Цилиндр фонографа

редактировать
Носитель для записи и воспроизведения звука Фонограф с восковым цилиндром Эдисона c. 1899

Цилиндры фонографа - первые коммерческие носители записи и воспроизведения звука. Эти полые цилиндрические объекты, обычно известные как «пластинки» в эпоху наибольшей популярности (около 1896–1915 гг.), Имеют аудиозапись, выгравированную на внешней поверхности, которую можно воспроизвести при воспроизведении на механический цилиндр фонограф. В 1910-х годах конкурирующая система записи на дисках восторжествовала на рынке и стала доминирующей коммерческой аудиосредой.

Содержание

  • 1 Ранняя разработка
  • 2 Коммерческая упаковка
  • 3 Жесткие пластиковые цилиндры
  • 4 Записи с дисков
  • 5 Преимущества цилиндров
  • 6 Преимущества дисков
  • 7 Отклонение
  • 8 Последующие применения
  • 9 Сохранение записей с цилиндров
  • 10 Галерея
  • 11 Демонстрация
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
  • 14 Внешние ссылки

Ранняя разработка

Две цилиндрические пластинки Эдисона (левая и правая) и их цилиндрические картонные коробки (в центре) Коричневые восковые цилиндры различных оттенков (и повреждение плесенью) Бумажный талон с цилиндра 1903 года Оборотная сторона листа отчета 1903 года Часть этикетки с внешней стороны коробки цилиндра Columbia, до 1901 года. Обратите внимание, что название написано от руки Пластинка Эдисона Голд, изготовленная из относительно твердого черного воска, ок. 1904 Обод цилиндра Эдисона "Blue Amberol " с гипсовой сердцевиной Blue Amberol крышка цилиндра

18 июля 1877 г. Томас Эдисон и его команда изобрели фонограф. В его первой успешной записи и воспроизведении разборчивых звуков, достигнутых в начале следующего декабря, использовался тонкий лист оловянной фольги, обернутый вокруг металлического цилиндра с канавками, провернутого вручную. Оловянная фольга не была практическим носителем записи ни для коммерческих, ни для художественных целей, а грубый фонограф с ручным заводом продавался только как новинка, с небольшой прибылью или без нее. Эдисон перешел к разработке практических электрических ламп накаливания, и другие усовершенствования технологии звукозаписи были внесены другими.

После семи лет исследований и экспериментов в их лаборатории Volta, Чарльз Самнер Тейнтер, Александр Грэм Белл и Чичестер Белл представили воск в качестве носителя записи и гравировку, а не нанесение отпечатков, в качестве метода записи. В 1887 г. их система «Graphophone » подвергалась испытанию на практике официальными репортерами Конгресса США, а коммерческие устройства позже были произведены Dictaphone Corporation. После того, как эта система была продемонстрирована представителям Эдисона, Эдисон быстро возобновил работу над фонографом. Он остановился на более толстом цилиндре из воска, поверхность которого можно было многократно сбрить для повторного использования. И Graphophone, и "Perfected Phonograph" Эдисона были коммерциализированы в 1888 году. В конце концов, было подписано соглашение о совместном использовании патента, и от картонных трубок с восковым покрытием отказались в пользу полностью восковых цилиндров Эдисона в качестве взаимозаменяемого стандартного формата.

Начиная с 1885 года, на рынке появились восковые цилиндры с предварительной записью. Они профессионально записывали песни, инструментальную музыку или юмористические монологи в своих ритмах. Сначала единственными покупателями для них были владельцы никелевых автоматов - первых музыкальных автоматов, установленных в игровых автоматах и ​​тавернах, но через несколько лет частные владельцы фонографов все чаще покупали их для домашнего использования. Каждый цилиндр можно легко надевать и снимать с оправки оправки машины, используемой для их воспроизведения. В отличие от более поздних высокоскоростных цилиндров с более коротким воспроизведением, ранние записи с цилиндров обычно обрезались со скоростью около 120 об / мин и могли воспроизводиться до 3 минут. Они были изготовлены из относительно мягкого воска и изнашивались после нескольких десятков игр. Затем покупатель мог использовать механизм, который оставлял их поверхности гладкими, чтобы на них можно было делать новые записи.

Цилиндровые машины конца 1880-х и 1890-х годов обычно продавались с записывающими приспособлениями. Возможность записывать, а также воспроизводить звук была преимуществом цилиндрических фонографов по сравнению с более дешевыми дисковыми фонографами, которые начали массово продаваться в конце 1890-х годов, поскольку устройства с дисковой системой могли использоваться только для воспроизведения предварительно записанного звука.

На самых ранних этапах производства фонографов были созданы различные конкурирующие несовместимые типы цилиндрических записей. Стандартную систему выбрали Edison Records, Columbia Phonograph и другие компании в конце 1880-х годов. Стандартные цилиндры имеют длину около 4 дюймов (10 см), диаметр 2 ⁄ 4 дюймов (5,7 см) и воспроизводят около 2 минут (120 с) музыки или другого звука.

С годами воск, используемый в цилиндрах, был улучшен и упрочнен, так что цилиндры можно было воспроизводить с хорошим качеством более 100 раз. В 1902 году Edison Records запустила линию улучшенных цилиндров из твердого воска, продаваемых как «Edison Gold Molded Records». Основное развитие этой линейки цилиндров заключается в том, что Эдисон разработал процесс, позволяющий изготавливать пресс-форму из главного цилиндра, что затем позволило изготавливать несколько сотен цилиндров из пресс-формы. Процесс был назван «Gold Molded» из-за паров золота, выделяемых золотыми электродами, используемыми в процессе.

Первоначально все продаваемые цилиндры должны были записываться вживую на более мягком коричневом воске, который изнашивался в всего двадцать пьес. Позже цилиндры воспроизводились либо механически, либо путем соединения фонографов резиновыми трубками. Хотя это и не было полностью удовлетворительным, результат был достаточно хорош для продажи.

Коммерческая упаковка

Цилиндры продавались в картонных тубах с картонными крышками на каждом конце, верхняя - съемная. Подобно цилиндрическим контейнерам для шляп, их называли просто «коробками» - это слово до сих пор используют опытные коллекционеры. Внутри них были самые ранние цилиндры из мягкого воска, обернутые отдельным отрезком толстого хлопкового ватина. Позже формованные цилиндры из твердого воска продавались в коробках с хлопковой подкладкой. Цилиндры из целлулоида продавались в коробках без подкладки. Эти защитные коробки обычно хранились и использовались для размещения баллонов после покупки. Их общий вид позволял лидеру группы Джону Филиппу Соуза высмеивать их содержание как «консервированную музыку» - эпитет, который он позаимствовал у Марка Твена, но это не помешало группе Соузы зарабатывать на записи на цилиндры.

Самые ранние цилиндрические коробки имеют внешнюю поверхность из простой коричневой бумаги, иногда на них штамп с названием компании. К концу 1890-х годов звукозаписывающие компании обычно наклеивали типичную печатную этикетку вокруг коробки, иногда с нанесенным карандашом каталожным номером, но без каких-либо других указаний на личность записи внутри. В коробку с цилиндром помещали листок бумаги с названием и исполнителем. Сначала эта информация была написана от руки или напечатана на каждой квитанции, но печатные версии стали более распространенными, когда цилиндры стали продаваться в достаточно больших количествах, чтобы оправдать затраты на установку печати. Сама запись обычно начиналась с устного объявления названия и исполнителя, а также названия звукозаписывающей компании. На типичном бланке записей Эдисона 1903 года покупателю предлагается отрезать купон с напечатанной информацией и наклеить его на крышку коробки. В качестве альтернативы, круглая область внутри купона может быть вырезана и наклеена на конец шпинделя для этого цилиндра в одном из специально построенных ящиков и шкафов, предназначенных для хранения записей цилиндров. Однако только меньшая часть заказчиков баллонных записей приобрела такие хранилища. Чуть позже номер записи был проштампован на крышке, а потом еще позже на крышке была наклеена этикетка с названием и информацией об исполнителе. Вскоре после начала 20 века сокращенная версия этой информации была отпечатана на одном крае самого цилиндра.

Жесткие пластиковые цилиндры

В 1900 году Томас Б. Ламбер получил патент, в котором описывался процесс массового производства цилиндров из целлулоида, одного из первых твердых пластиков (Франция производила целлулоидные цилиндры как еще в 1893 году, но они регистрировались индивидуально, а не лепились). В том же году Lambert Company из Чикаго начала продавать цилиндрические пластинки, сделанные из этого материала. Они не сломались бы, если бы их уронили, и их можно было воспроизводить тысячи раз, не изнашиваясь, хотя выбор ярко-розового цвета ранних цилиндров, возможно, был маркетинговой ошибкой. Цвет был изменен на черный в 1903 году, но также производились коричневые и синие цилиндры. Окрашивание якобы было выполнено, потому что краситель уменьшал поверхностный шум. В отличие от воска, твердый негибкий материал нельзя было сбрить и перезаписать, но у него было то преимущество, что он был почти постоянным.

Такие цилиндры «неразрушимого» стиля - одна из самых прочных форм звукозаписи, производимой в целая эра аналогового аудио; они могут выдержать большее количество воспроизведений до износа, чем более поздние носители, такие как виниловая пластинка или аудиокассета. Их единственный серьезный недостаток заключается в том, что целлулоид с годами медленно сжимается, так что, если он находится на основе из гипса, металла или другого очень прочного материала, постоянно увеличивающееся напряжение может в конечном итоге привести к продольному расколу целлулоида. Типичный цилиндр Ламберта уменьшится примерно на 3 мм в длину за 100 лет или около того с момента его изготовления (фактическое количество очень зависит от условий хранения). Таким образом, размер канавок больше не будет составлять 100 на дюйм, и цилиндр будет пропускать, если его заиграть на типичной машине с подающим винтом. Диаметр также уменьшится, и многие такие цилиндры больше не будут соответствовать оправке, если они не будут тщательно развернуты. На таких цилиндрах все еще можно неплохо играть на подходящем современном оборудовании. Компания Lambert была остановлена ​​в 1906 году из-за неоднократных действий Эдисона за нарушение патентных прав, которых Ламберт на самом деле не совершал - это была цена защиты действий, которые в конечном итоге привели к потере Ламберта.

Эта превосходная технология была лицензирована Indestructible Record Company в 1906 году и Columbia Phonograph Company в 1908 году. Компания Edison Bell в Европе получила отдельную лицензию на технологию и могла продавать названия Эдисона в обоих восковых (популярных серия) и целлулоид (неразрушимая серия). Ламберт смог лицензировать процесс, потому что патент принадлежал не ныне несуществующей компании Lambert, а самому Ламберту.

Эдисон представил восковые цилиндры, которые играли номинально 4 минуты (вместо обычных 2) в течение 1909 г. под маркой Amberol. Они были сделаны из более твердого (и более легко бьющегося) воска, чтобы выдерживать иглу меньшего размера, используемую для игры на них. Более продолжительное время воспроизведения было достигнуто за счет уменьшения размера канавок и размещения их вдвое ближе друг к другу. В 1912 году компания Эдисона в конечном итоге приобрела патенты Ламберта на целлулоидную технологию и почти сразу же начала производство под разновидностью существующего бренда Amberol под названием Edison Blue Amberol Records. Эти новые целлулоидные записи были сделаны из парижского гипса. Сам целлулоид был синего цвета, но фиолетовый был введен в 1919 году, «… для более изысканного выбора». Использование камфоры в целлулоидной основе Эдисона сделало ее более устойчивой, а гипсовый стержень обеспечил дополнительную устойчивость к возможной усадке, но игровая поверхность все еще склонна к расколу, если ее хранить в менее чем идеальных условиях; однако шаг канавки меняется редко. Сама штукатурка может испортиться в слишком влажных или слишком сухих условиях. Тем не менее, большинство цилиндров Blue Amberol сегодня вполне можно воспроизводить на старинных фонографах или на современном оборудовании (хотя гипсовый сердечник может нуждаться в некотором расширении).

Эдисон сделал несколько конструкций фонографов как с внутренними, так и с внешними рогами для игры эти улучшенные показатели цилиндров. Модели внутреннего рога получили название Amberolas. Эдисон продавал свою модель фонографа Fireside с переключателем передач и репродуктор модели K с двумя щупами, которые позволяли ему воспроизводить как 2-минутные, так и 4-минутные цилиндры. Для некоторых более поздних моделей 2-минутных фонографов были изготовлены комплекты для переоборудования, в которые добавлено переключение передач и второй репродуктор модели H. Эти наборы были отправлены с набором из 12 (восковых) цилиндров Amberol в характерных оранжевых коробках. У покупателя не было выбора в отношении названий.

Дисковые записи

В эпоху до Первой мировой войны конкурировали цилиндры фонографа и дисковые записи друг с другом ради общественного блага.

Качество звука звуковой дорожки улучшается, если она выгравирована на цилиндре из-за лучшего линейного отслеживания. Это не было решено до появления стандартов RIAA в начале 1940-х годов - к тому времени это уже стало академическим, поскольку производство цилиндров было остановлено последними усилиями Эдисона в октябре 1929 года.

Преимущества цилиндров

Цилиндровая система имела определенные преимущества. Как уже отмечалось, восковые цилиндры можно было использовать для домашних записей, а «неразрушимые» типы можно было проигрывать снова и снова намного чаще, чем диски. Цилиндры обычно вращались в два раза быстрее, чем современные диски, но линейная скорость была сопоставима с самыми внутренними канавками диска. Теоретически было бы в целом более низкое качество звука. Кроме того, поскольку постоянная угловая скорость преобразуется в постоянную линейную скорость (радиус спиральной дорожки постоянен), цилиндры также не имели проблем с внутренней канавкой, от которых страдали дисковые записи. Примерно в 1900 году цилиндры в среднем действительно имели значительно более высокое качество звука, чем современные диски, но по мере того, как производители дисков улучшили свои технологии к 1910 году, различия в точности между лучшими дисками и цилиндрами стали минимальными.

Цилиндрические фонографы обычно использовали червячную шестерню для перемещения иглы синхронно с канавками записи, тогда как большинство дисковых машин полагалось на канавки, чтобы тянуть иглу. Это привело к тому, что цилиндрические записи, воспроизводимые несколько раз, имели меньшее ухудшение, чем диски, но этот дополнительный механизм сделал цилиндровые машины более дорогими.

Преимущества дисков

Как диски, так и устройства для их воспроизведения были дешевле в массовом производстве, чем продукты с цилиндрической системой. Дисковые пластинки также было проще и дешевле хранить оптом, так как их можно было складывать стопкой или в бумажных конвертах, складывать рядами на полках, как книги, - уложенных вместе более плотно, чем записи на цилиндрах.

Многие цилиндрические фонографы использовали ремень для поворота оправки; небольшое проскальзывание этого ремня может привести к неравномерному вращению оправки, что приведет к колебаниям шага. Дисковые фонографы, использующие прямую систему шестерен, поворачиваются более равномерно; Поворотный стол из тяжелого металла дисковых машин действует как маховик, помогая минимизировать колебания скорости.

Практически все записи дисков в США были односторонними до 1908 года, когда Columbia Records начала массовое производство дисков с записями , наложенными с обеих сторон. За исключением классических пластинок по премиальной цене, это быстро стало отраслевым стандартом. Благодаря тому, что их емкость увеличилась вдвое, преимущество дисков по эффективности хранения над цилиндрическим форматом стало еще более очевидным.

Компании, выпускающие диски, имели превосходную рекламу и продвижение, в первую очередь Victor Talking Machine Company в США и Gramophone Company / HMV в Содружестве. Великие певцы, такие как Энрико Карузо, были наняты исключительно для записи, что помогло внушить обществу идею о превосходстве продукции этой компании. Эдисон пытался выйти на рынок дисков с дисками типа «холм и долина», Edison Disc Records.

Decline

Дисковые пластинки и цилиндры

Cylinder Records продолжали конкурировать с растущим рынок записи дисков в 1910-е годы, когда диски выиграли коммерческую битву. В 1912 году Columbia Records, которая продавала как диски, так и цилиндры, отказалась от формата цилиндров, а Эдисон представил свой уникальный формат Diamond Disc. Начиная с 1915 года, новые выпуски цилиндров Эдисона представляли собой просто дубликаты дисков Эдисона и, следовательно, имели более низкое качество звука, чем оригинальные диски. Хотя его цилиндры продолжали продаваться в постоянно сокращающихся и в конечном итоге незначительных количествах, Эдисон продолжал поддерживать владельцев фонографов с цилиндрическими фонографами, делая новые названия доступными в этом формате, пока компания не прекратила производство всех пластинок и фонографов в ноябре 1929 года.

Более поздние приложения

Цилиндр на диктофоне (около 1922 г.). Записывающая головка перемещалась слева направо. Черные линии - это блестящие промежутки между дорожками. Каждый цилиндр мог записать 1200-1500 слов. Их можно было повторно использовать 100-120 раз, поместив их в машину, которая стирала их, сбривая поверхность.

Технология фонографа с цилиндром продолжала использоваться в диктофоне и записях Ediphone для офисного использования на протяжении десятилетий.

В 1947 году компания Dictaphone заменила восковые цилиндры своей технологией Dictabelt, которая вырезала механическую канавку в пластмассовой ленте вместо воскового цилиндра. Позже это было заменено записью на магнитной ленте . Тем не менее, цилиндры для диктофонов старого образца продолжали быть доступными в течение нескольких лет, и не было ничего необычным встретить цилиндрические диктофоны в 1950-х годах.

В конце 20-го и начале 21-го века были сделаны новые записи. на цилиндры для эффекта новизны использования устаревшей технологии. Вероятно, самые известные из них - это They Might Be Giants, который в 1996 году записал "I Can Hear You" и три другие песни, исполненные без электричества, на фонографе студии звукозаписи Эдисона 1898 года в здании Национальное историческое место Эдисона в Вест-Ориндж, Нью-Джерси. Эта песня была выпущена на Factory Showroom в 1996 году и переиздана на компиляции 2002 года Dial-A-Song: 20 Years of They Might Be Giants. Среди других записанных песен были «Джеймс К. Полк», «Может быть, я знаю» и «Музей Эдисона», последняя песня о месте записи. Эти записи были официально выпущены в Интернете в виде файлов MP3 в 2001 году.

Небольшое количество цилиндров было произведено в 21 веке из современных долговечных материалов. В этом предприятии участвуют две компании: Vulcan Cylinder Record Company в Шеффилде, Англия и Wizard Cylinder Records Company в Болдуине, Нью-Йорк. Оба, похоже, начали свою деятельность в 2002 году.

В 2010 году британская стимпанк-группа The Men That Will Not Beamed For Nothing выпустила трек "Sewer" со своего дебютный альбом Теперь это то, что я называю стимпанком! Том 1 на восковом цилиндре ограниченным тиражом в 40 экземпляров, из которых в продажу поступило только 30. Бокс-сет шел с инструкциями о том, как сделать свой собственный цилиндрический плеер менее чем за 20 фунтов стерлингов. BBC освещал выпуск по телевидению на BBC Click, на BBC Online и на Radio 5 Live.

В августе 2010 года Ash International и PARC выпустили первое коммерчески доступное свечение в темном цилиндре фонографа - работу Майкла Эспозито и Карла Майкла фон Хауссвольфа под названием «Призраки Эффингема». Цилиндр был выпущен ограниченным тиражом в 150 экземпляров и производился на Vulcan Records в Шеффилде, Англия.

В апреле 2019 года популярный подкаст Hello Internet выпустил 10 восковых цилиндров ограниченным тиражом. записи.

Сохранение записей на цилиндре

Правильный способ удержания записи на цилиндре: положить пальцы внутрь; не прикасайтесь к внешней поверхности, на которой находится запись.

Из-за природы носителя записи воспроизведение большого количества цилиндров может привести к ухудшению качества записи. Воспроизведение цилиндров снижает их точность и ухудшает записанные сигналы. Кроме того, при воздействии влажности плесень может проникнуть на поверхность цилиндра и вызвать шум на поверхности записи. В настоящее время единственным профессиональным устройством, изготовленным для воспроизведения цилиндрических записей, является проигрыватель Archéophone, разработанный Анри Шаму. Археофон используется Национальным историческим памятником Эдисона, Государственным университетом Боулинг-Грин (Боулинг-Грин, Огайо), Департаментом специальных коллекций, Библиотекой Дональда К. Дэвидсона в Калифорнийском университете , Санта-Барбара и многие другие библиотеки и архивы.

Время от времени производятся и другие современные съемные крепления, в каждом из которых используется магнитный картридж Stanton 500AL MK II. Информацию по каждому из них можно просмотреть по ссылке «Страницы производителей фонографов». Их можно использовать на цилиндрических плеерах Эдисона.

Также представляет интерес цилиндрический проигрыватель, построенный инженерами BBC, работавшими в "Engineering Operations - Radio" в 1987 году. Он был оснащен рычагом линейного слежения, заимствованным у современного проигрывателя Revox, и множеством переделанных проигрывателей. картриджи Shure SC35 с наконечниками.

В попытке сохранить историческое содержание записей цилиндры можно считывать с помощью конфокального микроскопа и преобразовывать в формат цифрового звука. Полученный звуковой клип в большинстве случаев звучит лучше, чем воспроизведение стилуса с исходного цилиндра. Электронная версия оригинальных записей позволяет архивариусам открывать доступ к записям для более широкой аудитории. Этот метод также может позволить восстановить поврежденные или сломанные цилиндры. Этот метод, разработанный физиком Карлом Хабером, известен как IRENE.

. Современные репродукции цилиндрических и дисковых записей обычно создают впечатление, что появление дисков было качественным скачком в точности воспроизведения звука, но это на современной воспроизводящей аппаратуре; Играли на оборудовании примерно 1900 года, цилиндры не имеют заметно большего грохота и худшего воспроизведения низких частот, чем диски. Другой фактор заключается в том, что многие цилиндры предназначены для любительских записей, а записывающее оборудование для дисков было слишком дорогим для всех, кроме профессиональных инженеров; много крайне плохих записей было сделано на цилиндре, в то время как подавляющее большинство записей на дисках было записано грамотно. Все цилиндрические записи были акустически записаны, как и ранние записи на дисках. С середины 1920-х годов диски начали записывать электрически, что обеспечило значительно расширенный частотный диапазон записи.

Также важно качество материала: самые ранние фольгированные записи быстро изнашивались. После того, как фольга была снята с цилиндра, было почти невозможно повторно выровнять в игровом состоянии.

Пример сильно разложившегося цилиндра: «Израиль в Египте» Генделя (29 июня 1888 г.) Это самая ранняя сохранившаяся преднамеренная запись музыки, которая была воспроизведена на конференции, представившей фонограф в Лондоне.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .
Речь Артура Салливана в 1888 году в Маленьком Менло, Лондон Одна из самых ранних сохранившихся записей воскового цилиндра.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

В дополнение к плохой сохранности, плохое впечатление, которое современные слушатели могут получить о восковых цилиндрах, связано с их ранней датой, что не может сравниться с записями, сделанными даже через десять лет. За исключением единственного воспроизводимого образца 1878 года (из экспериментальных часов с фонографом), самые старые воспроизводимые сохранившиеся цилиндры относятся к 1888 году. К ним относятся сильно испорченная запись Иоганнеса Брамса, Генделя Израиль в Египет и короткая речь сэра Артура Салливана в вполне приемлемом для прослушивания состоянии. Несколько позже появились любительские записи 1889 года Нины Григ. Проблема с восковыми цилиндрами заключается в том, что они легко поддерживают рост плесени, которая проникает по всему цилиндру и, если это достаточно серьезно, делает запись невозможной для воспроизведения. Самыми ранними сохранившимися записями на резиновых дисках являются детские пластинки, в которых представлены звуки животных и детские стишки. Это означает, что самые ранние записи дисков, которые услышит большинство меломанов, - это диски из шеллака, сделанные после 1900 года, после более чем десяти лет разработки.

Галерея

Демонстрация

Файл: воспроизведение цилиндра Эдисона demo.webm Воспроизведение носителя Демонстрация воспроизведения

Аудио / видеозаписи демонстрации записи и воспроизведения в Национальном историческом парке Томаса Эдисона в Вест-Ориндж, Нью-Джерси. Исполнители - Эрл Карлсен на мандолине, Арни Райзман на банджо и Дрю Ульманн на скрипке, исполняющие "Иерусалимский хребет", классику мятлика, приписываемую Биллу Монро ; Оператор - Джерри Фабрис, куратор музея.

Файл: запись цилиндра Эдисона demo.webm Воспроизвести медиа Демонстрация записи

См. Также

Ссылки

Примечания
Библиография

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Цилиндры для фонографов.
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:04:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте