Первое британское издание | |
Автор | Ngũgĩ wa Thiong ' o |
---|---|
Страна | Кения |
Язык | Английский |
Жанр | Исторический роман |
Издатель | Хайнеманн |
Дата публикации | 1964 |
Тип носителя | Печать (Переплет и Переплет ) |
Страницы | 144 |
ISBN | 0435908308 |
Перед | (воспроизведение) |
За ним следует | Река Между |
Не плачь, Дитя - кенийский автор Первый роман Нгёга ва Тионго , опубликованный в 1964 году под имя Джеймс Нгуги. Это был первый английский роман, опубликованный восточноафриканцем. Работы Тионго посвящены отношениям между африканцами и британскими колонистами в Африке и жестко критикуют британское колониальное правление. В частности, «Не плачь, дитя» имеет дело с восстанием Мау-Мау и «ошеломляющим лишением права владения целым народом с земли их предков». Нгого написал роман, когда был студентом Университета Макерере.
Книга разделена на две части и восемнадцать глав. Первая часть посвящена в основном воспитанию Ньороге, а вторая часть посвящена поднимающимся революционным антиколонистским беспорядкам в Кении.
Ньороге, мальчик, которого мать уговаривает пойти в школу. Он первый из своей семьи, кто пошел в школу. Его семья живет на земле Якобо, африканца, разбогатевшего благодаря связям с белыми поселенцами, а именно с мистером Хоулендсом, самым могущественным землевладельцем в этом районе. Брат Ньороге, Камау, работает подмастерьем у плотника, в то время как Боро, старший из ныне живущих сыновей, обеспокоен своим опытом принудительной службы во время Второй мировой войны, в том числе свидетелем смерти своего старшего брата. Нгото, отец Ньороге и уважаемый человек в окрестностях, ухаживает за посевами мистера Хоулендса, но его движет страсть к сохранению земли своих предков, а не какая-либо компенсация или преданность.
Однажды чернокожие рабочие призывают к забастовке с целью повышения заработной платы. Нгото неоднозначно относится к участию в забастовке, потому что боится потерять работу. Однако он решает пойти на собрание, хотя две его жены не согласны. На демонстрации раздаются призывы к повышению заработной платы. Внезапно белый полицейский инспектор приводит Якобо на собрание, чтобы успокоить местных жителей. Якобо пытается положить конец забастовке. Нгото нападает на Якобо, и в результате бунт убивает двух человек. Якобо выживает и клянется отомстить. Нгото теряет работу, а семья Ньороге вынуждена переехать. Братья Ньороге финансируют его образование и, похоже, теряют уважение к своему отцу.
Мвихаки, дочь Якобо и лучший друг Ньороге, поступает в единственную школу-интернат для девочек, оставив Ньороге относительно одинокой. Он размышляет о ее уходе и понимает, что был смущен действиями своего отца по отношению к Якобо. По этой причине Ньороге не расстроен ее уходом и их разлукой. Ньороге переходит в другую школу.
Какое-то время все внимание приковано к предстоящему суду над Джомо Кеньяттой - уважаемым лидером движения. Многие черные думают, что он принесет Кении независимость. Но Джомо проигрывает суд и попадает в тюрьму. Это приводит к новым протестам и большему подавлению черного населения.
Якобо и белый землевладелец г-н Хоулендс борются против растущей активности Мау-Мау, организации, стремящейся к экономической, политической и культурной независимости Кении. Якобо обвиняет Нгото в том, что он лидер Мау-Мау, и пытается заключить в тюрьму всю семью. Между тем ситуация в стране ухудшается. Шесть чернокожих мужчин выводят из домов и казнят в лесу.
Однажды Ньороге снова встречает Мвихаки, который вернулся из школы-интерната. Хотя Ньороге планировал избегать ее из-за конфликта между их отцами, их дружба осталась неизменной. Ньороге сдает важный экзамен, который позволяет ему перейти в среднюю школу. Его деревня гордится им и собирает деньги на оплату обучения в средней школе Ньороге.
Несколько месяцев спустя Хакобо убит в своем офисе членом Мау-Мау. Мистер Хоулендс отстранил Ньороге от школы для допроса. И отец, и сын жестоко избиты перед освобождением, и Нгото остается едва живым. Хотя, похоже, нет никакой связи между семьей Ньороге и убийством, в конечном итоге выясняется, что за убийством стоят братья Ньороге, и что Боро - настоящий лидер Мау-Мау. Вскоре Нгото умирает от ран, и Ньороге узнает, что его отец защищал своих братьев. Камау был приговорен к пожизненному заключению. Только Ньороге и две его матери остаются свободными, и Ньороге остается единственным кормильцем двух своих матерей. Ньороге опасается, что не сможет свести концы с концами; он теряет надежду продолжить учебу в школе и теряет веру в Бога.
Ньороге просит поддержки Мвихаки, но злится из-за смерти отца. Когда он наконец клянется ей в любви, она отказывается уходить с ним, осознавая свой долг перед Кенией и своей матерью. Ньороге решает покинуть город и совершает попытку самоубийства; однако он терпит неудачу, когда его матери находят его прежде, чем он успевает повеситься. Роман заканчивается тем, что Ньороге чувствует безнадежность и стыдится своей трусости.
Не плачьте, ребенок объединяет Гикуйю мифология и идеология национализма, которые служат катализатором большей части действия романа. Роман исследует негативные стороны колониализма и империализма. Стремление Ньороге поступить в университет расстраивается как из-за насилия повстанцев Мау-Мау, так и из-за насильственной реакции колониального правительства. Это разочарование приводит к его отчуждению от семьи и, в конечном итоге, к попытке самоубийства.
Роман также размышляет о роли спасителей и спасения. Автор отмечает в своей «Река между ними»: «Спасение придет с холмов. Из крови, которая течет во мне, я говорю, от того же дерева, восстанет сын. И его долг - вести и спасать людей». Джомо Кеньятта, первый премьер-министр Кении, увековечен в «Не плачь, дитя». Автор говорит: «Джомо был его (Нгото) надеждой. Нгото пришел к выводу, что именно Джомо прогонит белого человека. Для него Джомо символизировал обычаи и традиции, очищенные милостью обучения и долгих путешествий». Ньороге начинает рассматривать Джомо как мессию, который выиграет борьбу против колониальных держав.