», таких как строительство дорог и работа на фермах или в лесных проектах. Когда в феврале был открыт реестр, 23 000 человек записали свои имена; к июню число зарегистрированных безработных выросло до 51 000 из-за обострения Великой депрессии. В реестр не вошли женщины, маори или мальчики до 16 лет. В 1933 году (к тому времени количество безработных достигло 80 000) депутат парламента Гордон Коутс ввел малые фермы (помощь о безработице), чтобы помочь превратить безработных в мелких фермеров.
После победы на выборах 1935 года вновь избранное лейбористское правительство немедленно выпустило рождественскую премию безработным. Однако регулярное пособие по безработице не было введено до принятия Закона о социальном обеспечении в 1938 году; это пособие «выплачивалось лицу в возрасте 16 лет и старше, которое находилось в Новой Зеландии не менее 12 месяцев и является безработным, способным и желающим выполнять подходящую работу и принявшим разумные меры для обеспечения занятости» <. 70>
Критерии для получения пособия по безработице остаются аналогичными первоначальному законодательству 1938 года. На 1 декабря 2011 года лицо могло получить пособие по безработице, если оно:
Они могли бы получить квалификацию, если бы они были стажером на полный рабочий день на утвержденном рабочем курсе (обычно менее 12 недель) и искали работу.
Общая ставка пособия по безработице на 1 апреля 2011 года варьировалась от 150,01 до 375,04 доллара в неделю, в зависимости от возраста заявителя и его жизненной ситуации.
С сентября 2007 года в системе выплат был внесен ряд изменений. Что касается пособий по безработице, изменения касаются в основном молодежи с целью привлечь всех 15–19-летних к трудоустройству, обучению или образованию. Люди, подающие заявление на пособие по безработице, должны будут заниматься деятельностью, связанной с работой или обучением, в период между их первым контактом с Work and Income и началом выплаты им пособия. Они также будут обязаны искать и принимать любые предложения подходящей работы в течение этого времени. Аналогичные новые меры будут применяться также к лицам, получающим пособие по болезни и пособие по инвалидности, а также пособие для семейных целей. Бенефициары могут быть сокращены до 50%, если они не соблюдают правила. Эти новые меры были подвергнуты критике со стороны DPA (бывшая Ассамблея инвалидов). Пресс-секретарь сказал New Zealand Herald : «Люди с ограниченными возможностями уже много лет говорят социальному обеспечению, что мы хотим работать, но мы хотим соответствующего труда. работы ».
В июле 2013 года пособие по безработице было переименовано в« Пособие по безработице », и в него также были включены пособия по болезни и пособие по семейным целям - только женщины и пособия по семейным целям - единственный родитель. и пособие вдовам, если их младшему ребенку 14 лет и старше.
Пособие по внутренним целям (DPB) было введено в 1974 году после отчета Королевской комиссии по расследованию вопросов социального обеспечения. Он предоставляет государственную финансовую поддержку, в первую очередь, родителям-одиночкам, независимо от того, вносит ли другой родитель вклад в алименты (особенность ранее действовавшего законодательства) и независимо от их вины. Хотя существует пособие на вдову для женщин, имеющих детей, чей партнер умер, мужчинам оно недоступно.
До июля 2013 года существует три формы пособия на внутренние цели:
Размер выплаты DPB превышает размер пособия по безработице и пособия по болезни. Размер оплаты DPB: уход за больными или немощными такой же, как и для пособия по инвалидности.
Людям, получающим DPB - Sole Parent, рекомендуется называть другого партнера и добиваться выплаты алиментов. Существуют финансовые штрафы для родителей-одиночек (раздел 70A Закона), которые не обращаются за алиментами без достаточных оснований. Любые выплаты алиментов обычно используются для компенсации расходов штата по выплате DPB, при этом любые излишки выплачиваются единственному родителю.
В конце декабря 2012 года 109 118 человек получали DPB - Sole Parent, из которых около 12% составляли мужчины.
