Уэйн Шортер

редактировать
Уэйн Шортер
Зал собраний, Торонто, 27 ноября 1977 г. Зал собраний, Торонто,. 27 ноября 1977 г.
Справочная информация
Родился(1933-08-25) 25 августа 1933 (87 лет). Ньюарк, Нью-Джерси, США
ЖанрыМодальный джаз, кроссовер-джаз, пост-боп, хард-боп, джаз-фьюжн, третий поток
Род занятий (с)Музыкант, композитор
ИнструментыТеноровый саксофон, сопрано-саксофон
Годы работы1958 – настоящее время
ЭтикеткиСиний Примечание, Columbia, Verve
Связанные действияАрт Блейки, Майлз Дэвис, Херби Хэнкок, Фредди Хаббард, Джони Митчелл, Джон Паттитуччи, Weather Report
Веб-сайтwww.wayneshorter.com

Уэйн Шортер (родился 25 августа 1933 г.) - американский джазовый саксофонист и композитор.

Шортер стал широко известен в конце 1950-е годы в качестве члена и, в конечном итоге, основного композитора для Арта Блейки Jazz Messengers. В 1960-х он присоединился к группе Майлза Дэвиса Second Great Quintet, и оттуда он стал соучредителем группы jazz fusion Weather. Отчет. Он записал более 20 альбомов как руководитель группы.

Многие композиции Шортера стали джазовыми стандартами, а его произведения заслужили всемирное признание, похвалу критиков и различные похвалы. Шортер получил 11 премий Грэмми. Он также получил признание за свое мастерство игры на сопрано-саксофоне (после переключения его внимания с тенора в конце 1960-х), начав расширенное правление в 1970 году как Down Beat. победитель ежегодного опроса по этому инструменту, выигравший опрос критиков в течение 10 лет подряд и опрос читателей в течение 18 лет. The New York Times описал Шортера в 2008 году как «вероятно, величайшее из всех живущих в джазе. -групповой композитор и претендент на звание величайшего из ныне живущих импровизаторов ». В 2017 году он был удостоен премии Polar Music Prize.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы и карьера
    • 1.2 С Майлзом Дэвисом (1964–70)
      • 1.2.1 Solo Blue Примечания к записям
    • 1.3 Отчет о погоде (1971–1986)
      • 1.3.1 Сольные и сторонние проекты
    • 1.4 Дальнейшая карьера
      • 1.4.1 Квартет
    • 1.5 Признание за жизненные достижения
    • 1.6 Уэйн Шортер: Zero Gravity
    • 1,7 Mega Nova
    • 1,8 Здоровье
    • 1,9 Личная жизнь
  • 2 Дискография
  • 3 Награды
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки

Биография

Ранняя жизнь и карьера

Уэйн Шортер родился в Ньюарке, Нью-Джерси, США, и учился в Средней школе искусств Ньюарка, которую окончил в 1952 году. любил музыку, его отец поощрял его в подростковом возрасте взяться за кларнет; его старший брат Алан играл на альт-саксофоне перед тем, как переключиться на трубу в колледже. В старшей школе Уэйн также выступал с группой Nat Phipps Band в Ньюарке, штат Нью-Джерси. После окончания Нью-Йоркского университета по специальности музыкальное образование в 1956 году Шортер провел два года в США. Армия, в течение которого он недолго играл с Горацием Сильвером. После увольнения он играл с Мейнардом Фергюсоном. В юности Шортер получил прозвище «Мистер Унес», которое позже стало названием альбома для Weather Report.

Его ранние влияния: Сонни Роллинз, Джон Колтрейн и Коулман Хокинс. В 1959 году Шортер присоединился к Jazz Messengers Арта Блейки, где пробыл четыре года, и в конечном итоге стал музыкальным руководителем группы. Вместе они совершили поездку по США, Японии и Европе, записали несколько признанных альбомов, а также он сочинил для группы произведения. За это время Шортер «зарекомендовал себя как один из самых одаренных молодых саксофонистов» и получил международное признание.

Майлз Дэвис (1964–70)

Херби Хэнкок рассказал о работе Шортера в Второй великий квинтет Дэвиса : «Основным писателем для меня в этой группе был Уэйн Шортер. Он по-прежнему мастер. Уэйн был одним из немногих, кто принес Майлзу музыку, которая не изменилась.. " Дэвис сказал: «Уэйн - настоящий композитор. Он пишет партитуры, пишет партии для всех так, как он хочет, чтобы они звучали... Уэйн также проявил свое любопытство по поводу работы с музыкальными правилами. Если они не работали., затем он сломал их, но с музыкальным чутьем; он понял, что свобода в музыке - это способность знать правила, чтобы изменять их к своему собственному удовольствию и вкусу ".

Ян Карр, музыкант и Автор Rough Guide утверждает, что с Дэвисом Шортер обрел собственный голос как исполнитель и композитор. «Напористые, прямые ритмы Блейки подчеркнули мускулистость теноровой игры Шортера, но большая свобода ритм-секции Дэвиса позволила ему исследовать новые эмоциональные и технические аспекты».

Шортер остался в Группа Дэвиса после распада квинтета в 1968 году, играющая на ранних записях jazz fusion, включая In a Silent Way и Bitches Brew (оба 1969). Его последние концерты и студийные записи с Дэвисом были в 1970 году.

До 1968 года он играл исключительно на тенор-саксофоне. Последним альбомом, на котором он играл тенор в стандартной последовательности альбомов Дэвиса, был Filles de Kilimanjaro. В 1969 году он играл на саксофоне сопрано на альбоме Дэвиса In a Silent Way и на собственном Super Nova (записанном с нынешними сайдменами Дэвиса Чик Кори и Джон Маклафлин ). Выступая с Дэвисом вживую, а также на записях с лета 1969 до начала весны 1970 года, он играл на сопрано и тенор-саксофонах; к началу 1970-х, однако, он играл в основном сопрано.

Записи Solo Blue Note

Одновременно с работой в квинтете Дэвиса Шортер записал несколько альбомов для Blue Note Records, в которых представлены почти исключительно его собственные композиции с разнообразными составов, квартетов и больших групп, включая фаворитов Blue Note, таких как трубач Фредди Хаббард. Его первым альбомом Blue Note (из 11 в общей сложности записанных с 1964 по 1970 год) был Night Dreamer, записанный в студии Руди Ван Гелдера в 1964 году с Ли Морганом <101.>(труба), Маккой Тайнер (фортепиано), Реджи Уоркман (бас) и Элвин Джонс (барабаны).

Более поздний альбом The All Seeing Eye (запись 1965, отн. 1966) представлял собой тренировку с большой группой, в то время как Adam's Apple (запись 1966, отн. 1967) вернулся к тщательно продуманным мелодиям Шортера, руководившего квартетом. Затем в следующем году снова секстет для Schizophrenia (rec. 1967, rel. 1969) с Херби Хэнкоком, басистом Роном Картером, тромбонистом Кертисом Фуллером, альт саксофонист / флейтист Джеймс Сполдинг и сильные ритмы барабанщика Джо Чемберса.

Шортера также иногда записывались как сайдмен (опять же, в основном для Blue Note) с трубачом Дональд Берд, Маккой Тайнер, тромбонист Грачан Монкур III, Фредди Хаббард, Ли Морган и товарищи по группе Херби Хэнкок и барабанщик Тони Уильямс.

Weather Report (1971–1986)

Короче с Weather Report в Амстердаме в 1980 году

После выпуска Odyssey of Iska в 1970 году Шортер сформировал группу слияния Weather Report с ветераном Дэвиса. клавишник Джо Завинул и басист Мирослав Витоус. Остальными участниками были перкуссионист Аирто Морейра и барабанщик Альфонс Музон. После ухода Витуса в 1973 году Шортер и Завинул вместе руководили группой до распада группы в конце 1985 года. В течение многих лет Weather Report составляли самые разные музыканты (в первую очередь революционный басист Жако Пасториус ) помогая группе производить множество высококачественных записей в различных стилях, среди которых наиболее распространенными знаменателями являются фанк, бибоп, латинский джаз, этническая музыка и футуризм.

Сольные и побочные проекты

Шортер также записал альбомы, получившие признание критиков в качестве лидера группы, в частности, альбом Native Dancer 1974 года, в котором участвовали Хэнкок и бразильский композитор и вокалист Милтон Насименто.

В конце 1970-х - начале 1980-х он гастролировал в VSOP квинтет. Эта группа была возрождением квинтета Дэвиса 1960-х годов, за исключением того, что Фредди Хаббард занимал кресло для трубы. Шортер появился с теми же бывшими товарищами по группе Дэвиса на двойном LP Карлоса Сантаны The Swing of Delight (1980), для которого он также сочинил ряд пьес.

С 1977 по 2002 год он появился на 10 студийных альбомах Джони Митчелла, что привело к более широкой аудитории. Он сыграл расширенное соло на заглавном треке из альбома 1977 года Steely Dan Aja.

Короткое выступление в 2006 году

Более поздняя карьера

Покинув Weather Report в 1986 году, Шортер продолжал записывать и руководить группами в стилях jazz fusion, включая гастроли в 1988 году с гитаристом Карлосом Сантаной, который появился на This is This! (1986), последний диск с сводками погоды. Есть концертное видео, записанное на джазовом фестивале Лугано в 1987 году с Джимом Бирдом (клавишные), Карлом Джеймсом (бас), Терри Лайн Кэррингтон (ударные), и Мэрилин Мазур (ударные). В 1989 году он стал хитом рок-чартов, сыграв соло на саксофоне в песне Дона Хенли «The End of the Innocence », а также спродюсировал альбом Pilar by the Португальский певец и автор песен Пилар Хомем де Мело. Он также время от времени поддерживал рабочие отношения с Херби Хэнкоком, включая трибьют-альбом, записанный вскоре после смерти Майлза Дэвиса с Херби Хэнкоком, Роном Картером, Тони Уильямсом и Уоллесом Рони. Он продолжал появляться в записях Митчелла в 1990-х годах и его можно услышать в саундтреке к фильму Харрисона Форда Беглеца (1993).

В 1995 году Шортер выпустил альбом High Life, его первую сольную запись за семь лет. Это также был его дебют в качестве лидера Verve Records. Шортер сочинил все композиции для альбома и спродюсировал их с басистом Маркусом Миллером. High Life получила премию Грэмми за лучший современный джазовый альбом в 1997 году.

Шортер снова работал с Херби Хэнкоком в 1997 году над очень приветствуемым и громким альбомом 1 + 1. Песня "Aung San Suu Kyi" (названная в честь бирманского демократического активиста ) получила премию Грэмми и Хэнкок, и Шортер.

В 2009 году он был объявлен одним из главных исполнителей на Всемирном музыкальном фестивале в Гнауа в Эс-Сувейре, Марокко. Его концертный альбом 2013 года Without a Net (рек. 2010) - его первый концертный альбом с Blue Note Records после Odyssey of Iska (рек. 1970, отн. 1971).

Квартет

Квартет Уэйна Шортера в Театре дельи Арчимбольди, Милан, 2010

В 2000 году Шортер сформировал первую постоянную акустическую группу под своим именем - квартет с пианистом Данило Пересом, басист Джон Патитуччи и барабанщик Брайан Блейд, играющие свои собственные композиции, многие из которых являются переработкой мелодий, восходящих к 1960-м годам. Выпущено четыре альбома концертных записей: Footprints Live! (rec. Live 2001, rel. 2002); За звуковым барьером (рек. Live 2002–2004, отн. 2005); Без сети (по данным live 2010, отн. 2013); и Emanon (2018), причем последний, в дополнение к живому материалу, включая квартет Шортера на студийной сессии с 34-х музыкантов Камерный оркестр Орфей. Квартет получил признание фанатов и критиков, особенно за силу тенорового саксофона Шортера. Биография «Следы: жизнь и творчество Уэйна Шортера», написанная журналистом, исследует трудовую жизнь музыкантов, а также мысли и буддийские верования Шортера. Beyond the Sound Barrier получил в 2006 году премию Грэмми за лучший инструментальный джазовый альбом.

Альбом Шортера 2003 года Alegría (его первый студийный альбом за 10 лет после High Life) получил премию Грэмми 2004 года как лучший инструментальный джазовый альбом; В нем представлены квартет с множеством других музыкантов, включая пианиста Брэда Мелдау, барабанщика Кэррингтона и бывшего перкуссиониста Weather Report Алекса Акунья. Композиции Шортера, некоторые новые, некоторые переработанные из периода Майлза Дэвиса, содержат сложные латинские ритмы, на которых он специализировался во время работы в Weather Report.

Признание за заслуги в жизни

17 сентября 2013 года Шортер получил награду за заслуги в жизни от института джаза Телониуса Монка.

18 декабря 2014 года Академия звукозаписи объявила этот Шортер был награжден Премией Грэмми за выслугу в честь его «плодотворного вклада в нашу культуру и историю».

В 2016 году Шортер получил стипендию Гуггенхайма в области музыкальной композиции, единственный джазовый исполнитель, удостоенный этой награды в этом году.

В 2017 году Шортер был объявлен совместным победителем Polar Music Prize. Комитет по присуждению награды заявил: «Без музыкальных исследований Уэйна Шортера современная музыка не смогла бы проникнуть так глубоко».

В 2018 году Шортер был удостоен награды Кеннеди-центра.

Уэйн Шортер: Невесомость

В 2015 году продюсер и режиссер Дорсай Алави начал снимать документальный фильм о жизни Уэйна Шортера под названием «Уэйн Шортер: Невесомость». Выход фильма запланирован на 2020 год.

Mega Nova

В 2016 году было объявлено, что Шортер, Карлос Сантана и Херби Хэнкок начнут гастролировать под этим именем. В супергруппу также входили басист Маркус Миллер и барабанщик Синди Блэкман Сантана. Их первое совместное шоу состоялось 24 августа 2016 года в Hollywood Bowl.

Health

Состояние здоровья Шортера за последние несколько лет наконец вынудило его уйти из своей почти 70-летней карьеры исполнителя. Если позволяет состояние здоровья, он продолжает сочинять, уделяя особое внимание завершению новой оперной работы.

Личная жизнь

Короче встретил Теруко (Ирен) Накагами в 1961 году. Позже они поженились и имели дочь Мияко. Некоторые из его композиций защищены авторским правом «Miyako Music», а Шортер посвятил пьесы «Miyako» и «Infant Eyes» его дочери. Пара рассталась в 1964 году.

Короче познакомился с Аной Марией Патрисио в 1966 году, и они поженились в 1970 году. В 1985 году их дочь Иска умерла от большого припадка в возрасте 14 лет. Ана Мария и племянница пары, Далила, оба были убиты 17 июля 1996 года на рейсе 800 TWA во время поездки к нему в Италию. Далила была дочерью сестры Аны Марии Шортер и ее мужа, джазового вокалиста Джона Люсьена. В 1999 году Шортер женился на Каролине Дос Сантос, близкой подруге Аны Марии. Она практикует буддизм Нитирэн и является давним членом буддийской ассоциации Soka Gakkai International.

Композитор и продюсер Рик Шортер был двоюродным братом Шортера.

Дискография

Награды

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Уэйном Шортером.

Последняя правка сделана 2021-06-20 10:03:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте