Виньой Трипанту - это праздник Мапуче возвращения солнца и иногда его называют мапуче Новый год. Это происходит в июньское солнцестояние (зимнее солнцестояние в Южном полушарии ), самый короткий день в году в коренных домах народа мапуче. Часто We Tripantu (Mapudungun tr: новый год) используется как синоним для Wiñoy Tripantu, но некоторые носители языка мапуче Mapudungun используют We Tripantu, чтобы см. Новый год по григорианскому календарю (1 января) и Виньой Трипанту для празднования июньского солнцестояния.
Существует множество вариаций термина Wiñoy Tripantu, таких как Wiñol xipantu, Wvñol xipantu, Wiñol Txipantu и Wüñoy Tripantü.
Это мапуче, эквивалентный Инти Райми. Пачамама (кечуа tr: Мать-Земля), Нуке Мапу (укэ 'Мапу) начинает цвести, удобренный Солом, от Андских высот до южной оконечности. Antü (мапуче), Inti (Aymara ) или Rapa (rapanui) Sol, солнце начинает возвращаться на землю после самой долгой ночи год; это зимнее солнцестояние. Все снова начинает расцветать.
Виньой Трипанту празднуется церемонией в самый короткий день в году, во время которой различные семьи или даже различные сообщества могут собраться вместе, чтобы праздновать вместе. Все члены общины участвуют в церемонии, которая может включать песни, танцы, совместную трапезу и подношения земле. Обычно разводят дровяной камин, который по традиции поддерживают до восхода солнца следующего дня. Старейшины семьи или общины рассказывают истории с философским, культурным и политическим подтекстом, как метод передачи культуры и истории мапуче от одного поколения к другому. Церемония завершается общим завтраком.
Хотя Виньой Трипанту праздновался в Валлапу (ныне южная Аргентина и Чили) на протяжении веков, с конца двадцатого века он пережил особое возрождение, связанное с более широким возрождением культуры мапуче. практики и земельные претензии.