В июле 2013 года DPB Women Alone и DPB Care for the Sick или Infirm были удалены, а лица, включенные в них, были переведены на пособие по безработице (поддержка соискателей работы) и новые поддерживаемые жилищные выплаты соответственно. В то же время компания DPB Sole Parent была переименована в «Sole Parent Support».
Законодательство 1938 года ввело два типа пособий по здоровью: пособие по инвалидности и пособие по болезни..
Пособие по инвалидности выплачивается лицам, полностью утратившим дееспособность или полностью слепым (за исключением тех, кто уже получает пособие по возрасту). Кандидат должен быть не моложе 16 лет и иметь право на проживание. Заявитель имел право на проживание, когда его недееспособность возникла в Новой Зеландии или он проживал в Новой Зеландии 4 сентября 1936 года и проживал в Новой Зеландии не менее 10 лет непосредственно перед подачей заявления на получение пособия. В 2007 году срок проживания был установлен в два года.
Пособие по болезни выплачивается лицам, временно утратившим трудоспособность по болезни или несчастному случаю, за исключением первых семи дней нетрудоспособности. Чтобы соответствовать требованиям, заявитель должен потерять зарплату, заработную плату или другие доходы и проживать в Новой Зеландии не менее 12 месяцев. Ставка пособия на момент его введения не могла превышать потерю заработка из-за нетрудоспособности. Сейчас ставка такая же, как и для пособия по безработице. Как и в случае с другими пособиями, введенными в 1938 году, заявитель должен был быть старше 16 лет.
В последние годы правительство обвиняли в преувеличении снижения безработицы, переводя людей в больницу. Комментатор по социальным пособиям Линдси Митчелл в октябрьском пресс-релизе 2006 года написала: «Между пособиями существует постоянный поток. С учетом этого чистый выигрыш от пособия по безработице к пособию по болезни за пять лет до апреля 2005 года составил 20 870. Более того. За этот период чистая прибыль от пособия по болезни к пособию по инвалидности составила 26 302 человека, учитывая, что один и тот же получатель мог переводиться более одного раза ».
Рут Дайсон, министр социального развития и занятости, сообщила,«...Основной причиной ухода людей из пособия по безработице является поступление на оплачиваемую работу. За последние 8 лет 8,8% всех случаев отмены пособий по безработице были результатом перевода на пособие по болезни и менее одной трети 1% всех случаев отмены пособий по безработице произошли в результате перевода на пособие по инвалидности. Эти цифры должны, наконец, развеять обвинения, которые представитель оппозиции по вопросам социального обеспечения постоянно выдвигает, что эти выдающиеся цифры по сокращению пособий по безработице являются результатом перехода на другое пособие. Это неправда; они являются результатом того, что люди переходят на оплачиваемую работу ".
26 октября 2006 года правительство объявило о ряде изменений в системе социального обеспечения. Затем министр социального развития и занятости Дэвид Бенсон-Поуп позже заявил, что, когда будут реализованы, реформы переместят от 3 000 до 6 000 человек из пособия по болезни.
В дополнение к основным пособиям, таким как пособие по безработице, пенсия по старости, пособие по болезни и пособие по инвалидности, человек может иметь право на другую помощь в зависимости от своих обстоятельств. Примеры другой помощи, доступной на 1 декабря 2011 года:
Полный список пособий доступен на веб-сайте Work and Income.
В 1898 году правительство Новой Зеландии ввело основанную на проверке нуждаемости пенсию по старости для лиц 65 лет и старше. Это установило некоторые ключевые особенности государственных пенсий в Новой Зеландии, такие как использование общих государственных расходов, а не индивидуальных взносов, и принцип «оплата по мере необходимости», а не актуарный подход к финансированию.
Закон о социальном обеспечении 1938 года снизил возраст для получения пенсии с проверкой нуждаемости до 60 лет и ввел всеобщее (без проверки нуждаемости) пенсионное обеспечение с 65 лет. Универсальная пенсия удовлетворяла высокий спрос на универсальные выплаты, в то время как пониженная возраст для получения пенсии с проверкой нуждаемости, предоставляемой работникам физического труда, которые были измучены и все еще бедны в возрасте 60 лет.
Третье лейбористское правительство ввело систему обязательного пенсионного обеспечения в 1975 году., согласно которому наемные работники и работодатели вносили по крайней мере 4 процента валового дохода каждый. Третье национальное правительство Роба Малдуна отменило схему труда в следующем году и в 1977 создало универсальная (не проверяемая на нуждаемость) схема под названием National Superannuat ion, которая выплачивала 80% средней заработной платы состоящим в браке людям старше 60 лет. Национальная пенсия по выслуге лет была переименована в Новая Зеландия по выслуге лет в 1993 году. Возраст, имеющий право на пенсию, стал 61 в 1992 году, а затем постепенно увеличился до 65 лет в 1993 году и 2001. Лица, получающие национальное пенсионное пособие, могут получать некоторые субсидированные товары и услуги посредством использования карты SuperGold.
. Схема обязательных пенсионных накоплений была разработана в результате коалиционного соглашения между Национальной партией и Новозеландская первая партия после всеобщих выборов 1996 года. Предложенная схема, вынесенная на референдум в 1997 г., получила только 8% поддержки, а 92% голосов отвергли ее. Переход к частично предварительно финансируемой или "сглаженной распределительной системе" произошел с учреждением Новозеландского пенсионного фонда под эгидой министра труда Майкл Каллен в 2001 году.
В июле 2007 года Пятое лейбористское правительство представило KiwiSaver в качестве добровольной пенсионно-сберегательной схемы поверх Новой Зеландии. Пенсия по старости. Сотрудники предпочитают вносить 3%, 4% или 8% от своего валового дохода, при этом работодатели вносят 3%, а правительство вносит «старт» в размере 1000 долларов, когда сотрудник присоединяется к KiwiSaver, а также 50 центов за доллар за первые 1043 доллара. сотрудником каждый год. Экономия в частном порядке управляется по схеме по выбору человека (если он не выбирает схему, государство назначает ее), при этом роль правительства ограничивается регулированием, а также сбором и передачей взносы через систему PAYE tax. Дополнительным стимулом для молодых людей является возможность одноразового вывода средств из своего фонда KiwiSaver, чтобы помочь им купить свой первый дом. Хотя KiwiSaver остается полностью добровольным, 2,15 миллиона новозеландцев активно участвовали в программах KiwiSaver по состоянию на июнь 2013 года, что составляет 56 процентов населения страны в возрасте до 65 лет.
По состоянию на 1 декабря 2011 года люди могут получать пенсию по пенсии в Новой Зеландии, если они:
Они также должны проживать в Новой Зеландии в течение как минимум 10 лет с тех пор, как им исполнилось 20 лет, причем пять из этих лет были после того, как им исполнилось 50. Время, проведенное за границей в определенных странах и по определенным причинам, может быть засчитано для пенсионного обеспечения Новой Зеландии. по ставке, которая зависит от прочего дохода получателя. Размер выплачиваемой пенсии по старости зависит от семейной ситуации человека. Для супружеской пары сумма налога за вычетом налога установлена законодательством в размере не менее 65% от чистой средней заработной платы, хотя Пятое лейбористское правительство увеличило выплаты, чтобы гарантировать, что она составляет не менее 66% от чистой средней заработной платы. Местные органы власти ставки также уплачиваются за пенсионеров, проживающих в одиночестве, и за одиноких людей, проживающих совместно.
Новая Зеландия - одна из четырех стран, в которых действует единая универсальная пенсия по выслуге лет. Остальные - Канада, Дания и Россия. Четверть основных операционных расходов штата в Новой Зеландии идет на пенсию по выслуге лет.
Люди, которые участвовали в любой войне или другой чрезвычайной ситуации, в которой служили силы Новой Зеландии, и имеют по инвалидности, может иметь возможность получать пенсию ветерана вместо пенсии по старости. Пенсия ветерана выплачивается по той же ставке, что и пенсия по старости в Новой Зеландии, но, в отличие от пенсии по старости, выплаты не сокращаются, если ветерану требуется долгосрочное лечение в больнице.
Ветераны-инвалиды также могут получать пенсию по инвалидности во время войны. Выжившие партнеры ветеранов могут иметь право на получение пенсии для переживших супругов.
Отдел по делам ветеранов Новой Зеландии предоставляет эти и другие права ветеранам и их семьям, подпадающим под действие Закона о военных пенсиях 1954 года.
1911 пенсия вдовы предоставлялась до некоторой степени семьям, не имеющим других средств к существованию, но она подлежала проверке на нуждаемость. В 1926 году было введено семейное пособие, выплачиваемое из расчета два шиллинга в неделю на каждого ребенка старше двух лет, но при этом все еще подлежащее проверке на нуждаемость. Закон о социальном обеспечении 1938 года расширил и изменил существующие пенсионные схемы и добавил налог на социальное обеспечение для их выплаты.
Женщина с двумя детьми получала в качестве пособия как минимум заработную плату рабочего за полный рабочий день, в отличие от заработной платы, не облагались налогом. Большинство женщин получали больше, поскольку среднее число детей, рожденных матерями в 1950-х годах, составляло 3,4.
— Энн Биглхол, Пособие для женщин: пособие для женщин, 1893–1993, стр. 101 апреля 1946 г. семейное пособие был увеличен до 10 шиллингов в неделю, а проверка нуждаемости была отменена. Был повышен налог на социальное обеспечение, но это было компенсировано снижением налога на национальную безопасность (военного). Это увеличенное семейное пособие выплачивалось всем детям до шестнадцати лет или до конца года, когда ребенку исполнялось восемнадцать, если они получали дневное образование или не могли зарабатывать себе на жизнь из-за недееспособности.
Поскольку пособие обычно выплачивается матери, многие женщины впервые в истории получили независимый источник семейного дохода. Семейное пособие было увеличено до 15 шиллингов в неделю на ребенка в 1958–1959 годах и могло быть капитализировано до 1000 фунтов стерлингов при покупке, изменении или оплате дома в 1959–1960 годах.
Универсальная выплата семейного пособия была отменена для наиболее нуждающихся семей, а лимиты капитализации семейного пособия для лиц, ищущих первый дом, были увеличены (1985). Новое пособие по поддержке семьи (введенное в качестве пособия по уходу за семьей в 1984 г.) повысило доходы некоторых бедных семей. В 1986 году было введено гарантированное минимальное семейное пособие. Это установило минимальный уровень дохода выше установленного законом минимального размера оплаты труда для лиц с детьми-иждивенцами, работающими полный рабочий день. Известный как гарантированный минимальный доход семьи, он гарантировал работающим семьям примерно 80% средней заработной платы после уплаты налогов, хотя его влияние на уровень участия ограничивалось ростом безработицы и высокими эффективными предельными ставками налогов.
Семейные пособия были отменены 1 апреля 1991 года. Фактически, они были частично заменены более адресными пособиями для малообеспеченных семей.
В 2004 году коалиционное правительство под руководством лейбористов представило пакет «Работа для семьи» как часть бюджета на 2004 год. Он постепенно внедрялся в период с октября 2004 г. по апрель 2007 г.
Пакет, который начал действовать 1 апреля 2005 г., преследует три основные цели: обеспечить оплату труда; для обеспечения достаточности доходов; и поддерживать людей в работе. Он заменил систему, известную как поддержка семьи, а также компоненты основных социальных пособий для детей. Гарантированный минимальный семейный доход был переименован в «Минимальный семейный налоговый кредит», а уровень поддержки был изменен, чтобы побудить работающие семьи покинуть систему льгот.
Пакет «Работа для семьи» включает в себя несколько компонентов:
Поскольку в некоторых частях пакета используются налоговые льготы, он также предоставляется Департаментом внутренних доходов.
Предполагается, что пакет распространяется примерно на 75% всех семей с детьми-иждивенцами.
Минимальная заработная плата существует в двух формах: стандартная заработная плата для всех работников (считающихся взрослыми) старше 18 лет и заработная плата для молодых людей в возрасте 16 и 17 лет.
Ставки минимальной заработной платы пересматриваются каждый год и представляют собой валовую сумму до налогообложения. С 1 апреля 2019 года минимальная ставка заработной платы для взрослых, применяемая к сотрудникам в возрасте 18 лет и старше, составляет 17,70 долларов в час. Минимальная ставка для новых абитуриентов составляет 14,16 долларов в час, и это относится к 16 и 17-летним в течение первых трех месяцев работы, после чего они получают право на получение минимальной заработной платы для взрослых.
Среди первых форм социального обеспечения в Новой Зеландии была пенсия по старости, введенная либеральным правительством в 1898 году. Член парламента Уильям Пембер Ривз охарактеризовал как «худшее социальное зло и страдания», имея в виду британские работные дома, где пожилые люди жили в спартанских институциональных условиях. Пенсионная программа не предусматривала уплаты взносов и была доступна только «достойным беднякам»; мужчины и женщины, ставшие обездоленными не по своей вине. Основная ответственность за защиту людей от болезней и безработицы лежит на самих людях, их семьях и различных благотворительных организациях.
Десять лет спустя была введена пенсия по вдовам для женщин с детьми, потерявших мужей. Либералы также приняли Закон о рабочих жилищах в 1905 году, разрешающий правительству покупать землю, строить дома и сдавать их в аренду рабочим и их семьям. Мелкомасштабная схема, возникшая в результате этого закона, может рассматриваться как предшественник гораздо более крупного государственного жилья, введенного первым лейбористским правительством в 1930-х годах.
На выборах 1935 года победило первое лейбористское правительство. Регулярное пособие по безработице было введено с принятием Закона о социальном обеспечении в 1938 году. В соответствии с этим законом правительство ввело ряд социальных пособий, в основном с проверкой нуждаемости, которые были более щедрыми. и охватил больше людей, чем раньше. Созданное ими государство всеобщего благосостояния было государством всеобщего благосостояния наемных мужчин. Наряду с политикой создания полной занятости была политика по установлению справедливой заработной платы, достаточной для того, чтобы мужчина мог обеспечивать семью.
К 1984 году политическая культура изменилась, и социальное обеспечение ориентированы на потребности, не распределяются повсеместно в зависимости от гражданства. Четвертое правительство лейбористов не изменило открыто основную систему социального обеспечения, однако реальные расходы на одного получателя пособия упали. Были отменены некоторые льготы, такие как пособие по безработице для лиц младше 18 лет, а финансирование государственного жилья было сокращено. Эти изменения носили несколько произвольный характер.
В начале 1990-х четвертое национальное правительство приступило к программе свободного рынка, направленной на сокращение государственных расходов и о состоянии ». Социальные пособия были резко сокращены в декабре 1990 года, и для многих ранее бесплатных государственных услуг были введены сборы «платит пользователь». В результате эта политика была широко известна как «Рутаназия» в честь министра финансов Рут Ричардсон, хотя портфель социального обеспечения находился в ведении министра социального обеспечения Дженни Шипли, который курировал существенно сократила ее портфель и отменила универсальное семейное пособие. Попытка отменить специальное пособие в 1994 году была противодействовала Лейбористской партии (которая якобы отменила ее в 2004 году) и общественным организациям.
Воздействие этих изменений было особенно заметным, поскольку уровень безработицы был высоким из-за Обвал фондового рынка в 1987 году и программы сокращения расходов предыдущего четвертого правительства лейбористов, которые привели к сокращению штата многих государственных служб. Однако сокращение было только частично отменено пятым лейбористским правительством, но инфляция означала, что до апреля 1991 года в реальном выражении пособия все еще были ниже.
К этому времени правительство отошло от политика полной занятости и всеобщего благосостояния в более адресную систему. Программа реформ имела уклон в пользу семей, в особенности работающих семей, и была направлена на то, чтобы сделать более привлекательным для бенефициаров переход на рынок труда.
Объявленная в октябре 2006 г. реформа «Рабочей Новой Зеландии» включает изменения в предоставлении услуг Работа и доход и изменения в Законе о социальном обеспечении 1964 года. Закон о поправках был принят Парламентом Новой Зеландии в июне 2007 г., включая введение раздела «Цель и принципы».
Правительство заявляет, что изменения введут интенсивную поддержку занятости для каждого новозеландца, который получает пособие и может работать.
Работа в Новой Зеландии участвовала:
С сентября 2007 г. произошел ряд изменений в предоставлении социальных пособий, изменения в основном касаются молодежи с целью обеспечить всех от 15 до 19 лет. занимаются работой, обучением или образованием. Люди, подающие заявление на пособие по безработице, должны будут заниматься деятельностью или учебной деятельностью в период между их первым контактом с Work and Income и началом выплаты им пособия. Они также будут обязаны искать и принимать любое предложение подходящей работы в течение этого времени. Аналогичные новые меры будут применяться также к людям, получающим пособия по болезни и по инвалидности, а также пособия для семейных нужд. Бенефициары могут быть сокращены до 50%, если они не соблюдают правила.
Критика
В 2004 году специальное пособие было отменено и заменено новым временным пособием, что вызвало критику со стороны Группы действий по борьбе с детской бедностью. Связанные с этим новые меры также подверглись критике со стороны DPA (бывшая Ассамблея инвалидов). Пресс-секретарь сообщил New Zealand Herald : «Люди с ограниченными возможностями уже много лет говорят социальному обеспечению, что мы хотим работать, но нам нужны соответствующие работы ».
Сьюзен Сент-Джон и Луиза Хэмпедж также отметили, что эти изменения« стирают всякое представление о том, что наша система социального обеспечения направлена на обеспечение того, чтобы каждый мог участвовать в качестве граждан. Вместо этого она заставляет людей искать работу, любая работа, основная обязанность гражданства ».
Ожидались дальнейшие изменения, в том числе дальнейшее упрощение социальных пособий в 2008 году. Однако этого не произошло до всеобщих выборов в ноябре 2008 года. После выборов новоизбранное национальное правительство предложило и осуществило альтернативные реформы под названием «В фокусе будущего» и учредило Рабочую группу по социальному обеспечению, чтобы отчитаться о дальнейших реформах.
Размер пособия для супружеской пары по отношению к заработку в Новой Зеландии (1961–78):
Год, закончившийся | Пособие фактический | Доля уровня пособия от среднего заработка после уплаты налогов | Реальная стоимость пособия (в ценах 1978 г.) |
---|---|---|---|
март 1961 г. | 17,00 | 61,8% | 57,40 |
март 1962 г. | 17,00 | 59,9% | 56,32 |
март 1963 г. | 17,31 | 58,8% | 56,07 |
март 1964 г. | 17,81 | 58,0% | 56,44 |
март 1965 г. | 18,68 | 57,4% | 54,90 |
март 1966 г. | 19,20 | 56,4% | 56,79 |
март 1967 г. | 20,85 | 58,9% | 56,76 |
март 1968 г. | 21,50 | 58,8% | 58,04 |
март 1969 г. | 22,30 | 58,0% | 57,61 |
март 1970 г. | 23,83 | 57,8% | 58,88 |
Март 1971 г. | 26,13 | 56,6% | 59,78 |
март 1972 г. | 28,67 | 54,2% | 59,70 |
март 197 г. 3 | 34,00 | 58,3% | 66,59 |
март 1974 г. | 38,62 | 58,6% | 69,14 |
март 1975 г. | 44,36 | 59,6% | 71,06 |
март 1976 г. | 51,26 | 61,2% | 70,97 |
март 1977 г. | 59,44 | 63,8% | 70,94 |
март 1978 г. | 68,26 | 66,9 % | 71,07 |