HM 81 Tomcat | |
---|---|
Роль | Сверхлегкий самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | . |
Первый полет | 1980 |
Статус | Производство завершено |
Waspair HM 81 Tomcat - это британская canard сверхлегкий самолет необычной конструкции, выпускаемый фирмой и позже. Дизайнер оспаривается, и в качестве дизайнеров названы Чип Эрвин, Ларри Уайтинг и Робин Хейнс. Самолет поставлялся как комплект для любительской постройки.
Самолет был спроектирован в соответствии с правилами США FAR 103 для сверхлегких транспортных средств, включая максимальный вес пустого в категории 254 фунта (115 кг). Самолет имеет стандартный пустой вес 248 фунтов (112 кг). Он оснащен высокорасположенным крылом, поддерживаемым двугранными стабилизаторами, одноместной открытой кабиной, трехопорным шасси и одним двигателем в конфигурации толкача..
Конструкция самолета изготовлена из алюминиевых труб. Его крыло с размахом 30 футов (9,1 м) расположено высоко над сиденьем пилота, обеспечивая маятниковую устойчивость. Органы управления очень нестандартные, и все они установлены на утке, имеющем две поверхности. Поверхности утка движутся синхронно для создания тангажа и по отдельности в противоположных направлениях для создания крена. Большие фиксированные двугранные стабилизаторы обеспечивают контроль рыскания, так как крыло не имеет собственного двугранного угла для соединения рысканья. Поверхности утка крепятся к передней части основной килевой трубы, которая служит фюзеляжем. Пилот размещается на открытом сиденье, прикрученном к той же трубе. Силовая установка Cuyuna 430 расположена за пилотом.
В эксплуатации система управления оказалась неадекватной, и самолетом трудно управлять в полете, особенно в воздухе, который не является плавным и произошел ряд аварий с потерей управления. Виртуальный сверхлегкий музей описывает самолет как «неуклюжий и нестабильный». Обозреватель Андре Клише говорит о характеристиках управляемости Tomcat:
Он использует 2-осевую систему управления, в которой утка контролирует тангаж и крен. Нет руля направления для управления рысканием, но V-образное крыло должно обеспечивать устойчивость по рысканью. Это несовершенная система с проблемами, особенно при рыскании. Любой вид сбоя, инициированный пилотом или турбулентностью, может привести к боковому движению, которому эффект руля направления от V-образного крыла недостаточно силен, чтобы противодействовать. Пилот должен отклонить поверхность утка в противоположном направлении до того, как высадка вытолкнет нос за пределы максимального угла восстановления утка. Если этого не сделать, результатом может стать неконтролируемое спиральное погружение.
Клише рекомендует выбросить Tomcats на запчасти, а не летать.
Усовершенствованная модель Pintail была позже представлена Хейнсом, который имеет управляющие поверхности на задней кромке двугранных стабилизаторов, но неясно, полностью ли это устраняет недостатки оригинальной конструкции.
Данные из Клише
Общие характеристики
Производительность