Водоснабжение и канализация в Марокко

редактировать
Водоснабжение и канализация в Марокко
Флаг Марокко.svg
Данные
Охват водоснабжения (широкое определение)(улучшенный источник воды ) 82% (2011)
Охват санитарией (широкое определение)(улучшенная санитария ) 70% (2011)
Непрерывность водоснабжения50%
Среднее потребление воды в городах (л / ц / сутки)н / д
Средний тариф на водоснабжение иканализацию в городах (долл. США / м3)долл. США
Доля домашних приборов учетаочень высокая
Годовые инвестиции в ВСиВО22 доллара на душу населения (2005 г.)
Доля самофинансирования коммунальных предприятий
Доля налогового финансированиян / д
высокая
Учреждения
Децентрализация в муниципалитетахДа, для крупных городов
Национальная компания водоснабжения и канализацииДа, для водоснабжения ималых городов
Регулятор водоснабжения и канализацииНет
Ответственность за определение политикиМинистерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды
S и т.д. или законЗакон о водных ресурсах, но нет специального закона о водоснабжении и канализации
№ городских поставщиков услуг17 (ONEE, 4 частных оператора и 12 местных коммунальных услуг)
№ поставщиков услуг в сельской местности н / д

Водоснабжение и канализация в Марокко обеспечивается широким спектром коммунальных предприятий. Они составляют от частных компаний в крупнейшем городе Касабланке, столице Рабате, Танжере и Тетуане, до государственных коммунальных предприятий в 13 других городах, а также национальная компания по электроэнергии. и воде (ONEE). Последний отвечает за объемное водоснабжение вышеупомянутых коммунальных предприятий, распределение воды примерно в 500 малыхгородах, а также за очистку канализации и сточных вод в 60 из этих городов.

За последние пятнадцать лет значительно улучшился доступ к водоснабжению и, в меньшей степени, к канализации. Остающиеся проблемы включают низкие уровни сточных вод (только 13% собранных сточных вод проходят лечение), отсутствие связи между домами в беднейших городских кварталах и ограниченная устойчивость систем систем (по оценкам, 20 процентов систем не функционируют). В 2005 году была утверждена Национальнаяпрограмма санитарии, которая направлена ​​на очистку 60% собранных сточных вод и подключение 80% городских домашних хозяйств к канализации к 2020 году. Проблема отсутствия водопровода для некоторых городских бедняков решается в рамках Национальная инициатива развития частного, в рамках которой жители неформальных поселений получили право собственности на землю и отказались от платы, которая обычно используется коммунальными службами за подключение к сети водоснабжения и канализации.

Содержание

  • 1 Водные ресурсы
    • 1.1 Традиционные водные ресурсы
    • 1.2 Очистка и повторное использование сточных вод
    • 1.3 Опреснение
  • 2 Доступ
  • 3 Качество обслуживания
  • 4 История и последние Разработка
    • 4.1 Предоставление частных услуг во время протектората
    • 4.2 Национализация после обретения независимости
    • 4.3 Закон об управлении водными ресурсами и программами сельского хозяйства (1995)
    • 4.4 Приватизация водных ресурсов в конце 1990-х
    • 4.5Национальная Программа санитарии
    • 4.6 Создание ONEE в результате слияния ONEP и ONE
  • 5 Передовой международный опыт и инновационные подходы
    • 5.1 Программа сельского водоснабжения PAGER
    • 5.2 Помощь на основе результатов для расширения доступа к воде и санитари
  • 6 Обязанности сектора
    • 6.1 Политика и регулирование
    • 6.2 Управление водными ресурсами
    • 6.3 Предоставление услуг
      • 6.3.1 Частные концессии
      • 6.3.2 Коммунальные предприятия: Régies autonomes
      • 6.3. 3Национальное коммунальное предприятие ONEE
      • 6.3.4 Прямое предоставление услуг муниципалитетами: Régies directes
    • 6.4 Ассоциации
  • 7 Финансовые аспекты
    • 7.1 Тарифы и доступность
    • 7.2 Возмещение затрат
    • 7.3 Инвестиции
    • 7.4 Финансирование
  • 8 Внешнее сотрудничество
    • 8.1 Африканский банк развития
    • 8,2 Европейский союз
    • 8,3 Франция
    • 8,4 Германия
    • 8,5 Исламский банк развития
    • 8, 6 Япония
    • 8,7 Испания
    • 8,8 Единица ред Соединенные Штаты
    • 8,9 Всемирный банк
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние

Водные ресурсы

Традиционные водные ресурсы

Марокко имеет около 22 миллиардов кубических метров возобновляемых водных ресурсов в год, что эквивалентно 730 кубометрам на душу населения в год. Если не учитывать только засушливые годы 1990-х и 2000-х годов, общие возобновляемые водные ресурсы оценивались намного выше и составляли около 29 миллиардов кубических метров, до 20 миллиардов кубическихметров. в год могут быть экономически извлечены (мобилизуемые ресурсы), в том числе 16 миллиардов м3 поверхностных и 4 миллиарда м3 грунтовых вод. В Марокко около 100 плотин разного размера с общей емкостью хранения 15 миллиардов кубических метров. Подсчитано, что в 2004 г. было изъято около 13,5 млрд. М3 или около 67%. 83% забора приходилось на сельское хозяйство и 17% коммунальное и промышленное использование. Однако количество осадков не ограничено зимой. Кроме того, качество плохих из-зазагрязнения, особенно в бассейне Себебастьяна.

Снежный покров в горах Атласа, откуда берут начало основного рекокко Марокко, обеспечивает хранилище водных ресурсов.

Марокко разделено на семь речных бассейнов и ряд небольших бассейнов. Семь основных бассейнов с севера на юг: река Луккос, река Мулуя, река Себу, река Боу Регрег, Река Ум -Эр-Рбиа, Тенсифт и бассейн Сус-Масса-Драа. За исключением реки Луккос, всеэти реки берут свое начало в Атласских гор. В Марокко мало межбассейновых переходов, наиболее важными из которых является канал Рокад из реки Оум-Эр- Бассейн Рбиа в бассейн Тенсифт около Марракеша, переезд из около устья Ум-Эр-Рбиа в Касабланку, а также переезд с реки Бурегрег в Касабланку. Есть предварительные планы на большой север-юг переброски вод проекта со средней мощностью транспортировки около 2,74 миллионов кубических метров / сутки (0,75 млрд.м3 / год) за 500-600 кмот бассейна реки Себу в воде Тенсифт-бассейн.

Использование воды для муниципальных и промышленных нужд составило около 2,28 миллиарда м3 в 2003 году, из которых 0,7 миллиарда м3 (31%) приходятся на подземные воды и 1,58 миллиарда м3 (69%) из поверхностных вод. Ресурсы подземных вод чрезмерно эксплуатируются в некоторых частях страны, в частности, в районе Сус-Масса на юге, где орошение является основным водопользователем.

Очистка и повторное использование сточных вод

На данный момент запланированное повторное использование очищенной воды в Марокко ограничено, учитывая, что только 21% собранных сточных вод проходит какую-либо очистку. В 2009 году в Марокко было более 100 очистных сооружений, которые в основном обслуживают малые и средние города, расположенные в эриорской стране. Первые очистные сооружения в Марокко были построены небольшими муниципалитетами с использованием широкого спектра технологий. Из-за ограниченных финансовых и финансовыхвозможностей этих муниципалитетов практически все эти 28 заводов прекратили работу вскоре после завершения строительства. Это решение о помощи в малых городах в 2000 году решение о помощи в малых и средних городах национального коммунальному предприятию ONEP. В 2009 году последний был в процессе строительства 43 заводов, в основном используемых стабилизации пруда, но также одну установку и активногола и несколько установок капельных фильтров. Эксплуатация этих станцийлучше, чем у станций, эксплуатируемых муниципалитетами, отчасти, что преобладающая технология - стабилизирующие пруды - не требует электричества. Его более низкие эксплуатационные расходы делают его менее уязвимым для сбоев в случае напряженных расходов расходов. В большом городе Таким образом, только очень немногие муниципальные коммунальные предприятия (Régies) имеют очистные сооружения. Их послужной список в эксплуатации их неоднозначен: установка, эксплуатируемая коммунальным предприятиемАгадира, работает хорошо, в то время как установка, принадлежащие коммунальным предприятиям Бени-Меллала и Надора, не работают. Эти установки используют способ активного ила, для которой требуется электричество. Коммунальное предприятие в Мараккеше строило большой завод в 2009 году, а коммунальное предприятие в Фесе участвовало в торгах на строительстве завода. Этот процесс потерпел неудачу, когда французское агентство развития AFD и Европейский инвестиционный банк отозвали свое финансированиезавода, сославшись на несоблюдение тендерных процедур в качестве причин.

По совместным водопользованием в Марокко, очищенная вода может обеспечить только долю растущих стран в воде. Более того, нет нормативной базы для повторного использования воды и нет установленной системы возмещения затрат на рекуперативную воду от пользователей. Сообщать в основном для орошения полей для гольфа, где очищенная вода с завода мощностью 90 000 м3 / день будет повторно сообщать в основном в странепроект повторного использования в процессе строительства в Марракеше. Доочистка и сеть для распределения очищенной воды будут финансироваться частными инвесторами. Redal, коммунальное предприятие, обслуживающее Рабат, в 2009 году проводило исследование, чтобы оценить возможность повторного использования сточных вод для орошения зеленых насаждений в городе. Помимо этого, с 1980-х гг. Было реализовано несколько разрозненных небольших проектов повторного использования. Среди день устойчивыхпроектов - проект по орошению полей для гольфа в Бен Слимане, который действует с 1997 года и имеет мощность 5 600 кубометров в. В 2009 году в Агадире был запланирован большой проект повторного использования для гольфа и городских садов объемом 50 000 кубических метров в день. В 2009 году было также два проекта прямого, запланированного повторного использования в сельском хозяйстве в Уджде и Бени-Меллале. Эти проекты финансируются Национальным экологическим фондом и добавят финансированиезаводов. В 2009 году водный отдел Государственного секретариата по водным ресурсам и окружающей среде национальное повторное исследование использования воды.

Опреснение

Марокко все больше обращает внимание на источник потребностей в воде для питья, промышленности и горнодобывающей промышленности. Государственный секретарь по вопросам окружающей среды и окружающей среды заказал исследование по опреснению, которое должно быть завершено к концу 2009 года. Среди прочего,исследование предусматривает очень большая новая опреснительная установка в Касабланка мощностью около 685 000 м3 / день (250 млн м3 / год), что составляет более 10% от общего объема городского водопотребления в Марокко.

В мае 2014 г. национальное коммунальное предприятие ONEE подписало контракт на строительство-эксплуатация-передача на установку по опреснению морской воды 100000 м3 / день обратного осмоса в Агадире с консорциумом испанской фирмы Абенгоа Вода и инвестиционный фонд InfraMaroc. Проект находился под подготовкой за семь лет. Оплата действует в системе, и консорциум Abengoa был единственным, кто подал заявку на проект, который другой фирмы сочли слишком рискованным.

Доступ

В 2011 году 82% населения Марокко имело доступ к улучшенному источнику воды. В частности, это означает, что 59% марокканцев имели доступ к водопроводной воде в своем доме или во дворе своего дома. По состоянию на 2004 год для 11%основного водоснабжения труба общего пользования, на 5,6% это был защищенный колодец. 1,5% марокканцев, в основном проживающих в сельской местности, полагались на сбор дождевой воды в качестве основного источника воды. 7% собирали воду из источников. Половина этих источников, снабжающих 3,5% населения, считалась охраняемой. Все вышеперечисленные источники воды улучшенными новыми водами ВОЗ, в результате чего общее количество составляет 82%.

18% населения неимело доступа к улучшенный источник воды. Эта доля разделена следующим образом: 1%, использовали в городской местности, использовали из автоцистерн в качестве основного источника воды. 7% собирали воду из незащищенных общественных колодцев и 4% - из незащищенных частных колодцев у себя дома или во дворе. 2,5% берут воду непосредственно из рек и открытых водоемов. Еще 3,5%, по оценкам, использовали незащищенный источник в качестве основного источника водоснабжения, так что в общей сложности 18%населения не имели доступа к улучшенному источнику воды.

В сельской местности женщины стирают одежду, как sh владеть здесь, на реке Дадес. Эта практика стала менее распространенной доступа к водопроводной воде и водопроводным трубам.>
ВОДАВ городахВ сельской местностиВсего
Кран внутри дома82,6%18,1%58,3%
Кран во дворе2,6%1,7%2,2%
Вода в бутылках0,6%0,3%0,5%
Напорная труба10,8%11%10,9%
Защищенные лунки0,8%13,5%5,6%
Открытые скважины1%26,6%10,7 %
Весна0,9%17,2%7,1%
Река или ручей0,0 %5,4%2,0%
Водохранилище плотины0,0%0,3%0,1%
Сбор дождевой воды0,0%4,0%1,5%
Автоцистерна0,6%1,5%0,9%
Другое0,1%0,4%0,2%
ИТОГО100%10 0%100%

Источник: Enquête sur la Population et la Santé Familiale (Обследование населения и здоровья) 2004 г.

Что касается санитарии, 83% городского населения и 52% сельского населения имели доступ к улучшенным санитарным сооружениям в 2011 году. 14% городского населения использовали общие туалеты, которыене считаются улучшенными санитарными условиями. 6% сельского населения использовали общие туалеты, а 38%, по оценкам, испражнялись под открытым небом. Это самые бедные люди, у которых нет доступа к санитарии: в вторник банка 2004 года отмечалось, что «канализация полностью отсутствует в пригородных районахостепенных городских центров. Трущобы, разбросанные по более крупным мегаполисам, а также лишены доступа к канализационной сети, что усиливает риски для здоровья и стигма бедности в этихрайонах ».

Качество услуг

Водоснабжение непрерывно почти во всех средних и городских центрах. В городе Лаюн, обслуживаемая морской водой опреснительная установка, мощность которой недостаточна для снабжения всего города водой, в 2010 году водоснабжение было прерывистым. Только 21% собранных сточных вод проходит очистку перед сбросом в глобальную среду.

История и последние события

Предоставление частных услуг во время протектората

Во время Французского протектората, начиная с 1912 года, водоснабжение и канализация во многих других Марокко находились в ведении на основании концессии частной компании. pany Société Marocaine de Distribution d'eau, de Gaz et d'electricité (SMD). Консорциум SMD, управляемый Lyonnaise des Eaux, услуги в Касабланке, Рабате, Сале, Танжере и Мекнесе. С 1950 года SMD также управляла жизненно важной по перекачке воды: поставка воды из реки-эр-Рбиа в Касабланку. Массовое водоснабжение других городов,которые не снабжаются водой из местных источников, входит в обязанности государственной компании Régie d'exploitation Industrielle du. протекторат (REIP) создан в начале 1930-х гг. Таким образом, основы для двух важных элементов современного сектора водоснабжения и канализации - частных концессий на территории городов городов и государственной компании по водоснабжению - заложены уже во время протектората.

Национализация после обретения независимости

обретения независимости в1956 году системы распределения воды были национализированы и переданы государственным компаниям в крупных городах, так называемым Реги. В системе водоснабжения от реки Ум-Эр-Рбиа до Касабланки осталась в частных руках концессионера SMD. Массовое водоснабжение на остальной территории страны было поручено новой национальной компании водоснабжения, созданной в 1972 году, Национальному бюро питьевой воды (ONEP).

Новый общий закон (1995 г.))

В 1995 году был принят новыйвсеобъемлющий Закон о воде (Loi 10-95). Направлен на изменение акцента управления водными ресурсами в то время это считалось «сменой парадигмы» от расширения предложения до управленияом. Он предусматривает меры по повышению эффективности водопользования, лучшему распределению водных ресурсов и защите качества воды посредством применения принципа платит пользователь и принципа «загрязнитель платит». Закон также обеспечивает основу для создания бассейновых средств дляинтегрированного управления водными ресурсами, вдохновленных примерами агентств во Франции и Испании среди других стран. В 1996 году было создано агентство Oum Er-Rbia как первое бассейновое агентство в Марокко. В 2000 году были созданы два других бассейнах страны. Однако бассейновым агентствам потребовалось много лет, и они все еще остаются относительно слабыми структурами. Спустя более десяти лет после принятия закон до сих пор не реализован в полной мере.

Также в 1995 годуправительство запустило амбициозную Программу водоснабжения негативной (Программа одобрения группы en eau potable des Populations rurales - PAGER), чтобы решить проблему очень низкого доступа к питьевой воде в деревне районов. Программа осуществляется ONEP, чья ответственность распространилась с городских на сельские районы через программу (см. Также ниже в разделе инновационных подходов и передовой международной практики).

Приватизация водоснабжения в конце 1990-х гг.

Подробнее см. Приватизация водоснабжения в Марокко

Горько, обслуживающего Касабланку, был плохой послужной список, правительство В середине 1990-х годов Энн решил привлечь частную компанию для управления городскими сетями водоснабжения, канализации и электроснабжения. Консорциум под названием Lydec, управляемый (ныне СУЭЗ), получил 30-летнюю концессию без конкурса в 1997 году. Концессия в Касабланке открыла путь для уступок в Рабате, Танжере и Тетуан. Вто время как концессия в Рабате была передана непосредственно Vivendi в 1998 году, концессия в Танжере и Тетуане была предоставлена ​​в 2002 году после проведения конкурса. itive торги дочерней компании Vivendi.

В 2000 году первоначальная 50-летняя концессия SMD, дочерней компании Lyonnaise, на поставку воды в Касабланку была возобновлена.

Национальная программа санитарии

В 2000 году В Закон об ОНЕП были внесены поправки, включившие санитарию (канализацию и очисткусточных вод) в полномочия ОНЕП. В то же время были впервые введены тарифы на сточные воды (redevance d'assainissement), хотя и на очень низком уровне, менее 1 дирхам / м3, и была создана скромная программа субсидирования. В 2005 году эта политика была усилена более амбициозной программой санитарии (Национальная программа ассимиляции - PNA).

Создание ONEE в результате слияния ONEP и ONE

Во время перестановок в кабинете министров после выборов 2007 года Министерство окружающейсреды и водных ресурсов с одной стороны, и Министерство энергетики и горнодобывающей промышленности с другой. стороны, были объединены в единое «Суперминистерство». В министерстве водными ресурсами и окружающей средой остается статс-секретарь. Чт В 2002 году было создано министерство окружающей среды и водных ресурсов, которое объединяет обязанности, которые ранее были распределены между министерствами.

В 2009 году Кабинет одобрил одобрил законопроект (Loi 40 09), которыйпредусматривает стратегический альянс (перегруппировку) между ONEP и национальной электроэнергетической компанией ONE. Цель состоит в том, чтобы распространить эффект масштаба при выставлении счетов и обслуживании, который уже достигнут в концессиях и регионах в крупных городах, на другие районы страны. Законопроект основан на предложениях по реформе, которые выдвигались в различных исследованиях, в том числе в исследовании, проведенном консалтинговой фирмой McKinsey для Министерствавнутренних дел в 2004 году. В сентябре 2011 года законопроект был одобрен парламентом и создано новое подразделение - Национальное управление электричеством и питьевой водой (ONEE). Бывший ОНЕП стал его «водным филиалом».

Передовой международный опыт и новаторские подходы

Среди различных видов деятельности в водной сфере и санитарии в Марокко, инициированная в течение последних двух десятилетий, сельского водоснабжения и санитарии PAGER была признана Программа управленияпередовой международной практикой. Кроме того, в 2007 году был инициирован инновационный проект помощи по расширению доступа к воде и санитарии.

Программа сельского водоснабжения PAGER

В 2004 году национальная программа сельского водоснабжения PAGER получила Премию ООН за общественную службу в категории «улучшение» результаты государственной службы. Проект опирается на два основных принципа: использование простых технологий и участие бенефициаров на всех этапахпроекта от оценки потребностей до разработки, реализации и оценки. Программа стоимостью 1 миллиард долларов, начатая в 1995 году, направлена ​​на то, чтобы охватить 12 миллионов человек к 2010 году. Программа избавила женщин и детей от бремени ношения воды. Оценка Всемирного банка 2001 года показала, что прием в школы в общинах-бенефициарах увеличился на 16%.

Согласно официальным данным и сообщениям марокканских СМИ, PAGER увеличил доступ к воде в сельской местности с 14% в 1995 году до61% в 2004 году и 77% в 2006 году. подключение к домам в сельской местности увеличилось с 10% в 1995 году до 20% в 2004 году. Согласно данным того же исследования, доступ к улучшенному источнику воды в сельской местности оставался постоянным в период с 1995 по 2004 год на уровне 58%. Остается неясным, как можно согласовать данные опроса и данные PAGER.

Помощь на основе результатов для расширения доступа к воде и санитарии

В 2007 году частные концессионеры в Касабланке,Танжере и Тетуане, а также коммунальное предприятие водоснабжения Мекнеса начали осуществлять водоснабжение. пилотные проекты в области санитарии на основе новаторского подхода помощи, ориентированной на результат. Задача состоит в том, чтобы подключить к водопроводу и канализации 11 300 домохозяйств в бедных, незонированных пригородных районах. Пилотные проекты являются частью Национальной Development Initiative and are funded through a US$7 million grant by the Global Partnersh ip for Output-Based Aid (GPOBA) administered by the World Bank. It is the first time that GPOBA, which promotes primarily the private sector, provided grants to a public water operator. The average subsidy level per connection amounts to US$169 for water supply and to US$606 for sanitation. The average subsidy level per connection is 35 percent. Operators also developed awareness raising campaignsчтобы люди знали о возможности подключения к канализации через команды, которые выезжают нарынки. В рамках подхода помощи, основанного на результатах, инвестиции предварительно финансируются концессионерами или коммунальными предприятиями, которые получают возмещение со стороны GPOBA только после того, как процесс проверки подтверждает, что домохозяйства подключены и получают адекватные услуги. По данным Всемирного банка, подход к оказанию помощи на основе результатов помог улучшить процессы, преодолеть финансовые препятствия и мобилизовать заинтересованные стороны. в партнерстве.

Обязанности сектора

Ключевыми действующими лицами на политическом уровне в секторе являются Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды, отвечающее за управление водными ресурсами, и Министерство внутренних дел в плата за водоснабжение и водоотведение. На уровне предоставления услуг ключевыми участниками являются национальная электроэнергетическая и водопроводная компания ONEE, 3 частных оператора и 13 муниципальных коммунальныхпредприятий. Самый большой город страны, Касабланка, обслуживается частными оператор Lydec. В дополнение к вышеупомянутым учреждениям, семь бассейновых агентств отвечают за управление водными ресурсами. Однако эти институты все еще относительно слабы.

В целом сектор характеризуется сложной и фрагментированной институциональной структурой, которая, согласно отчету Всемирного банка за 2004 год, «препятствовала формулированию всеобъемлющего видения сектора и установлениюсогласованных политических целей».

Политика и регулирование

Высший политик Официальная власть в водном секторе Марокко принадлежит Высшему совету по водным ресурсам и климату (Conseil Supérieur de l'Eau et du Climat) при премьер-министре и почетном президентстве короля. Он был создан в 1996 году, заменив ранее существовавший Высший совет, созданный в 1981 году. В его состав входят представители всех министерств, занимающихся водными ресурсами, представители региональныхправительств и ассоциаций водопользователей, а также академические круги, профессиональные ассоциации и торговые ассоциации. Несмотря на то что Совет должен собираться один раз в год в соответствии с указом об учреждении, последний раз он заседал в 2001 году. Его последнее предыдущее заседание состоялось в 1994 году. Согласно тому же указу секретариатскую функцию Совета обеспечивает Министерство общественных работ. Однако в 2002 году все функции, связанные с водными ресурсами, были переданы изМинистерства общественных работ в недавно созданное Министерство водных ресурсов и окружающей среды.

В рамках правительства Марокко ответственность за водоснабжение и санитарию разделена различными министерствами. Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды (Ministère de l'Energie, des mines, de l'eau et de l'environnement) отвечает за управление водными ресурсами и водоснабжение, а Министерство внутренних дел отвечает за надзора зараспределением воды и канализацией, осуществляемым муниципальными предприятиями. В рамках Министерства внутренних дел Управление по делам окружающей среды (DEA) оказывает помощь местным органам власти в решении вопросов водоснабжения и санитарии и играет роль Я играю роль в планировании, реализации и поддержке работы основной инфраструктуры водоснабжения и канализации. Управление коммунальных услуг и концессий (DRSC), также входящее в состав Министерства внутренних дел, контролирует деятельностьRégies и концессий

Определенные секторальные обязанности находятся в сфере компетенции других министерств. Министерство здравоохранения (Ministère de la santé publique, MSP) является основным органом регулирования качества воды в секторе, отвечающим за установление и обеспечение соблюдения общественные стандарты питьевой воды. Управление государственных корпораций и приватизации Министерства финансов контролирует фискальные аспекты деятельности коммунальных предприятий и заключениедоговоров концессии. Кроме того, Межведомственная комиссия по ценам утверждает предложения о повышении тарифов.

Управление водными ресурсами

Река Ум-Эр-Рбиа в центральном Марокко - самая длинная река в стране. Помимо того, что это важный источник воды для орошения, он поставляет большую часть питьевой воды для крупнейшего города страны, Касабланка

Девять агентств речных бассейнов несут ответственность за управление водными ресурсами в Марокко. На речныебассейновые агентства возложен ряд важных обязанностей. Они разрешают забор воды и сброс сточных вод для всех пользователей на основе подготовленного ими генерального плана бассейна (Plan directeur d'aménagement intégré des ressources en eau, PDAIRE). Они также взимают плату за забор и сброс сточных вод. arges. Они также должны предоставлять финансовую помощь и техническую помощь поставщикам услуг для предотвращения загрязнения воды и эффективного использования водных ресурсов. Они такжеконтролируют качество и количество как поверхностных, так и подземных вод и несут ответственность за ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с водой. Наконец, они должны повышать осведомленность общественности о водных ресурсах. Агентства охватывают следующие бассейны, ранжированные в порядке имеющихся водных ресурсов в каждом бассейне: Река Себу, Река Мулуя, Река Оум-Эр-Рбиа, Река Боу Регрег, Река Тенсифт, Луккос Река и бассейнСус-Масса, Зиз-Эр-Герис и Сакия эль-Хамра-Уэд Эддахаб. Средств, имеющихся у бассейновых агентств, в основном недостаточно для выполнения своих функций.

Предоставление услуг

В Марокко есть четыре категории городских поставщиков услуг: частные концессионеры (38% городских потребителей воды), муниципальные коммунальные предприятия (31%), т. национальная публичная компания ONEE (28%) и муниципалитеты, оказывающие услуги напрямую (3%). Де-юре, в соответствии с муниципальнымкодексом 1976 г. (Charte Communale) с поправками, внесенными в 2002 и 2008 гг., За коммунальные услуги, такие как водоснабжение, канализация и распределение электроэнергии, несут ответственность муниципалитеты (коммуны). В Марокко 1547 муниципалитетов, в том числе 249 городских и 1298 сельских. Как упоминалось выше, некоторые муниципалитеты делегировали предоставление услуг частным концессионеры. В других муниципалитетах Régies предоставляют эти услуги, часто не на основе конкретного контракта.В более мелких муниципалитетах ONEE часто предоставляет услуги с или без контракта (contrat de gestion déléguée) с муниципалитетом. Что касается канализации, многие небольшие муниципалитеты по-прежнему предоставляют эту услугу напрямую, хотя существует политика постепенной передачи канализационных услуг компании ONEE.

Поправка 2008 г. к муниципальному кодексу разрешила creation of municipal associations (groupement d'agglomérations urbaines).

Private concessions

Water andsewer services in the city of Tangiers on the Straits of Gibraltar are run by the private company Amendis, a subsidiary of Veolia Environnement of France

Several private multi-utility concessionaires provide drinking water, sewerage services and electricity in Casablanca, Rabat, Tangiers, and Tetouan. Lydec, the concession hol British private equity group Actis Capital for €370 million after requests for tariff increases hadбыло отказано властями. Компания также подвергалась критике за неспособность достичь своих инвестиционных целей, в частности, в отношении доступа к бедным. В настоящее время концессионером в Рабате является компания Averda из ОАЭ, которая выиграла семилетний контракт, срок действия которого истекает в 2022 году.

Четвертый концессионер поставляет воду в Касабланку.

.

Коммунальные предприятия: Régies autonomes

Водоснабжение и водоотведение в средиземноморском городе Надор было передано ONEP после unicipal utility RADEEN was unable to clean up the Nador lagoon

12 specialized municipally owned public operators called Régies autonomes provide water in 12 medium to large cities. The same operators also provide sanitation in 11 cities and electricity distribution services in 7 cities. The largest of the cities served by Regies autonomes are Agadir, Fes, Marrakech, Meknes and Oujda. Regies also exist in Chaouia, El Jadida, Kenit ra, Larache, Safi, Tadla and Taza. Many of these utilities are owned by several municipalities (Régies intercommunales). The Régie Autonome de Distribution de l'Eau et de l'Elecricité de Nador (RADEEN) was taken over by ONEP in about 2007 as a result of the utility's failure to properly to clean up the highly polluted lagoon of Nador.

The national utility ONEE

ONEE (Office National de l'Electricité et de l'Eau Potable) is an electric utilit y и поставщик воды, который производит 80 процентов питьевой воды в стране и продает большую часть ее регионам и частным концессионерам. Он также распределяет воду напрямую потребителям примерно в 500 средних и малых городах. ONEE также взяла на себя услуги санитарии в более чем 65 городах, где она распределяет питьевую воду к 2009 году, и, как ожидается, к 2017 году она возьмет на себя услуги санитарии в 191 городе. одна треть сельского населения, имеющая доступ к улучшенным источникам воды. ONEE («Национальное управление электричеством и питьевой водой») было создано как альянс энергетической компании ONE и ONEP.

Прямое предоставление услуг муниципалитетами: Régies directes

40 муниципалитетов в малых городах обслуживают 3 процента городских потребителей водоснабжением (Régies directes) через «непрофессиональные и недостаточно финансируемые муниципальные департаменты». Они также предоставляют услуги канализации в 280 городах ( 2003 г.).

Ассоциации

Марокканская ассоциация водоснабжения и санитарии (Association Marocaine de l'Eau Potable et de l'Assainissement - AMEPA) - это торговая ассоциация, созданная в 1997 году. для «решения предстоящих задач и защиты интересов сектора». Он организовал ряд национальных и международных семинаров и конгрессов в Марокко. Он также участвует в международных конференциях. В 2009 году он насчитывал 120 членов, включая поставщиков услуг, подрядчиков, consulting firms and professional associations., General Director of ONEP, was the President of AMEPA as of November 2009.

Financial aspects

Tariffs and affordability

Morocco has a compl замороженная система тарифов и сборов за воду и канализацию, которая состоит из большого набора тарифов на разных этапах водного цикла: забор воды, оптовая продажа, розничная продажа, а также сбор, очистка и сброс сточных вод. Городские тарифы дифференцированы по местности,потребляемому количеству и типу использования (жилое, общественное, коммерческое и промышленное). Кроме того, механизмы пересмотра тарифов в городах различаются в зависимости от того, является ли поставщик услуг частным или государственным, причем последний процесс является более сложным и обременительным, чем первый. В целом уровень тарифов на воду в городах высок по сравнению с другими странами Ближнего Востока и Северной Африки, что затрудняет доступ городской бедноты к водопроводной сети. Сдругой стороны, этого недостаточно для полного возмещения затрат. 11% всех пользователей, в том числе значительная часть бедных пользователей как в городских, так и в сельских районах, получают воду бесплатно из водозаборных труб.

Сборы за абстракцию . ONEE и Régies должны платить сборы (redevances) за водозабор и сброс сточных вод бассейновым агентствам. Эти сборы были введены на основании Закона о воде 1995 года. Их уровень низок, что не позволяет бассейновым агентствам покрыватьсобственные административные расходы, не говоря уже о содействии финансированию инвестиций поставщиками услуг, как это предусмотрено законом. С момента их введения уровень сборов не корректировался, так что с поправкой на инфляцию стоимость и без того низких сборов еще больше снизилась.

Тарифы на оптовую воду . ONEE взимает тарифы на поставку воды частным операторам и регионам Реги. Эти тарифы пересматриваются правительством вместе с тарифами для Régies и розничными тарифами на воду иканализацию ONEE. Тарифы на оптовую воду различаются от города к городу с учетом производственных затрат. Например, тарифы на воду наливом в Касабаланке, где поставщик услуг является частным, вдвое выше, чем в соседнем городе Сеттат. Существует специальный налог в размере 5% на оптовую продажу воды для финансирования программы сельского водоснабжения PAGER, а также еще один более важный дополнительный налог для финансирования водоснабжения в малых городах.

Розничные тарифы на воду .Такая же структура розничных тарифов действует для всей страны. Тарифы на воду и канализацию в Марокко следуют структуре тарифов с увеличивающейся блочной ценой, при которой тариф за кубический метр повышается по мере увеличения потребления. Тариф для населения состоит из четырех блоков, самый низкий применяется к потреблению менее 6 м³ в месяц, а самый высокий - к потреблению выше 40 м³ в месяц. Однако уровень розничных тарифов варьируется от одного населенного пункта к другому. Услугиводозабора, которые обычны для городской бедноты, обычно бесплатны. Коммунальные предприятия отправляют счета в местные органы власти. В некоторых случаях управление водопроводной трубой было поручено смотрителю / помощнику, который управляет краном и взимает плату с пользователей. Согласно отчету Всемирного банка, бесплатные водопроводные трубы предназначены для бедных. Но они также становятся все более неустойчивыми для операторов, как с точки зрения нерационального использования воды (до 40процентов), так и с точки зрения отсутствия доходов. Операторы выступают за продвижение индивидуальных подключений с целью укрепления своей базы доходов.

В 2006 году розничные тарифы на воду и канализацию были увеличены по всей стране за счет уменьшения размера первого блока повышающихся блочных тарифов с 8 до 6 кубометров в месяц и за счет увеличения фиксированной части счета. Объемный тариф для каждого тарифного блока остался без изменений. Эти изменения были эквивалентны повышениютарифов на 11% (чек).

После повышения средний тариф на воду варьировался от 3,20 дирхама за м3 (0,29 доллара США) в мекнесах до 7,18 дирхама за м3 (0,66 доллара США) в Касабланке. Тарифы на канализацию варьировались от 0,59 дирхама за м3 (0,05 доллара США) в Уджде до 1,64 дирхама за м3 (0,15 доллара США) в Марракеше. В 2002 году было решено, что тариф на канализацию в малых городах, обслуживаемых ОНЕП, должен стать единым для всех городов с использованием возрастающей блочной структуры.В 2009 году средний тариф на канализацию ONEP составлял 1,50 дирхама за м3. Хотя в 2004 году было принято решение повысить тариф на канализацию до 2,00 дирхама за м3. Однако применение этого решения было отложено, и до 2009 года тарифы на канализацию повышались только в одном городе. Тем не менее, на 2009 год предусмотрено увеличение до 2,20 дирхама за м3.

Плата за подключение . В городских районах единовременная плата за подключение к водопроводу и канализации уплачиваетсясоответствующему поставщику услуг. Размер платы определяется по формуле, которая учитывает протяженность водопроводной и канализационной сети в городе, а также длину фасада каждого объекта недвижимости (для платы за подключение к водопроводу, взимаемой ONEP, называемой налогом riveraine) или площадь собственности (для всех сборов за подключение, взимаемых Régies и частными операторами, а также для сборов за подключение к канализации, взимаемых ONEP, все вместе называемые Participation au PremierEtablissement или PPE). Эти сборы не включают затраты на фактическое подключение к линии обслуживания на улице, которые получатель должен оплатить сам отдельно. Как и в других странах, он также не покрывает расходы на установку сантехники внутри собственности. Плата за подключение к сети водоснабжения и канализации является основным источником финансирования для поставщиков услуг. В то же время их высокий уровень представляет собой препятствие для расширения сети, несмотря на политику,позволяющую малоимущим клиентам оплачивать часть платы за подключение в рассрочку, которая добавляется к ежемесячному счету за воду в течение периода до 7 лет (филиалы sociaux). Эти трудности проиллюстрированы на примере Касабланки, где была поставлена ​​первоначальная цель в 10 000 социальных связей в год, но до 2006 года ежегодно внедрялось только 1250. В рамках Национальной инициативы развития человеческого потенциала плата за подключение не взимается для отдельных бедных городскихжителей. микрорайоны

Средняя плата за подключение варьировалась от 220 до 500 долларов США за воду и от 880 до 1650 долларов США за канализацию в 2004 году. Однако, согласно другому источнику, в 2008 году плата за подключение канализации, взимаемая ONEP, составляла только 1600 дирхамов (около 145 долларов США).

Доступность . По данным Национального обследования уровня жизни домашних хозяйств за 1998/99 год, общие расходы на водоснабжение составили 84,8 дирхамов на человека вгод в городских районах и 147,4 дирхамов на человека в год в сельской местности, или 1,8 и 2,9 процента от средних общих расходов на душу населения.

Возмещение затрат

Возмещение затрат в этом секторе остается проблемой. ONEE номинально является финансово автономным за счет своих тарифных доходов, но он получает инвестиционные субсидии в размере 150 миллионов дирхамов в год на сельское водоснабжение, а половина его инвестиций в санитарию финансируется из государственного бюджетаи муниципалитетов. Регионам приходится в значительной степени полагаться на плату за подключение для получения своих доходов.

Инвестиции

Инвестиции в сектор водоснабжения и канализации существенно увеличились в период с 2003 по 2005 год. В городском водораспределении они увеличились с 0,9 до 1,5 млрд дирхамов, в водоснабжении села с 0,5 до 0,8 млрд дирхамов, в сфере водоснабжения с 0,3 до 0,6 млрд и в сфере санитарии с 1,1 до 2,8 млрд дирхамов. Общие инвестиции увеличилисьвдвое с 2,8 млрд дирхамов (337 млн ​​долларов США) до 5,7 млрд долларов США (687 млн ​​долларов США). Таким образом, инвестиции в водоснабжение и санитарию на душу населения составили 21 доллар США на душу населения в год, что является относительно высоким уровнем по сравнению с другими странами со средним уровнем дохода.

Финансирование

Инвестиции финансируются за счет поступлений от тарифов, различных субсидий и трансфертов (гранты и льготные кредиты) от внешних партнеров.Однако существуют также значительные перекрестные субсидии. Например, тарифы на воду, взимаемые ONEE с частных концессионеров и Régies, выше производственных затрат. Излишек используется для перекрестного субсидирования деятельности ONEE в сельском водоснабжении и канализации, где тарифы не покрывают затраты.

Кроме того, согласно исследованию Всемирного банка в 2008 году, существует перекрестное субсидирование в размере около 1 млрд дирхамов от потребителей электроэнергии, которыевзимают тарифы на распределение, превышающие затраты. Это позволяет концессионерам и Régies получать доход, необходимый для оплаты завышенных тарифов на воду, что, в свою очередь, позволяет ONEE перекрестно субсидировать сельское водоснабжение и санитарию на сумму, которая также составляет около 1 млрд дирхамов.

Внешнее сотрудничество

Внешнее сотрудничество играет важную роль в марокканском секторе водоснабжения и канализации. Внешние партнеры предоставляют инвестиционноефинансирование и техническую помощь. Начиная с 2002 года Африканский банк развития, Европейский союз, а затем Всемирный банк также предоставляли бюджетную поддержку, связанную с выполнением определенных условий политики. Основными внешними партнерами в секторе, помимо трех названных выше, являются Франция, Германия и Япония. Другими внешними партнерами являются Бельгия, Исламский банк развития, Кувейт, Люксембург, Испания и США.

Внешние партнеры все чаще работают вместе дляфинансирования совместных программ вместо финансирования конкретных проектов. Примером может служить программа водоснабжения сельских районов PAGER, инициированная в 1995 г. и поддержанная Бельгией, Европейским союзом, Францией, Германией, Японией, Кувейтом, Люксембургом и Всемирным банком. Более свежий пример - поддержка Национальной программы санитарии Европейским Союзом, Францией и Германией.

Африканский банк развития

AFDB Logo.png

Африканский банк развития (АфБР) с 1978 годапрофинансировал девять проектов в области питьевой воды в Марокко. Общая сумма его финансирования в этом секторе составила 180 миллионов долларов США. до 2006 года в 20 марокканских городах, в частности Танжер. Текущие проекты, все выполняемые ONEP, включают девятый проект питьевой воды и санитарии, оцененный в 2006 году, который приносит пользу сельскому населению в четырех провинциях и предусматривает очистку сточных вод в трех городах (Khouribga, Oued Зем и) идесятый проект питьевого водоснабжения, утвержденный в 2008 году, который поддерживает снабжение питьевой водой в Хенифра, Таунате, Сеттат, Марракеш и Тамесна, а также соседние городки. В 2003 году АфБР предоставил ссуду на программу корректировки водного сектора. В 2012 году АфБР одобрил ссуду в размере 157 млн ​​долларов США для финансирования проекта водоснабжения региона Марракеш вместе с AFD (68,7 млн ​​долларов США), ONEE и Office Chérifiendes Phosphates (OCP), каждый из которых предоставил 66,8 млн долларов США. Он профинансирует транспортировку воды от плотины Аль-Массира для питьевой воды, туризма и горнодобывающей промышленности. Ожидается, что проект будет завершен в 2017 году.

Европейский Союз

Флаг Европы.svg

Европейский Союз поддерживает сектор посредством грантов, а также кредитов от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). ЕИБ поддержал проекты водоснабжения и водоотведения в шести городах ( Марракеш, Сеттат, Мекнес, Агадир, Уджда и Фес), а также в ряде небольших городов. В период с 1997 по 2006 год он предоставил 10 кредитов на общую сумму 283 миллиона евро. В 2006 году он одобрил еще один заем в размере 40 млн евро на канализацию в бассейне Себу, сильно загрязненной реке, где расположены Фес и Мекнес. В 2002 году Европейский Союз предоставил грант в размере 120 млн евро для поддержки первой программы корректировки водного сектора в Марокко, направленной нарационализацию управления водными ресурсами. Конкретные цели программы заключались в эффективном выполнении Рамочного закона о водных ресурсах 1995 года, в сокращении расходов государственного бюджета и повышении эффективности отраслевых институтов.

Франция

Водоснабжение и канализация центральное направление французского сотрудничества в области развития с Марокко. В 2007 году Французское агентство развития (AFD) поддержало проекты на сумму 130 млн евро для городского исельского водоснабжения и 145 млн евро на канализацию. Географически проекты сосредоточены в бассейне реки Себу, в Агадире и в Надоре. В Надоре французская помощь вносит свой вклад в виде кредита, одобренного в 2007 году для очистки сильно загрязненной лагуны Надора, самой большой лагуны в Средиземном море. План очистки залива основан на аналогичном опыте Франции (Contrats de Baie), в рамках которого различные общественные деятели работают вместе для общей цели по очисткеприбрежного залива.

Германия

Германия поддерживает сектор водоснабжения Марокко с начала 1980-х годов и была одним из первых доноров, поддержавших усилия правительства Марокко по расширению доступа к канализации в малых и средних городах в начале 1990-х годов. Немецкие проекты помощи находятся в ведении KfW, отвечающего за инвестиционные проекты, GTZ, отвечающего за техническое сотрудничество, и InWent, отвечающего за обучение. В 2009 году общий объемодобренных и текущих инвестиционных проектов, поддерживаемых KfW, составил 407 миллионов евро, все они были выполнены ONEP в малых и средних городах и сельской местности. GTZ поддерживает Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности, водных ресурсов и окружающей среды и три бассейновых агентства (Tensift, Souss-Massa и Oum er-Rbia) в улучшении интегрированного и устойчивого управления водными ресурсами. Проект стоимостью 12 млн евро был начат в 2008 году и должен бытьзавершен в 2017 году.

Исламский банк развития

В 2006 году Исламский банк развития предоставил два займа в размере 270 дирхамов. миллионов (около 27 миллионов евро) на водоснабжение. Проекты выполняются ONEP.

Япония

С 1994 года JBIC предоставил ONEP ссуды на 3,6 миллиарда дирхамов. В 2008 г. JICA предоставило Марокко ссуду в размере 13,6 млрд. Йен (около 90 млн. Евро) для финансирования проектов водоснабжения сельских районов в провинциях Шефшауэн, Таунате и Хенифра. Проект принесет пользу 408 деревням (дуарам) с 241 335 жителями и будет реализован до 2013 года. Это самый важный заем, предоставленный JICA и его предшественником JBIC для ONEP.

Испания

Испанский Правительство поддерживает ряд проектов в области водоснабжения и санитарии в Марокко. Проект водоснабжения и санитарии стоимостью 15 млн евро, реализованный ONEP в провинциях Алхусемас, Надор, был одобрен в 2006г. В области управления водными ресурсами он поддержал бассейновое агентство реки Луккос в период с 2003 по 2009 год, а также бассейнового агентства реки Молуя в 2006/07 году.

США

USAID-Identity.svg

USAID поддержал улучшенное управление водными ресурсами в бассейн Сус-Маса с 1999 по 2005 год.

Всемирный банк

В 2009 году активный портфель Всемирного банка включал ссуду в размере 60 миллионов долларов США на проект водоснабжения и водоотведения в сельской местности,утвержденный в 2005 году. (осуществляется ONEP) и грант в размере 7 миллионов долларов США от Глобального партнерства для помощи на основе результатов для расширения доступа городов к водоснабжению и канализации (реализуется Министерством внутренних дел). Он также включает ссуду в размере 100 миллионов долларов США для поддержки Национальной инициативы развития человеческого потенциала, утвержденной в 2006 году, частью которой является водоснабжение и санитария. Всемирный банктакже предоставил бюджетную поддержку Марокко в размере 100 миллионов долларов США в рамках займа на развитие политики в водном секторе, одобренного в 2007 году. Он участвует в марокканском секторе водоснабжения и канализации с 1972 года с девятью инвестиционными проектами с объемом кредитования более США. 500 миллионов долларов.

Ссылки

Дополнительная литература

Беатрис Аллен-Эль-Мансури: La concession au privé de la gestion de l'eau potable et de l'assainissement l iquide au Maroc ou La ville à l'épreuve de la bonne gouvernance, Centre Jacques Berque (Rabat), 2003

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-20 09:31:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте