Водяная турбина

редактировать
Турбина Каплана и электрогенератор в разрезе. Бегунок малых водяная турбина

A водяная турбина - это вращающаяся машина, которая преобразует кинетическую энергию и потенциальную энергию воды в механическую работу.

Водяные турбины были разработаны в 19 веке и широко использовались в промышленности до электрических сетей. Сейчас они в основном используются для выработки электроэнергии. Гидравлические турбины в основном используются в плотинах для выработки электроэнергии из потенциальной энергии воды.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Завихрение
    • 1.2 Временная шкала
    • 1.3 Новая концепция
  • 2 Теория работы
    • 2.1 Реакционные турбины
    • 2.2 Импульсные турбины
    • 2.3 Мощность
    • 2.4 Гидроэлектростанция с гидроаккумулятором
    • 2.5 КПД
  • 3 Типы водяных турбин
    • 3.1 Реакционные турбины
    • 3.2 Импульсная турбина
  • 4 Конструкция и применение
    • 4.1 Типичный диапазон напоров
    • 4.2 Удельная скорость
    • 4.3 Законы сродства
    • 4.4 Убегающая скорость
  • 5 Системы управления
  • 6 Материалы лопаток турбины
  • 7 Техническое обслуживание
  • 8 Воздействие на окружающую среду
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Примечания
  • 12 Источники
  • 13 Внешние ссылки
История
Строительство водного турбогенератора Ganz в Будапеште в 1886 году

Гидравлические колеса использовались для сотни лет для промышленной энергетики. Их главный недостаток - размер, ограничивающий расход, и напор, который можно запрячь. Переход от водяных колес к современным турбинам занял около ста лет. Развитие произошло во время промышленной революции с использованием научных принципов и методов. Они также широко использовали новые материалы и методы производства, разработанные в то время.

Swirl

Слово турбина было введено французским инженером Клодом Бурдином в начале 19 века и происходит от греческого слова «τύρβη "для" кружения "или" вихря ". Основное различие между ранними водяными турбинами и водяными колесами - это вихревой компонент воды, который передает энергию вращающемуся ротору. Этот дополнительный компонент движения позволил турбине быть меньше водяного колеса той же мощности. Они могли обрабатывать больше воды, вращаясь быстрее, и могли использовать гораздо большие головы. (Позже были разработаны импульсные турбины, которые не использовали завихрение.)

Хронология

Римская турбинная мельница в Chemtou, Тунис. Тангенциальный приток воды в мельницу заставил погруженное горизонтальное колесо в валу вращаться, как настоящая турбина. A Турбина Фрэнсиса бегунок мощностью почти один миллион л.с. (750 МВт), устанавливаемая на плотине Гранд-Кули, США. Бегунок пропеллерного типа мощностью 28 000 л.с. (21 МВт)

Самые ранние известные гидротурбины относятся к Римской империи. Два участка спирально-турбинных мельниц почти идентичной конструкции были найдены в Chemtou и Testour, современный Тунис, датируемые концом III или началом IV века нашей эры.. Горизонтальное водяное колесо с наклонными лопастями было установлено в нижней части заполненного водой круглого вала. Вода из мельницы-качалки поступала в яму по касательной, создавая водоворот, который заставлял полностью погруженное колесо действовать как настоящая турбина.

Фаусто Веранцио в своей книге Machinae Novae (1595) описал мельницу с вертикальной осью. с ротором, подобным ротору турбины Фрэнсиса.

Иоганн Сегнер разработал реактивную водяную турбину (колесо Сегнера ) в середине 18 века в Королевстве Венгрия. Он имел горизонтальную ось и был предшественником современных водяных турбин. Это очень простая машина, которая до сих пор производится для использования на небольших гидроэлектростанциях. Сегнер работал с Эйлером над некоторыми из первых математических теорий конструкции турбин. В 18 веке доктор Роберт Баркер изобрел аналогичную реактивную гидравлическую турбину, которая стала популярной как демонстрация в лекционном зале. Единственный известный сохранившийся образец двигателя этого типа, использовавшийся в производстве электроэнергии, датируемый 1851 годом, находится в Hacienda Buena Vista в Понсе, Пуэрто-Рико.

В 1820 году Жан- Виктор Понселе разработал турбину с внутренним потоком.

В 1826 г. Бенуа Фурнейрон разработал турбину с выходным потоком. Это была эффективная машина (~ 80%), которая пропускала воду через бегунок с изогнутыми в одном направлении лезвиями. Стационарная розетка также имела изогнутые направляющие.

В 1844 году Урия А. Бойден разработал турбину с выходящим потоком, которая улучшила характеристики турбины Фурнейрона. Форма рабочего колеса была подобна форме рабочего колеса турбины Фрэнсиса.

. В 1849 году Джеймс Б. Фрэнсис улучшил реакционную турбину с входящим потоком до более чем 90% эффективности. Он также провел сложные испытания и разработал инженерные методы для проектирования гидротурбин. Турбина Фрэнсиса, названная в его честь, является первой современной водяной турбиной. Это по-прежнему самая широко используемая водяная турбина в мире. Турбину Фрэнсиса также называют турбиной с радиальным потоком, поскольку вода течет от внешней окружности к центру рабочего колеса.

Гидравлические турбины с внутренним потоком имеют лучшую механическую конструкцию, и все современные реакционные водяные турбины имеют эту конструкцию. Когда вода закручивается внутрь, она ускоряется и передает энергию бегуну. Давление воды снижается до атмосферного, а в некоторых случаях ниже атмосферного, когда вода проходит через лопасти турбины и теряет энергию.

В 1876 году Джон Б. Маккормик, опираясь на проекты Фрэнсиса, продемонстрировал первую современную турбину смешанного потока, разработав турбину Геркулеса, первоначально изготовленную на Holyoke Machine. Компания и впоследствии усовершенствована инженерами Германии и США. Конструкция эффективно сочетает в себе принципы внутреннего потока конструкции Фрэнсиса с направленным вниз потоком турбины Jonval с потоком внутрь на входе, осевым потоком через корпус колеса и немного наружу на выходе. Первоначально работающая оптимально с КПД 90% на более низких скоростях, эта конструкция в последующие десятилетия увидит множество улучшений в производных под названиями, такими как «Виктор», «Рисдон», «Самсон» и «Новый американец», открывая новую эру американского турбиностроение.

Гидравлические турбины, особенно в Северной и Южной Америке, будут в значительной степени стандартизированы с созданием Испытательного лотка Холиока, описанного как первая современная гидравлическая лаборатория в Соединенных Штатах Роберт Э. Хортон и Клеменс Гершель, последний из которых какое-то время будет его главным инженером. Первоначально созданная в 1872 году из испытательных лотков Лоуэлла, после 1880 года гидравлическая лаборатория Холиок, Массачусетс была стандартизирована Гершелем, который использовал ее для разработки измерителя Вентури <136.>, первое точное средство измерения больших потоков для правильного измерения эффективности использования гидроэнергии с помощью различных моделей турбин. В то время как европейские гидрологи скептически относились к определенным расчетам водосливов, установка позволяла проводить стандартные испытания эффективности среди основных производителей до 1932 года, когда к этому времени получили распространение более современные средства и методы.

Примерно в 1890 году современные Был изобретен гидравлический подшипник, который теперь повсеместно используется для поддержки шпинделей тяжеловодных турбин. По данным на 2002 г., жидкие подшипники имели средний наработок на отказ более 1300 лет.

Примерно в 1913 году Виктор Каплан создал турбину Каплана, пропеллерную машину. Это была эволюция турбины Фрэнсиса, которая произвела революцию в возможностях разработки гидроузлов с низким напором.

Новая концепция

Рисунок из оригинального патента Пелтона (октябрь 1880 г.)

Все обычные водяные машины до конца XIX века (включая водяные колеса) были в основном реактивными; напор воды действовал на машину и производил работу. Реакционная турбина должна полностью удерживать воду во время передачи энергии.

В 1866 году слесарем из Калифорнии Сэмюэл Найт изобрел машину, которая вывела импульсную систему на новый уровень. Вдохновленный системами струи высокого давления, используемыми в гидравлической добыче на золотых приисках, Найт разработал колесо с выступом, которое улавливало энергию свободной струи, которая преобразовывала высокий напор (сотни футов по вертикали в трубе или напор ) воды в кинетическую энергию. Это называется импульсной или тангенциальной турбиной. Скорость воды, примерно в два раза превышающая скорость периферии ведра, делает разворот в ведре и падает из желоба с низкой скоростью.

В 1879 году Лестер Пелтон, экспериментируя с колесом рыцаря, разработал колесо Пелтона (конструкция с двумя ведрами), которое сбрасывало воду в сторону, устраняя некоторые потеря энергии колеса Рыцаря, которая истощила немного воды обратно в центр колеса. Примерно в 1895 году Уильям Добл усовершенствовал полуцилиндрическую форму ковша Пелтона, добавив в него эллиптическое ведро, в котором имелся вырез, позволяющий струе очистить вход в ведро. Это современная форма турбины Пелтона, эффективность которой сегодня достигает 92%. Пелтон был весьма эффективным пропагандистом своего дизайна, и, хотя Добл принял на себя руководство компанией Пелтон, он не изменил название на Добл, потому что это было узнаваемым брендом.

Турго и турбины перекрестного потока были более поздними импульсными конструкциями.

Принцип действия

Текущая вода направляется на лопатки рабочего колеса турбины, создавая силу на лопатках. Поскольку бегун вращается, сила действует на расстоянии (сила, действующая на расстоянии - это определение работа ). Таким образом энергия передается от водяного потока к турбине.

Водяные турбины делятся на две группы: реактивные турбины и импульсные турбины.

Точная форма лопаток водяной турбины является функцией давления подачи воды и выбранного типа крыльчатки.

Реакционные турбины

Реакционные турбины подвергаются воздействию воды, которая изменяет давление при движении через турбину и отдает свою энергию. Они должны быть закрыты, чтобы выдерживать давление воды (или всасывание), или они должны быть полностью погружены в поток воды.

Третий закон Ньютона описывает передачу энергии для реакционных турбин.

Большинство используемых водяных турбин являются реактивными и используются в маломощных (<30 m or 100 ft) and medium (30–300 m or 100–1,000 ft) head applications. In reaction turbine pressure drop occurs in both fixed and moving blades. It is largely used in dam and large power plants

импульсных турбинах

импульсных турбинах, изменяющих скорость водяной струи. Струя толкает турбину изогнутые лопасти, которые изменяют направление потока. Результирующее изменение количества движения (импульс ) вызывает силу на лопатках турбины. Поскольку турбина вращается, сила действует через расстояние (работа) и отклоняется поток воды остается с уменьшенной энергией. Импульсная турбина - это турбина, в которой давление текучей среды, протекающей по лопастям ротора, является постоянным, а вся выходная работа связана с изменением кинетической энергии текучей среды.

Перед ударом по лопаткам турбины давление воды (потенциальная энергия ) преобразуется в кинетическую энергию с помощью сопла и фокусируется на турбине. На лопатках турбины не происходит изменения давления, и турбина не требует корпуса для работы.

Второй закон Ньютона описывает передачу энергии gy для импульсных турбин.

Импульсные турбины часто используются в приложениях с очень высоким (>300 м / 1000 футов) напором.

Мощность

мощность, доступная в потоке:

P = η ⋅ ρ ⋅ g ⋅ час ⋅ q ˙ {\ displaystyle P = \ eta \ cdot \ rho \ cdot g \ cdot h \ cdot {\ dot {q}}}P = \ eta \ cdot \ rho \ cdot g \ cdot h \ cdot {\ dot q}

где:

  • P = {\ displaystyle P =}P = мощность (Дж / с или ватт)
  • η = {\ displaystyle \ eta =}\ eta = КПД турбины
  • ρ = {\ displaystyle \ rho =}\ rho = плотность жидкости (кг / м³)
  • g = {\ displaystyle g =}g = ускорение свободного падения (9,81 м / с²)
  • h = { \ displaystyle h =}h = напор (м). Для негазированной воды это разница в высоте между входной и выходной поверхностями. Движущаяся вода имеет дополнительный компонент, добавляемый для учета кинетической энергии потока. Полный напор равен напору плюс скоростной напор.
  • q ˙ {\ displaystyle {\ dot {q}}}{\ dot q} = расход (м³ / с)

Накачиваемая гидроэлектроэнергия

Некоторые гидротурбины предназначены для гидроаккумулирующих установок. Они могут реверсировать поток и работать как насос для заполнения высокого резервуара в непиковые электрические часы, а затем переключаться на водяную турбину для выработки электроэнергии во время пикового потребления электроэнергии. Этот тип турбины обычно представляет собой турбину Дериаза или турбину Фрэнсиса по конструкции.

Этот тип системы используется в Эль-Йерро, на одном из Канарских островов: «Когда выработка ветра превышает потребность, избыточная энергия перекачивает воду из нижнего резервуара на дне вулканического конуса в верхний резервуар на вершина вулкана на высоте 700 метров над уровнем моря. В нижнем резервуаре хранится 150 000 кубометров воды. Накопленная вода действует как аккумулятор. Максимальная емкость составляет 270 МВтч. Когда потребность возрастает и не хватает энергии ветра, вода будет выпущено для четырех гидроэлектрических турбин общей мощностью 11 МВт ».

КПД

Большие современные гидротурбины работают с механическим КПД более 90%.

Типы гидротурбин
Различные типы рабочих колес гидротурбин. Слева направо: колесо Пелтона, два типа турбины Фрэнсиса и турбины Каплана.

Реакционные турбины

Импульсная турбина

Конструкция и применение
Диаграмма водяной турбины.png

Выбор турбины основан на имеющемся напоре воды и, в меньшей степени, на имеющейся скорости потока. Как правило, импульсные турбины используются для участков с высоким напором, а реактивные турбины используются для участков с низким напором. Турбины Каплана с регулируемым шагом лопастей хорошо адаптированы к широкому диапазону параметров потока или напора, поскольку их максимальная эффективность может быть достигнута в широком диапазоне условий потока.

Небольшие турбины (в основном менее 10 МВт) могут иметь горизонтальные валы, и даже довольно большие турбины колбочего типа мощностью до 100 МВт или около того могут быть горизонтальными. Очень большие машины Фрэнсиса и Каплана обычно имеют вертикальные валы, потому что это позволяет наилучшим образом использовать имеющуюся головку и делает установку генератора более экономичной. Колеса Пелтона могут быть как с вертикальными, так и с горизонтальными валами, потому что размер машины намного меньше имеющейся головки. Некоторые импульсные турбины используют несколько форсунок на рабочую часть для уравновешивания тяги вала. Это также позволяет использовать рабочие колеса турбины меньшего размера, что может снизить затраты и механические потери.

Типичный диапазон напоров

Водяное колесо. • Винтовая турбина. •. • Турбина Каплана. • Турбина Фрэнсиса. • Колесо Пелтона. • Турбина Турго.

0,2 < H < 4 (H = head in m). 1 < H < 10. 1,5 < H < 4.5. 2 < H < 70. 10 < H < 300. 80 < H < 1600. 50 < H < 250

Удельная скорость

Удельная скорость нс {\ displaystyle n_ {s}}n_ {s} характеризует форму турбины в способ, не связанный с его размерами. Это позволяет масштабировать новую конструкцию турбины по сравнению с существующей конструкцией с известной производительностью. Конкретная скорость также является основным критерием для подбора конкретного гидроузла с правильным типом турбины. Конкретная скорость - это скорость, с которой турбина вращается при определенном нагнетании Q с единичным напором и, таким образом, может производить единичную мощность.

Законы сродства

Законы сродства позволяют прогнозировать мощность турбины на основе модельных испытаний. Миниатюрная копия предлагаемой конструкции диаметром около одного фута (0,3 м) может быть испытана, и лабораторные измерения с высокой степенью достоверности применимы к конечному применению. Законы сродства выводятся путем требования подобия между тестовой моделью и приложением.

Поток через турбину регулируется либо большим клапаном, либо заслонками калитки, расположенными с внешней стороны рабочего колеса турбины. Дифференциальный напор и расход могут быть построены для ряда различных значений открытия заслонки, создавая диаграмму холма, используемую для демонстрации эффективности турбины при различных условиях.

Скорость разгона

Скорость разгона водяной турбины - это ее скорость при полном потоке и без нагрузки на вал. Турбина будет спроектирована так, чтобы выдерживать механические нагрузки с такой скоростью. Производитель предоставит номинальную скорость разгона.

Системы управления
Файл: From Turbine to Line Shaft.webm Воспроизведение мультимедиа Работа флайбольного регулятора для управления скоростью гидротурбины

Использовались различные конструкции регуляторов с середины 18 века для управления скоростью водяных турбин. Различные системы flyball или регуляторы первого поколения использовались в течение первых 100 лет регулирования скорости вращения водяных турбин. В ранних системах флайбола компонент флайбола, которому противодействовала пружина, действовал непосредственно на клапан турбины или калитку, чтобы контролировать количество воды, которая поступает в турбины. Более новые системы с механическими регуляторами появились примерно в 1880 году. Ранние механические регуляторы - это сервомеханизм, который состоит из ряда шестерен, которые используют скорость турбины для приведения в движение флайбола и мощность турбины для привода механизма управления. Механические регуляторы продолжали совершенствоваться в усилении мощности за счет использования шестерен и динамических характеристик. К 1930 году у механических регуляторов было много параметров, которые можно было установить в системе обратной связи для точного управления. В конце двадцатого века электронные регуляторы и цифровые системы начали заменять механические регуляторы. В электронных регуляторах, также известных как регуляторы второго поколения, флайбол был заменен датчиком скорости вращения , но управление по-прежнему осуществлялось через аналоговые системы. В современных системах, также известных как регуляторы третьего поколения, управление осуществляется в цифровом виде с помощью алгоритмов, которые запрограммированы на компьютер регулятора.

Материалы лопаток турбины

Учитывая, что лопатки гидротурбины постоянно подвергаются воздействию воды и динамических сил, они должны иметь высокую коррозионную стойкость и прочность. Наиболее распространенным материалом, используемым для накладок на рабочие колеса из углеродистой стали в водяных турбинах, являются сплавы аустенитной стали, которые содержат от 17% до 20% хрома для повышения стабильности пленки, что улучшает стойкость к коррозии в воде. Содержание хрома в этих стальных сплавах превышает минимум 12% хрома, необходимый для проявления некоторой стойкости к атмосферной коррозии. Более высокая концентрация хрома в стальных сплавах позволяет продлить срок службы лопаток турбины. В настоящее время лопасти изготовлены из мартенситных нержавеющих сталей, которые имеют высокую прочность по сравнению с аустенитными нержавеющими сталями в 2 раза. Помимо коррозионной стойкости и прочности как критериев выбора материала, свариваемости и плотности лопатка турбины. Повышенная свариваемость облегчает ремонт лопаток турбины. Это также позволяет повысить качество сварки, что приводит к более качественному ремонту. Выбор материала с низкой плотностью важен для достижения более высокой эффективности, поскольку более легкие лезвия легче вращаются. Чаще всего в лопатках турбины Kaplan используются сплавы нержавеющей стали (SS). Мартенситные сплавы нержавеющей стали имеют высокую прочность, более тонкие секции, чем у стандартной углеродистой стали, и уменьшенную массу, что улучшает условия гидродинамического потока и эффективность водяной турбины. Было показано, что SS (13Cr-4Ni) имеет улучшенную стойкость к эрозии при всех углах атаки благодаря процессу лазерной упрочнения. Важно минимизировать эрозию для поддержания высокого КПД, поскольку эрозия отрицательно влияет на гидравлический профиль лопастей, что снижает относительную легкость вращения.

Техническое обслуживание
A турбина Фрэнсиса в конце ее срок службы, показывающий точечную коррозию, усталостное растрескивание и катастрофический отказ. Видны предыдущие ремонтные работы, в которых использовались сварочные стержни из нержавеющей стали.

Турбины рассчитаны на десятилетнюю работу с минимальным обслуживанием основных элементов; межремонтные интервалы составляют несколько лет. Техническое обслуживание бегунов и деталей, подверженных воздействию воды, включает снятие, осмотр и ремонт изношенных деталей.

Нормальный износ включает точечную коррозию от кавитации, усталостное растрескивание и истирание от взвешенных твердых частиц в вода. Ремонт стальных элементов осуществляется сваркой, обычно стержнями из нержавеющей стали . Поврежденные участки вырезаются или шлифуются, а затем снова привариваются к их первоначальному или улучшенному профилю. К концу срока службы рабочих колес старых турбин таким образом может быть добавлено значительное количество нержавеющей стали. Для достижения высочайшего качества ремонта могут использоваться сложные сварочные процедуры.

Другие элементы, требующие осмотра и ремонта во время капитального ремонта, включают подшипники, сальниковую коробку и втулки вала, серводвигатели, системы охлаждения для подшипников и обмоток генератора, уплотнительных колец, соединительных элементов калитки и всех поверхностей.

Воздействие на окружающую среду
Гидроэлектростанция Вальхензее в Баварии, Германия, находится в эксплуатации с 1924 г.

Водяные турбины обычно считаются экологически чистыми производителями энергии, поскольку турбина практически не изменяет воду. Они используют возобновляемые источники энергии и рассчитаны на работу в течение десятилетий. Они производят значительные объемы электроэнергии в мире.

Исторически также имели место негативные последствия, в основном связанные с плотинами, обычно необходимыми для производства электроэнергии. Плотины изменяют естественную экологию рек, потенциально убивая рыбу, останавливая миграции и нарушая условия жизни людей. Например, индейские племена на северо-западе Тихого океана имели средства к существованию, основанные на лососе рыболовстве, но агрессивное строительство плотин разрушило их способ жизнь. Плотины также вызывают менее очевидные, но потенциально серьезные последствия, включая повышенное испарение воды (особенно в засушливых регионах), накопление ила за плотиной, а также изменения температуры воды и режима потока. В Соединенных Штатах теперь запрещено блокировать миграцию рыбы, например белого осетра в Северной Америке, поэтому рыболовные лестницы должны быть предоставлены строителями плотин.

См. Также
На Викискладе есть материалы, связанные с водяными турбинами.
Ссылки
Примечания
  • Роберт Сакетт, защитник, ПРШПО (оригинал 1990 г.). Арлин Пабон, сертифицированный чиновник и государственный служащий по охране памятников истории, Государственное управление по охране памятников истории, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико. 9 сентября 1994 г. В Регистрационной форме Национального реестра исторических мест - Hacienda Buena Vista. Министерство внутренних дел США. Служба национальных парков. (Вашингтон, округ Колумбия)
Источники
  • Доннерс, К.; Waelkens, M.; Декерс, Дж. (2002), «Водяные мельницы в районе Сагалассоса: исчезающая древняя технология», анатолийские исследования, 52, стр. 1–17, doi : 10.2307 / 3643076
  • Wikander, Örjan (2000), «Водяная мельница», в Wikander, Örjan (ed.), Handbook of Ancient Water Technology, Technology and Change in History, 2, Лейден: Brill, стр. 371–400, ISBN 90-04-11123-9
  • Уилсон, Эндрю (1995), «Water-Power в Северной Африке. и развитие горизонтального водяного колеса », Журнал римской археологии, 8, стр. 499–510
Внешние ссылки

СМИ, связанные с водяными турбинами на Викимедиа Commons

Последняя правка сделана 2021-06-20 09:32:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте